English version

Белый тюльпан

В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.

mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
Россия, Казань, ул. Большая

Авторский коллектив:

А.В. Гинзбург, К.В. Гладкий, Г.Р. Айказян, С.С. Алиева, А.А. Дмитриева, А.М. Давлетов



2023
Проектирование масштабных культовых зданий к знаковым юбилеям, как правило, не бывает простой историей с линейным сюжетом. Вот и история  Большой соборной мечети в Казани, приуроченной к 1100-летию приятия ислама Волжской Булгарией (922), обрастает подробностями. Меняются участки и проекты. Весной юбилейного 2022 года был объявлен конкурс на проект мечети на 10 000 человек, тогда же, в мае, снесли парк аттракционов «Кырлай» на правом берегу реки Казанки напротив казанского Кремля и заложили там первый камень будущего строительства. В июле 2022 объявили результаты архитектурного конкурса, тогда первое место разделили: проект Алексея Гинзбурга, гипостильный зал из белых лотосовидных колонн, выходящих в общественное пространство площади, – и проект Айвара Саттарова, сетчатый купольный зал с четырьмя минаретами. 

Затем, практически без огласки, в городе рассмотрели несколько других мест для строительства юбилейной мечети, в частности, по данным сайта 116.ru, рассматривались три участка: в восточной части Казани в Троицком лесу; к югу от Кремля у Речного вокзала на левом берегу Волги и рядом с парком Молодоженов.

Третье место – в Адмиралтейской слободе, на мысу, где пока складируют песок, у впадения старого русла Казанки в Волгу, – и похоже, в мае 2023 года оно окончательно стало основным. 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

Для него озвучено два проекта, над которыми их авторы работали, насколько мне известно, примерно с февраля 2023. Один проект – победителя конкурса 2022 года Алексея Гинзбурга, который в течение осени и зимы работал над адаптацией своего конкурсного предложения для других участков, а весной, для Адмиралтейской слободы, сделал совершенно новую концепцию. Другой проект – Александра Цимайло и Николая Ляшенко, над которым они, по словам архитекторов, работали по заданию президента республики Рустама Минниханова. Концепция была представлена на Арх Москве, на стенде «Архитекторов года» АБ ЦЛП (см. здесь и здесь). 

Проект Алексея Гинзбурга был опубликован на сайте бюро в первой декаде мая, и получил меньшую огласку. Сейчас рассказываем о нем. Общего у двух проектов – участок, вместимость мечети, и прямоугольная платформа на воде; дальше начинаются различия: одни предложили черную Каабу, другие – АК ЛАЛЭ – белый тюльпан.

Но сначала несколько слов об участке. 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

Участок – округлый мыс. Восточнее – ИЖС, севернее улица Клары Цеткин, в двух километрах железнодорожная станция «Адмиралтейская слобода». Место дачное, хотя Кремль в прямой видимости. Контекст здесь не городской, скорее – речной: Волга перед Кремлем поворачивает под 90°, течет с запада, а поворачивает на юг. Кроме того река разливается здесь довольно широко – причиной Куйбышевское водохранилище, расположенное ниже по течению перед Ульяновском. После создания водохранилищ Волга во многих местах поменяла свои очертания, вот и здесь есть свои разливы и затоны. Если посмотреть на спутниковую карту, видно, что к рассматриваемому мысу – участку будущей мечети – близко, на расстояние 140 м, подходит остров Каменный, отчасти заливаемый водой. А еще здесь встречаются два русла реки Казанки, старое и новое. 

На такой водной плоскости Соборная мечеть будет «воротами» города, акцентом со стороны реки. В то же время от Кремля, а казанский Кремль приподнят на высоком холме, мыс должен просматриваться.
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс

cic =
Новый участок обладает совершенно иными характеристиками, и мы понимали, что пытаться адаптировать к нему первый проект было бы невозможно и неправильно. Так что, когда нас попросили подумать над вариантом для Адмиралтейской слободы, мы предложили новую идею, которая исходит из градостроительных особенностей нового места. Здесь здание видно издали, причем как с реки, так и из города, – на наш взгляд, оно должно обладать легко считываемым, узнаваемым издали силуэтом, знаковым абрисом.

Поэтому мы предложили идею здания-«тюльпана» с четырьмя минаретами: она, во-первых, коррелирует с силуэтами самых известных мечетей; во-вторых, позволяет сделать главным скульптурным акцентом объем молельного зала; и наконец, не исключает современной формы, которую мы постарались «слепить» как пластичную и визуально подвижную, особенно если рассматривать здание в движении, к примеру, проплывая мимо по реке. В то же время симметрия композиции «работает» на репрезентативность и торжественность образа, что уместно исходя из юбилейного смысла проекта и его значительного масштаба.

Итак, мечеть размещена на прямоугольной платформе, которая «укоренена» в береговой части и выдается в сторону реки, формируя эффект постройки, «лежащей» на воде и собирая все возможные отражения, благо речная гладь здесь обширна. 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

Платформа окружена арочным обходом, который не закрывает виды с площади вокруг мечети, но обозначает довольно-таки строгий ортогональный контур, способный напомнить об ансамблях синановских мечетей Стамбула – там тоже светлый камень, купольное здание, большая вымощенная площадь вокруг и ограждение, устанавливающее уверенную дистанцию. Внутри платформы, внизу со стороны суши запланирована парковка, кроме того, часть земли предлагается подсыпать и укрепить бетонной стенкой. 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

В отличие от строгого контура аркады само здание решено в духе подхода, который мы привыкли называть «нелинейным» или зданием-скульптурой. И купольный зал мечети, и четыре минарета сформированы крупными поверхностями светлого оттенка с заметными толщинами, пластичными, но нельзя сказать, что очень текучими, как это иногда бывает в современных дигитальных построениях.

Легко представить себе, как такие пластины вначале раскатывают из скульптурного пластилина, а затем лепят уверенно и аккуратно, свободно, но без избыточной динамики. Делают надрезы на «трубках» минаретов, похожих на весенние ростки каких-то растений, накладывают гигантские лепестки друг на друга – например, над входом. «Выращивают» вертикали минаретов из одного «корня» – в нижней части все они направлены в сторону купола. 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

Между тем нельзя сказать, что биологические ассоциации буквальны – скорее они формируют витальную энергетику, своего рода подтекст формы. Перед нами, конечно, цветок, но в то же время и знак цветка.

Абстрагированию способствует крупная форма, обобщение и, конечно, симметрия всей композиции и спиралевидная центростремительность основного объема. Минареты, отдавая должное «корневому» центру, затем превращаются стройные вертикали, обнимающие стержни стеклянных конструкций, светящихся, как и стеклянные створы между «лепестками». 
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
© Гинзбург Архитектс

Изнутри лепестки покрыты цитатами из Корана по-арабски, между ними – конструкция из треугольников структурного остекления. Соответственно, тут получается зал, очень хорошо освещенный, днем пронизанный естественным светом. 
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс

Вся форма, и белые лепестки, и сложно изогнутые стеклянные конструкции, представляют собой цельную оболочку, просчитываемую через BIM и основанную на металлических, в том числе шаростержневых, конструкциях, которые совмещают стержни круглого и прямоугольного сечения и скрытые стыки рам структурных витражей. Так что перед нами не массив, как может показаться поначалу, а сетка, которая формирует искомую пластику: и лепестки, и стекло составляют цельную структуру. 
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
    © Гинзбург Архитектс

Символика формы очевидна: тюльпан почитается в исламском мире, так как его название – «лэлэ» или «лалэ», состоит из тех же букв, что и имя Бога – Аллах. Отсюда частое появление тюльпанов в арабских орнаментах, особенно в сочетании в полумесяцем, наименование которого тоже совпадает по буквам с именем Аллаха. Белый цвет интерпретируется как знак чистоты помыслов. Все это дает достаточно буквальную образность, превращение символа в форму – исторические мечети украшали орнаментом с цветами тюльпана, здесь здание как таковое оказывается цветком – что, впрочем, неплохо отвечает как юбилейному смыслу постройки, так и подходам современной архитектуры, где малая форма нередко превращается в большую.

Если говорит о современном архитектурном контексте, то проект вписан в него в полной мере, поскольку развивает направление, начатое Оскаром Нимейером – лепестки и витражи между ними так или иначе, а напоминают кафедральный собор Бразилиа (1958–1970) – и продолженное мастерами неомодернистской деконструкции начала 2000-х. Обладатель второго первого места на конкурсе 2022 года, автор кремлевской мечети Кул Шариф Айвар Саттаров приводит аналогию проекта мечети «Белой розы», предложенного в 2014 году архитектором Фестимом Тоши для центра города Тираны (проект не реализован, вместо него построили традиционную мечеть «синановского» типа) – но сходство здесь прежде всего в теме цветка, а в остальном в мусульманском мире, и не только в не только в нем, уже достаточно давно популярен подход к лепке современного здания из скульптурных «скорлупок», соединенных стеклянными перемычками. Помимо Нимейера большую роль в его формировании играет, конечно, здание Сиднейской оперы Йорна Уотсона. А из примеров поближе напрашиваются Кёльнская мечеть Пола Бома 2017 года постройки (не самое обаятельное, впрочем, здание данного круга, но хорошо иллюстрирующее вариативность подхода) – или, более родственный по форме, храм Бахай в Южной Америке от бюро Харири Понтарини (2002–2016). 

Иными словами, контекст достаточно широкий, зданиям-скульптурам, зданиям цветкам уже порядка 60 лет в истории современной архитектуры. Нельзя сказать, что это гиперновация – но идея развивает определенный современный тренд, который, определенно, позволяет создать на реке перед городом яркий и эффектный акцент с легко читаемой программой. 


Теперь будем наблюдать за развитием истории проектирования Большой соборной мечети, все же замысел – очень амбициозный. 
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
Соборная мечеть «АК ЛАЛЭ»
Россия, Казань, ул. Большая

Авторский коллектив:

А.В. Гинзбург, К.В. Гладкий, Г.Р. Айказян, С.С. Алиева, А.А. Дмитриева, А.М. Давлетов



2023

16 Июня 2023

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Вдоль пляжа
«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.