English version

В пространстве парка Победы

В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq
Проект жилого многофункционального комплекса элит-класса Victory park residences архсовет Москвы утвердил два года назад, а в сентябре уходящего года девелопер, компания ANT Development, начала продажи и строительство.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Участок расположен между «входной» восточной частью парка Поклонной горы и железной дорогой Киевской ветки; от станции Москва-Сортировочная сюда можно за 5 минут дойти пешком. Вдоль западной границы комплекса проходит улица Братьев Фонченко, а от парка комплекс отделяет спокойная двухполосная Поклонная улица. Зато к востоку от территории Victory park-а запланировано строительство развязки, ведущей от проспекта генерала Дорохова и ТТК в сторону улицы Барклая. От железной дороги и от развязки комплекс отступает, соответственно, на 50 и 25 метров.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Специфика окружения определена прежде всего соседством Парка Победы – по словам Сергея Скуратова, «грандиозного творения Анатолия Трофимовича Полянского». Комплекс не только повторяет название парка (в переводе – «Резиденции Парка Победы»), но и продолжает его планировочную сетку, ориентированную под углом к Кутузовскому проспекту, от стелы перед музеем к Триумфальной арке Осипа Бове. Пять корпусов вдоль Поклонной улицы символически, в уменьшенном масштабе, откликаются на пять поперечных аллей – мемориальных площадей парадной части парка, обозначающих пять лет войны, – рассказывает автор.
Дом на улице Фонченко. Макет
© Сергей Скуратов architects

Итак, северная линия жилых корпусов состоит из пяти одноподъездных башен, что позволяет «раскрыть» комплекс в сторону мемориального комплекса Парка Победы, подчеркнуть пространственные связи с ним и обеспечить больше видов в его сторону. Три корпуса вдоль южной границы, напротив, вытянуты продольно, они, как и прозрачные экраны между ними, призваны закрыть двор от железной дороги – хотя и сами дома, конечно же, всячески защищены от шума, прежде всего усиленными стеклопакетами. Таким образом ЖК Victory park повернут «спиной» к железной дороге и «лицом» – к парку Поклонной горы, также как и к проспекту и к пути из одноименного метро.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что история участка, на котором строится комплекс – достаточно сложная: в середине 2000-х здесь планировали самый большой в Восточной Европе океанариум под названием Посейдон-Парк. Провели конкурс, около 2008 года началось строительство, был выкопан котлован под два подземных этажа. Проект использует существующий котлован, а идея океанариума «переросла» в сложное многофункциональное общественное пространство стилобата. В числе функций сохранен небольшой – около 3000 м2 – океанариум в западной части, рядом с ним чуть севернее – кинотеатр и детский центр. В северо-восточном углу стилобата, ближе к метро, разместился выставочный комплекс, в юго-восточной части – фитнес со СПА и бассейном, а в юго-западной супермаркет. Центральное пространство занимает фудкорт с фишмарктом – рыбным рынком, окруженный кафе, магазинами и внутренним бульваром. С одной стороны, типологически это усложненный ТРЦ с элементами общественного центра, с другой – подобие города под крышей, сгруппированного вокруг «рыночной площади».
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень, второй ярус
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-второй уровень
    © Сергей Скуратов architects

Общественный стилобат расположен в минус-первом этаже, высота потолков в нем очень большая – около 8 метров. Ниже, в -2 этаже, расположен ярус подземной парковки. В построении стилобата умело использован перепад рельефа – он здесь значительный, чуть больше 12 метров, и удобный, так как со стороны парка и метро рельеф приподнят, что позволило организовать безбарьерные входы и въезды по склонам, пандусам и по прямой, по мосту. С южной стороны перепад высот позволил, во-первых, открыть фасад бассейна в фитнес-клубе для естественного света, а во-вторых, приподнять приватный двор жилых домов, размещенный на кровле стилобата, дистанцировав его таким образом от железной дороги. Внутри пространства переплетены – буквально перевязаны – пандусами, эскалаторами и травалаторами, так что рассматривать структуру в разрезе довольно увлекательно. Кроме того, жители домов смогут спуститься в общественную часть на лифте прямо из квартир.
  • zooming
    1 / 9
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 9
    Разрез 8-8. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 1-1. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 9
    Разрез 2-2. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 3-3. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    6 / 9
    Разрез 4-4. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 5-5. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 7-7. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 6-6. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Помимо того, что вся эта структура позволила ответить на непростое техзадание заказчика и уместить требуемую программу на участке, удобно организовав ее – она еще и формирует пластическую интригу. Уже глядя на разрезы и рендеры, можно почувствовать, что внутри, благодаря всем этим перепадам, склонам и мостикам, все будет небанально.

На кровле стилобата размещен двор жилого комплекса, с геопластикой и деревьями. Его поверхность – строго горизонтальная, он, напомним, на 12 с чем-то метров возвышается над проездом со стороны железной дороги, а со стороны парка, примерно по центру северного фасада, в него ведет мост, по которому можно будет войти во двор пешком и по нему же – въехать с Поклонной улицы на рампу, ведущую в подземную парковку. Перед жилыми корпусами с этой стороны проходит галерея – своего рода «портик» с деревьями вверху; она деликатно отделяет двор жилого комплекса от городской улицы.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Если в жилой двор с северной стороны можно войти по прямой, то входы в общественные части стилобата, напротив, возвышаются и понижаются. Приподнятая «голова» кортеновой «змеи» на северном углу акцентирует вход со стороны метро в выставочный центр. Похожая «голова входа» на северо-западном углу, со стороны парка, ведет в океанариум и кинотеатр.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Но в обоих случаях можно пройти и параллельно – по склону, плавно углубляясь под землю в уютных кулисах наклонного парка.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Фасад со стороны эстакады ЮДКП. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Фасад со стороны железной дороги. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Интрига состоит в том, что, помимо удобного разведения потоков, нам постоянно предлагают новые пространственные ощущения, заставляют пережить пространство как открытое, закрытое, нарочито наклонное или, напротив, с прямой поверхностью под ногами. У разных мест – разный цвет и тон, разный угол освещения; словом, здесь, в этих перепадах и склонах, продумана масса впечатлений даже от простой прогулки. И заметим – с верхнего уровня как правило можно посмотреть вниз и наоборот, они связаны между собой еще и визуально. Предполагается, что здесь можно будет постоянно ощущать многоярусность, многослойность стилобата: ярусов где-то два, а где-то, со стороны северной галереи, даже и три.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Пологие сходы, ведущие в многофункциональный стилобат, направлены к небольшим открытым площадям с террасами кафе – своего рода оазису комфортной среды, как правило связанной в нашем сознании с центральными районами европейских городов. Углубленное расположение защищает их от ветра и делает уютными, – а обращенные сюда витрины кафе и магазинов подчеркивают городской характер пространства, провоцирующего к перемещению между бутиками и столиками кафе.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что Сергей Скуратов, как он и сам подчеркивает в своем интервью, давно разрабатывает тему многоуровневого городского пространства – что достаточно редко для Москвы и других постсоветских городов, в основном предсказуемо-плоских. Сергей Скуратов как правило формирует вокруг своих домов пространственную интригу, так или иначе затрагивающую город вокруг: она складывается из мощных нависающих или «поворачивающих голову» консолей, из нетипичного мощения клинкерным кирпичом, приямков, образующих тихие проходы вдоль витрин, и, конечно, из перепадов уровней. Его дома: Эгодом и Art House, дом в Тессинском-1 и Skouratov House на улице Бурденко, – как будто даже радуются перепадам рельефа, поскольку такие перепады хорошо адаптируются к сценарию «скульптурного» города.

Но, конечно, самые сложные многоуровневые пространства созданы в ЖК «Садовые кварталы» с их мостиками во дворах, сквозной «Дорогой в школу» и общественной площадью в центре: значительные перепады искусственного рельефа формируют не меньше трех уровней восприятия и в сумме дают совершенно особенное эстетическое напряжение даже при простом проходе по комплексу: он буквально заставляет «читать» себя не только по горизонтали, но и по вертикали, смотреть то вниз, то вверх, оценивать высоту и вертикализм. Пожалуй, ЖК Victory park – самый яркий пример развития находок «Садовых кварталов». Интересно будет по нему пройтись после завершения строительства.

Если в общественной части соседствуют стекло и кортеновая сталь, то на главных, обращенных к парку фасадах жилых корпусов – камень и стекло, причем этажи объединены по два, вертикали плавно утоньшаются со стороны парка, а стекло на скругленных углах – моллированное, изогнутое, что позволяет подчеркнуть исключительность его «драгоценной» фактуры: футуристичное стекло напоминает какое-то силовое поле, натянутое между тонкими вертикалями.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Перемычки планируется облицевать светло-бежевым доломитом, похожим по цвету на камень фасадов музея Победы – еще одна дань соседству мемориального парка. Заметим однако, что цвет – чуть светлее «сталинских» домов Кутузовского проспекта, но все же напоминает и о них; кроме того, соблюдая высотные ограничения, 10-11-этажные корпуса «подхватывают» высоту соседних домов. Но, поскольку от красной линии проспекта Victory park отстоит на 330 м, с этой стороны он выглядит как отдаленный квартал, отчасти скрытый за холмом: дома по высоте кажутся даже меньшими, чем часовня Святого Георгия. Так что вполне можно поддержать слова Сергея Скуратова о «растворении» комплекса в пространстве – сейчас перед парком Поклонной горы фронтальная городская застройка обрывается внезапно, а после строительства Victory park будет постепенно отступать, плавно переходя к более разреженной – уже не стена, а ряд отдельных объемов с градиентной чередой вертикальных «стел»-простенков, в строгой рядности которых, как и в цвете камня, также можно увидеть отклик на пилонады музея Победы.
Дом на улице Фонченко, проект. Встройка, вид со стороны Кутузовского проспекта
© Сергей Скуратов architects

Из квартир, среди которых, учитывая премиум-класс жилья, довольно часто встречаются просторные, площадью до 300 м2 в пентхаусах, панорамное стекло «в пол» откроет виды на парк – с этой стороны расположены лучшие лоты.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады, обращенные во двор, отличаются от внешних: здесь планируется использовать красноватый металл, кортен или медь, а частная и жесткая, вертикально ориентированная сетка напоминает кристаллическую – как будто «известковые скалы» домов разрезали по прямым линиям и «в ущелье» образовался двор. Над его холмами и деревьями, впрочем, нависают, как скальные консоли, балконы разного выноса – еще один уровень восприятия пространства, уже для жильцов квартир.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады трех продольных, южных, корпусов решены несколько иначе, здесь больше меди, шире простенки и акцентирован аттик пентхаусов. Но и здесь медь встречается с камнем в градиентном ритме, который перекликается с рисунком боковых фасадов корпусов-башен.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects


Суммируя, можно сказать, что в проекте ЖК Victory park residences – много от «фирменного» почерка Сергея Скуратова, настолько, что наверное пора уже заговорить о появлении в Москве некоей группы домов премиум-класса, связанных с его авторством. Все они отличаются большим вниманием к окружающему ландшафту, в каком-то смысле «врастают» в свой участок или «вырастают» из него, формируя вокруг себя сложное городское пространство – необычное для московских жителей, и тем не менее определенное и контекстом, и особенностями территории, то есть «укорененное» на своем месте. Другая особенность – сочетание достаточно лаконичной современной формы с фактурным, цветовым и пластическим разнообразием: если представить эти дома в обходе, они будут все время поворачиваться каким-то новым ракурсом, – фасады, как и разноуровневое пространство стилобата, не дадут соскучиться, но в то же время они достаточно сдержанны. Такой только дом и следует строить границе с главным мемориальным парком Москвы – чье соседство, так или иначе, обязывает.
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq

29 Декабря 2020

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.