Долина знаний

«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» © Студия 44
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Постолимпийский синдром
Современные олимпиады требуют создания дорогостоящей и нередко одноразовой инфраструктуры. Зачастую город или даже государство оказываются не способными разрешить созданную ради удовлетворения амбиций проблему, и тогда появляются районы с ветшающими гигантскими сооружениями. В качестве примеров вспоминаются Сараево с Олимпиадой-1984, Афины, построившие к Олимпиаде 2004 года за 15 миллиардов долларов несколько объектов в пригороде столицы Греции, а также Рио-де-Жанейро с Олимпиадой-2016. Впрочем, есть и обратные примеры, когда построенная инфраструктура успешно закрывает инвестиционные долги и оказывается востребованной городом и горожанами уже как оздоровительные комплексы или рекреационные зоны, либо просто как новые городские районы со специфической застройкой. Пекин и Лондон неплохо справились с олимпийским наследием.

Сочинская Олимпиада 2014 года потребовала огромных инвестиций, общая сумма которых оценивается в 1,5 трл рублей. Предполагалось, что потом спортивная инфраструктура будет частично перепрофилирована, частично демонтирована и перевезена в другие российские города, а гостиницы заполнятся туристами – ожидания не оправдались в лучших российских традициях, о которых так красноречиво высказался Черномырдин. В отсутствие комплексной программы регион начал эволюционировать в полном соответствии с теорией Дарвина. Какие-то проекты оказались более успешными и жизнеспособными (арена «Фишт» приняла матчи ЧМ-18), какие-то – менее, например, гигантский медиа-центр, так и не ставший торговым, теперь перепрофилируется в «крытый город», объединяющий под одной крышей развлечения, коммерцию и культуру.

Одним из наиболее успешных, позитивных и, безусловно, перспективных проектов, стартовавших в пост-олимпийской Имеритинской долине, стал Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный по распоряжению президента РФ уже в декабре 2014 года на базе трехзвездочного отеля «Азимут», выкупленного и переоборудованного для проживания и занятий учащихся. Проект оказался настолько успешным и так хорошо отвечал стратегическим задачам государства в области социальной и культурной политики, что уже через два года, в 2016 году, встал вопрос о расширении центра; сейчас разрабатывается программа создания на его базе нового университетского комплекса, а возможно и масштабного образовательно-культурного кластера в Имеретинской долине.
 

Экстра-образование
Проект образовательного центра «Сириус», названного в честь самой яркой звезды ночного неба, реализуется благотворительным фондом «Талант и успех», в чьи задачи входит создание детских образовательных центров по всей стране. Но основные усилия команды сосредоточены в Сочи, где создана и функционирует уникальная система экстра-образования, ориентированная на выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных в области науки, техники, искусства и спорта детей и подростков.
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Продолжительность курса в «Сириусе» составляет всего 24 дня и за это время 600 учащихся занимаются по трем направлениям: «Спорт», «Искусство» и «Наука». Каждый блок рассчитан на 200 детей.
Попасть в образовательный центр «Сириус» может любой российский ребенок и подросток в возрасте от 10 до 17 лет, имеющий на своем счету победы в олимпиадах или другие награды. Для этого нужно заполнить заявку на сайте центра. В «Сириусе» с талантливыми детьми занимаются ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Среди лекторов и тьюторов «Сириуса» – Михаил Пиотровский, Валерий Гергиев, Анатолий Чубайс, Татьяна Черниговская, Сергей Ролдугин и так далее.

Одна из ключевых идей центра – контакты между талантливыми в разных областях детьми, пересечение совершенно разных кругов общения, что позволяет расширить кругозор и освободиться от стереотипов.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Ситуационная схема
© Студия 44

Гостиница, переоборудованная под спально-образовательный корпус, неплохо справляется с задачей размещения учащихся, но, как стало ясно почти сразу же после запуска проекта, для полноценного и эффективного учебного процесса ее планировочных и технических возможностей явно не достаточно. Вскоре после запуска руководство фонда приняло решение о строительстве на его территории, которая занимает площадь немногим менее 11 га, еще нескольких зданий, приспособленных для занятий по одному из трех ключевых направлений обучения. Для проектирования пригласили команду «Студии 44», на чьем счету не только успешное строительство вокзала «Олимпийский парк» здесь же в долине, но и несколько проектов уникальных образовательных центров, таких как Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, Главный учебный корпус ВШМ СПБГУ, Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан и другие.
 

В тени гор и в свете звезд 
Задача лишь на первый взгляд могла показаться легкой. На большой парковой территории, отделяющей бывший отель от пляжа, уже располагались несколько спортивных площадок, вспомогательных построек и искусственный водоем. Разместить на участке еще три здания с обширным функциональным наполнением, с учетом нормативных требований к образовательным учреждениям, сохранив парковый характер участка и не закрыв вид на море из окон спального корпуса, было непросто.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Силуэты застройки © Студия 44

Помимо преодоления планировочных и программных сложностей необходимо было найти объемно-пространственное решение, отвечающее уже сложившемуся характеру застройки прибрежной зоны Имеретинской низменности и расположенного в рядом с «Сириусом» комплекса олимпийских стадионов с их узнаваемыми силуэтами.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

«Олимпийские объекты создали неожиданно позитивный градостроительный эффект, – говорит Никита Явейн. – Большое количество оригинальных зданий привело к формированию застройки с ярко выраженным силуэтом, перекликающимся с вырастающим на заднем плане силуэтом гор. Абрис каждого нового здания должен был продолжать начатую тему».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

Архитекторы оттолкнулись от пластики стадионов, в первую очередь от соседнего «Фишта», и соединили ее с образом гальки – обкатанного камешка, с которым дети любят играть на пляже и раскрашивать, превращая в сувениры на память о времени, проведенном у моря. В результате, получилась обтекаемые, невысокие (2-3 этажа) объемы, сферический и эллипсовидный – форма скрадывает их реальные размеры и служит контрастом к угловатому гостиничному корпусу. И как напоминание о детских поделках из гальки, с разноцветными вставками на фасадах.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Генеральный план
© Студия 44

Они напоминают временную павильонную архитектуру, органично вписанную в парковый ландшафт. Интересно, что мотив павильонов вновь и вновь возникает в работах «Студии 44», отнюдь не специализирующейся на малых архитектурных формах, да и сам Никита Явейн не скрывает своей симпатии к нему. В данном случае эта «слабость» стала сильным местом проекта.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Конструкции военного фасада © Студия 44

Еще одна, на этот раз космическая ассоциация невольно возникает при взгляде на проекты новых корпусов, в аэродинамичности которых видится сходство с космическими кораблями из фантастических фильмов нашего детства. Никита Явейн и тут не отрицает справедливости сравнения: «Есть сложившаяся и очень важная для Центра символика – Сириус, космос, звезды, потенциал, люди будущего. И мы нашли способ подчеркнуть эту тему».

Образная составляющая предложенного объемно-пространственного решения дополняется его эффективностью. К достоинствам «космических павильонов» можно с уверенностью отнести следующие качества:
– планировочную свободу;
– сочетание компактности и прочности за счет равномерного распределения природных нагрузок;
– минимизация площади оболочки и, как следствие, снижение теплопотерь
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Новые корпуса © Студия 44

В результате сложился ясный и четко прослеживаемый дизайн-код новых корпусов, обеспечивающий ансамблевость при всей оригинальности формы каждого корпуса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Тор знаний
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Первым из новых корпусов «Сириуса» началось строительство павильона «Школа», в котором расположатся учебные классы и лаборатории. Он максимально близко расположен к спальному корпусу и соединен с ним теплым переходом. Зданию придана необычная кольцевая форма, в центре которой оставлен просторный озелененный двор.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Причиной такой конфигурации здания стало огромное дерево – срубить его посчитали невозможным как заказчики, так и проектировщики. Никита Явейн рассказывает: «Это был единственно возможный, оптимальный по коммуникации с основным корпусом участок для размещения «Школы» и когда мы обнаружили, что на нем растет прекрасный вяз, я вспомнил легенды о школах, сложившихся из бесед учителя с учениками в тени дерева. Мы решили сохранить дерево и сделать его центром и символом нашей «Школы». Так появилась форма «бублика».
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Схема компоновки учебных классов © Студия 44

Круговой коридор позволил оптимизировать планировку здания, связав в одну систему пять вестибюлей, каждый с возможностью выхода наружу. По периметрам, внутреннему и внешнему, здания, на первом этаже идут лаборатории, на втором – учебные классы, а на третьем – кабинеты преподавателей и администрации. Учебные комнаты разделены трансформируемыми перегородками, что позволяет произвольно менять размер помещения в зависимости от количества занимающихся.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +4,650 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +8,850 © Студия 44

За космический и высокотехнологичный имидж «Школы», помимо формы здания, отвечает конструктивное решение оболочки. Двойная кровля состоит из внутреннего покрытия из профлиста, паро-, тепло- и гидроизоляции, а также внешней декоративной системы, вынесенной на металлическом каркасе на 160 мм наружу, с отделкой из сотового алюминия с прорезями для окон и зенитных фонарей в разноцветных рамах. Точно рассчитанное расположение светопрозрачных конструкций позволило привести внутреннюю освещенность учебных помещений к российским нормативным показателям.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44

 

Оптимальная оболочка
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Корпус «Спорт», представляющий собой двухэтажное овальное в плане здание, расположен на противоположной от «Школы» стороне участка, ближе к стадиону «Фишт», и в некоторой степени повторяет его горбатый силуэт. Асимметричная форма корпуса напоминает каплю или половинку яйца. Согласно программе в нем разместились два плавательных бассейна: большой бассейн, 25х16 м и открытый бассейн с соленой водой, расположенный частично под кровлей, частично – на открытом воздухе; многофункциональный зал, 12х24 м, площадка для мини-футбола 24х40 м и еще несколько помещений для тренировок. Рядом со зданием обустроят открытые площадки для футбола, волейбола и тенниса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Схема минимизации объема © Студия 44

По словам Никиты Явейна, «это был планировочный и пространственный эксперимент по максимально компактному расположению всех необходимых по программе помещений и созданию минимально возможного объема оболочки. Требуемые по нормам высоты потолков – около 10 метров – было решено соблюдать только в центральных частях залов. На их периферии мы позволили себе опустить кровлю до 5-6 метров, логично предположив, что международные соревнования тут проводиться не будут и бить мячом в потолок с края поля тоже никто не будет. В результате, мы всю необходимую функцию обтянули гибким «облаком», смонтированным на криволинейных металлических рамах».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Продольный разрез © Студия 44

Все помещения сосредоточены на двух террасах, спускающихся каскадом к открытому бассейну с искусственной морской водой. На верхней террасе находятся спортивные площадки, под ними – комнаты для переодевания, душевые, санузлы и другие технические помещения. Благодаря единой оболочке с зенитными окнами все пространство в дневное время освещается естественным светом.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +4,200 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей. Корпус «Искусство»
© Студия 44

 

Шатер искусств
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Третий корпус предназначен для занятий музыкой, хореографией и живописью. В нем, кроме учебных классов, размещается концертный зал на 350 зрителей и еще два репетиционных балетных зала. Расположение в затесненной из-за искусственного водоема части территории и ориентация с севера на юг усложнили работу архитекторов над планировкой. Как и задача совместить под одной крышей столь различные по своим параметрам и требованиям залы для рисования, музыкальных репетиций и танцев. Где-то нужен свет, где-то нет, где-то нужна высота, где-то, наоборот, площадь. «Этот корпус был самым сложным, – рассказывает Никита Явейн. – Мы должны были создать под единым шатром самодостаточный мир, в котором гармонично сосуществуют, плотно спрессованные, словно части головоломки, помещения для занятий разными искусствами, объединенные треугольным атриумом».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер концертного зала © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер атриумного пространства © Студия 44

На первом этаже расположены два хореографических зала с подсобными помещениями. От вестибюля залы отделены перегородкой с матовым стеклом, создающим особый театральный эффект, когда идут репетиции. Двусветный концертный зал скомпонован в виде амфитеатра, вокруг которого по кругу располагаются кабинеты для занятий музыкой.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Продольный разрез © Студия 44

Второй этаж отдан под административные помещения, нотную библиотеку и репетиционные комнаты. На третьем этаже здания размещены классы, учительские помещения, а также большая художественная студия и выставочная галерея, освещаемые естественным светом с северной стороны. В студию и галерею можно подняться прямо из главного атриума.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +3,600 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Цепная реакция
Сейчас на территории образовательного центра заканчивается возведение корпуса «Школа», на очереди – строительство спортивного блока. Но уже очевидно, что и этих трех корпусов будет недостаточно. Фонд ставит перед собой новую амбициозную задачу – включить в систему экстра-образования не только программу средней, но и высшей школы, а также активизировать программу повышения квалификации для педагогов и профессуры. Для расширения центра могут быть выкуплены другие пустующие гостиницы в Имеретинской долине.

Один успешный проект начинает изменять будущее всего региона, определяя новую стратегическую задачу – создание на юге России научного или научно-культурного кластера на базе пост-олимпийской инфраструктуры и строительства объектов с ноля. Этих целей не было в изначальных планах развития пост-олимпийского Сочи, но оказывается, что и спонтанные решения могут быть жизнеспособны. Словно цепная реакция, за одним успешным проектом начинает развертывается комплексная долгосрочная программа, в отдаленной перспективе которой находится образ идеального города на берегу моря, города, ориентированного на развитие творческого и научного потенциала взрослых и детей.
 
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Строительство корпуса «Школа». 2018 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа» © Студия 44


Поставщики, технологии

Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»

21 Декабря 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.