Будущее как гражданский долг, но не только

Павильоны Италии, Великобритании, Германии, Нидерландов и Франции на венецианской биеннале весьма свободно трактуют заданную куратором тему о встречах в архитектурном пространстве.

mainImg
В этом году зрителям был торжественно представлен павильон Италии, расположенный в северо-западной части Арсенала, рядом с садом Делле Верджини. Итальянские выставки проводились там и ранее – два года назад на архитектурной биеннале в этих залах показывали выставку 12 проектов итальянского жилья. Теперь же пространство реконструировали, расширили (в 2009 году с 800 до 1800 метров), и назвали Итальянским павильоном. Ликвидировав таким образом путаницу между «павильоном Италии» в Джардини, где уже давно выставлялись не национальные, а международные участники (он теперь назван Палаццо делле Эспозициони) и национальной итальянской экспозицией, которая наконец-то получила статус «павильона».

Такое событие необходимо было отметить «знаковой» выставкой, которую и не преминул организовать куратор, обладатель премии биеннале за критику 2006 года Лука Молинари (Luca Molinari). Под заголовком «Ailati. Размышления из будущего» он показал панорамный обзор итальянской архитектуры «вчера, сегодня и завтра». Он попытался найти корни проблемы, отмечаемой повсеместно: с конца 1980-х годов Италия потеряла свои сильные позиции в международной архитектурной сфере и, за исключением Ренцо Пьяно и, в меньшей степени, Массимилиано Фуксаса, ее архитекторы мало строят за рубежом и не привлекают живого внимания публики. За последние 20 лет не появилось ни одного крупного труда итальянского теоретика, а в границах самой страны неуклонно падает архитектурное качество построек; архитектура превратилась в общественном мнении в нечто неважное, в отрасль прикладного искусства и потеряла свою «национальную идентичность». Молинари призывает вернуть ей гражданское значение и способность влиять на жизнь людей, а также хочет взглянуть по-новому на проблемы проектирования, выбрав для такого подхода кодовое слово Ailati — зеркальное отражение Italia. Молинари очерчивает события профессиональной и общественной сферы 1990-2010 в информативной инсталляции «Амнезия» (имеется в виду «выпадение» итальянской архитектуры из исторического процесса): там можно узнать, что в течение последних 20 лет ушли многие виднейшие деятели послевоенной поры, от Альдо Росси до Этторе Соттсаса, а также стартовала эпоха дигитальной архитектуры, молодое поколение стало гораздо более мобильным, и больше качественных построек начало появляться в провинции, чем в традиционных культурных и экономических центрах.

Второй раздел, «Лаборатория Италия» демонстрирует потенциал работающих сейчас архитекторов: в 10 подразделах (в том числе: «Реально ли построить нечто качественное с бюджетом 1000 евро/м2?» или «Что следует делать с имуществом, конфискованным у мафии?») показаны 40 наиболее интересных проектов последних трех лет: уже реализованных или находящихся на последней стадии строительства. Подробно проиллюстрированная экспозиция надолго приковывает к себе внимание.

Однако самой яркой, хотя и наименее познавательной частью итальянской выставки стала секция будущего, «Италия 2050». Молинари создал ее в сотрудничестве с редакцией итальянского Wired, сотрудники которой порекомендовали ему 14 ведущих ученых, профессионалов медиа сферы, режиссеров, художников, определяющих облик будущего сегодня. Каждый из них представил свое видение страны и мира через 40 лет, и эти идеи были воплощены в материальной форме с помощью 14 дизайнеров и архитекторов. Получившиеся объекты расставлены на высокой платформе; чтобы лучше рассмотреть их, к каждому следует подниматься по специальной лестнице. Такое решение выставки придает ей интригу, хотя связь напоминающих абстрактные скульптуры сооружений с светящимися указателями-пояснениями «Материя/антиматерия», «Удовольствия/чувства» и т. д. кажется в лучшем случае трудноуловимой. Впрочем, в специальном выпуске Wired напечатан подробный путеводитель по этой части экспозиции. В целом, итальянский павильон — несомненно, один из самых удачных национальных «вкладов» в биеннале, зрелищная часть в нем прямо пропорциональна достойному внимания содержанию, и единственным вопросом без ответа остается следующий: каким образом все это разнообразие соотносится с темой биеннале «Люди встречаются в архитектуре» и главным для нее мотивом пространства?

Впрочем, такой же вопрос можно задать и британцам: название их экспозиции «Вилла Франкенштейн» вполне можно трактовать как намек на ее многочастность. Кураторы «сшили» ее из разных кусков точно так же, как Франкенштейн — своего монстра. Но официальная версия более безопасна: это отсылка к Джону Рескину — его жалобе на то, что влияние его книг породило архитектурных «чудовищ» в форме домов и пабов в средневековом (в т. ч. венецианском) вкусе по всей Англии. Действительно, центральное место в павильоне занимают записные книжки Рескина, проиллюстрированные фотографиями Венеции XIX века. Но к ним добавлена экспозиция, посвященная экосистеме венецианской лагуны, снабженная чучелами птиц и аквариумом с флорой ее соленых болот, а также сектор трибун Олимпийского стадиона 2012 в Лондоне в масштабе 1:10, служащий местом проведения семинаров. Под ним устроена еще одна выставка, посвященная движению за равные права женщин в Италии и за ее пределами. Этого всего было бы достаточно, но кураторы не забыли не только женщин, но и детей: перед ступенями павильона для них забетонирован мелкий бассейн (на месте лужи, «облюбовавшей» эту часть суши), а художник Лотти Чайлд (Lottie Child) организовала совместно с венецианской детворой проект «Уличное образование», посвященный безопасности и развлечениям на улицах города. Все это с трудом объединено общей темой влияния Венеции на англичан, прямого и опосредованного (т. е. через Рескина).

Немецкие кураторы, напротив, восприняли девиз биеннале буквально: их павильон превратился в место для встреч в прямом смысле слова. Это «Красный салон» для бесед на архитектурную тему, украшенный 182 рисунками архитекторов, критиков, художников, которых специально для выставки попросили выразить средствами графики свои «архитектурные желания»: ведь названием экспозиции выбрано почти непереводимое Sehnsucht — желание, тоска. Так кураторы попытались получить «снимок» или «слепок» внутреннего мира современного немецкого архитектора. Центральный салон дополняют четыре «символических» пространства: «Зеркальный зал», «Комната с видом», «Темная комната» и «Пустота» (впрочем, последняя не совсем пуста: там установлен небольшой экран с абстрактным произведением видеоарта), а также аудио-инсталляция «Венеция» студии U5 — запись характерных для этого города шумов и звуков. Все это должно наводить на размышления, будить желания, создавать впечатления — то есть работать с «тонкими материями». Но также запланирована вполне традиционная серия симпозиумов и круглых столов, которые тоже должны внести свой вклад в понимание внутреннего мира архитектора и через него — всей архитектуры. Несомненно, это неожиданный выход из положения: уход от архитектуры в мир идей и желаний, из реального пространства — в ментальную сферу. Но для такого смелого решения требуется незаурядное его воплощение, чего, к сожалению, в павильоне Германии нет.

В павильоне Нидерландов кураторы, бюро Rietveld Landscape представили экспозицию «Пустующие NL, где архитектура встречается с идеями», остроумно обыграв тему биеннале. Они подсчитали, что павильон занят выставками всего лишь 3,5 месяца в году, а значит, с момента постройки (1954) его здание пустовало в общей сложности 39 лет. Однако, несмотря на забавный зачин, представленный на нидерландской выставке сюжет — более чем серьезен: в Голландии тысячи административных и общественных зданий XVII-XXI веков постройки, принадлежащих государству, стоят пустыми в ожидании решения своей судьбы (реконструкции, сноса и т. д.), и это не считая военных объектов и пустырей. Их число увеличивается каждую неделю, а ведь они представляют собой ценнейший ресурс для инновационных отраслей экономики, в первую очередь «экономики знаний», – сфер, развитие которых голландское правительство не так давно признало приоритетными (надо же, не только наше правительство увлекается инновациями). По убеждению авторов выставки, все пустующие постройки можно использовать как научные лаборатории, архитектурные и дизайнерские мастерские и т. д., что дало бы позитивный побочный эффект создания живых междисциплинарных связей. Кураторы призывают власти как можно скорее принять соответствующее решение. Материально эти идеи выражены одновременно лаконично и эффектно: нижний этаж павильона, натурально, пустой. Выше, на уровне пола внутреннего балкона-галереи натянуты стальные тросы, на которых закреплено множество макетов зданий (тех, которые пустуют в настоящих Нидерландах), вырезанных из синего пенопласта. Сверху, если посмотреть с балкона, все это выглядит, как рельефный голубой ковер. Макеты дополнены схемами, составленными из вбитых в стену на лестнице булавок и натянутых между ними нитей.

Линию серьезности успешно продолжили французы: их выставка, озаглавленная «Метрополис?» посвящена современному градостроительству, точнее, разрабатываемым сейчас масштабным проектам для Парижа, Лиона, Марселя, Бордо и Нанта. Все они представлены в виде фильмов, идущих в общей сложности 4 часа (по часу в каждом из залов). Но динамичное решение этих видеоматериалов заставляет жалеть, что почти невозможно посмотреть их полностью. Что же касается главной идеи и связи с темой биеннале, то куратор павильона Доминик Перро подчеркивает важность для развития большого города свободного — пустого — пространства как связующей ткани, места для жизни и материала для потенциального развития (французский павильон подробно рассмотрен в статье Алексея Тарханова в Коммерсанте).

Несложно заметить, что экспозиции стран – лидеров мировой архитектурной сцены на биеннале представляют крайне разнообразные взгляды как на архитектуру, так и на само мероприятие. Впрочем, ждать единообразия — особенно в требующую изобретательности «кризисную» эпоху — было бы странно.
Павильон Италии. Инсталляция «Амнезия». Фотографии Нины Фроловой
Павильон Италии. Раздел «Лаборатория Италия»
Павильон Италии. Раздел «Лаборатория Италия»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050»
Павильон Италии. Раздел «Италия 2050». Объект «Гнездо эмоций» (тема «Пространства вкуса, благополучия и удовольствия»). Идея – Давиде Ольдани (шеф-повар, ресторатор, дизайнер), дизайн – Atelier Forte
Павильон Великобритании. Фрагмент экспозиции записных книжек Джона Рескина с иллюстрациями - фотографиями Венеции 19 в.
Павильон Великобритании. Экспозиция, посвященная венецианской лагуне
Павильон Великобритании. Уменьшенная копия трибуны Олимпийского стадиона в Лондоне. Фотография Юлии Тарабариной
zooming
Павильон Великобритании. Бассейн перед входом. Фото предоставлено кураторами
Павильон Германии. «Красный салон» во время симпозиума
Павильон Германии. Экспозиция рисунков
Павильон Германии. «Зеркальный зал»
Павильон Нидерландов. Вид основного этажа. Фотография Юлии Тарабариной
Павильон Нидерландов. Вид макета. Фотография Юлии Тарабариной
Павильон Франции

09 Сентября 2010

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.