English version

Дворы и башни: самарский эксперимент

Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020
Конкурс «Самара Арена Парк», проведенный МААМ в прошедшем 2020 году, был посвящен разработке концепции застройки участка неподалеку от нового стадиона, построенного в Самаре к чемпионату 2018 года, на северной окраине города по дороге в аэропорт Курумоч. Почти одновременно был проведен другой конкурс, на территорию вокруг Арены, – очевидно, что в Самаре всерьез задумались об актуализации территорий вдоль Московского шоссе. Участок Арена Парка расположен южнее стадиона, если ехать из центра в аэропорт, то он примыкает к шоссе справа. Он представляет собой greenfield, пустую площадку для застройки с приятным окружением: в двух сторон лесные массивы, южнее дачные участки СНТ.

Первое место в конкурсе «Арена Парка» занял проект датского бюро Juul | Frost Arkitekter, о котором мы уже рассказывали: он похож на гибрид живописно-асимметричного средневекового города и города-сада с подчеркнуто обильным озеленением, с травой даже на кровлях.

Проект бюро Сергея Скуратова, занявший второе место, также отличается значительной проработанностью вопросов благоустройства общественных пространств, но он сосредоточен на других задачах. Авторы подошли к работе с концепцией как к возможности провести эксперимент с типологией жилых домов: отказались от преобладания секционного дома, общепринятого в российском проектировании на протяжении последних 20 лет, – в пользу микса галерейных и коридорных домов с башнями в составе квартальной застройки.
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Результатом стали кварталы, где в северной части, со стороны дорог, а также игровых и спортивных площадок, в основном размещены галереи – пространства передвижения, а не жизни, для которых шум и плохая инсоляция не столь критичны, как для спален или гостиных.

Как следствие мы видим очень нетипичную планировку: толщина объемов, обрамляющих квартал, неравномерная, поскольку он то галерейный – состоит из одного ряда квартир, то коридорный – квартиры группируются вокруг коридора, объем становится толще. Причем сам внутренний проход не прерывается: галерея переходит в коридор и наоборот, встречается с лифтовыми холлами, закольцовывается, обеспечивает переход к соседнему примыкающему блоку, а иногда делает зигзаг, отступая в глубину, освобождая место для угловых квартир. Причем эти угловые квартиры, в основном размера больше среднего, подчас даже выступают на своем углу вперед, вовсе не стремясь сохранить целостность контура, а напротив, улавливая свет и панорамы.

Над «толстыми» коридорными объемами в точках лестнично-лифтовых узлов вырастают пять башен-доминант высотой по 22 этажа, в них размещено 25% жилья. Остальные 75% приходятся на низкоэтажную застройку, от пяти до семи этажей.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Предложенная планировка, гибкая и связная, позволила сэкономить на лестнично-лифтовых узлах: их меньше, чем в обычном доме, разделенном на узкие изолированные секции.

Адаптивность решения подчеркнута асимметрией: одиннадцать кварталов разного размера соединяются, как атомы, в молекулы по два и по три объема, объединенные внутри галерями-коридорами. Композиция получается немного «броуновская» – заметно, что она «параметрически» реагирует на внутренние требования и внешние условия.

Квартирография ориентирована на актуальное для рынка преобладание небольших лотов: студий и однокомнатных квартир в общей сложности больше половины (в коридорной планировке таких вариантов больше всего). Но предложенная линейка включает весь диапазон вплоть до 4-комнатных жилищ – в башнях. В наборе фигурируют как традиционные, так и «европейские» планировки с кухнями-гостиными. Впрочем, по словам авторов, квартирография рассчитана гибко и может быть изменена – концепция предлагает именно подход, а не совершенно застывшее решение, чем и интересна.
Предложенная структура распределения квартир. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Небольшая высота кварталов – заметим, что в южной части она понижается, а северу и к шоссе растет – позволила хорошо осветить внутренние дворы. Причем ради их лучшего озеленения авторы предложили освободить центральные части дворов от подземной парковки: один ярус паркинга тяготеет к контурам домов, а в центре каждого двора, таким образом, будет проще высадить деревья с хорошей корневой системой. Заметим, что степень открытости-закрытости фасадов во дворе очень заметным образом зависит от уровня освещенности: где солнце, там стекло, где тень – преобладают стены.
  • zooming
    1 / 3
    Пространство двора. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Схема частных дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    План -1 этажа: парковки, общественные функции и техпомещения. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Именно здесь на первых этажах появляются квартиры с частными палисадниками. Дворы, согласно концепции, доступны только для жителей.
  • zooming
    Схема сочетания ритейла по внешнему контуру дома и квартир с палисадниками во дворе. В разрезе видно устройство подземной парковки с «паузами» в центральной части дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Но композицией домов, их экспериментальными планировками и дворами-садами дело не заканчивается. Сергей Скуратов трактует свой проект ЖК как мини-город, уделяя много внимания общественным пространствам внутри. Между кварталами образуются городские площади, причем территория каждой сопоставима с по размеру с внутриквартальным двором. Пространственный модуль оказывается общим для двора и площади, а функции и доступность разнятся – авторы даже рассматривают внутренние площади как «городские дворы» и включают их в общий подсчет – итого, с общественными пространствами, получается «16 дворов», 11 частных-закрытых, 5 общедоступных. 
11 закрытых дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Общестенные пространства. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Входы на территорию комплекса расположены с каждой из четырех сторон, практически по странам света, между кварталами, – открытые к окружению, но не то чтобы совсем «распахнутые». Причем проход со стороны шумного шоссе относительно узкий, защищает от шума. Площади группируются ближе к центру, три из них нанизаны на меридиональную ось: главная, «шумная» площадь, предназначенная для сборищ и мероприятий, вымощенная почти целиком, расположена ближе всего к шоссе; южнее к ней примыкает площадь пруда, с амфитеатром у воды, дальше, ближе к дачам, сквер – активность как будто «растворяется в природе» от шоссе к тихому поселку.

В восточной части комплекса между кварталами разместилась школа, рядом, в первых этажах жилых домов, два встроенных детских сада. Между центральной площадью и школой – открытая для всех игровая «детская площадь», тоже с амфитеатром (заметим, что оба амфитеатра встроены в рельеф, который здесь повышается, в общей сложности, на 5 метров в сторону шоссе, а в центре имеет перепад около 2 метров). К югу от школы – «спортивная площадь», пятая по счету. Так называемые коммерческие, они же арендные, первые этажи с кафе и магазинами сгруппированы как по внешнему контуру комплекса, так и со стороны внутренних площадей. 
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Весь объемно-пространственный и функциональный микс осмыслен как смешение известных морфотипов городской застройки: площади, двора, башни, – на которые Скуратов прямо ссылается, представляя свой проект как вариант города, отработанного веками. Иными словами, согласно этому конкурсному и экспериментальному проекту на окраине Самары, за полосой микрорайонной застройки, среди лесов, полей, дач и промзон мог бы возникнуть небольшой «городок» с вполне зрелой и разнообразной морфологией и иерархией пространств, компактный, структурно разнообразный и осмысленный.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Внешне он совершенно не подделывается под лесное окружение и не пытается представить себя частью естественного рельефа – напротив, все линии и объемы прямые, жесткие, очень рукотворные и даже отчасти брутальные, с этакой ноткой прома. До некоторой степени городок предстает «фортом» – в основном благодаря прямым контурам и замкнутости внешних стен. Которые, напомню, защищают от внешнего шума и отличаются от значительно более открытых, с большим количеством остекления, внутренних дворов. Дома-башни тоже работают на образ прочного и надежного городка, который не растекается по полю, а вполне способен «за себя постоять».

Издали комплекс в решении Сергея Скуратова оказывается похож на ренессансные загородные усадьбы где-нибудь в полях Ломбардии: собранные, регулярные объемы контрастируют с пасторальным окружением. Дворы и башни заставляют вспомнить даже какой-нибудь кастелло Сфорцеско – заметим, существенно, что возникающие аналогии крутятся не вокруг средневекового «естественного», а вокруг ренессансного города – в последнем много более сильна рациональная составляющая и крупнее форма. И потом, только для ренессансного палаццо свойствено сочетание большого зеленого двора и значительной башни, этим они отличаются и от скученного средневековья, когда такое появлялось только в монастырях, и от «доходников» XIX века, где и дворы, и башни «сжимаются» ради полезной жилплощади. В принципе эксперимент, проведенный в данном проекте, выходит за рамки чисто планировочного и предлагает какой-то отчасти новый, во всяком случае нюансированный, вариант квартальной застройки, не чуждый, скажем так, оттеночного сходства с рядом исторических прообразов. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Цвет фасадов – любимое Сергеем Скуратовым сочетание кирпично-красного и светлого, почти белого – тоже поддерживает тему как ренессансного форта, так и прома. Две угловые башни полностью красные, центральная белая, еще две – опять же любимый авторский прием – сочетают оба цвета, что должно обеспечить разнообразие ракурсов. То же и с кварталами: больше красных, чем белых, но во дворах фасады светлые. Школа белая. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Очень привлекательно выглядят раскрытия южных кварталов со стороны дачного поселка: круглые белые «ноги» в первых этажах и холмистая зеленая местность под ними – переход, устроенный, по принципу дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, как «зеленая дорога» под домами, от двора к окружению.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Так что, заметим, помимо планировочного и типологического эксперимента в проекте присутствует значительная доля «привязки» к конкретным обстоятельствам, даже – контекстуальной «лепки» комплекса, откликающегося на особенности окружения: проявлен и перепад высот, и контраст между жесткостью, активностью среды у шоссе и природной расслабленностью на границе с СНТ. 

Внутри комплекса также возникает образ на грани старого прома и ренессансного города, может быть постренессансного, в эмоциональном отношении сравнимого с послевоенным Миланом: башни, рациональные прямые, но разнообразные и фактурно, и по рисунку фасады. На городских площадях, как и снаружи – достаточно много стен, стекло отнюдь не преобладает, а само пространство плавно переходит от совершенно «городской», регулярной, полностью вымощенной главной площади к более «живым» и зеленым пруду и скверу. Это соседство, как и разнообразие фасадов, обеспечивает своего рода «градиент впечатлений», построенный всё на том же лейтмотиве перехода от городской активности к природной расслабленности, который породил и раскрытые к югу дворы. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

На первый взгляд многое в этом проекте достаточно привычно, поскольку соответствует современным тенденциям: начиная от сочетания кварталов с «правильной» высотой 5-7 этажей с башнями-доминантами, прямо как из учебника по современной урбанистике, и заканчивая преобладанием небольших квартир при общем разнообразии лотов, дворами без машин, палисадниками, общественными пространствами, балансом природности и городской освоенности.

Но с другой стороны – всё очень необычно. Прежде всего – асимметрия и подчеркнутая вариативность квартальных «молекул», которые больше напоминают даже клетки под микроскопом: то слипаются, то расходятся, то наращивают, то истончают оболочку, реагируя как на свою внутреннюю логику, так и на внешние раздражители. Также необычен набор планировочных опций – ни для кого не секрет, что галерейные и коридорные дома в наше время не в чести. Может быть, зря? При условии преобладания галерей над коридорами и их хорошей (пусть и худшей, чем в гостиных, но все же) освещенности этот вариант мог бы оказаться привлекательным. Не знаю уж, сколько у него шансов поколебать сложившиеся шаблоны рынка: рынок вещь инерционная, его пока не выведут за пределы зоны комфорта, он будет эксплуатировать знакомые решения. Но на то проект и экспериментальный, хотя было бы интересно его реализовать – возможно, в Москве с ее трендом строить комплексы из трех башен по 200 м высотой это пока и не светит, но в Самаре-то можно было попробовать.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020

11 Марта 2021

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».