English version

Сила линий

Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В. Плоткин, руководитель мастерской С. Гусарев; ГАП: Г. Кескевич, Н. Ромишевская, Д. Чернов; архитектор: Н. Гусева

2019 — 2020 / 2020 — 9.2025

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Генпроектировшик стадии П и РД: ыООО «Эталон проект»
Гостиница Cosmos стоит в самом начале Нового Арбата, на участке номер 2. Она очень заметна на перекрестке Воздвиженки и Бульварного кольца. Сам перекресток – широкий, под ним проходит туннель, а его окружение, то есть собственно Арбатская площадь, состоит, в силу интенсивности движения, из разнообразных, немного разрозненных частей, они, так сказать, рассказывают нам разные истории: Художественный и сталинская ротонда метро филевский линии – про историю и неоклассику; Прага и начало Старого Арбата – про туристический вид старого города; дом Морозова и его «будущий родственник», ЖК с колоннами разных видов от бюро ЦЛП – про эклектику/историзм. 

Cosmos стал заглавным акцентом Нового Арбата, бывшего Калининского проспекта, одного из самых известных модернистских проектов Москвы шестидесятых. И отвечает на Арбатской площади за четвертую часть ее «комплексной программы» – за современность. 
Гостиница Cosmos на Новом Арбате
Фотография © Михаил Мулач
Гостиница Cosmos на Новом Арбате
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гостиница Cosmos на Новом Арбате
Фотография © Михаил Мулач

Гостиница сменила собой Дом связи 1967 года – большую АТС с почтой, телеграфом, телефоном. Как и многие АТС в Москве, с началом цифрового периода она превратилась в гостиницу. Но до того не меньше 15 лет здание было закрыто рекламным баннером. 
  • zooming
    Проспект Калинина. 1972
    Автор:Henri Dorion. Источник: https://monde.ccdmd.qc.ca/ressource/?id=116720 Подпись на вотермарке:uploaded by nb92. pastvu.com
  • zooming
    Новый Арбат. 2020
    Из альбома ТПО «Резерв»

Проектов обновления было несколько: Юрия Бирюкова и АБВ от 2017 года, Юлии Романовской и UM Architects от февраля 2020 года. Какой из первых проектов предполагал реконструкцию с сохранением конструктива, а какой – новое строительство в прежних объемах, теперь уже сложно сказать; очень вероятно, что новое строительство предполагали все, поскольку здание «выросло вверх», сохраняя абрис контуров старого объема; который не был домом-книжкой, да и вообще на Калининском на четной стороне нет «книжек». Он был полосатой «пластиной» с аркой для проезда в Мерзляковский переулок.  
  • zooming
    Архитектурная концепция гостиницы Ihouse, 2017
    © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
  • zooming
    Проект административного ? гостиничного комплекса на Новом Арбате, 2020
    © UM Architects

Наконец, в августе 2020 архсовет утвердил проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв». В отличие от предшествующих предложений, он, полностью сохранив пятно застройки Дома связи, немного изменил форму.

Дом связи был чистым параллелепипедом, вытянутым вдоль проспекта, и проекты-предшественники тоже. Архитекторы «Резерва» искали форму долго, сделали очень много – прямо какую-то тучу – вариантов. Сначала срезали внешний угол стилобатного яруса, освободив для пешеходов место вокруг подземного перехода. Затем «подсекли» главный торец ступенчатой консолью, похожей на мукарнас. Этот вариант и стал основным.
  • zooming
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Благодаря этой, сравнительно небольшой, операции объем перестал быть «просто пластиной» и приобрел градостроительный вектор, так же как и зооморфную выразительность. Хочется ему приписать какие-то сходства, поскольку он в некотором роде, понимаете ли, одушевленный. Не просто стоит, а смотрит, и как будто даже пробует идти в сторону центра – обозначая, таким образом, начало проспекта, беря на себя роль его «головы».
Гостиница Cosmos на Новом Арбате
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не только замыкает, но и приоткрывает вид со стороны Гоголевского бульвара, отражая, одновременно, динамику проспекта своим, стремящимся в центр, «профилем». 
Гостиница Cosmos на Новом Арбате
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И наконец, оно не просто освобождает проезд в Мерзляковский переулок, а и «перешагивает» через него острыми углами своих «ног». 
  • zooming
    Гостиница Cosmos на Новом Арбате
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Главный фасад. Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Немалую – даже очень большую – роль в сложившейся композиции играет сетка диагоналей. Она подчеркивает намеченную зооморфность, но позволяет избежать буквализма; задает зданию модуль и зрительно уменьшает его объем, так как каждый треугольник объединяет по два этажа, а каждый ромб по четыре. Глядя на новую гостиницу Cosmos, мы, строго говоря, видим, прежде всего, сетку – стеклянное заполнение отходит на второй план, а вместе с ним вопросы инертности простого стеклянного объема. Она работает как суперграфика с эффектом экзоскелета, визуально организует массу одним приемом, который в остальном лишь слегка оживлен авторским асимметричным отчеркиванием – полосами, соединяющими арку переулка с торцевой консолью.

Сетка подает идею, заложенную в объеме, зрителю, и позволяет быстро «прочитать» ее – как «иконку»-логотип. Отсюда качество знаковости, запоминаемости с первого взгляда. Она также наделяет форму собранностью, заостроенностью, и даже некоей целеустремленностью, заметно отличая его от всех окружающих зданий.
  
  

Сетка отличает здание также и от Калининского проспекта, и дело не только в стадиальных отличиях.

Проспект, как известно, «прорубили» в 1960-е по городской застройке, поэтому Новый Арбат продолжает сейчас Воздвиженку почти по прямой. Но исторически все было иначе: к Арбатской площади, нанизанной на Бульварное кольцо, сходились четыре улицы, две центральные трапециевидно, а две с западной стороны, Поварская и собственно Арбат – под острым углом. Не в точности, но очень близко совпадающим по градусности с острыми углами ромбов новой гостиницы. То есть уголки-«ножки», на которых стоит сейчас этот обобщенно-фантастический зверь, повторяют форму угла встречи двух старых улиц.

И кстати, если посмотреть на северный угол Кремля, где Арсенальная башня – его градус тоже близок. Это раз. 
zooming
План столичного города Москвы. Вариант 2. 1819

Два: после прокладки Калининского проспекта геометрия Арбатской площади изменилась, но не совсем. Новые линии и виды наложились на старые. Иными словами, мы не всегда видим новый Cosmos на фоне или в перспективе башен Посохина / Мдоянца / Макаревича / Тхора. Очень много ракурсов без них. Ближайшие соседи гостиницы – доходные дома. Не продолжая Новый Арбат непосредственно, а будучи скорее его «осколком» – или передовым отрядом – здание получает дополнительные основания на самостоятельное пластическое высказывание. Оно у него получается ясным и четким; даже кажется, что цельность высказывания спровоцирована разнообразием окружения. 

Надо затронуть и тему сноса. Гостиница построена на месте Дома Связи, у которого были свои защитники. Да что там, мне коллега, главный редактор «Проекта Россия» Юлия Шишалова, уже пеняла со словами: надо же защищать модернизм? Модернизм, конечно, защищать надо, но тут есть несколько «но». Прежде всего, здание было решено снести за некоторое время до приглашения команды «Резерва». Об этом говорит хотя бы увеличение высоты уже в первых проектах. То есть вопрос о реконструкции в 2020 году, надо думать, уже не стоял, и задачей архитекторов было предложить правильное решение для замены здания в границах его плана. Они такое решение нашли. К слову, в подземной части сохранены основные несущие конструкции здания АТС, включая проходящий там тепловой коллектор. 

Дом Связи, действительно, был не простой АТС, а совмещенной с общественными функциями, но все же он был и аналоговой АТС тоже. Их здания сложно приспосабливать, а если приспосабливать – честно говоря, надо было городу иначе строить работу с ними. Проект, действительно, авторский, не типовой. Однако различать здания модернизма следует, на мой взгляд, не по формальному признаку типовой / авторский, а по художественной ценности. С художественной стороны Дом связи был хорошим, но средним; не акцентным, не таким, как СЭВ, с чьей художественной ценностью и то не все согласны. Так вот на мой взгляд, вопрос не в том, чтобы «всё сносить» или «всё сохранять», а в том, что именно сносят, и что приходит на смену сносимому. Вот СЭВ, это опять же мое личное мнение – акцент, и его надо сохранить. А АТС была тем, что мы по отношению к XIX веку называем «средовой застройкой», только 1967 года и по отношению к Калининскому проспекту.

На смену ей пришел акцент, уместный на своем месте. Очевидно же, что и архсовет, и сами авторы пришли в конечном счете к самому правильному варианту. Так что я считаю ситуацию нормальной.
  • zooming
    Гостиница Cosmos на Новом Арбате
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Гостиница Cosmos на Новом Арбате
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот только реализован не совсем тот проект, который был согласован. После совета стадия П и, тем более, РД, перешла к другим проектировщикам. У авторов начали просить согласия на корректировки, то на одни, то на другие. 

Самое значительное изменение состоит вот в чем. Здание было придумано, спроектировано на стадии концепции и даже согласовано – отнюдь не с «образом экзоскелета», о котором говорится здесь выше – а с самым настоящим экзоскелетом.

Сетка, которую мы наблюдаем сейчас, должна была быть не декоративной, а несущей, объемной; она брала на себя ту нагрузку, за которую сейчас отвечают колонны, различимые за стеклом. Колонн не должно было быть. Экзоскелет планировался и на тыльном фасаде со стороны Мерзляковского переулка.

С трудом смирившись с отказом от экзоскелета, авторы согласились с имитирующей его декоративной накладной сеткой.

В защиту декоративного решения можно сказать несколько слов: вообще-то оно созвучно расположению самого здания, которое, в силу исходной планировки, не стоит в пространстве самостоятельно, а «прилеплено» к бывшим доходным домам и переулку. В этом оно напоминает мраморные шедевры мастеров итальянского Ренессанса, пристыкованные к западным фасадам церквей. Такие фасады одновременно и слитны с храмовым объемом, и во многом самоценны, их создавали в отдельное время по отдельному заказу. Случай в Cosmos-ом визуально похож, хотя типологически другой – он встраивается в застройку периода историзма по красной линии, где все дома и были такими: украшенный «прилепленный» уличный фасад и совершенно инертные объемы во дворе. Но образность новой гостиницы другая, более свободная и энергичная. Здание Владимира Плоткина балансирует на грани связи с историческим кварталом – и автономности от него. Это тоже интересный эффект: конструкция как будто попала в плен неких «градостроительных сил», которые удерживают ее в составе квартала, отсюда сложный переход консоли, странная, нетипичная угловая стыковка, где на углу, в отличие от ротонды «Праги», – пустота городского пространства. 
  • zooming
    Гостиница Cosmos на Новом Арбате
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Гостиница Cosmos на Новом Арбате
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Отсюда же дихотомия конструктивного / декоративного, которая, как мы видим, в процессе проектирования качнулась в сторону декоративного. Хочется предположить, что некий «дух места», а на самом деле дух города конца XIX века, поколдовал немного и упросил фасад. 

И все же – декоративная сетка, уже в итоговом варианте проекта, планировалась из зеркального полированного металла в сочетании с относительно темным тонированным стеклом. Что и было показано на мокапе, на котором все было правильно – а потом фасады реализовали другим стеклом и несколько покоробленным металлом. 

Так что проект реализован не совсем так, как было задумано. Не реализован и предложенный на брандмауэре доходного дома медиа-экран, который должен был отражаться с стекле торца. 
«В центре Москвы не так сложно построить здание с современной архитектурой, как в Петербурге, и всё же это тоже не то чтобы часто случается. Казалось бы, каждой возможностью такого рода необходимо пользоваться «на полную катушку», реализовывать проекты полностью, вместо того, чтобы с не очень понятной целью упрощать их в процессе реализации. Ну вот зачем? Сомневаюсь, что удалось много сэкономить, а сильную идею уполовинили.

Жалко, что мне не хватило упорства, воли и требуемой аргументации, чтобы отстоять первоначальный замысел».

Действительно, было бы отлично увидеть это здание реализованным с объемной решеткой-фермой несущего фасада – конструктивно и красиво. Настоящий акцент, этакое инженерно-хайтечное вкрапление в центр старой Москвы. На Арбатской площади старый город буквально встречается с новым, и решетчатая конструкция была бы уместна завершающий акцент длительного диалога – высказывание нового времени, точка, ну или может быть, точка с запятой, в давнишней дискуссии. Хорошая такая тектоническая складка на границе консерватизма и новаторства. 

Тем не менее. Перечисленные упрощения – примерно 80% из них – видны только архитекторам-авторам. Сторонний наблюдатель заметит, пожалуй, только неаккуратный монтаж металла на конструкциях сетки. Вот, к примеру, критик Александр Змеул в неформальном разговоре на прошлогоднем Архиwood-е мне сказал, что вот, мол, нехорошо, когда видно, что рабочие вбивали металл в конструкции фасада, как будто, кулаком (мой пересказ, – прим. авт.). Но это если вредничать и приглядываться. Да. Конечно, было бы намного лучше использовать листы потолще, такие, какие не коробятся при монтаже. Однако все мы знаем, как выглядят титановые пластины на «хвосте» Памятника покорителям Космоса у ВДНХ. Есть еще много примеров полированного металла, особенно из тонких полос, покоробленных так же, как и здесь. Причем не только в Москве, а даже и в разных странах.

Но. Удивительно, насколько в данном случае сетка линий, пусть и не ставшая экзоскелетом, вытягивает всё, делает неправильности реализации не особенно заметными. Говорят, бывают в физике силовые линии, так вот и в архитектуре они тоже бывают. Супер-графика работает сама по себе, с разных расстояний – замысел считывается, говорит, работает акцентом как площади, так и проспекта. Создает достойную современную пару ротонде «Праги», образуя вместе с ней пропилеи выезда из центра на запад – которых раньше не было. Несложно тут увидеть символ-обозначение, ну или если избегать громких слов – то намек – на двойственную природу Москвы, города контрастов, непринужденно сочетающего историю с, в широком смысле, авангардом. Москва определенно не собирается останавливаться на этом пути. 

P.S. Владимир Плоткин высоко оценил интерьеры гостиницы, спроектированные Тата Дизайн Групп и XAR Studio. А на верхнем этаже, как, собственно, и планировалось, отрылся ресторан с высокими потолками и отличными панорамами и, в том числе, видами на златые купола. Но пока туда надо записываться. 
   
  
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В. Плоткин, руководитель мастерской С. Гусарев; ГАП: Г. Кескевич, Н. Ромишевская, Д. Чернов; архитектор: Н. Гусева

2019 — 2020 / 2020 — 9.2025

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Генпроектировшик стадии П и РД: ыООО «Эталон проект»

13 Октября 2025

ТПО «Резерв»: другие проекты
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.