02.09.2010

В круге земном

ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.

информация:

открыть большое изображение
В конце XIX века красильно-отбельная фабрика, принадлежавшая семье Рябушинских, была одной из ведущих в стране, и во многом именно ей Вышний Волочек обязан титулом центра текстильной промышленности России. После революции 1917 года предприятие было переименовано в Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат, и под этим названием продолжает работать по сей день. И хотя большинство зданий, построенных Федором Рябушинским, сегодня уже не используются, они, к счастью, очень неплохо сохранились и по-прежнему поражают своими масштабами и суровой индустриальной красотой. «Под «хорошо сохранились» я имею в виду, что все перекрытия и окна на месте, а значит, реконструкция с последующим перепрофилированием – дело вполне подъемное, – поясняет Владимир Плоткин. – Это, признаюсь, сразу нас очень воодушевило».

Лучше всех сохранился главный корпус фабрики – 260-метровый четырехэтажный объем из красного кирпича, – а его внутренняя структура и, в частности, шаг несущих стен, идеально соответствовали современным требованиям к планировке гостиниц и лофтов, поэтому над новой функцией этого здания архитекторы долго не раздумывали. Куда хуже сохранился отбельный цех – он находится в практически руинированном состоянии, однако авторы приняли решение не сносить его, а, наоборот, именно диалог двух исторических корпусов сделать той центральной системой координат, вокруг которой развивается весь проект. После восстановления утраченных наружных фасадов сам красильно-отбельный корпус превратится в гостиницу категории «3 звезды» с интегрированным в нее музеем династии Рябушинских и истории текстиля. С главным корпусом, который вместит в себя 4-звездочный отель и бутик-отель, он на уровне второго этажа будет соединен пешеходной галерей. Интересно, что заданная хордой этой галереи тема подвесных дорожек, активно развивается в проекте – практически все пешеходные маршруты на территории комплекса организованы по такому же принципу (исключение сделано только для главного циркульного маршрута). Высвобожденная почва используется весьма неожиданно, по крайней мере, на взгляд столичного жителя: на ней высаживаются цветы, овощи и плодово-ягодные культуры.

«Когда я в первый раз приехал в Вышний Волочок, меня поразило количество садовых товариществ и огородов, разбитых прямо вокруг фабрики, – вспоминает Владимир Плоткин. – Я понял, что именно с помощью грядок жители города кормят свои семьи, и мне захотелось как-то поддержать этих трудолюбивых людей, подчеркнуть значимость их усилий. Так что посадки, введенные в наш проект, символизируют настоящее Вышнего Волочка. Кроме того, они помогают визуально интегрировать новый комплекс в ткань города». К слову, сравнение с тканью в данном случае более чем уместно – высаженные в определенном порядке клумбы и грядки образуют характерный «текстильный» узор.

На территории фабрики также сохраняются здания складов, пожарного депо и контор – их архитекторы предлагают использовать в качестве мастерских традиционных ремесел. Что же касается самого текстильного производства, то сегодня оно сосредоточено в самом дальнем корпусе фабрики –  здании начала XX века с уникальным шедовым покрытием. Сами архитекторы считают такой расклад огромной удачей – им не приходится ни ликвидировать производство, ни даже перемещать его. Фрагментарно оно, наоборот, будет включено в общий экскурсионный маршрут, поскольку идеально соответствует тематике создаваемого ТПО «Резерв» комплекса – Музея познания мира.

Вообще именно специфика музея во многом и предопределила планировку всего комплекса и архитектурное решение нового выставочного корпуса. Как не сложно догадаться, основными объектами показа в нем должны стать технические изобретения человечества, а они – особенно если представлять их ретроспективно – не отличаются скромными габаритами. Иными словами, перед архитекторами стояла задача спроектировать экспозиционные пространства, которые были бы способны продемонстрировать даже самые внушительные достижения инженерной мысли. Для наземной техники таким пространством стала площадь, для водной – демонстрационный водоем, по соседству с которым расположился амфитеатр детского центра. А для того чтобы этот водоем не воспринимался как банальный бассейн, авторы соединили его с протекающей неподалеку рекой Цной с помощью нового канала, – одновременно бывшая фабрика Рябушинских оказалась «подключена» к водной системе Вышнего Волочка.

Выставочный корпус решен как длинная полая труба сечением 20x30 метров. Поднятый над площадью с образцами техники на специальные опоры, этот вытянутый объем зрительно уравновешивает 260-метровый исторический корпус своей длиной, но нарочито контрастирует с ним своей современной стилистикой. Сами архитекторы его так и называют – «труба», и модернистский параллелепипед, на фасадах которого чередуются глухие и прозрачные панели, действительно больше всего похож на разложенную подзорную трубу, чье око внимательно наблюдает за техническим прогрессом.
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение
Генеральный план © Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Генеральный план © Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира» открыть большое изображение
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: фабрика Рябушинских, техно-развлекательный парк «Познание мира»открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Георгий Трофимов
  • Павел Андреев
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Биндеман
  • Вера Бутко
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Владимир Плоткин
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Левон Айрапетов
  • Никита Бирюков
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Сергей Переслегин
  • Тотан Кузембаев
  • Петр Фонфара
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Магда Чихонь
  • Илья Уткин
  • Карен Сапричян
  • Александр Бровкин
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Олег Карлсон
  • Зураб Басария
  • Всеволод Медведев
  • Алексей Иванов
  • Полина Воеводина
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Переслегин
  • Магда Кмита
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи