Долина знаний

«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»
0
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» © Студия 44
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Постолимпийский синдром
Современные олимпиады требуют создания дорогостоящей и нередко одноразовой инфраструктуры. Зачастую город или даже государство оказываются не способными разрешить созданную ради удовлетворения амбиций проблему, и тогда появляются районы с ветшающими гигантскими сооружениями. В качестве примеров вспоминаются Сараево с Олимпиадой-1984, Афины, построившие к Олимпиаде 2004 года за 15 миллиардов долларов несколько объектов в пригороде столицы Греции, а также Рио-де-Жанейро с Олимпиадой-2016. Впрочем, есть и обратные примеры, когда построенная инфраструктура успешно закрывает инвестиционные долги и оказывается востребованной городом и горожанами уже как оздоровительные комплексы или рекреационные зоны, либо просто как новые городские районы со специфической застройкой. Пекин и Лондон неплохо справились с олимпийским наследием.

Сочинская Олимпиада 2014 года потребовала огромных инвестиций, общая сумма которых оценивается в 1,5 трл рублей. Предполагалось, что потом спортивная инфраструктура будет частично перепрофилирована, частично демонтирована и перевезена в другие российские города, а гостиницы заполнятся туристами – ожидания не оправдались в лучших российских традициях, о которых так красноречиво высказался Черномырдин. В отсутствие комплексной программы регион начал эволюционировать в полном соответствии с теорией Дарвина. Какие-то проекты оказались более успешными и жизнеспособными (арена «Фишт» приняла матчи ЧМ-18), какие-то – менее, например, гигантский медиа-центр, так и не ставший торговым, теперь перепрофилируется в «крытый город», объединяющий под одной крышей развлечения, коммерцию и культуру.

Одним из наиболее успешных, позитивных и, безусловно, перспективных проектов, стартовавших в пост-олимпийской Имеритинской долине, стал Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный по распоряжению президента РФ уже в декабре 2014 года на базе трехзвездочного отеля «Азимут», выкупленного и переоборудованного для проживания и занятий учащихся. Проект оказался настолько успешным и так хорошо отвечал стратегическим задачам государства в области социальной и культурной политики, что уже через два года, в 2016 году, встал вопрос о расширении центра; сейчас разрабатывается программа создания на его базе нового университетского комплекса, а возможно и масштабного образовательно-культурного кластера в Имеретинской долине.
 

Экстра-образование
Проект образовательного центра «Сириус», названного в честь самой яркой звезды ночного неба, реализуется благотворительным фондом «Талант и успех», в чьи задачи входит создание детских образовательных центров по всей стране. Но основные усилия команды сосредоточены в Сочи, где создана и функционирует уникальная система экстра-образования, ориентированная на выявление, развитие и дальнейшую поддержку одаренных в области науки, техники, искусства и спорта детей и подростков.
Образовательный центр «Сириус» © Сириус

Продолжительность курса в «Сириусе» составляет всего 24 дня и за это время 600 учащихся занимаются по трем направлениям: «Спорт», «Искусство» и «Наука». Каждый блок рассчитан на 200 детей.
Попасть в образовательный центр «Сириус» может любой российский ребенок и подросток в возрасте от 10 до 17 лет, имеющий на своем счету победы в олимпиадах или другие награды. Для этого нужно заполнить заявку на сайте центра. В «Сириусе» с талантливыми детьми занимаются ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Среди лекторов и тьюторов «Сириуса» – Михаил Пиотровский, Валерий Гергиев, Анатолий Чубайс, Татьяна Черниговская, Сергей Ролдугин и так далее.

Одна из ключевых идей центра – контакты между талантливыми в разных областях детьми, пересечение совершенно разных кругов общения, что позволяет расширить кругозор и освободиться от стереотипов.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Ситуационная схема
© Студия 44

Гостиница, переоборудованная под спально-образовательный корпус, неплохо справляется с задачей размещения учащихся, но, как стало ясно почти сразу же после запуска проекта, для полноценного и эффективного учебного процесса ее планировочных и технических возможностей явно не достаточно. Вскоре после запуска руководство фонда приняло решение о строительстве на его территории, которая занимает площадь немногим менее 11 га, еще нескольких зданий, приспособленных для занятий по одному из трех ключевых направлений обучения. Для проектирования пригласили команду «Студии 44», на чьем счету не только успешное строительство вокзала «Олимпийский парк» здесь же в долине, но и несколько проектов уникальных образовательных центров, таких как Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, Главный учебный корпус ВШМ СПБГУ, Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан и другие.
 

В тени гор и в свете звезд 
Задача лишь на первый взгляд могла показаться легкой. На большой парковой территории, отделяющей бывший отель от пляжа, уже располагались несколько спортивных площадок, вспомогательных построек и искусственный водоем. Разместить на участке еще три здания с обширным функциональным наполнением, с учетом нормативных требований к образовательным учреждениям, сохранив парковый характер участка и не закрыв вид на море из окон спального корпуса, было непросто.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Силуэты застройки © Студия 44

Помимо преодоления планировочных и программных сложностей необходимо было найти объемно-пространственное решение, отвечающее уже сложившемуся характеру застройки прибрежной зоны Имеретинской низменности и расположенного в рядом с «Сириусом» комплекса олимпийских стадионов с их узнаваемыми силуэтами.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

«Олимпийские объекты создали неожиданно позитивный градостроительный эффект, – говорит Никита Явейн. – Большое количество оригинальных зданий привело к формированию застройки с ярко выраженным силуэтом, перекликающимся с вырастающим на заднем плане силуэтом гор. Абрис каждого нового здания должен был продолжать начатую тему».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Образ гальки © Студия 44

Архитекторы оттолкнулись от пластики стадионов, в первую очередь от соседнего «Фишта», и соединили ее с образом гальки – обкатанного камешка, с которым дети любят играть на пляже и раскрашивать, превращая в сувениры на память о времени, проведенном у моря. В результате, получилась обтекаемые, невысокие (2-3 этажа) объемы, сферический и эллипсовидный – форма скрадывает их реальные размеры и служит контрастом к угловатому гостиничному корпусу. И как напоминание о детских поделках из гальки, с разноцветными вставками на фасадах.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Генеральный план
© Студия 44

Они напоминают временную павильонную архитектуру, органично вписанную в парковый ландшафт. Интересно, что мотив павильонов вновь и вновь возникает в работах «Студии 44», отнюдь не специализирующейся на малых архитектурных формах, да и сам Никита Явейн не скрывает своей симпатии к нему. В данном случае эта «слабость» стала сильным местом проекта.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Конструкции военного фасада © Студия 44

Еще одна, на этот раз космическая ассоциация невольно возникает при взгляде на проекты новых корпусов, в аэродинамичности которых видится сходство с космическими кораблями из фантастических фильмов нашего детства. Никита Явейн и тут не отрицает справедливости сравнения: «Есть сложившаяся и очень важная для Центра символика – Сириус, космос, звезды, потенциал, люди будущего. И мы нашли способ подчеркнуть эту тему».

Образная составляющая предложенного объемно-пространственного решения дополняется его эффективностью. К достоинствам «космических павильонов» можно с уверенностью отнести следующие качества:
– планировочную свободу;
– сочетание компактности и прочности за счет равномерного распределения природных нагрузок;
– минимизация площади оболочки и, как следствие, снижение теплопотерь
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Новые корпуса © Студия 44

В результате сложился ясный и четко прослеживаемый дизайн-код новых корпусов, обеспечивающий ансамблевость при всей оригинальности формы каждого корпуса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Тор знаний
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Первым из новых корпусов «Сириуса» началось строительство павильона «Школа», в котором расположатся учебные классы и лаборатории. Он максимально близко расположен к спальному корпусу и соединен с ним теплым переходом. Зданию придана необычная кольцевая форма, в центре которой оставлен просторный озелененный двор.
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44

Причиной такой конфигурации здания стало огромное дерево – срубить его посчитали невозможным как заказчики, так и проектировщики. Никита Явейн рассказывает: «Это был единственно возможный, оптимальный по коммуникации с основным корпусом участок для размещения «Школы» и когда мы обнаружили, что на нем растет прекрасный вяз, я вспомнил легенды о школах, сложившихся из бесед учителя с учениками в тени дерева. Мы решили сохранить дерево и сделать его центром и символом нашей «Школы». Так появилась форма «бублика».
zooming
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Схема компоновки учебных классов © Студия 44

Круговой коридор позволил оптимизировать планировку здания, связав в одну систему пять вестибюлей, каждый с возможностью выхода наружу. По периметрам, внутреннему и внешнему, здания, на первом этаже идут лаборатории, на втором – учебные классы, а на третьем – кабинеты преподавателей и администрации. Учебные комнаты разделены трансформируемыми перегородками, что позволяет произвольно менять размер помещения в зависимости от количества занимающихся.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +4,650 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа». План на отм. +8,850 © Студия 44

За космический и высокотехнологичный имидж «Школы», помимо формы здания, отвечает конструктивное решение оболочки. Двойная кровля состоит из внутреннего покрытия из профлиста, паро-, тепло- и гидроизоляции, а также внешней декоративной системы, вынесенной на металлическом каркасе на 160 мм наружу, с отделкой из сотового алюминия с прорезями для окон и зенитных фонарей в разноцветных рамах. Точно рассчитанное расположение светопрозрачных конструкций позволило привести внутреннюю освещенность учебных помещений к российским нормативным показателям.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44

 

Оптимальная оболочка
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Корпус «Спорт», представляющий собой двухэтажное овальное в плане здание, расположен на противоположной от «Школы» стороне участка, ближе к стадиону «Фишт», и в некоторой степени повторяет его горбатый силуэт. Асимметричная форма корпуса напоминает каплю или половинку яйца. Согласно программе в нем разместились два плавательных бассейна: большой бассейн, 25х16 м и открытый бассейн с соленой водой, расположенный частично под кровлей, частично – на открытом воздухе; многофункциональный зал, 12х24 м, площадка для мини-футбола 24х40 м и еще несколько помещений для тренировок. Рядом со зданием обустроят открытые площадки для футбола, волейбола и тенниса.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Схема минимизации объема © Студия 44

По словам Никиты Явейна, «это был планировочный и пространственный эксперимент по максимально компактному расположению всех необходимых по программе помещений и созданию минимально возможного объема оболочки. Требуемые по нормам высоты потолков – около 10 метров – было решено соблюдать только в центральных частях залов. На их периферии мы позволили себе опустить кровлю до 5-6 метров, логично предположив, что международные соревнования тут проводиться не будут и бить мячом в потолок с края поля тоже никто не будет. В результате, мы всю необходимую функцию обтянули гибким «облаком», смонтированным на криволинейных металлических рамах».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». Продольный разрез © Студия 44

Все помещения сосредоточены на двух террасах, спускающихся каскадом к открытому бассейну с искусственной морской водой. На верхней террасе находятся спортивные площадки, под ними – комнаты для переодевания, душевые, санузлы и другие технические помещения. Благодаря единой оболочке с зенитными окнами все пространство в дневное время освещается естественным светом.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт». План на отм. +4,200 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей. Корпус «Искусство»
© Студия 44

 

Шатер искусств
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Спорт» © Студия 44

Третий корпус предназначен для занятий музыкой, хореографией и живописью. В нем, кроме учебных классов, размещается концертный зал на 350 зрителей и еще два репетиционных балетных зала. Расположение в затесненной из-за искусственного водоема части территории и ориентация с севера на юг усложнили работу архитекторов над планировкой. Как и задача совместить под одной крышей столь различные по своим параметрам и требованиям залы для рисования, музыкальных репетиций и танцев. Где-то нужен свет, где-то нет, где-то нужна высота, где-то, наоборот, площадь. «Этот корпус был самым сложным, – рассказывает Никита Явейн. – Мы должны были создать под единым шатром самодостаточный мир, в котором гармонично сосуществуют, плотно спрессованные, словно части головоломки, помещения для занятий разными искусствами, объединенные треугольным атриумом».
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер концертного зала © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Интерьер атриумного пространства © Студия 44

На первом этаже расположены два хореографических зала с подсобными помещениями. От вестибюля залы отделены перегородкой с матовым стеклом, создающим особый театральный эффект, когда идут репетиции. Двусветный концертный зал скомпонован в виде амфитеатра, вокруг которого по кругу располагаются кабинеты для занятий музыкой.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Продольный разрез © Студия 44

Второй этаж отдан под административные помещения, нотную библиотеку и репетиционные комнаты. На третьем этаже здания размещены классы, учительские помещения, а также большая художественная студия и выставочная галерея, освещаемые естественным светом с северной стороны. В студию и галерею можно подняться прямо из главного атриума.
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». Поперечный разрез © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +0,000 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Искусство». План на отм. +3,600 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44

 

Цепная реакция
Сейчас на территории образовательного центра заканчивается возведение корпуса «Школа», на очереди – строительство спортивного блока. Но уже очевидно, что и этих трех корпусов будет недостаточно. Фонд ставит перед собой новую амбициозную задачу – включить в систему экстра-образования не только программу средней, но и высшей школы, а также активизировать программу повышения квалификации для педагогов и профессуры. Для расширения центра могут быть выкуплены другие пустующие гостиницы в Имеретинской долине.

Один успешный проект начинает изменять будущее всего региона, определяя новую стратегическую задачу – создание на юге России научного или научно-культурного кластера на базе пост-олимпийской инфраструктуры и строительства объектов с ноля. Этих целей не было в изначальных планах развития пост-олимпийского Сочи, но оказывается, что и спонтанные решения могут быть жизнеспособны. Словно цепная реакция, за одним успешным проектом начинает развертывается комплексная долгосрочная программа, в отдаленной перспективе которой находится образ идеального города на берегу моря, города, ориентированного на развитие творческого и научного потенциала взрослых и детей.
 
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа»
© Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Строительство корпуса «Школа». 2018 © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Корпус «Школа» © Студия 44

Поставщики, технологии

Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»
Россия, Сочи, Олимпийский пр., 40

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А.И. Амелькович, А.Д. Баженов, Е.В. Купцова, У.В. Сулимова, П.А. Чернобай, при участии Е.М. Богомаз, Н.А. Гончаровой, Е.Б. Григорьева, Т.Е. Епимаховой
Конструкторы: Д. П. Кресов, А.В. Агашков, С.С. Богданов, А.Ю. Короваев, А.А. Олиянчук, М.В. Савченко, Е.В. Силантьева, Г.А. Сергеенко, Ю.О. Сергеев, В.Е. Савина, А.В. Левшина
ГИП'ы: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина

2016 — 2016 / 3.2017 — 2019

Заказчик: Образовательный фонд «Талант и успех»

21 Декабря 2018

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Студия 44: другие проекты
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Никита Явейн о Главном штабе
Видео-лекция – около часа – о проекте реконструкции восточного крыла Главного штаба, который стал основным сюжетом юбилейной выставки архитекторов «Студии 44», на youtube Государственного Эрмитажа.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Поиск стиля
В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Театр-город
Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства.
Похожие статьи
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.