В Монако намыто, с середины XX века, немногим меньше 40 га – это порядка 20% всей территории города-государства, известного, прежде всего, особенностями своей налоговой системы. Из них 6 га – это Mareterra, искусственная территория, созданная в Монте-Карло в 2014–2024 годах. Ее отличает сложность и современность использованных технологий строительства, а также их дороговизна и акцент на экологичные решения.
Мастер-план территории и проект застройки ее северной, прилегающей к берегу части, сделали Valode & Pistre – а главный акцент и проект всей южной части реализован бюро Ренцо Пьяно RPBW.
Вся территория RPBW в значительной степени состоит из воды – «принадлежит морю», по образному выражению архитекторов. Чуть меньше половины занимает «портовая гавань»; от моря ее отделяет широкий, примерно 65 м в поперечнике, мол с общественной набережной и 60-метровым 18-этажным домом на 47 элитных апартаментов.
Кроме того, вдоль границы с северной территорией архитекторов VPA выстроены три прямоугольника встроенных в мощение прудов, предназначенных для сбора дождевой воды, так же как и усложнения пространства площади и «замедления» пешехода.
Mareterra. Южная часть намыва в Монако. Проект RPBW, 2014–2024
© RPBW
Гавань окружена променадом с ресторанами и магазинами на 3000 м2, площадь с прудами – общественное пространство, так же как и набережная вдоль обеих территорий, архитекторов RPBW и VPA.
Больше того, к клубному дому можно не только подойти вплотную, но и пройти под его опорами «ногами», видеть свозь них панораму моря; ветер тоже проходит свободно, все как завещал Корбю.
С набережной и разных частей дома открываются морские панорамы, которыми тут можно любоваться практически отовсюду.
Собственно дом архитекторы сравнивают с кораблем, еще не сошедшим со стапелей.
Он, действительно, с трех сторон окружен водой, а перед главным торцом, который смотрит на запад, устроен еще один, дополнительный бассейн.
Очень похоже на корабль, причем, что характерно для Ренцо Пьяно – на не вполне достоенный корабль. Что всячески подчеркивается: объемы разной высоты, прогалы, фирменные штанги и трубы, растущие, впрочем, не «из корабля», а, как и в ГЭС-2, из земли – это вентиляция.
Особенно хорошо на деконструкцию и эффект невесомости объема на грани с каким-то даже кораблем-призраком – работают балконы: они вынесены далеко, давая жителям дорогих апартаментов много приватного пространства на свежем воздухе, их ограждения то прозрачные, стеклянные, то снабжены отдельными экранами. Для беглого взгляда экраны кажутся подвешенными в пространстве – только потом понимаешь, что они закреплены на ограждениях балконов. Словом, весь дом производит впечатление сложенного из множества мелких, светлых, прозрачных элементов, левитирующих в пространстве, будучи собраны вместе силой некоей гравитации. Дематериализация образа дома тут доведена почти до крайности. Если говорить о многоквартирном доме.
Достаточно далеко RPBW продвинули и заботу об экологии, свойственную всему проекту Mareterra в целом. Проект претеyдует на сертификат BREEAM Excellent.
В данном случае планируется, что дом будет потреблять порядка 40% возобновляемой энергии и не больше 15 киловатт на м2. На крыше установлены солнечные панели, как горизонтально, так и вертикально, в том числе на тех самых «фирменных» штангах Пьяно. Широкий как морские дали козырек вокруг совершенно прозрачных лифтов тоже весь покрыт квадратиками солнечных панелей – всем, кто когда-либо изучал ГЭС-2, московское произведение автора, они должны, пожалуй, показаться знакомыми своей «ажурной тенью».
Mareterra. Южная часть намыва в Монако. Проект RPBW, 2014–2024
Фотография © Michel Denancé
Пожалуй, одно из очень сильных мест – это качество исполнения. Светлая керамика с непереводимым названием off-white: почти белая, но не белая, в нижней части изогнута аккуратными полосами, ни дать ни взять днище корабля, и прорезано скругленными «самолетными», или нет, простите, корабельными окнами. Которые не в меньшей степени напоминают, помимо морского пароходства, о шестидесятых и семидесятых, увлеченных такого рода формой.
Mareterra. Южная часть намыва в Монако. Проект RPBW, 2014–2024
Фотография © Michel Denancé
Светлые, круглого сечения наклонные тонкие «ноги» входят в скругленное «днище» сквозь аккуратные отверстия. Белые тонкие штанги перед балконами – этакие тонкие «ванты». Если про Гери говорили, что он использует авиационные технологии, то здесь, во всяком случае по ощущениям, качество не ниже.
Хочется сказать, что тема дома-корабля, страшно не новая, многократно повторенная авторами – да и праздными наблюдателями – XX века, тут получила какое-то внезапно почти буквальное воплощение.
Вышла на новый уровень. Уж корабль так корабль.
Совершенно невозможно сравнивать этот со, скажем, петербургским. Но все равно хочется. Кроме того, что там холодно, сыро и жуткий ветер, там еще все огромное, а местами и несуразное. Голден Сити еще местами радует, но тоже работает силуэтом и масштабом, и попросту очень велик для такого холодного места... Впрочем, это личные оценочные суждения.
Монако, определенно, место богатое. Своеобразное. И новая марина сделана дорого – 2 млрд Евро, по одному на сам намыв и строительство. Впрочем финансовых сравнений проводить не будем, не наше это дело. Интересно другое. Если посмотреть на панораму Монте-Карло, хотя бы вот здесь, видно, насколько ему не хватает земли – и как, приблизительно в семидесятые, к берегу «шагнули» многоэтажки.
Тем не менее современный намыв не перекрыл им панорамы, тут получился, в версии VPA, квартал из так называемых «урбан-вилл». А главный акцент не башня и не стена, а нечто нарочито незавершенное; невысокое и не силуэтное. Этим он, кстати, отличается от многих других домов-кораблей, чаще массивных и очень уж завершенных в своей пластике.
Этакий, словом, европейский подход к намыву и строительству на нем. Само строительство, включая общественную набережную, до гвоздика качественное и на вид прямо золотое; идеальное какое-то, звенящее. А образ не то чтобы нарочито-броский. Европейский подход.


