Вдоль пляжа

«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
Гинзбург Архитектс
Проект:
Апартамент-отель в Геленджике
Россия, Геленджик, ул. Набережная, 11

Авторский коллектив:
Генеральный директор – А.В. Гинзбург
Главный архитектор – К.И. Крутов
Ведущий архитектор – А.С. Баранихин

Заказчик – ООО «УК Торик-Апарт»
Нижний этаж здания западного корпуса апарт-отеля «Торик» на Тонком мысу в Геленджике уже отлит в бетоне и представляет собой очень длинный – около 260 м – фундамент, вытянутый вдоль кромки воды на первой линии насыпного пляжа, немного выступающего к морю, с собственным променадом вдоль кромки воды.
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Вид на центральный вход с юга © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема расположения © Гинзбург Архитектс

Вид – прямо на воду, сравнительно недалеко аэропорт, вокруг пансионаты и дома частного сектора; ближайший коттеджный поселок носит то же название «Торик» и был построен владельцами апарт-отеля несколько ранее. Тишина: улица Набережная, которая проходит с внутренней стороны апарт-отеля, ведет к кедровому лесу. Рядом с недостроенным зданием – оранжевый трехэтажный блок отеля, он построен и функционирует. Осталось достроить западную часть, замершую на нулевой отметке в бетоне. Если восточный блок состоит из двух секций-корпусов, то западный, спроектированный Алексеем Гинзбургом на существующих основаниях – из пяти секций.
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Существующее положение © Гинзбург Архитектс
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Существующее положение © Гинзбург Архитектс

Позволим себе предположить, что если бы Алексей Гинзбург проектировал западный корпус апарт-отеля с самого начала, он бы, вероятно, предложил иной план здания, к примеру, разделенный на несколько объемов. Но работать требовалось с готовым фундаментом, что определило главную задачу – сделать здание визуально более легким и дискретным, таким, чтобы оно «не напоминало Китайскую стену». Тем более что западный корпус, в отличие от трехэтажного восточного – пятиэтажный.

Архитекторы предложили секционно-коридорный тип планировки. Небольшие квартиры-студии выстроены в два ряда по сторонам коридора, пронизывающего здание продольно насквозь. Со стороны моря плотно выстроены квартиры-пеналы по 42 м2; их структура проста – большая, 10,5 м2, лоджия смотрит на море, за ней комната, кухня, дверь. С противоположной, городской стороны расположились квартиры поменьше, в основном 33,9 м2, и ориентированные не поперечно, а продольно оси здания. Среди них, по одной на секцию, есть квартиры с прямоугольным выступом 2х3 метра, каждый из них – с большим окном со всю стену, в таких выступах (а все они обращены на север) могли бы уместиться неплохие кабинеты, прямого солнца там мало, а естественного света будет достаточно.
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема плана типового этажа © Гинзбург Архитектс

Снаружи выступы складываются в похожие на башни вертикали белого цвета, они делят городской фасад каждой секции пополам. Второе деление образуют лестнично-лифтовые блоки, также вынесенные чуть вперед, но облицованные деревом и прикрытые тонкими вертикалями деревянных решеток. Получается, что с городской стороны пять секций разделены на 11 прясел, что заставляет воспринимать здание не как дом-балку, 260-метровую «змею», а скорее как ряд домов, ритмически подобный улице, что подчеркивает «городскую» природу тыльного фасада. В то же время основной тон северного фасада – коричневое дерево; запланировано, что он будет облицован натуральным шпоном.
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Вид на центральный вход с севера © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Вид на северный фасад © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Общий вид северного фасада © Гинзбург Архитектс
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Развертка фасадов по ул. Набережная © Гинзбург Архитектс

Морской фасад решен иначе, крупными массами: сплошная сетка глубоких белых лоджий разделена шестью крупными деревянными вставками по числу входов секций плюс главный атриум. Причем деревянные вертикали входов – это хорошо видно при взгляде сверху, – в сторону моря расширяются, и если с северной стороны входы занимают один модуль, то их «тень» с морской стороны отеля – соответствует трем квартирам, и в то же время со стороны пляжа деревянные вставки уже не означают входов, а лишь становятся их цветовым продолжением. Так что южный и северный фасад – до некоторой степени инверсии друг друга. Со стороны моря преобладает белый цвет, точнее светло-серый: фактурная штукатурка с вкраплениями камня, отдаленно ребра лоджий, из которых морской фасад состоит целиком, будут напоминать слоистый срез известковой породы – каменную стену, которая тянется вдоль почти всего черноморского побережья, если идти вдоль воды; с напольной стороны, напротив, фасад напомнит о лесах, в которые мы попадаем, когда взбираемся вверх по известковому склону. Две материальные составляющие здания: условный камень и дерево – переосмысляют, таким образом, две главные темы приморской природы, а море и песок, в данном случае насыпной, прилагаются.
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Общий вид южного фасада © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Перспектива. Вид на южный фасад © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Развертка фасадов по линии пляжа © Гинзбург Архитектс

Примерно на две трети своей длины дом-пластина сгибается под небольшим углом, вторя направлению Набережной улицы – здесь появится центральный вестибюль, перспективным раструбом расширяющийся в сторону пляжа, буквально «раскрывая» вид на море для входящего.

В нем – «главные» лифт и лестница, в нем прямой проход к морю и атриум с внутренними балконами на каждом этаже: балконы нанизаны на коридоры каждого этажа, для которых пересечение с атриумом будет своего рода пространственной кульминацией – отсюда открываются виды на море и горы, также как и вверх и вниз. Стены атриума с обеих сторон – сплошные витражи. Кровли двух центральных секций по сторонам атриума – эксплуатируемые, на них задуманы террасы с зонтиками для загорания и благоустройство; так что и тут, вверху, окружение атриума становится кульминацией.
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема плана кровли © Гинзбург Архитектс

Главный сквозной проход к морю через атриум дополнен двумя другими, в крайних корпусах, третьем и седьмом – таким образом дом стал проницаемым и его не нужно обходить для того, чтобы попасть на пляж. Со стороны моря вдоль дома тянется вначале зеленый сквер на земле в уровне пола первого этажа, а затем, параллельно зелени – двухъярусный променад, его верхняя терраса солнечная, зато нижняя с глубокой тенью; она освещена несколькими световыми колодцами. Причем уровень зелени и обращенной к морю террасы на 2 метра выше, чем дорога подъезда со стороны города – здесь рельеф изменяется своеобразным «зигзагом», повышаясь между домом и морем, что хорошо видно в разрезе. В цокольном этаже, пол которого расположен на полтора метра выше уровня моря, иными словами не слишком-то зарыт в землю, расположено 32 парковочных места и довольно много кладовок – на все квартиры; при этом цоколь четырех центральных секций отдан общественному пространству.
zooming
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема плана первого этажа © Гинзбург Архитектс

Пространство получилось двухъярусным из-за 4-метрового перепада высот; с верхней галереи вниз, к морю, ведут 5 равномерно расставленных лестниц. Шестая, перед главным входом, сложнее – здесь земляная насыпь прерывается и появляется еще одна, шестая трехмаршевая лестница с поворотом. На вернем променаде расставлены решетчатые беседки и, над краем, такие же козырьки-перголы, оформляющие границу между солнечной и тенистой частью – это нередкий прием курортной и усадебной архитектуры, он напоминает о партерных террасах Архангельского и сочинских санаториях Жолтовского, и в данном случае работает на усложнение, насыщение прогулки впечатлениями. При взгляде от пляжа отель вырастает очень ярусно: песок, полоска гранита нижней набережной, выше перголы верхней набережной, затем зелень, над ней – лоджии апартаментов. Последовательно, пространственно и довольно-таки воздушно; здание вовсе не отграничивается от окружения, а раскрывается морю как ячеистая губка.
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Разрез 2-2 © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Разрез 1-1 © Гинзбург Архитектс

Так что, несмотря на предопределенность множества параметров, включая готовый фундамент, Алексею Гинзбургу удалось насытить дом рядом нюансов: от пространственного шарнира атриума, образующего в центре каждого коридора общественное ядро с перспективой «на все четыре стороны», до солярия на крыше и двухъярусного променада; не забывая о проницаемости и связи внутреннего пространства с внешней формой. Все это оживляет достаточно обыденную задачу и наделяет приморский курорт так необходимой ему «изюминкой». 
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема генплана © Гинзбург Архитектс
Проект апартамент-отеля в Геленджике. Схема организации движения © Гинзбург Архитектс


Мастерская:
Гинзбург Архитектс
Проект:
Апартамент-отель в Геленджике
Россия, Геленджик, ул. Набережная, 11

Авторский коллектив:
Генеральный директор – А.В. Гинзбург
Главный архитектор – К.И. Крутов
Ведущий архитектор – А.С. Баранихин

Заказчик – ООО «УК Торик-Апарт»

03 Ноября 2017

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.