Долина знаний

«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» © Студия 44
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Постолимпийский синдром
Современные олимпиады требуют создания дорогостоящей и нередко одноразовой инфраструктуры. Зачастую город или даже государство оказываются не способными разрешить созданную ради удовлетворения амбиций проблему, и тогда появляются районы с ветшающими гигантскими сооружениями. В качестве примеров вспоминаются Сараево с Олимпиадой-1984, Афины, построившие к Олимпиаде 2004 года за 15 миллиардов долларов несколько объектов в пригороде столицы Греции, а также Рио-де-Жанейро с Олимпиадой-2016. Впрочем, есть и обратные примеры, когда построенная инфраструктура успешно закрывает инвестиционные долги и оказывается востребованной городом и горожанами уже как оздоровительные комплексы или рекреационные зоны, либо просто как новые городские районы со специфической застройкой. Пекин и Лондон неплохо справились с олимпийским наследием.

Сочинская Олимпиада 2014 года потребовала огромных инвестиций, общая сумма которых оценивается в 1,5 трл рублей. Предполагалось, что потом спортивная инфраструктура будет частично перепрофилирована, частично демонтирована и перевезена в другие российские города, а гостиницы заполнятся туристами – ожидания не оправдались в лучших российских традициях, о которых так красноречиво высказался Черномырдин. В отсутствие комплексной программы регион начал эволюционировать в полном соответствии с теорией Дарвина. Какие-то проекты оказались более успешными и жизнеспособными (арена «Фишт» приняла матчи ЧМ-18), какие-то – менее, например, гигантский медиа-центр, так и не ставший торговым, теперь перепрофилируется в «крытый город», объединяющий под одной крышей развлечения, коммерцию и культуру.

Одним из наиболее успешных, позитивных и, безусловно, перспективных проектов, стартовавших в пост-олимпийской Имеритинской долине, стал Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный по распоряжению президента РФ уже в декабре 2014 года на базе трехзвездочного отеля «Азимут», выкупленного и переоборудованного для проживания и занятий учащихся. Проект оказался настолько успешным и так хорошо отвечал стратегическим задачам государства в области социальной и культурной политики, что уже через два года, в 2016 году, встал вопрос о расширении центра; сейчас разрабатывается программа создания на его базе нового университетского комплекса, а возможно и масштабного образовательно-культурного кластера в Имеретинской долине.
 

Экстра-образование
Проект образовательного центра «Сириус», названного в честь самой яркой звезды ночного неба, реализуется благотворительным фондом «Талант и успех», в чьи задачи входит создание детских образовательных центров по всей стране. Но основные усилия команды сосредоточены в Сочи, где создана и функционирует уникальная система экстра-образования, ориентированная на выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных в области науки, техники, искусства и спорта детей и подростков.
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Продолжительность курса в «Сириусе» составляет всего 24 дня и за это время 600 учащихся занимаются по трем направлениям: «Спорт», «Искусство» и «Наука». Каждый блок рассчитан на 200 детей.
Попасть в образовательный центр «Сириус» может любой российский ребенок и подросток в возрасте от 10 до 17 лет, имеющий на своем счету победы в олимпиадах или другие награды. Для этого нужно заполнить заявку на сайте центра. В «Сириусе» с талантливыми детьми занимаются ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Среди лекторов и тьюторов «Сириуса» – Михаил Пиотровский, Валерий Гергиев, Анатолий Чубайс, Татьяна Черниговская, Сергей Ролдугин и так далее.

Одна из ключевых идей центра – контакты между талантливыми в разных областях детьми, пересечение совершенно разных кругов общения, что позволяет расширить кругозор и освободиться от стереотипов.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Ситуационная схема
© Студия 44

Гостиница, переоборудованная под спально-образовательный корпус, неплохо справляется с задачей размещения учащихся, но, как стало ясно почти сразу же после запуска проекта, для полноценного и эффективного учебного процесса ее планировочных и технических возможностей явно не достаточно. Вскоре после запуска руководство фонда приняло решение о строительстве на его территории, которая занимает площадь немногим менее 11 га, еще нескольких зданий, приспособленных для занятий по одному из трех ключевых направлений обучения. Для проектирования пригласили команду «Студии 44», на чьем счету не только успешное строительство вокзала «Олимпийский парк» здесь же в долине, но и несколько проектов уникальных образовательных центров, таких как Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, Главный учебный корпус ВШМ СПБГУ, Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан и другие.
 

В тени гор и в свете звезд 
Задача лишь на первый взгляд могла показаться легкой. На большой парковой территории, отделяющей бывший отель от пляжа, уже располагались несколько спортивных площадок, вспомогательных построек и искусственный водоем. Разместить на участке еще три здания с обширным функциональным наполнением, с учетом нормативных требований к образовательным учреждениям, сохранив парковый характер участка и не закрыв вид на море из окон спального корпуса, было непросто.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Силуэты застройки © Студия 44

Помимо преодоления планировочных и программных сложностей необходимо было найти объемно-пространственное решение, отвечающее уже сложившемуся характеру застройки прибрежной зоны Имеретинской низменности и расположенного в рядом с «Сириусом» комплекса олимпийских стадионов с их узнаваемыми силуэтами.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

«Олимпийские объекты создали неожиданно позитивный градостроительный эффект, – говорит Никита Явейн. – Большое количество оригинальных зданий привело к формированию застройки с ярко выраженным силуэтом, перекликающимся с вырастающим на заднем плане силуэтом гор. Абрис каждого нового здания должен был продолжать начатую тему».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

Архитекторы оттолкнулись от пластики стадионов, в первую очередь от соседнего «Фишта», и соединили ее с образом гальки – обкатанного камешка, с которым дети любят играть на пляже и раскрашивать, превращая в сувениры на память о времени, проведенном у моря. В результате, получилась обтекаемые, невысокие (2-3 этажа) объемы, сферический и эллипсовидный – форма скрадывает их реальные размеры и служит контрастом к угловатому гостиничному корпусу. И как напоминание о детских поделках из гальки, с разноцветными вставками на фасадах.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Генеральный план
© Студия 44

Они напоминают временную павильонную архитектуру, органично вписанную в парковый ландшафт. Интересно, что мотив павильонов вновь и вновь возникает в работах «Студии 44», отнюдь не специализирующейся на малых архитектурных формах, да и сам Никита Явейн не скрывает своей симпатии к нему. В данном случае эта «слабость» стала сильным местом проекта.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Конструкции военного фасада © Студия 44

Еще одна, на этот раз космическая ассоциация невольно возникает при взгляде на проекты новых корпусов, в аэродинамичности которых видится сходство с космическими кораблями из фантастических фильмов нашего детства. Никита Явейн и тут не отрицает справедливости сравнения: «Есть сложившаяся и очень важная для Центра символика – Сириус, космос, звезды, потенциал, люди будущего. И мы нашли способ подчеркнуть эту тему».

Образная составляющая предложенного объемно-пространственного решения дополняется его эффективностью. К достоинствам «космических павильонов» можно с уверенностью отнести следующие качества:
– планировочную свободу;
– сочетание компактности и прочности за счет равномерного распределения природных нагрузок;
– минимизация площади оболочки и, как следствие, снижение теплопотерь
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Новые корпуса © Студия 44

В результате сложился ясный и четко прослеживаемый дизайн-код новых корпусов, обеспечивающий ансамблевость при всей оригинальности формы каждого корпуса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Тор знаний
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Первым из новых корпусов «Сириуса» началось строительство павильона «Школа», в котором расположатся учебные классы и лаборатории. Он максимально близко расположен к спальному корпусу и соединен с ним теплым переходом. Зданию придана необычная кольцевая форма, в центре которой оставлен просторный озелененный двор.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Причиной такой конфигурации здания стало огромное дерево – срубить его посчитали невозможным как заказчики, так и проектировщики. Никита Явейн рассказывает: «Это был единственно возможный, оптимальный по коммуникации с основным корпусом участок для размещения «Школы» и когда мы обнаружили, что на нем растет прекрасный вяз, я вспомнил легенды о школах, сложившихся из бесед учителя с учениками в тени дерева. Мы решили сохранить дерево и сделать его центром и символом нашей «Школы». Так появилась форма «бублика».
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Схема компоновки учебных классов © Студия 44

Круговой коридор позволил оптимизировать планировку здания, связав в одну систему пять вестибюлей, каждый с возможностью выхода наружу. По периметрам, внутреннему и внешнему, здания, на первом этаже идут лаборатории, на втором – учебные классы, а на третьем – кабинеты преподавателей и администрации. Учебные комнаты разделены трансформируемыми перегородками, что позволяет произвольно менять размер помещения в зависимости от количества занимающихся.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +4,650 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +8,850 © Студия 44

За космический и высокотехнологичный имидж «Школы», помимо формы здания, отвечает конструктивное решение оболочки. Двойная кровля состоит из внутреннего покрытия из профлиста, паро-, тепло- и гидроизоляции, а также внешней декоративной системы, вынесенной на металлическом каркасе на 160 мм наружу, с отделкой из сотового алюминия с прорезями для окон и зенитных фонарей в разноцветных рамах. Точно рассчитанное расположение светопрозрачных конструкций позволило привести внутреннюю освещенность учебных помещений к российским нормативным показателям.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44

 

Оптимальная оболочка
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Корпус «Спорт», представляющий собой двухэтажное овальное в плане здание, расположен на противоположной от «Школы» стороне участка, ближе к стадиону «Фишт», и в некоторой степени повторяет его горбатый силуэт. Асимметричная форма корпуса напоминает каплю или половинку яйца. Согласно программе в нем разместились два плавательных бассейна: большой бассейн, 25х16 м и открытый бассейн с соленой водой, расположенный частично под кровлей, частично – на открытом воздухе; многофункциональный зал, 12х24 м, площадка для мини-футбола 24х40 м и еще несколько помещений для тренировок. Рядом со зданием обустроят открытые площадки для футбола, волейбола и тенниса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Схема минимизации объема © Студия 44

По словам Никиты Явейна, «это был планировочный и пространственный эксперимент по максимально компактному расположению всех необходимых по программе помещений и созданию минимально возможного объема оболочки. Требуемые по нормам высоты потолков – около 10 метров – было решено соблюдать только в центральных частях залов. На их периферии мы позволили себе опустить кровлю до 5-6 метров, логично предположив, что международные соревнования тут проводиться не будут и бить мячом в потолок с края поля тоже никто не будет. В результате, мы всю необходимую функцию обтянули гибким «облаком», смонтированным на криволинейных металлических рамах».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Продольный разрез © Студия 44

Все помещения сосредоточены на двух террасах, спускающихся каскадом к открытому бассейну с искусственной морской водой. На верхней террасе находятся спортивные площадки, под ними – комнаты для переодевания, душевые, санузлы и другие технические помещения. Благодаря единой оболочке с зенитными окнами все пространство в дневное время освещается естественным светом.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +4,200 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей. Корпус «Искусство»
© Студия 44

 

Шатер искусств
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Третий корпус предназначен для занятий музыкой, хореографией и живописью. В нем, кроме учебных классов, размещается концертный зал на 350 зрителей и еще два репетиционных балетных зала. Расположение в затесненной из-за искусственного водоема части территории и ориентация с севера на юг усложнили работу архитекторов над планировкой. Как и задача совместить под одной крышей столь различные по своим параметрам и требованиям залы для рисования, музыкальных репетиций и танцев. Где-то нужен свет, где-то нет, где-то нужна высота, где-то, наоборот, площадь. «Этот корпус был самым сложным, – рассказывает Никита Явейн. – Мы должны были создать под единым шатром самодостаточный мир, в котором гармонично сосуществуют, плотно спрессованные, словно части головоломки, помещения для занятий разными искусствами, объединенные треугольным атриумом».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер концертного зала © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер атриумного пространства © Студия 44

На первом этаже расположены два хореографических зала с подсобными помещениями. От вестибюля залы отделены перегородкой с матовым стеклом, создающим особый театральный эффект, когда идут репетиции. Двусветный концертный зал скомпонован в виде амфитеатра, вокруг которого по кругу располагаются кабинеты для занятий музыкой.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Продольный разрез © Студия 44

Второй этаж отдан под административные помещения, нотную библиотеку и репетиционные комнаты. На третьем этаже здания размещены классы, учительские помещения, а также большая художественная студия и выставочная галерея, освещаемые естественным светом с северной стороны. В студию и галерею можно подняться прямо из главного атриума.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +3,600 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Цепная реакция
Сейчас на территории образовательного центра заканчивается возведение корпуса «Школа», на очереди – строительство спортивного блока. Но уже очевидно, что и этих трех корпусов будет недостаточно. Фонд ставит перед собой новую амбициозную задачу – включить в систему экстра-образования не только программу средней, но и высшей школы, а также активизировать программу повышения квалификации для педагогов и профессуры. Для расширения центра могут быть выкуплены другие пустующие гостиницы в Имеретинской долине.

Один успешный проект начинает изменять будущее всего региона, определяя новую стратегическую задачу – создание на юге России научного или научно-культурного кластера на базе пост-олимпийской инфраструктуры и строительства объектов с ноля. Этих целей не было в изначальных планах развития пост-олимпийского Сочи, но оказывается, что и спонтанные решения могут быть жизнеспособны. Словно цепная реакция, за одним успешным проектом начинает развертывается комплексная долгосрочная программа, в отдаленной перспективе которой находится образ идеального города на берегу моря, города, ориентированного на развитие творческого и научного потенциала взрослых и детей.
 
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Строительство корпуса «Школа». 2018 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа» © Студия 44

Поставщики, технологии

Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»

21 Декабря 2018

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Студия 44: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Никита Явейн о Главном штабе
Видео-лекция – около часа – о проекте реконструкции восточного крыла Главного штаба, который стал основным сюжетом юбилейной выставки архитекторов «Студии 44», на youtube Государственного Эрмитажа.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Поиск стиля
В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Театр-город
Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства.
Как сохранить деревянное: Петербург
«Студия-44» разработала для Санкт-Петербурга Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры. Особенно интересна в ней методика определения ценности зданий, а также параметрическая модель, которая наглядно показывает, что нужно спасать в первую очередь.
Вереница впечатлений
Парк-ожерелье для первой линии намыва Васильевского острова насыщен современными функциями, но обладает регулярной структурой и отсылками к классическим петербургским садам. Проект победил в конкурсе, его планируется реализовать.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Судьба Апраксина двора
Совет по культурному наследию Петербурга поддержал концепцию реновации «Апраксина двора», разработанную «Студией 44». Она предполагает многофункциональность и пешеходное пространство с заездом из-под земли. И основана на поэтапной тактике работы с многочисленными собственниками.
Похожие статьи
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Стеклянное облако
На морском курорте Циньхуандао на северо-востоке Китая строится «Облачный центр» по проекту пекинского бюро MAD.
Путь света
В знаменитый дворец императора Нерона – «Золотой дом» в Риме – теперь ведет новый вход по проекту Stefano Boeri Architetti.
Импортная типология
Комплекс доступного жилья с начальной школой по проекту бюро Henley Halebrown в лондонском районе Хакни основан на «центральноевропейском» типе жилой башни.
Силуэт прошлого
Внутренний двор музея и библиотеки в Цзяшане на востоке Китая напоминает силуэтом традиционную печь для обжига керамики, которыми славился этот город.
Штрихи современности
Открылся после реконструкции музей истории Парижа – Карнавале: в команде проекта архитекторы Snøhetta отвечали за новшества.
Обратная пропорция
В Центре инноваций INES университета чилийской области Био-Био по замыслу архитекторов Pezo von Ellrichshausen пространства для совместной и индивидуальной работы обратно пропорциональны друг другу.
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.