English version

Угол натяжения струн

Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Дом Музыки
Россия, Валдай

Авторский коллектив:
Архитекторы: Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Юрий Фадеев, Наталья Ромишевская, Александр Набеев, Александра Орехова, Екатерина Гатилова, Екатерина Шорникова, Дарья Веркеенко, Марина Ксенофонтова; ГИП – Денис Овчинников, Рощина Ольга 
Инженеры-конструкторы: Нвер Оганесян, Владимир Пайднец, Анастасия Вьюшкова, Светлана Сухачева, Вячеслав Бажнин, Борислав Наймушин. Акустика – Анатолий Лившиц. Театральная технология – Елена Мамаева

2024 — 2025 / 2025
Проект Дома Музыки входит в госпрограмму для одаренных детей «Сириус», которая базируется, в основном, на федеральной территории в Сочи, где построен целый комплекс зданий, постоянно прирастающий новыми проектами. В 2024 году там открылась средняя специализированная музыкальная школа. 

Дом Музыки – отдельный проект, строится не в Сочи, а намного севернее, на Валдае, и это не школа в полном смысле этого слова, а скорее музыкальный кластер. Если школа в Сочи рассчитана на постоянное, с по 10 класс, обучение 300 детей, и ее зале 300 мест – то здесь обучение будет проходить в любимом «сириусовском» формате краткосрочных интенсивов, мест для учеников всего лишь 29, зато главный концертный зал при максимальной трансформации вместит до 436 слушателей, и еще камерный зал – 172. То есть, помимо возможностей для обучения это концертный, фестивальный, гастрольный и конференц-центр; больше филармония, чем школа. 

Так что неудивительно, что проектировать здание пригласили Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», авторов концертного зала «Зарядье» и филармонии в Якутске. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Участок расположен в северной части города на берегу озера, в местечке с говорящим названием Затишье, при неглубокой бухте с – пока что диким – пляжем на мысу. Большую часть растущих на территории деревьев удалось сохранить – что во многом определило каплевидную форму здания. 

В то же время план продиктован не в меньшей мере функциями его составных частей – двух главных корпусов. У берега озера, на границе водоохранного отступа 50 метров, скомпонованы большой зал, малый камерный зал, буфет, гримерные. Они занимают круглящийся объем, близкий к компактной, слегка асимметричной трапеции; в южной части, отделенная двусветным атриумом-фойе – группа репетиционных. Корпус гостиницы для учеников и преподавателей соединен с главным зданием теплым навесным переходом – планируется, что свободно перемещаться по нему можно будет почти в любое время, за исключением каких-то важных концертов, на время которых двери перехода закроют. В жилом комплексе имеется спортзал, столовая, коворкинг.  

Абрис плана получается похожим на басовый ключ; для тех, кто несведущ в музыке – на крупную запятую. 
Схемы объемно-пространственного решения. Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

На территории также задуман двухэтажный домик на 4 апартамента для гостей и открытая летняя сцена – оба овальные в плане. Дом поставлен на внутренней площади, а сцена – у озера. 

Другая музыкальная тема, дополняющая «басовый ключ» основного объема – арфа. Натянутые диагонально струны ламелей перед стеклянным фасадом атриума-фойе планируется подсвечивать на торцах, а плавно выступающий вверх объем главной сцены снаружи отделан имитирующими дерево панелями и похож на деку струнного инструмента. 
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

С ночной подсветкой хорошо видно, что здание составлено, прежде всего, из множества разнонаправленных линий и точек – в противовес массе.

«Струны» тут пронизывают все: тем ламелям, что «натянуты» перед фасадом, вторят светящиеся линии внутри атриума – где-то прямые, где-то изогнутые, они парят в пространстве на полупрозрачных ламелях. Весь атриум, кажется, подчинен этим линиям, никакой они не декор, или не только декор, а визуализация главных направлений и пересечений потоков. 

Впрочем, струны это или потоки звука, надо еще разобраться. Легкий рельеф светлых стенных панелей подсказывает еще одну ассоциацию – со световым лучом. Совершенный лучизм эти панели. Хотя можно сравнить и с партитурой, которую сложили «гармошкой». И с занавесом. 
Вход в фойе при вечернем свете с западной стороны. Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Искусственный свет перемешан с естественным, хотя не сливается с ним. Нам как будто даже говорят: вот, луч естественного света он всегда прямой, а свет искусственный может изгибаться сродни потокам музыки.

Так или иначе, а свет важен, атриум просматривается и просвечивается насквозь, а к озеру на востоке раскрывается раструбом. Чтобы добавить света, часть потолка атриума с широкой, дугообразной восточной стороны – тоже прозрачная, из стекла с подогревом, чтобы зимой не залеживался снег. Замечу, что стекло потолка не горизонтальное и не имеет наклона наружу, что могло бы придать фасаду сходство с парником; нет, стеклянная полоса наклонена внутрь – вероятно, чтобы не мешать восприятию дуги фасадного витража со «струнами» перед ним. У стеклянного восточного фасада нет ни цоколя, ни карниза, планируется, что уровень пола и внешнего мощения будет единым; стекло с ламелями должно восприниматься как мембрана, невесомая преграда между «внутри» и «снаружи». 
Летняя сцена. Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Амфитеатр, который работает и как дополнение к фойе, и как общественное пространство для учеников и преподавателей школы и место для камерных концертов, получит максимум дневного света, включая вечерний «на просвет» со спины, – и виды на озеро. 
Амфитеатр в атриуме с восточной стороны. Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Ступени амфитеатра планируется выполнить из дерева, внешние стены залов из имитирующих дерево панелей. Двусветное пространство поддерживают круглые опоры – возможно, их поверхность удастся реализовать в открытом бетоне. Два яруса пространства атриума соединяет нанизанная на одну из колонн лестница с поворотом – скульптурное украшение пространства, она обращает к озеру округлый белый «бок»; в месте поворота, к слову сказать, должны будут раскрыться отличные виды. 
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

Атриум вписан в перепад высот на участке, по оси запад-восток он спускается приблизительно на 3 метра. В конце концов, мы идем к озеру. 

По сторонам от ламелей-струн восточного фасада – да в общем-то и везде, где только можно – фасад распадается на «клавиши» простенков. И если «струны», натянутые перед стеклом фойе, исходят, в основном, из одной точки – то простенки все поставлены с наклоном в одну сторону и под одним углом 7°: и на внешнем фасаде, и при входе со стороны внутренней площади. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

На других частях фасада ряды простенков поддержаны решетками – к примеру, так устроена пергола открытой треугольной террасы второго яруса, расположенная рядом с гримерными и предназначенная для отдыха артистов или, как знать, может быть, даже для переговоров. 
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Фасады. Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

Проницаемость и решетчатость – это одна из двух присутствующих здесь тем. Ее поддерживают и козырьки-перголы, и решетка террасы гостиничного корпуса.

В этом ряду даже, вероятно, можно упомянуть совершенно корбюзеанскую галерею под террасой на приподнятой над землей платформе. Шаг круглых опор – широкий, а в потолке галереи прорезано 4 овальных зенитных фонаря. Привлекательное решение; живо напоминает о Дворце пионеров на Ленинских горах. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Вторая тема противоположная – скульптурные изгибы. В описании авторы подчеркивают обтекаемость всех линий. Здесь определенно преобладает овал, нежели угол. Овалы зенитных фонарей рифмуются с планом летней сцены, клумб в проекте благоустройства и с домом гостевых апартаментов. Впрочем, в последнем нижний овал вытянут продольно, а верхний поперечно, что дает форму, похожую на поворотный механизм. 

Но если бы только овалы. Здесь, кажется, впервые в портфолио Владимира Плоткина, мы видим много асимметричной нелинейности. Западный фасад концертного корпуса – тот, который гости комплекса увидят, входя на территорию, прежде всего – превращен в асимметричную волнообразную ленту: слева небольшой дополнительный вход, справа глубоко утопленный в тело здания вход основной. Правый пилон отступает, левый выступает вперед. Их объединяет козырек с изогнутым краем, хотя абсолютно ровной нижней поверхностью, покрытой блестящим черным металлом с ортогональной сеткой мелких точечных светильников. Они предваряют световые линии внутри. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

На самом крупном пилоне – название Дома Музыки в окружении абстрактных нот; не простое, светящееся. Здесь планируется использовать двухслойный фасад из стекло-фибро-бетона с подсветкой контррельефа внутреннего слоя отраженным светом. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Выступ, углубление входа и «арка» под навесным переходом вместе зонируют пространство центральной части так, что здесь образуется мини-площадь – интуитивно очевидный центр всего комплекса. 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

В нем, как несложно заметить, встречаются две пластические парадигмы: легкая галерея на тонких опорах, двойная связь навесного перехода, одновременно соединяющая здание и раскрывающая путь вовне – и гибкая пластика «волны» объемов. Соседи-антагонисты. Их можно сопоставить с «классическим» модернизмом – и любимой сейчас нелинейностью. Или с Корбюзье довоенного периода – и периода капеллы в Роншане. 

Главное, тут сведены и противопоставлены, впрочем довольно бесконфликтно, два подхода: один можно назвать арифметическим, другой алгебраическим; или один сетчатым, другой скульптурным. Можно представить себе, что у входа они сталкиваются, а проходя сквозь пространство атриума, выдают нечто иное – не то чтобы слияние, а некий вариант гармонизации антагонизма. Разнонаправленную световую штриховку, эффект подвижности, незаконченного, длящегося действия. Как музыка... Как будто сопричастность к ее искусству, а фойе именно что сопричастно, примыкает к концертным залам – меняет всё; выводит зрителя из сложного, напряженного, плотно, как узел, скомпонованного и разнонаправленного центра площади перед входом, по линиям ламп, к свету водной поверхности озера. Тут, очевидно, присутствует режиссура эмоций, направленная на посетителя. Ощущение от пространства при проходе по главной оси должно будет заметно изменяться: сначала мы идем вдоль легкой колоннады, затем входим в «пещеру»-святилище, и, переродившись посредством музыки, подходим к озеру.
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

К тому же атриум, в западном входе углубленный, на восточной стороне раскрывается широкой дугой – как будто он не столько часть здания, сколько встроенный в него самостоятельный объем, состоящий из несколько иной материи: стекла, света, пространства и конструкций – и от дуновения какого-нибудь Борея эта материя в одной части углубилась, а в другой расширилась. 

Тем не менее, если приглядеться, вся эта сложная сценография нанизана на жесткую и ясную логику осей построения плана. 

Участок с его небольшим мысом принадлежит преимущественно материку, но в силу вытянутости пятна, свободного от деревьев, образовалась главная ось запад-восток – она же ведет от подъездной дороги внутрь. Ось проходит не совсем по параллели... Достаем транспортир и выясняем, что отклонение составляет 7° – и равна чему? Правильно, углу наклона простенков на фасаде здания. 

У начала этой оси расположены въезд и парковка; по ее линии отсечена сегментовидная «долька» гостиницы и репетиционных. На нее, наконец, нанизано фойе – от выхода из него в сторону пляжа ведет прямая аллея.  
Ситуационный план. Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Таким образом, все комнаты гостиничного корпуса смотрят на юг и получают максимально возможную инсоляцию. 

Смотрим дальше и видим, что внешняя, юго-восточная дуга фасада – двухцентровая. Находим обе окружности и обнаруживаем, что малая, восточная дуга принадлежит совсем небольшому кругу, внутрь которого попадает и домик с апартаментами. Если соединить этот круг с «хвостом» спортивного зала – получится контур настоящего басового ключа или запятой. 

Находим у малой окружности центр и обнаруживаем три вещи. Во-первых, центры малой и большой окружности дуги фасада лежат на одной прямой. Во-вторых, центр большой окружности лежит к северу ровно на кромке воды озера. И наконец, к центру малой окружности сходятся оси, образующие сквозной прогал между концертным и гостиничным корпусом; и оси линий начала и конца светового потолка атриума. А если провести через центр того же малого круга линию от южной границы стеклянного потолка, то она придет в центр овального дома апартаментов. Ну и наконец, если провести, опять же через центр, линию от летней эстрады, то она придет к точке пересечения дуги гостиничного корпуса с самой главной осью. Если взять точку пересечения внешней дуги коридора, проходящего внутри гостиничного корпуса, с главной осью, линия приведет нас к северному краю овала эстрады.

Уф, кажется все, хотя на самом деле еще между центром малого круга, двумя главными осями и западной границей концертного зала образуется правильный квадрат. Разделенный в пропорциях Золотого сечения западной линией прямоугольника, очерчивающего основную часть главного корпуса и проходящей через западный угол открытой террасы 2 яруса и через плоскость правого, от входа, пилона. Вероятно, можно найти и какие-то еще линии, связанные здесь общей логикой – к примеру, дуг, а следовательно, кругов и их центров, на самом деле не два, а три или даже пять; это отражается на фасадах. Все они не особенно читаемы в объеме, но «держат» на себе всю логику композиции как главных зданий, так и всей территории. 

А следовательно, оно глубоко не случайно. Как может показаться на первый взгляд. Рассматривая хотя бы те оси, дуги и закономерности, которые удалось обнаружить, несложно предположить, что все формы здесь – не плод автоматического рисования в режиме «я так вижу», а следствие построения, обоснованного геометрически, как, впрочем, и функционально. 

Элемент, наиболее обоснованный – дуга, вот она точно двухцентровая – коридора гостиничного корпуса, продолженная навесным переходом и дальше коридором репетиционной части. Ее линия, внутренняя ось жилого и учебного пространства, приходит к узлу, соединяющему ее с частью концертной. Здесь и двери для временной изоляции жилой части, и «парадная» лестница. Отсюда же начинается, уже более широкий, чем коридор, мост второго яруса пространства фойе-атриума, ведущий ко входу на ярус балкона концертного зала. 
  • zooming
    План 1 этажа. Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    План 2 этажа. Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    План -1 этажа. Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Разрезы. Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

Внутри оба концертных зала напоминают Зарядье, хотя и в меньшем масштабе. Они рассчитаны на естественную акустику – для ее экспертизы привлекли кандидата наук, ведущего российского специалиста Анатолия Лившица. Акустические панели планируется покрыть шпоном натуральной древесины. 
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Дом Музыки, проект, 2025
    © ТПО «Резерв»

Резюмируя: Дом Музыки – полномасштабный концертно-образовательный комплекс, продуманный с технической точки зрения, а с позиции архитектурных решений выстраивающий образ некоего «катарсиса», связанного с воздействием искусства музыки и основанного, вначале, на контрасте линейного и объемно-скульптурного подхода к форме и – затем – разрешаемого через некий апофеоз раскрытия пространства, прозрачности и линейности, метафорически связанной со струнами арфы. 

Все это скомпоновано и увязано, в том числе имманентной логикой осевых построений. Возможно, для посетителей комплекса красивая последовательность эмоционального воздействия будет более очевидной. А вот при первом рассмотрении объема на рендерах все это выглядит очень сложным, может быть, даже переусложненным. Здание ведет за собой, раскрывается, фасады наклоняются, линии то «текут», то перерезаются поперечным «смычком»... Оно – в некотором роде как джаз, уменьшенная версия Зарядья, но более живая и заметно более непредсказуемая. Тут настолько много всего, идей, возможных аллюзий, контрастов и переходов, что поневоле на ум приходит словечко «деконструкция», напоминающее об опытах начала 2000-х. Сейчас принята форма более лаконичная, емкая и менее «многодельная». Построенная на не раз-два-три-четыре, а на раз-два. Примерно как объем здешнего дома апартаментов, похожего на ручку запуска всей этой «музыкальной шкатулки».  

А особенно непонятен мне «язык» зеленой кровли, прикрывающей острый угол техпомещения при спортивном зале, который встречает зрителей при входе. Почему он такой? Или еще вот вопрос: почему нет пристани? И вообще выходов к воде? 
Дом Музыки, проект, 2025
© ТПО «Резерв»

Тем не менее проект обладает одним важным положительным качеством, которое делает его, прежде всего, интересным. Он затягивает, что, вероятно, заметно и по тексту. Рассматривая его, шаг за шагом обнаруживаешь что-то новенькое, все более любопытное. Он раскрывается, как, вероятно, будет раскрываться и само здание для его обитателей и посетителей. 

Есть, знаете, такие проекты, на которые можно бросить взгляд – и сразу все станет ясно. Этот не такой. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Дом Музыки
Россия, Валдай

Авторский коллектив:
Архитекторы: Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Юрий Фадеев, Наталья Ромишевская, Александр Набеев, Александра Орехова, Екатерина Гатилова, Екатерина Шорникова, Дарья Веркеенко, Марина Ксенофонтова; ГИП – Денис Овчинников, Рощина Ольга 
Инженеры-конструкторы: Нвер Оганесян, Владимир Пайднец, Анастасия Вьюшкова, Светлана Сухачева, Вячеслав Бажнин, Борислав Наймушин. Акустика – Анатолий Лившиц. Театральная технология – Елена Мамаева

2024 — 2025 / 2025

18 Сентября 2025

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.