English version

В пространстве парка Победы

В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq
Проект жилого многофункционального комплекса элит-класса Victory park residences архсовет Москвы утвердил два года назад, а в сентябре уходящего года девелопер, компания ANT Development, начала продажи и строительство.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Участок расположен между «входной» восточной частью парка Поклонной горы и железной дорогой Киевской ветки; от станции Москва-Сортировочная сюда можно за 5 минут дойти пешком. Вдоль западной границы комплекса проходит улица Братьев Фонченко, а от парка комплекс отделяет спокойная двухполосная Поклонная улица. Зато к востоку от территории Victory park-а запланировано строительство развязки, ведущей от проспекта генерала Дорохова и ТТК в сторону улицы Барклая. От железной дороги и от развязки комплекс отступает, соответственно, на 50 и 25 метров.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Специфика окружения определена прежде всего соседством Парка Победы – по словам Сергея Скуратова, «грандиозного творения Анатолия Трофимовича Полянского». Комплекс не только повторяет название парка (в переводе – «Резиденции Парка Победы»), но и продолжает его планировочную сетку, ориентированную под углом к Кутузовскому проспекту, от стелы перед музеем к Триумфальной арке Осипа Бове. Пять корпусов вдоль Поклонной улицы символически, в уменьшенном масштабе, откликаются на пять поперечных аллей – мемориальных площадей парадной части парка, обозначающих пять лет войны, – рассказывает автор.
Дом на улице Фонченко. Макет
© Сергей Скуратов architects

Итак, северная линия жилых корпусов состоит из пяти одноподъездных башен, что позволяет «раскрыть» комплекс в сторону мемориального комплекса Парка Победы, подчеркнуть пространственные связи с ним и обеспечить больше видов в его сторону. Три корпуса вдоль южной границы, напротив, вытянуты продольно, они, как и прозрачные экраны между ними, призваны закрыть двор от железной дороги – хотя и сами дома, конечно же, всячески защищены от шума, прежде всего усиленными стеклопакетами. Таким образом ЖК Victory park повернут «спиной» к железной дороге и «лицом» – к парку Поклонной горы, также как и к проспекту и к пути из одноименного метро.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что история участка, на котором строится комплекс – достаточно сложная: в середине 2000-х здесь планировали самый большой в Восточной Европе океанариум под названием Посейдон-Парк. Провели конкурс, около 2008 года началось строительство, был выкопан котлован под два подземных этажа. Проект использует существующий котлован, а идея океанариума «переросла» в сложное многофункциональное общественное пространство стилобата. В числе функций сохранен небольшой – около 3000 м2 – океанариум в западной части, рядом с ним чуть севернее – кинотеатр и детский центр. В северо-восточном углу стилобата, ближе к метро, разместился выставочный комплекс, в юго-восточной части – фитнес со СПА и бассейном, а в юго-западной супермаркет. Центральное пространство занимает фудкорт с фишмарктом – рыбным рынком, окруженный кафе, магазинами и внутренним бульваром. С одной стороны, типологически это усложненный ТРЦ с элементами общественного центра, с другой – подобие города под крышей, сгруппированного вокруг «рыночной площади».
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень, второй ярус
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-второй уровень
    © Сергей Скуратов architects

Общественный стилобат расположен в минус-первом этаже, высота потолков в нем очень большая – около 8 метров. Ниже, в -2 этаже, расположен ярус подземной парковки. В построении стилобата умело использован перепад рельефа – он здесь значительный, чуть больше 12 метров, и удобный, так как со стороны парка и метро рельеф приподнят, что позволило организовать безбарьерные входы и въезды по склонам, пандусам и по прямой, по мосту. С южной стороны перепад высот позволил, во-первых, открыть фасад бассейна в фитнес-клубе для естественного света, а во-вторых, приподнять приватный двор жилых домов, размещенный на кровле стилобата, дистанцировав его таким образом от железной дороги. Внутри пространства переплетены – буквально перевязаны – пандусами, эскалаторами и травалаторами, так что рассматривать структуру в разрезе довольно увлекательно. Кроме того, жители домов смогут спуститься в общественную часть на лифте прямо из квартир.
  • zooming
    1 / 9
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 9
    Разрез 8-8. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 1-1. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 9
    Разрез 2-2. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 3-3. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    6 / 9
    Разрез 4-4. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 5-5. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 7-7. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 6-6. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Помимо того, что вся эта структура позволила ответить на непростое техзадание заказчика и уместить требуемую программу на участке, удобно организовав ее – она еще и формирует пластическую интригу. Уже глядя на разрезы и рендеры, можно почувствовать, что внутри, благодаря всем этим перепадам, склонам и мостикам, все будет небанально.

На кровле стилобата размещен двор жилого комплекса, с геопластикой и деревьями. Его поверхность – строго горизонтальная, он, напомним, на 12 с чем-то метров возвышается над проездом со стороны железной дороги, а со стороны парка, примерно по центру северного фасада, в него ведет мост, по которому можно будет войти во двор пешком и по нему же – въехать с Поклонной улицы на рампу, ведущую в подземную парковку. Перед жилыми корпусами с этой стороны проходит галерея – своего рода «портик» с деревьями вверху; она деликатно отделяет двор жилого комплекса от городской улицы.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Если в жилой двор с северной стороны можно войти по прямой, то входы в общественные части стилобата, напротив, возвышаются и понижаются. Приподнятая «голова» кортеновой «змеи» на северном углу акцентирует вход со стороны метро в выставочный центр. Похожая «голова входа» на северо-западном углу, со стороны парка, ведет в океанариум и кинотеатр.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Но в обоих случаях можно пройти и параллельно – по склону, плавно углубляясь под землю в уютных кулисах наклонного парка.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Фасад со стороны эстакады ЮДКП. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Фасад со стороны железной дороги. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Интрига состоит в том, что, помимо удобного разведения потоков, нам постоянно предлагают новые пространственные ощущения, заставляют пережить пространство как открытое, закрытое, нарочито наклонное или, напротив, с прямой поверхностью под ногами. У разных мест – разный цвет и тон, разный угол освещения; словом, здесь, в этих перепадах и склонах, продумана масса впечатлений даже от простой прогулки. И заметим – с верхнего уровня как правило можно посмотреть вниз и наоборот, они связаны между собой еще и визуально. Предполагается, что здесь можно будет постоянно ощущать многоярусность, многослойность стилобата: ярусов где-то два, а где-то, со стороны северной галереи, даже и три.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Пологие сходы, ведущие в многофункциональный стилобат, направлены к небольшим открытым площадям с террасами кафе – своего рода оазису комфортной среды, как правило связанной в нашем сознании с центральными районами европейских городов. Углубленное расположение защищает их от ветра и делает уютными, – а обращенные сюда витрины кафе и магазинов подчеркивают городской характер пространства, провоцирующего к перемещению между бутиками и столиками кафе.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что Сергей Скуратов, как он и сам подчеркивает в своем интервью, давно разрабатывает тему многоуровневого городского пространства – что достаточно редко для Москвы и других постсоветских городов, в основном предсказуемо-плоских. Сергей Скуратов как правило формирует вокруг своих домов пространственную интригу, так или иначе затрагивающую город вокруг: она складывается из мощных нависающих или «поворачивающих голову» консолей, из нетипичного мощения клинкерным кирпичом, приямков, образующих тихие проходы вдоль витрин, и, конечно, из перепадов уровней. Его дома: Эгодом и Art House, дом в Тессинском-1 и Skouratov House на улице Бурденко, – как будто даже радуются перепадам рельефа, поскольку такие перепады хорошо адаптируются к сценарию «скульптурного» города.

Но, конечно, самые сложные многоуровневые пространства созданы в ЖК «Садовые кварталы» с их мостиками во дворах, сквозной «Дорогой в школу» и общественной площадью в центре: значительные перепады искусственного рельефа формируют не меньше трех уровней восприятия и в сумме дают совершенно особенное эстетическое напряжение даже при простом проходе по комплексу: он буквально заставляет «читать» себя не только по горизонтали, но и по вертикали, смотреть то вниз, то вверх, оценивать высоту и вертикализм. Пожалуй, ЖК Victory park – самый яркий пример развития находок «Садовых кварталов». Интересно будет по нему пройтись после завершения строительства.

Если в общественной части соседствуют стекло и кортеновая сталь, то на главных, обращенных к парку фасадах жилых корпусов – камень и стекло, причем этажи объединены по два, вертикали плавно утоньшаются со стороны парка, а стекло на скругленных углах – моллированное, изогнутое, что позволяет подчеркнуть исключительность его «драгоценной» фактуры: футуристичное стекло напоминает какое-то силовое поле, натянутое между тонкими вертикалями.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Перемычки планируется облицевать светло-бежевым доломитом, похожим по цвету на камень фасадов музея Победы – еще одна дань соседству мемориального парка. Заметим однако, что цвет – чуть светлее «сталинских» домов Кутузовского проспекта, но все же напоминает и о них; кроме того, соблюдая высотные ограничения, 10-11-этажные корпуса «подхватывают» высоту соседних домов. Но, поскольку от красной линии проспекта Victory park отстоит на 330 м, с этой стороны он выглядит как отдаленный квартал, отчасти скрытый за холмом: дома по высоте кажутся даже меньшими, чем часовня Святого Георгия. Так что вполне можно поддержать слова Сергея Скуратова о «растворении» комплекса в пространстве – сейчас перед парком Поклонной горы фронтальная городская застройка обрывается внезапно, а после строительства Victory park будет постепенно отступать, плавно переходя к более разреженной – уже не стена, а ряд отдельных объемов с градиентной чередой вертикальных «стел»-простенков, в строгой рядности которых, как и в цвете камня, также можно увидеть отклик на пилонады музея Победы.
Дом на улице Фонченко, проект. Встройка, вид со стороны Кутузовского проспекта
© Сергей Скуратов architects

Из квартир, среди которых, учитывая премиум-класс жилья, довольно часто встречаются просторные, площадью до 300 м2 в пентхаусах, панорамное стекло «в пол» откроет виды на парк – с этой стороны расположены лучшие лоты.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады, обращенные во двор, отличаются от внешних: здесь планируется использовать красноватый металл, кортен или медь, а частная и жесткая, вертикально ориентированная сетка напоминает кристаллическую – как будто «известковые скалы» домов разрезали по прямым линиям и «в ущелье» образовался двор. Над его холмами и деревьями, впрочем, нависают, как скальные консоли, балконы разного выноса – еще один уровень восприятия пространства, уже для жильцов квартир.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады трех продольных, южных, корпусов решены несколько иначе, здесь больше меди, шире простенки и акцентирован аттик пентхаусов. Но и здесь медь встречается с камнем в градиентном ритме, который перекликается с рисунком боковых фасадов корпусов-башен.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects


Суммируя, можно сказать, что в проекте ЖК Victory park residences – много от «фирменного» почерка Сергея Скуратова, настолько, что наверное пора уже заговорить о появлении в Москве некоей группы домов премиум-класса, связанных с его авторством. Все они отличаются большим вниманием к окружающему ландшафту, в каком-то смысле «врастают» в свой участок или «вырастают» из него, формируя вокруг себя сложное городское пространство – необычное для московских жителей, и тем не менее определенное и контекстом, и особенностями территории, то есть «укорененное» на своем месте. Другая особенность – сочетание достаточно лаконичной современной формы с фактурным, цветовым и пластическим разнообразием: если представить эти дома в обходе, они будут все время поворачиваться каким-то новым ракурсом, – фасады, как и разноуровневое пространство стилобата, не дадут соскучиться, но в то же время они достаточно сдержанны. Такой только дом и следует строить границе с главным мемориальным парком Москвы – чье соседство, так или иначе, обязывает.
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq

29 Декабря 2020

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Балконы на Дунае
Комплекс муниципального жилья в Вене по проекту querkraft architekten максимально использует длинный участок вдоль берега Дуная.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Технологии и материалы
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.