English version

Дворы и башни: самарский эксперимент

Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020
Конкурс «Самара Арена Парк», проведенный МААМ в прошедшем 2020 году, был посвящен разработке концепции застройки участка неподалеку от нового стадиона, построенного в Самаре к чемпионату 2018 года, на северной окраине города по дороге в аэропорт Курумоч. Почти одновременно был проведен другой конкурс, на территорию вокруг Арены, – очевидно, что в Самаре всерьез задумались об актуализации территорий вдоль Московского шоссе. Участок Арена Парка расположен южнее стадиона, если ехать из центра в аэропорт, то он примыкает к шоссе справа. Он представляет собой greenfield, пустую площадку для застройки с приятным окружением: в двух сторон лесные массивы, южнее дачные участки СНТ.

Первое место в конкурсе «Арена Парка» занял проект датского бюро Juul | Frost Arkitekter, о котором мы уже рассказывали: он похож на гибрид живописно-асимметричного средневекового города и города-сада с подчеркнуто обильным озеленением, с травой даже на кровлях.

Проект бюро Сергея Скуратова, занявший второе место, также отличается значительной проработанностью вопросов благоустройства общественных пространств, но он сосредоточен на других задачах. Авторы подошли к работе с концепцией как к возможности провести эксперимент с типологией жилых домов: отказались от преобладания секционного дома, общепринятого в российском проектировании на протяжении последних 20 лет, – в пользу микса галерейных и коридорных домов с башнями в составе квартальной застройки.
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Результатом стали кварталы, где в северной части, со стороны дорог, а также игровых и спортивных площадок, в основном размещены галереи – пространства передвижения, а не жизни, для которых шум и плохая инсоляция не столь критичны, как для спален или гостиных.

Как следствие мы видим очень нетипичную планировку: толщина объемов, обрамляющих квартал, неравномерная, поскольку он то галерейный – состоит из одного ряда квартир, то коридорный – квартиры группируются вокруг коридора, объем становится толще. Причем сам внутренний проход не прерывается: галерея переходит в коридор и наоборот, встречается с лифтовыми холлами, закольцовывается, обеспечивает переход к соседнему примыкающему блоку, а иногда делает зигзаг, отступая в глубину, освобождая место для угловых квартир. Причем эти угловые квартиры, в основном размера больше среднего, подчас даже выступают на своем углу вперед, вовсе не стремясь сохранить целостность контура, а напротив, улавливая свет и панорамы.

Над «толстыми» коридорными объемами в точках лестнично-лифтовых узлов вырастают пять башен-доминант высотой по 22 этажа, в них размещено 25% жилья. Остальные 75% приходятся на низкоэтажную застройку, от пяти до семи этажей.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Предложенная планировка, гибкая и связная, позволила сэкономить на лестнично-лифтовых узлах: их меньше, чем в обычном доме, разделенном на узкие изолированные секции.

Адаптивность решения подчеркнута асимметрией: одиннадцать кварталов разного размера соединяются, как атомы, в молекулы по два и по три объема, объединенные внутри галерями-коридорами. Композиция получается немного «броуновская» – заметно, что она «параметрически» реагирует на внутренние требования и внешние условия.

Квартирография ориентирована на актуальное для рынка преобладание небольших лотов: студий и однокомнатных квартир в общей сложности больше половины (в коридорной планировке таких вариантов больше всего). Но предложенная линейка включает весь диапазон вплоть до 4-комнатных жилищ – в башнях. В наборе фигурируют как традиционные, так и «европейские» планировки с кухнями-гостиными. Впрочем, по словам авторов, квартирография рассчитана гибко и может быть изменена – концепция предлагает именно подход, а не совершенно застывшее решение, чем и интересна.
Предложенная структура распределения квартир. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Небольшая высота кварталов – заметим, что в южной части она понижается, а северу и к шоссе растет – позволила хорошо осветить внутренние дворы. Причем ради их лучшего озеленения авторы предложили освободить центральные части дворов от подземной парковки: один ярус паркинга тяготеет к контурам домов, а в центре каждого двора, таким образом, будет проще высадить деревья с хорошей корневой системой. Заметим, что степень открытости-закрытости фасадов во дворе очень заметным образом зависит от уровня освещенности: где солнце, там стекло, где тень – преобладают стены.
  • zooming
    1 / 3
    Пространство двора. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Схема частных дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    План -1 этажа: парковки, общественные функции и техпомещения. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Именно здесь на первых этажах появляются квартиры с частными палисадниками. Дворы, согласно концепции, доступны только для жителей.
  • zooming
    Схема сочетания ритейла по внешнему контуру дома и квартир с палисадниками во дворе. В разрезе видно устройство подземной парковки с «паузами» в центральной части дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Но композицией домов, их экспериментальными планировками и дворами-садами дело не заканчивается. Сергей Скуратов трактует свой проект ЖК как мини-город, уделяя много внимания общественным пространствам внутри. Между кварталами образуются городские площади, причем территория каждой сопоставима с по размеру с внутриквартальным двором. Пространственный модуль оказывается общим для двора и площади, а функции и доступность разнятся – авторы даже рассматривают внутренние площади как «городские дворы» и включают их в общий подсчет – итого, с общественными пространствами, получается «16 дворов», 11 частных-закрытых, 5 общедоступных. 
11 закрытых дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Общестенные пространства. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Входы на территорию комплекса расположены с каждой из четырех сторон, практически по странам света, между кварталами, – открытые к окружению, но не то чтобы совсем «распахнутые». Причем проход со стороны шумного шоссе относительно узкий, защищает от шума. Площади группируются ближе к центру, три из них нанизаны на меридиональную ось: главная, «шумная» площадь, предназначенная для сборищ и мероприятий, вымощенная почти целиком, расположена ближе всего к шоссе; южнее к ней примыкает площадь пруда, с амфитеатром у воды, дальше, ближе к дачам, сквер – активность как будто «растворяется в природе» от шоссе к тихому поселку.

В восточной части комплекса между кварталами разместилась школа, рядом, в первых этажах жилых домов, два встроенных детских сада. Между центральной площадью и школой – открытая для всех игровая «детская площадь», тоже с амфитеатром (заметим, что оба амфитеатра встроены в рельеф, который здесь повышается, в общей сложности, на 5 метров в сторону шоссе, а в центре имеет перепад около 2 метров). К югу от школы – «спортивная площадь», пятая по счету. Так называемые коммерческие, они же арендные, первые этажи с кафе и магазинами сгруппированы как по внешнему контуру комплекса, так и со стороны внутренних площадей. 
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Весь объемно-пространственный и функциональный микс осмыслен как смешение известных морфотипов городской застройки: площади, двора, башни, – на которые Скуратов прямо ссылается, представляя свой проект как вариант города, отработанного веками. Иными словами, согласно этому конкурсному и экспериментальному проекту на окраине Самары, за полосой микрорайонной застройки, среди лесов, полей, дач и промзон мог бы возникнуть небольшой «городок» с вполне зрелой и разнообразной морфологией и иерархией пространств, компактный, структурно разнообразный и осмысленный.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Внешне он совершенно не подделывается под лесное окружение и не пытается представить себя частью естественного рельефа – напротив, все линии и объемы прямые, жесткие, очень рукотворные и даже отчасти брутальные, с этакой ноткой прома. До некоторой степени городок предстает «фортом» – в основном благодаря прямым контурам и замкнутости внешних стен. Которые, напомню, защищают от внешнего шума и отличаются от значительно более открытых, с большим количеством остекления, внутренних дворов. Дома-башни тоже работают на образ прочного и надежного городка, который не растекается по полю, а вполне способен «за себя постоять».

Издали комплекс в решении Сергея Скуратова оказывается похож на ренессансные загородные усадьбы где-нибудь в полях Ломбардии: собранные, регулярные объемы контрастируют с пасторальным окружением. Дворы и башни заставляют вспомнить даже какой-нибудь кастелло Сфорцеско – заметим, существенно, что возникающие аналогии крутятся не вокруг средневекового «естественного», а вокруг ренессансного города – в последнем много более сильна рациональная составляющая и крупнее форма. И потом, только для ренессансного палаццо свойствено сочетание большого зеленого двора и значительной башни, этим они отличаются и от скученного средневековья, когда такое появлялось только в монастырях, и от «доходников» XIX века, где и дворы, и башни «сжимаются» ради полезной жилплощади. В принципе эксперимент, проведенный в данном проекте, выходит за рамки чисто планировочного и предлагает какой-то отчасти новый, во всяком случае нюансированный, вариант квартальной застройки, не чуждый, скажем так, оттеночного сходства с рядом исторических прообразов. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Цвет фасадов – любимое Сергеем Скуратовым сочетание кирпично-красного и светлого, почти белого – тоже поддерживает тему как ренессансного форта, так и прома. Две угловые башни полностью красные, центральная белая, еще две – опять же любимый авторский прием – сочетают оба цвета, что должно обеспечить разнообразие ракурсов. То же и с кварталами: больше красных, чем белых, но во дворах фасады светлые. Школа белая. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Очень привлекательно выглядят раскрытия южных кварталов со стороны дачного поселка: круглые белые «ноги» в первых этажах и холмистая зеленая местность под ними – переход, устроенный, по принципу дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, как «зеленая дорога» под домами, от двора к окружению.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Так что, заметим, помимо планировочного и типологического эксперимента в проекте присутствует значительная доля «привязки» к конкретным обстоятельствам, даже – контекстуальной «лепки» комплекса, откликающегося на особенности окружения: проявлен и перепад высот, и контраст между жесткостью, активностью среды у шоссе и природной расслабленностью на границе с СНТ. 

Внутри комплекса также возникает образ на грани старого прома и ренессансного города, может быть постренессансного, в эмоциональном отношении сравнимого с послевоенным Миланом: башни, рациональные прямые, но разнообразные и фактурно, и по рисунку фасады. На городских площадях, как и снаружи – достаточно много стен, стекло отнюдь не преобладает, а само пространство плавно переходит от совершенно «городской», регулярной, полностью вымощенной главной площади к более «живым» и зеленым пруду и скверу. Это соседство, как и разнообразие фасадов, обеспечивает своего рода «градиент впечатлений», построенный всё на том же лейтмотиве перехода от городской активности к природной расслабленности, который породил и раскрытые к югу дворы. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

На первый взгляд многое в этом проекте достаточно привычно, поскольку соответствует современным тенденциям: начиная от сочетания кварталов с «правильной» высотой 5-7 этажей с башнями-доминантами, прямо как из учебника по современной урбанистике, и заканчивая преобладанием небольших квартир при общем разнообразии лотов, дворами без машин, палисадниками, общественными пространствами, балансом природности и городской освоенности.

Но с другой стороны – всё очень необычно. Прежде всего – асимметрия и подчеркнутая вариативность квартальных «молекул», которые больше напоминают даже клетки под микроскопом: то слипаются, то расходятся, то наращивают, то истончают оболочку, реагируя как на свою внутреннюю логику, так и на внешние раздражители. Также необычен набор планировочных опций – ни для кого не секрет, что галерейные и коридорные дома в наше время не в чести. Может быть, зря? При условии преобладания галерей над коридорами и их хорошей (пусть и худшей, чем в гостиных, но все же) освещенности этот вариант мог бы оказаться привлекательным. Не знаю уж, сколько у него шансов поколебать сложившиеся шаблоны рынка: рынок вещь инерционная, его пока не выведут за пределы зоны комфорта, он будет эксплуатировать знакомые решения. Но на то проект и экспериментальный, хотя было бы интересно его реализовать – возможно, в Москве с ее трендом строить комплексы из трех башен по 200 м высотой это пока и не светит, но в Самаре-то можно было попробовать.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020

11 Марта 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Блестящий экс-корт
Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Кирпичная оболочка Skuratov House
О том, как Сергей Скуратов полностью «обернул» дом кирпичом, найдя подходящую серию-сортировку в Германии на заводе Hagemeister, в самом дальнем углу склада, – и дав ей новую жизнь.
Скуратов-хаус
Дом на улице Бурденко – не очень новая, но заметная постройка. Она продолжает и развивает любимые темы Сергея Скуратова: дом фактурно-скульптурный, с шершавым и разнотоновым кирпичным фасадом. На городское окружение он смотрит столь же разносторонне, и впитывая, и отдавая эмоции.
Территория мечты
Картины Валерия Кошлякова и пространство Сергея Скуратова образовали тесный симбиоз в размышлениях об образе России и русской мечте. Получилось светло и многозначно. Мы же попробовали разгадать ребус и понять, в чем смысл «нового образа России» в интерьере Русской гостиной вашингтонского Кеннеди-центра.
Похожие статьи
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Стеклянное облако
На морском курорте Циньхуандао на северо-востоке Китая строится «Облачный центр» по проекту пекинского бюро MAD.
Путь света
В знаменитый дворец императора Нерона – «Золотой дом» в Риме – теперь ведет новый вход по проекту Stefano Boeri Architetti.
Импортная типология
Комплекс доступного жилья с начальной школой по проекту бюро Henley Halebrown в лондонском районе Хакни основан на «центральноевропейском» типе жилой башни.
Силуэт прошлого
Внутренний двор музея и библиотеки в Цзяшане на востоке Китая напоминает силуэтом традиционную печь для обжига керамики, которыми славился этот город.
Штрихи современности
Открылся после реконструкции музей истории Парижа – Карнавале: в команде проекта архитекторы Snøhetta отвечали за новшества.
Обратная пропорция
В Центре инноваций INES университета чилийской области Био-Био по замыслу архитекторов Pezo von Ellrichshausen пространства для совместной и индивидуальной работы обратно пропорциональны друг другу.
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Технологии и материалы
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.