Погодинская
© GAFA Architects
Площадку в 2021 году приобрел девелопер Vesper – один из самых серьезных игроков на рынке жилой недвижимости класса de luxe. Сейчас участок занимает бизнес-центр – здание 1930-х годов, изначально двухэтажное, но в 2000 году прибавившее в высоте и объеме в ходе реконструкции. Рядом стоит один из корпусов усадьбы семьи Юшковых – объект культурного наследия регионального значения, который ожидает реставрации. Менее презентабельный, но все равно статусный сосед напротив – Университетская клиническая больница №1. А в «Доме на девичьем поле», как пишут пользователи Викимапии, жил Владимир Жириновский. Как говорится, who knows.
Погодинская
© GAFA Architects
С момента покупки участка Vesper успел «примерить» на него несколько концепций от известных архитекурных студий, но в итоге остановился на предложении GAFA. Команда бюро сошлась во мнении, что, пожалуй не следует ориентироваться на очевидную доминанту окружения – Новодевичий монастырь – и решила сосредоточиться на «здесь и сейчас», отвечая на вопрос: что современный архитектор может предложить одному из красивейших мест города, заручившись практически безграничной поддержкой девелопера? Получится ли склонить человека, который приехал смотреть старину, заглянуть еще и на Погодинскую улицу?
Погодинская
© GAFA Architects
Погодинская
© GAFA Architects
Идейный вдохновитель проекта Татьяна Морозкина рассказала о своих личных переживаниях места: толпы туристов, студенты на пленэрах, художники с этюдниками, которые тут же рисуют пейзажи с Новодевичьим монастырем и продают свои картины, прилавки с сувенирами и винтажными штучками. Из этих воспоминаний постепенно выкристаллизовывался образ: глазурованной фигурки или эмалированной шкатулки.
По словам Григориоса Гавалдиса, среди референсов было и нечто противоположное: Кунстхаус Питера Кука в австрийском Граце. Вероятно, музей команда проекта использовала как пример контрастирующего с окружением объекта. Тот же подход, видимо, подсказал «метаболические» эркеры-ячейки. Из-за них шкатулка расширилась до кабинета – популярного в XVII-XVIII веках предмета мебели со множеством ящичков, которые украшали живописью, вышивкой или инкрустацией.
Погодинская
© GAFA Architects
Определяющим как для класса здания, так и для воплощения образа винтажной шкатулки стал фасадный материал. Архитекторы остановили свой выбор на глазурованной объемной керамике – дорогой, сложной в производстве, требующей ручного труда. По объему использования материала это будет первый подобный проект в России. С поставщиком еще определяются, но оттенки утверждены – жемчужно-белый как отсылка к стенам монастыря и изумрудно-нефритовый как отклик на близость живописного Новодевичьего парка, а также намек на благородную патину, свидетеля времени и перемен. Цвет – не единственное, что различает башни, которые в контексте топонимов места хочется назвать сестрами.
Генеральный план проекта достаточно прост: он по сути повторяет композицию существующего на участке здания, только боковые ризалиты вырастают до 46 метров, а центральный, наоборот, понижается до объединяющего башни лобби. «Башня в зеленом» чуть отступает от Погодинской улицы, усложняя восприятие силуэта и освобождая место для парадной входной зоны: по небольшому карману автомобиль подается прямо к защищенному козырьком входу.
Погодинская
© GAFA Architects
Белая башня чуть более квадратная как в плане, так и в решении эркеров. Терраса последнего этажа обращена в сторону Новодевичьего монастыря. Зеленая – более «прямоугольная», вытянутая и дробная, угол поворота эркеров острее, а терраса открыта со стороны Погодинской улицы.
Несмотря на очевидные различия считываются прежде всего «родовые признаки» обеих башен. Самый выразительный из них – пластичная шахматная сетка балконов и эркеров-экранов с панорамными окнами без импостов. Регулярность и жесткость этого ритма значительно смягчают закругленные в духе стримлайна простенки, которые формируют «шарнирные оси» и сообщают характерную для глазурованных поверхностей текучесть. Уголки всех элементов сглаживаются как в вертикальном, так и в горизонтальном сечениях, из-за чего фасады улавливают и отражают больше света. Плавность переходит и во внутренние помещения, где одна комната перетекает в другую.
Погодинская
© GAFA Architects
Значительную роль в статусном доме играет входная зона – она отвечает за первое впечатление и становится своего рода визитной карточкой, демонстрирующей ценности проекта и выбирающих его жителей. GAFA соединили в этой части природу, историю и искусство.
Весь первый этаж занимает ретейл, а в соединяющей башни «перемычке» находится общее лобби, которое напоминает художественную галерею. Панорамное моллированное остекление открывает вид на камерный и живописный сад.
Погодинская
© GAFA Architects
Несмотря на компактную территорию двора, но архитекторам удалось сделать так, чтобы она решала ряд задач. Высокоствольная и пышная зелень, высаженная по периметру, скрывает сад от соседнего «Дома XXII». Приватности добавляет геопластика, а также более высокий относительно улицы уровень, образованный за счет стилобата с парковочными местами.
От очевидной игровой и спортивной инфраструктуры отказались в пользу большего количества зелени, вневременных объектов и «визуальной тишины» – тем более, что в самом здании будет открыт фитнес-цетр. Первое, что видит вышедший во двор человек – это массив зелени. Любоваться ей можно, сидя на одной из двух видовых площадок, либо выбрав более укромный уголок.
Все три амбициозных проекта квартала – от бюро ODA, СКиП и GAFA – без ложной скромности демонстрируют свой статус и стремятся быть заметными. Дом на Погодинской при этом следует концепции «тихой роскоши»: квадратный метр фасада из объемной глазурованной керамики станет, вероятно, одним из самых дорогих в Москве, однако ценен он прежде всего своей штучностью, вневременностью и способностью красиво стареть.
Погодинская
© GAFA Architects



