Конкурс начался в апреле в канун первого дня священного месяца Рамазан, а победителей объявили в июле в канун праздника Курбан-Байрам. В мае заложили первый памятный камень, к строительным работам планируют приступить уже осенью.
Точка схода
Место для масштабного проекта подобралось крайне удачное: участок располагается на противоположном от кремля берегу Казанки и по соседству со знаменитым дворцом бракосочетаний, выполненным в виде чаши казана. Правый берег Казанки – это современная часть города с жилыми кварталами и промышленными территориями, но отсюда рукой подать и до исторического центра. Место на берегу просматривается из многих точек города, не обременено охраняемой застройкой – раньше участок занимал парк аттракционов – и располагает такими ресурсами, как вода и деревья. Площадь в восемь с небольшим гектаров позволяет разместить и здание, и парк и достаточное количество инфраструктуры.Единственный недостаток – заглубление участка относительно уровня дамбы и соседних улиц на 3-8 метров. По условиям конкурса ограничение по высоте для нового строения составляет 80 метров, также участникам конкурса было необходимо учитывать соседство с историко-архитектурным комплексом Казанского кремля, памятником из списка ЮНЕСКО.
Авторы размещают мечеть на свободном от деревьев участке, ориентируя относительно Киблы – направления в сторону Каабы в Мекке.
Священная роща
Авторы победившей концепции нашли вдохновение, углубившись в историю ислама и Волжской Булгарии – государства, существовавшего в Среднем Поволжье и бассейне Камы в X-XIII веках. В 150 км южнее от Казани сохранился комплекс построек его древней столицы – города Булгар, они также находятся под охраной ЮНЕСКО. Именно здесь волжские булгары, предки казанских татар, в 922 году приняли ислам. Простые и монументальные, при этом впечатляющие памятники архитектуры подсказали композицию из трех простых форм: параллелепипеда молельного зала, полусферы купола и усеченного конуса минарета.Ключевой образ комплекса – белая роща. С одной стороны – это отсылка к истокам ислама, к временам, когда правоверные молились в священных рощах, установив в них михрабы, с другой – дань природным богатствам поволжского края. Белый – цвет Казанского кремля и барса на гербе Татарстана, цвет чистоты помыслов.
Мечеть и пространство вокруг нее формируют «деревья» – колонны с восьмигранными капителями-кронами. По сути это модули, высота которых зависит от функции пространства – площади, павильона, фонтана или парка. Самые высокие «деревья» соединяются и становятся мечетью. По схожему принципу устроена соборная мечеть с «лесом колонн» в Кордове.
Также важную роль в концепции играет число «восемь»: как поясняют авторы, «в исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям сторон света и восьми группам букв арабского алфавита. В связи с этим в восточных орнаментах приветствуются и восьмиконечные звезды». Колонны комплекса стоят по осям октогональной сетки, которой расчерчено пространство вокруг мечети. Расстояние между ними равно 922 см, напоминая о годе принятия ислама.
Свет и воздух
Как мы помним, рельеф участка напоминает широкую чашу. Чтобы мечеть воспринималась с дальних точек стоящей на земле, авторы решили приподнять площадь и основное здание до уровня улиц Комсомольская и Декабристов. Непосредственно под мечетью располагается парковка на 600 мест с эскалаторами, на уровне второго этажа – вестибюль, а третий этаж занимает молельный зал.Стены мечети выполнены из панелей с орнаментом, частично заполненным стеклопакетами, с помощью которого регулируется количество естественного света в помещениях. Северный фасад, где располагается главный вход, – самый ажурный и соответственно прозрачный, сквозь него можно увидеть очертания вестибюля. Западный и восточный фасады более закрытые, а южный почти не имеет проемов, поскольку его центральное место – моленная ниша, михраб. За ним архитекторы разместили два узких окна, благодаря которым в солнечный день вокруг михраба должно будет появляться свечение.
Полусфера купола радиусом 20 метров, украшенная каллиграфической вязью цитат из Корана, приподнята на специальных подставках, благодаря чему кажется, что она парит над молельным залом.
Высота минарета достигает 80 разрешенных метров (132 м от поверхности земли). Его стены выполнены из стеклофибробетона и повторяют орнамент основных фасадов мечети. К вершине, где минарет нехарактерно расширяется, напоминая раскрывающийся цветок, стены становятся все ажурнее, растворяясь при дневном свете, и ярко подсвечиваясь вечером. Минарет связан с основным зданием переходом под площадью, а лестница и лифт позволяют использовать его как обзорную площадку.
Слияние рукотворного и природного
Пространство перед мечетью разделено на две части. Через малую площадь по широкой парадной лестнице люди попадают в комплекс. Большая площадь предназначена для сбора молящиеся в дни праздников. Два пространства разделяют монументальные стелы, символизирующие первый печатный Коран в России, а также водоем с фонтаном.Площадь, как и кровля мечети, сформирована из больших восьмигранников – капителей колонн, соединенных перфорированными квадратами, через которые естественный свет попадает в нижний уровень пространства. Там располагаются павильоны, фонтаны, цветники и прогулочные дорожки, защищенные от дождя или зноя. Чем дальше от мечети, тем менее плотной становится каменная «роща». Постепенно она переходит в естественный ландшафт парка, который в свою очередь ближе к границам участка превращается в лес, сливаясь с растущими здесь деревьями.
Вдоль Комсомольской улицы, где располагается один из основных входов на площадь, за счет общественных зданий формируется городской фронт. Остальные границы участка представляют собой естественные преграды – деревья, живые изгороди, подпорные стенки, рельеф и дамба Пролетарской.
Авторы концепции стремились создать пространство, в котором сольется величие природы и человеческого духа. Укореняясь в земле и вырастая из нее, рукотворное пространство постепенно сгущается, становясь архитектурой, которая объединяет людей и приглашает их к молитве и миру в душе.
Заметим, что в день объявления результатов было названо два победителя – другое первое место в конкурсе досталось казанскому архитектору Айдару Саттарову, который предложил проект в виде «ковчега». Как сообщается, решение принимали президент Татарстана Рустам Минниханов, госсоветник республики Минтимер Шаймиев и глава Минстроя Ирек Файзуллин за закрытыми дверями, и заседание длилось больше двух часов. Сейчас не очень ясно, будут ли два победивших проекта «объединять» или выбирать из них один.
Вторых мест оказалось тоже два: стамбульскому HASSA и «Сретенским архитектурным мастерским» из Москвы, третье – казанской студии “OSTA”. Надеемся, что нам удастся в обозримое время рассказать обо всех победителях конкурса.