English version

В пространстве парка Победы

В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq
Проект жилого многофункционального комплекса элит-класса Victory park residences архсовет Москвы утвердил два года назад, а в сентябре уходящего года девелопер, компания ANT Development, начала продажи и строительство.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Участок расположен между «входной» восточной частью парка Поклонной горы и железной дорогой Киевской ветки; от станции Москва-Сортировочная сюда можно за 5 минут дойти пешком. Вдоль западной границы комплекса проходит улица Братьев Фонченко, а от парка комплекс отделяет спокойная двухполосная Поклонная улица. Зато к востоку от территории Victory park-а запланировано строительство развязки, ведущей от проспекта генерала Дорохова и ТТК в сторону улицы Барклая. От железной дороги и от развязки комплекс отступает, соответственно, на 50 и 25 метров.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Специфика окружения определена прежде всего соседством Парка Победы – по словам Сергея Скуратова, «грандиозного творения Анатолия Трофимовича Полянского». Комплекс не только повторяет название парка (в переводе – «Резиденции Парка Победы»), но и продолжает его планировочную сетку, ориентированную под углом к Кутузовскому проспекту, от стелы перед музеем к Триумфальной арке Осипа Бове. Пять корпусов вдоль Поклонной улицы символически, в уменьшенном масштабе, откликаются на пять поперечных аллей – мемориальных площадей парадной части парка, обозначающих пять лет войны, – рассказывает автор.
Дом на улице Фонченко. Макет
© Сергей Скуратов architects

Итак, северная линия жилых корпусов состоит из пяти одноподъездных башен, что позволяет «раскрыть» комплекс в сторону мемориального комплекса Парка Победы, подчеркнуть пространственные связи с ним и обеспечить больше видов в его сторону. Три корпуса вдоль южной границы, напротив, вытянуты продольно, они, как и прозрачные экраны между ними, призваны закрыть двор от железной дороги – хотя и сами дома, конечно же, всячески защищены от шума, прежде всего усиленными стеклопакетами. Таким образом ЖК Victory park повернут «спиной» к железной дороге и «лицом» – к парку Поклонной горы, также как и к проспекту и к пути из одноименного метро.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что история участка, на котором строится комплекс – достаточно сложная: в середине 2000-х здесь планировали самый большой в Восточной Европе океанариум под названием Посейдон-Парк. Провели конкурс, около 2008 года началось строительство, был выкопан котлован под два подземных этажа. Проект использует существующий котлован, а идея океанариума «переросла» в сложное многофункциональное общественное пространство стилобата. В числе функций сохранен небольшой – около 3000 м2 – океанариум в западной части, рядом с ним чуть севернее – кинотеатр и детский центр. В северо-восточном углу стилобата, ближе к метро, разместился выставочный комплекс, в юго-восточной части – фитнес со СПА и бассейном, а в юго-западной супермаркет. Центральное пространство занимает фудкорт с фишмарктом – рыбным рынком, окруженный кафе, магазинами и внутренним бульваром. С одной стороны, типологически это усложненный ТРЦ с элементами общественного центра, с другой – подобие города под крышей, сгруппированного вокруг «рыночной площади».
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень, второй ярус
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-второй уровень
    © Сергей Скуратов architects

Общественный стилобат расположен в минус-первом этаже, высота потолков в нем очень большая – около 8 метров. Ниже, в -2 этаже, расположен ярус подземной парковки. В построении стилобата умело использован перепад рельефа – он здесь значительный, чуть больше 12 метров, и удобный, так как со стороны парка и метро рельеф приподнят, что позволило организовать безбарьерные входы и въезды по склонам, пандусам и по прямой, по мосту. С южной стороны перепад высот позволил, во-первых, открыть фасад бассейна в фитнес-клубе для естественного света, а во-вторых, приподнять приватный двор жилых домов, размещенный на кровле стилобата, дистанцировав его таким образом от железной дороги. Внутри пространства переплетены – буквально перевязаны – пандусами, эскалаторами и травалаторами, так что рассматривать структуру в разрезе довольно увлекательно. Кроме того, жители домов смогут спуститься в общественную часть на лифте прямо из квартир.
  • zooming
    1 / 9
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 9
    Разрез 8-8. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 1-1. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 9
    Разрез 2-2. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 3-3. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    6 / 9
    Разрез 4-4. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 5-5. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 7-7. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 6-6. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Помимо того, что вся эта структура позволила ответить на непростое техзадание заказчика и уместить требуемую программу на участке, удобно организовав ее – она еще и формирует пластическую интригу. Уже глядя на разрезы и рендеры, можно почувствовать, что внутри, благодаря всем этим перепадам, склонам и мостикам, все будет небанально.

На кровле стилобата размещен двор жилого комплекса, с геопластикой и деревьями. Его поверхность – строго горизонтальная, он, напомним, на 12 с чем-то метров возвышается над проездом со стороны железной дороги, а со стороны парка, примерно по центру северного фасада, в него ведет мост, по которому можно будет войти во двор пешком и по нему же – въехать с Поклонной улицы на рампу, ведущую в подземную парковку. Перед жилыми корпусами с этой стороны проходит галерея – своего рода «портик» с деревьями вверху; она деликатно отделяет двор жилого комплекса от городской улицы.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Если в жилой двор с северной стороны можно войти по прямой, то входы в общественные части стилобата, напротив, возвышаются и понижаются. Приподнятая «голова» кортеновой «змеи» на северном углу акцентирует вход со стороны метро в выставочный центр. Похожая «голова входа» на северо-западном углу, со стороны парка, ведет в океанариум и кинотеатр.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Но в обоих случаях можно пройти и параллельно – по склону, плавно углубляясь под землю в уютных кулисах наклонного парка.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Фасад со стороны эстакады ЮДКП. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Фасад со стороны железной дороги. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Интрига состоит в том, что, помимо удобного разведения потоков, нам постоянно предлагают новые пространственные ощущения, заставляют пережить пространство как открытое, закрытое, нарочито наклонное или, напротив, с прямой поверхностью под ногами. У разных мест – разный цвет и тон, разный угол освещения; словом, здесь, в этих перепадах и склонах, продумана масса впечатлений даже от простой прогулки. И заметим – с верхнего уровня как правило можно посмотреть вниз и наоборот, они связаны между собой еще и визуально. Предполагается, что здесь можно будет постоянно ощущать многоярусность, многослойность стилобата: ярусов где-то два, а где-то, со стороны северной галереи, даже и три.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Пологие сходы, ведущие в многофункциональный стилобат, направлены к небольшим открытым площадям с террасами кафе – своего рода оазису комфортной среды, как правило связанной в нашем сознании с центральными районами европейских городов. Углубленное расположение защищает их от ветра и делает уютными, – а обращенные сюда витрины кафе и магазинов подчеркивают городской характер пространства, провоцирующего к перемещению между бутиками и столиками кафе.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что Сергей Скуратов, как он и сам подчеркивает в своем интервью, давно разрабатывает тему многоуровневого городского пространства – что достаточно редко для Москвы и других постсоветских городов, в основном предсказуемо-плоских. Сергей Скуратов как правило формирует вокруг своих домов пространственную интригу, так или иначе затрагивающую город вокруг: она складывается из мощных нависающих или «поворачивающих голову» консолей, из нетипичного мощения клинкерным кирпичом, приямков, образующих тихие проходы вдоль витрин, и, конечно, из перепадов уровней. Его дома: Эгодом и Art House, дом в Тессинском-1 и Skouratov House на улице Бурденко, – как будто даже радуются перепадам рельефа, поскольку такие перепады хорошо адаптируются к сценарию «скульптурного» города.

Но, конечно, самые сложные многоуровневые пространства созданы в ЖК «Садовые кварталы» с их мостиками во дворах, сквозной «Дорогой в школу» и общественной площадью в центре: значительные перепады искусственного рельефа формируют не меньше трех уровней восприятия и в сумме дают совершенно особенное эстетическое напряжение даже при простом проходе по комплексу: он буквально заставляет «читать» себя не только по горизонтали, но и по вертикали, смотреть то вниз, то вверх, оценивать высоту и вертикализм. Пожалуй, ЖК Victory park – самый яркий пример развития находок «Садовых кварталов». Интересно будет по нему пройтись после завершения строительства.

Если в общественной части соседствуют стекло и кортеновая сталь, то на главных, обращенных к парку фасадах жилых корпусов – камень и стекло, причем этажи объединены по два, вертикали плавно утоньшаются со стороны парка, а стекло на скругленных углах – моллированное, изогнутое, что позволяет подчеркнуть исключительность его «драгоценной» фактуры: футуристичное стекло напоминает какое-то силовое поле, натянутое между тонкими вертикалями.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Перемычки планируется облицевать светло-бежевым доломитом, похожим по цвету на камень фасадов музея Победы – еще одна дань соседству мемориального парка. Заметим однако, что цвет – чуть светлее «сталинских» домов Кутузовского проспекта, но все же напоминает и о них; кроме того, соблюдая высотные ограничения, 10-11-этажные корпуса «подхватывают» высоту соседних домов. Но, поскольку от красной линии проспекта Victory park отстоит на 330 м, с этой стороны он выглядит как отдаленный квартал, отчасти скрытый за холмом: дома по высоте кажутся даже меньшими, чем часовня Святого Георгия. Так что вполне можно поддержать слова Сергея Скуратова о «растворении» комплекса в пространстве – сейчас перед парком Поклонной горы фронтальная городская застройка обрывается внезапно, а после строительства Victory park будет постепенно отступать, плавно переходя к более разреженной – уже не стена, а ряд отдельных объемов с градиентной чередой вертикальных «стел»-простенков, в строгой рядности которых, как и в цвете камня, также можно увидеть отклик на пилонады музея Победы.
Дом на улице Фонченко, проект. Встройка, вид со стороны Кутузовского проспекта
© Сергей Скуратов architects

Из квартир, среди которых, учитывая премиум-класс жилья, довольно часто встречаются просторные, площадью до 300 м2 в пентхаусах, панорамное стекло «в пол» откроет виды на парк – с этой стороны расположены лучшие лоты.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады, обращенные во двор, отличаются от внешних: здесь планируется использовать красноватый металл, кортен или медь, а частная и жесткая, вертикально ориентированная сетка напоминает кристаллическую – как будто «известковые скалы» домов разрезали по прямым линиям и «в ущелье» образовался двор. Над его холмами и деревьями, впрочем, нависают, как скальные консоли, балконы разного выноса – еще один уровень восприятия пространства, уже для жильцов квартир.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады трех продольных, южных, корпусов решены несколько иначе, здесь больше меди, шире простенки и акцентирован аттик пентхаусов. Но и здесь медь встречается с камнем в градиентном ритме, который перекликается с рисунком боковых фасадов корпусов-башен.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects


Суммируя, можно сказать, что в проекте ЖК Victory park residences – много от «фирменного» почерка Сергея Скуратова, настолько, что наверное пора уже заговорить о появлении в Москве некоей группы домов премиум-класса, связанных с его авторством. Все они отличаются большим вниманием к окружающему ландшафту, в каком-то смысле «врастают» в свой участок или «вырастают» из него, формируя вокруг себя сложное городское пространство – необычное для московских жителей, и тем не менее определенное и контекстом, и особенностями территории, то есть «укорененное» на своем месте. Другая особенность – сочетание достаточно лаконичной современной формы с фактурным, цветовым и пластическим разнообразием: если представить эти дома в обходе, они будут все время поворачиваться каким-то новым ракурсом, – фасады, как и разноуровневое пространство стилобата, не дадут соскучиться, но в то же время они достаточно сдержанны. Такой только дом и следует строить границе с главным мемориальным парком Москвы – чье соседство, так или иначе, обязывает.
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq

29 Декабря 2020

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.