English version

Галерейный подход

Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

02 Сентября 2020
mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Мастерская:
Гинзбург Архитектс
Проект:
Районная больница на 240 коек
Россия

Авторский коллектив:
А. Гинзбург, М. Гурьевич, Е. Федоровская 

2020
Проект «Гинзбург Архитектс» жюри нашло самым точным ответом на техническое задание конкурса, в котором с подачи Минздрава отразились задачи, никогда ранее не ставившиеся перед типовым проектированием.
 
Прежде всего конкурсантам нужно было решить технологическую схему больницы принципиально в ином ключе, нежели распространённый в предыдущие десятилетия тип моноблочной структуры. Современная ЦРБ – по сути больничный городок, включающий в себя развернутый комплекс медицинских учреждений – поликлинику, стационар, инфекционное отделение, станцию скорой помощи. Он по-прежнему является единым зданием, но представляет собой систему полиблоков ограниченной этажности. В таком прочтении функции отразились современные требования, связанные как с усложнившимся медицинским и инженерным оснащением больниц, так и с ускоренным развитием самих технологий, так что лечебные и диагностические блоки должны иметь возможность не просто расширяться, но и потребовать новой организации инженерного обеспечения. Важной стала и общая гуманистическая направленность пространства, ориентированного на пациентов.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
В концепции «Гинзбург Архитектс» полиструктура развертывается на участке в ортогональную композицию из пяти основных блоков – трех лечебных, административно-диагностического корпуса и детско-взрослой поликлиники. Они развиваются по обе стороны от внутренней галереи-связки с общим для всех вестибюлем – она выступает в роли «сердечника», организующего объемы на участке. Вход в вестибюль расположен с торца – со стороны поликлиник – и приближен к входным зонам на территорию, исключая пересечения потоков пациентов и сотрудников разных отделений. Первый этаж галереи предназначен в основном для связи между отделениями стационара, сюда выходят узлы вертикальных коммуникаций – лестнично-лифтовые холлы палатных корпусов, второй – для перемещения посетителей стационара, администрации и учащихся.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Компактная и вместе с тем гибкая структура блоков отвечает двум важнейшим потребностям современной ЦРБ – в организации простых и удобных связей между отделениями и в четком функциональном зонировании, завязанном с особенностями лечебных процессов и, соответственно, с насыщенностью отдельных блоков специальным оборудованием. В тоже время гибкость предложенной структуры позволяет изменять специализацию больниц в ответ на конкретные потребности района и организовывать их исходя не из конкретных функций отдельных подразделений, а из потребностей единого медицинского процесса, где задействованы все части комплекса сразу.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Так, административно-диагностический корпус пластиной вытянут вдоль галереи, что создает удобную связь расположенных в нем приемного, диагностического и палатных отделений. Операционное, хирургическое, родильное и кардиологическое отделения расположены рядом таким образом, чтобы при необходимости можно было задействовать мощности блоков интенсивной терапии для пациентов любого из этих отделений. Отделение функциональной диагностики и лаборатории приближены к блоку поликлиник и связаны переходом в уровне второго этажа, которым могут воспользоваться и стационары.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Палатные корпуса расположены с противоположной стороны от входов в приемное отделение и образуют полузамкнутые дворы – сюда выходят окна самих палат. Таким образом, они будут обращены в сторону парковой территории и отделены от всех источников шума, зоны загрузки и патологоанатомического корпуса протяженным зданием с приемным отделением. Для размещения родственников пациентов, а также учащихся на первом этаже запланирован пансионат со своим отдельным входом.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Компоновка блоков вдоль объединяющей оси галереи позволяет свободно изменять их количество, размеры и назначения корпусов. Кроме того, структура может наилучшим образом компоноваться и «садиться» на достаточно сложные по конфигурации участки в условиях плотной городской застройки. Наличие центральной галереи при любом из вариантов обеспечит удобные технологические связи между подразделениями.
 
Как уже было отмечено, основательная трансформация современных больниц движима, помимо технологических запросов, и общим направлением в сторону более гуманистического прочтения функции. Особой ролью наделяются эргономика и комфортность пространства, его адаптивность для пациентов и персонала, уменьшение неизбежной стрессовой напряженности приемами дизайна. Само понижение этажности больничных зданий до сомасштабного человеку уровня, вровень или ниже кроны деревьев, является важным шагом на пути к новому облику.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Слияние архитектуры и ландшафта, развернутая программа озеленения территории – также служат позитивному образу больниц. В концепции «Гинзбург Архитектс» она представлена устройством парковой зоны со стороны палатных корпусов, обеспечивающей приватность пациентов, озеленением внутренних полузамкнутых дворов с газонами, зелеными кулисами для отдельно стоящих инфекционного и патологоанатомического отделений. Озеленить предлагается и плоские кровли корпусов – учитывая низкоэтажную застройку и преимущественное развитие объемов по горизонтали, таких пространств достаточно много и они хорошо просматриваются из окон палат и кабинетов.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Основательно пересматривается и подход к проектированию общественных пространств больниц – вестибюлей, холлов. Соединенная с вестибюлем галерея реализует в этом смысле типологию внутренней улицы. Здесь появляются типичные городские сервисы – зоны кафе, отделения банков, салоны связи, магазины, наличие которых помогает и пациентам, и персоналу избежать чувства изолированности за неизбежным по технологии больничным забором.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
В решении фасадов – принцип гуманной сомасштабности соединяется с индустриальным методом возведения. Сама фасадная сетка универсальна – проектом предусмотрены вентфасады с наружным слоем из плитного материала. Планировочные решения предполагают максимально возможную унификацию пролетов конструкций, типоразмеров окон, витражей и фасадных элементов. Ритм и акценты можно варьировать, соблюдая ярусность членений, организацию входных групп с отметки уровня земли. Объем галереи, формирующей пространство внутренних двориков, выполняется на контрасте с основными фасадами более легким и прозрачным.
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс
Концепция «Гинзбург архитектс» в полной мере отражает трансформации, которые претерпевают российские больницы, следуя за той революцией в проектировании медицинской функции, которая произошла за рубежом несколькими десятилетиями ранее. Больниц в целом становится меньше, но сами они значительно увеличиваются в размерах, поскольку большие инвестиции в медико-техническое оборудование естественным образом ведут к централизации процедур и к интеграции функций, в том числе и научно-исследовательских. ЦРБ объединяет в себе множество подразделений в сложные полиструктуры, для которых особенно важной становится гибкость и понятность внутренних связей, надежное и непрерывное функционирование множества процессов. При этом функция получает принципиально новую оболочку: технологическое качество неотделимо от качества физического окружения, воздействие которого на благополучие пациентов и персонала сложно переоценить. 
Районная больница на 240 коек
© Гинзбург Архитектс


Архитектор:
Алексей Гинзбург
Мастерская:
Гинзбург Архитектс
Проект:
Районная больница на 240 коек
Россия

Авторский коллектив:
А. Гинзбург, М. Гурьевич, Е. Федоровская 

2020

02 Сентября 2020

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.