English version

Дворы и башни: самарский эксперимент

Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020
Конкурс «Самара Арена Парк», проведенный МААМ в прошедшем 2020 году, был посвящен разработке концепции застройки участка неподалеку от нового стадиона, построенного в Самаре к чемпионату 2018 года, на северной окраине города по дороге в аэропорт Курумоч. Почти одновременно был проведен другой конкурс, на территорию вокруг Арены, – очевидно, что в Самаре всерьез задумались об актуализации территорий вдоль Московского шоссе. Участок Арена Парка расположен южнее стадиона, если ехать из центра в аэропорт, то он примыкает к шоссе справа. Он представляет собой greenfield, пустую площадку для застройки с приятным окружением: в двух сторон лесные массивы, южнее дачные участки СНТ.

Первое место в конкурсе «Арена Парка» занял проект датского бюро Juul | Frost Arkitekter, о котором мы уже рассказывали: он похож на гибрид живописно-асимметричного средневекового города и города-сада с подчеркнуто обильным озеленением, с травой даже на кровлях.

Проект бюро Сергея Скуратова, занявший второе место, также отличается значительной проработанностью вопросов благоустройства общественных пространств, но он сосредоточен на других задачах. Авторы подошли к работе с концепцией как к возможности провести эксперимент с типологией жилых домов: отказались от преобладания секционного дома, общепринятого в российском проектировании на протяжении последних 20 лет, – в пользу микса галерейных и коридорных домов с башнями в составе квартальной застройки.
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Результатом стали кварталы, где в северной части, со стороны дорог, а также игровых и спортивных площадок, в основном размещены галереи – пространства передвижения, а не жизни, для которых шум и плохая инсоляция не столь критичны, как для спален или гостиных.

Как следствие мы видим очень нетипичную планировку: толщина объемов, обрамляющих квартал, неравномерная, поскольку он то галерейный – состоит из одного ряда квартир, то коридорный – квартиры группируются вокруг коридора, объем становится толще. Причем сам внутренний проход не прерывается: галерея переходит в коридор и наоборот, встречается с лифтовыми холлами, закольцовывается, обеспечивает переход к соседнему примыкающему блоку, а иногда делает зигзаг, отступая в глубину, освобождая место для угловых квартир. Причем эти угловые квартиры, в основном размера больше среднего, подчас даже выступают на своем углу вперед, вовсе не стремясь сохранить целостность контура, а напротив, улавливая свет и панорамы.

Над «толстыми» коридорными объемами в точках лестнично-лифтовых узлов вырастают пять башен-доминант высотой по 22 этажа, в них размещено 25% жилья. Остальные 75% приходятся на низкоэтажную застройку, от пяти до семи этажей.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Предложенная планировка, гибкая и связная, позволила сэкономить на лестнично-лифтовых узлах: их меньше, чем в обычном доме, разделенном на узкие изолированные секции.

Адаптивность решения подчеркнута асимметрией: одиннадцать кварталов разного размера соединяются, как атомы, в молекулы по два и по три объема, объединенные внутри галерями-коридорами. Композиция получается немного «броуновская» – заметно, что она «параметрически» реагирует на внутренние требования и внешние условия.

Квартирография ориентирована на актуальное для рынка преобладание небольших лотов: студий и однокомнатных квартир в общей сложности больше половины (в коридорной планировке таких вариантов больше всего). Но предложенная линейка включает весь диапазон вплоть до 4-комнатных жилищ – в башнях. В наборе фигурируют как традиционные, так и «европейские» планировки с кухнями-гостиными. Впрочем, по словам авторов, квартирография рассчитана гибко и может быть изменена – концепция предлагает именно подход, а не совершенно застывшее решение, чем и интересна.
Предложенная структура распределения квартир. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Небольшая высота кварталов – заметим, что в южной части она понижается, а северу и к шоссе растет – позволила хорошо осветить внутренние дворы. Причем ради их лучшего озеленения авторы предложили освободить центральные части дворов от подземной парковки: один ярус паркинга тяготеет к контурам домов, а в центре каждого двора, таким образом, будет проще высадить деревья с хорошей корневой системой. Заметим, что степень открытости-закрытости фасадов во дворе очень заметным образом зависит от уровня освещенности: где солнце, там стекло, где тень – преобладают стены.
  • zooming
    1 / 3
    Пространство двора. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Схема частных дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    План -1 этажа: парковки, общественные функции и техпомещения. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Именно здесь на первых этажах появляются квартиры с частными палисадниками. Дворы, согласно концепции, доступны только для жителей.
  • zooming
    Схема сочетания ритейла по внешнему контуру дома и квартир с палисадниками во дворе. В разрезе видно устройство подземной парковки с «паузами» в центральной части дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Но композицией домов, их экспериментальными планировками и дворами-садами дело не заканчивается. Сергей Скуратов трактует свой проект ЖК как мини-город, уделяя много внимания общественным пространствам внутри. Между кварталами образуются городские площади, причем территория каждой сопоставима с по размеру с внутриквартальным двором. Пространственный модуль оказывается общим для двора и площади, а функции и доступность разнятся – авторы даже рассматривают внутренние площади как «городские дворы» и включают их в общий подсчет – итого, с общественными пространствами, получается «16 дворов», 11 частных-закрытых, 5 общедоступных. 
11 закрытых дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Общестенные пространства. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Входы на территорию комплекса расположены с каждой из четырех сторон, практически по странам света, между кварталами, – открытые к окружению, но не то чтобы совсем «распахнутые». Причем проход со стороны шумного шоссе относительно узкий, защищает от шума. Площади группируются ближе к центру, три из них нанизаны на меридиональную ось: главная, «шумная» площадь, предназначенная для сборищ и мероприятий, вымощенная почти целиком, расположена ближе всего к шоссе; южнее к ней примыкает площадь пруда, с амфитеатром у воды, дальше, ближе к дачам, сквер – активность как будто «растворяется в природе» от шоссе к тихому поселку.

В восточной части комплекса между кварталами разместилась школа, рядом, в первых этажах жилых домов, два встроенных детских сада. Между центральной площадью и школой – открытая для всех игровая «детская площадь», тоже с амфитеатром (заметим, что оба амфитеатра встроены в рельеф, который здесь повышается, в общей сложности, на 5 метров в сторону шоссе, а в центре имеет перепад около 2 метров). К югу от школы – «спортивная площадь», пятая по счету. Так называемые коммерческие, они же арендные, первые этажи с кафе и магазинами сгруппированы как по внешнему контуру комплекса, так и со стороны внутренних площадей. 
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Весь объемно-пространственный и функциональный микс осмыслен как смешение известных морфотипов городской застройки: площади, двора, башни, – на которые Скуратов прямо ссылается, представляя свой проект как вариант города, отработанного веками. Иными словами, согласно этому конкурсному и экспериментальному проекту на окраине Самары, за полосой микрорайонной застройки, среди лесов, полей, дач и промзон мог бы возникнуть небольшой «городок» с вполне зрелой и разнообразной морфологией и иерархией пространств, компактный, структурно разнообразный и осмысленный.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Внешне он совершенно не подделывается под лесное окружение и не пытается представить себя частью естественного рельефа – напротив, все линии и объемы прямые, жесткие, очень рукотворные и даже отчасти брутальные, с этакой ноткой прома. До некоторой степени городок предстает «фортом» – в основном благодаря прямым контурам и замкнутости внешних стен. Которые, напомню, защищают от внешнего шума и отличаются от значительно более открытых, с большим количеством остекления, внутренних дворов. Дома-башни тоже работают на образ прочного и надежного городка, который не растекается по полю, а вполне способен «за себя постоять».

Издали комплекс в решении Сергея Скуратова оказывается похож на ренессансные загородные усадьбы где-нибудь в полях Ломбардии: собранные, регулярные объемы контрастируют с пасторальным окружением. Дворы и башни заставляют вспомнить даже какой-нибудь кастелло Сфорцеско – заметим, существенно, что возникающие аналогии крутятся не вокруг средневекового «естественного», а вокруг ренессансного города – в последнем много более сильна рациональная составляющая и крупнее форма. И потом, только для ренессансного палаццо свойствено сочетание большого зеленого двора и значительной башни, этим они отличаются и от скученного средневековья, когда такое появлялось только в монастырях, и от «доходников» XIX века, где и дворы, и башни «сжимаются» ради полезной жилплощади. В принципе эксперимент, проведенный в данном проекте, выходит за рамки чисто планировочного и предлагает какой-то отчасти новый, во всяком случае нюансированный, вариант квартальной застройки, не чуждый, скажем так, оттеночного сходства с рядом исторических прообразов. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Цвет фасадов – любимое Сергеем Скуратовым сочетание кирпично-красного и светлого, почти белого – тоже поддерживает тему как ренессансного форта, так и прома. Две угловые башни полностью красные, центральная белая, еще две – опять же любимый авторский прием – сочетают оба цвета, что должно обеспечить разнообразие ракурсов. То же и с кварталами: больше красных, чем белых, но во дворах фасады светлые. Школа белая. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Очень привлекательно выглядят раскрытия южных кварталов со стороны дачного поселка: круглые белые «ноги» в первых этажах и холмистая зеленая местность под ними – переход, устроенный, по принципу дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, как «зеленая дорога» под домами, от двора к окружению.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Так что, заметим, помимо планировочного и типологического эксперимента в проекте присутствует значительная доля «привязки» к конкретным обстоятельствам, даже – контекстуальной «лепки» комплекса, откликающегося на особенности окружения: проявлен и перепад высот, и контраст между жесткостью, активностью среды у шоссе и природной расслабленностью на границе с СНТ. 

Внутри комплекса также возникает образ на грани старого прома и ренессансного города, может быть постренессансного, в эмоциональном отношении сравнимого с послевоенным Миланом: башни, рациональные прямые, но разнообразные и фактурно, и по рисунку фасады. На городских площадях, как и снаружи – достаточно много стен, стекло отнюдь не преобладает, а само пространство плавно переходит от совершенно «городской», регулярной, полностью вымощенной главной площади к более «живым» и зеленым пруду и скверу. Это соседство, как и разнообразие фасадов, обеспечивает своего рода «градиент впечатлений», построенный всё на том же лейтмотиве перехода от городской активности к природной расслабленности, который породил и раскрытые к югу дворы. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

На первый взгляд многое в этом проекте достаточно привычно, поскольку соответствует современным тенденциям: начиная от сочетания кварталов с «правильной» высотой 5-7 этажей с башнями-доминантами, прямо как из учебника по современной урбанистике, и заканчивая преобладанием небольших квартир при общем разнообразии лотов, дворами без машин, палисадниками, общественными пространствами, балансом природности и городской освоенности.

Но с другой стороны – всё очень необычно. Прежде всего – асимметрия и подчеркнутая вариативность квартальных «молекул», которые больше напоминают даже клетки под микроскопом: то слипаются, то расходятся, то наращивают, то истончают оболочку, реагируя как на свою внутреннюю логику, так и на внешние раздражители. Также необычен набор планировочных опций – ни для кого не секрет, что галерейные и коридорные дома в наше время не в чести. Может быть, зря? При условии преобладания галерей над коридорами и их хорошей (пусть и худшей, чем в гостиных, но все же) освещенности этот вариант мог бы оказаться привлекательным. Не знаю уж, сколько у него шансов поколебать сложившиеся шаблоны рынка: рынок вещь инерционная, его пока не выведут за пределы зоны комфорта, он будет эксплуатировать знакомые решения. Но на то проект и экспериментальный, хотя было бы интересно его реализовать – возможно, в Москве с ее трендом строить комплексы из трех башен по 200 м высотой это пока и не светит, но в Самаре-то можно было попробовать.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020

11 Марта 2021

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.