English version

Белая роща

Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Авторы: Алексей Гинзбург, Кирилл Гладкий, Султание Алиева, Руслан Типаев.
При участии: Екатерина Ивойлова, Дарья Макушева, Иван Крашенинников, Анастасия Дмитриева, Екатерина Ржевская, Николай Шишкин, Аида Зайдулина
Мусульманская эпиграфика: Бахтияр Бабаджанов
3D-визуализация: Fury Studio

2022
0 Строительство новой соборной мечети приурочено к празднованию важной для Татарстана даты – 1100 лет назад, в 922 году Волжская Булгария приняла ислам – сегодня эта конфессия является основной в республике. Нынешняя соборная мечеть «Кул-Шариф» была построена к тысячелетию Казани в 2005 году и стала одним из самых узнаваемых символов города, однако сейчас она отчасти выполняет музейную функцию и по сравнению с будущим зданием достаточно скромна в масштабах: ее вместимость – 1700 человек против планируемых 10 000. 

Конкурс начался в апреле в канун первого дня священного месяца Рамазан, а победителей объявили в июле в канун праздника Курбан-Байрам. В мае заложили первый памятный камень, к строительным работам планируют приступить уже осенью. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Деревья из бетона
© Гинзбург Архитектс
Точка схода
Место для масштабного проекта подобралось крайне удачное: участок располагается на противоположном от кремля берегу Казанки и по соседству со знаменитым дворцом бракосочетаний, выполненным в виде чаши казана. Правый берег Казанки – это современная часть города с жилыми кварталами и промышленными территориями, но отсюда рукой подать и до исторического центра. Место на берегу просматривается из многих точек города, не обременено охраняемой застройкой – раньше участок занимал парк аттракционов – и располагает такими ресурсами, как вода и деревья. Площадь в восемь с небольшим гектаров позволяет разместить и здание, и парк и достаточное количество инфраструктуры.

Единственный недостаток – заглубление участка относительно уровня дамбы и соседних улиц на 3-8 метров. По условиям конкурса ограничение по высоте для нового строения составляет 80 метров, также участникам конкурса было необходимо учитывать соседство с историко-архитектурным комплексом Казанского кремля, памятником из списка ЮНЕСКО.  
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Характер окружающей среды
© Гинзбург Архитектс

Авторы размещают мечеть на свободном от деревьев участке, ориентируя относительно Киблы – направления в сторону Каабы в Мекке. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Генеральный план
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Планировочная стратегия
© Гинзбург Архитектс
Священная роща
Авторы победившей концепции нашли вдохновение, углубившись в историю ислама и Волжской Булгарии – государства, существовавшего в Среднем Поволжье и бассейне Камы в X-XIII веках. В 150 км южнее от Казани сохранился комплекс построек его древней столицы – города Булгар, они также находятся под охраной ЮНЕСКО. Именно здесь волжские булгары, предки казанских татар, в 922 году приняли ислам. Простые и монументальные, при этом впечатляющие памятники архитектуры подсказали композицию из трех простых форм: параллелепипеда молельного зала, полусферы купола и усеченного конуса минарета. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Вдохновляющие образы
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Северный фасад
© Гинзбург Архитектс

Ключевой образ комплекса – белая роща. С одной стороны – это отсылка к истокам ислама, к временам, когда правоверные молились в священных рощах, установив в них михрабы, с другой – дань природным богатствам поволжского края. Белый – цвет Казанского кремля и барса на гербе Татарстана, цвет чистоты помыслов. 

Мечеть и пространство вокруг нее формируют «деревья» – колонны с восьмигранными капителями-кронами. По сути это модули, высота которых зависит от функции пространства – площади, павильона, фонтана или парка. Самые высокие «деревья» соединяются и становятся мечетью. По схожему принципу устроена соборная мечеть с «лесом колонн» в Кордове.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Формообразование
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Модульная система
© Гинзбург Архитектс

Также важную роль в концепции играет число «восемь»: как поясняют авторы, «в исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям сторон света и восьми группам букв арабского алфавита. В связи с этим в восточных орнаментах приветствуются и восьмиконечные звезды». Колонны комплекса стоят по осям октогональной сетки, которой расчерчено пространство вокруг мечети. Расстояние между ними равно 922 см, напоминая о годе принятия ислама.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Татарстанcкий орнамент
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Конструкция
© Гинзбург Архитектс
Свет и воздух
Как мы помним, рельеф участка напоминает широкую чашу. Чтобы мечеть воспринималась с дальних точек стоящей на земле, авторы решили приподнять площадь и основное здание до уровня улиц Комсомольская и Декабристов. Непосредственно под мечетью располагается парковка на 600 мест с эскалаторами, на уровне второго этажа – вестибюль, а третий этаж занимает молельный зал. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Панорама города / Сечение по участку
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Планы этажей
© Гинзбург Архитектс

Стены мечети выполнены из панелей с орнаментом, частично заполненным стеклопакетами, с помощью которого регулируется количество естественного света в помещениях. Северный фасад, где располагается главный вход, – самый ажурный и соответственно прозрачный, сквозь него можно увидеть очертания вестибюля. Западный и восточный фасады более закрытые, а южный почти не имеет проемов, поскольку его центральное место – моленная ниша, михраб. За ним архитекторы разместили два узких окна, благодаря которым в солнечный день вокруг михраба должно будет появляться свечение. 
  • zooming
    1 / 5
    Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Фасады мечети
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Эскизный проект Соборной мечети в Казани
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Эскизный проект Соборной мечети в Казани
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Эскизный проект Соборной мечети в Казани
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Эскизный проект Соборной мечети в Казани
    © Гинзбург Архитектс

Полусфера купола радиусом 20 метров, украшенная каллиграфической вязью цитат из Корана, приподнята на специальных подставках, благодаря чему кажется, что она парит над молельным залом.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Интерьер главного зала
© Гинзбург Архитектс

Высота минарета достигает 80 разрешенных метров (132 м от поверхности земли).  Его стены выполнены из стеклофибробетона и повторяют орнамент основных фасадов мечети. К вершине, где минарет нехарактерно расширяется, напоминая раскрывающийся цветок, стены становятся все ажурнее,  растворяясь при дневном свете, и ярко подсвечиваясь вечером. Минарет связан с основным зданием переходом под площадью, а лестница и лифт позволяют использовать его как обзорную площадку.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Вечерний свет
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
© Гинзбург Архитектс
Слияние рукотворного и природного
Пространство перед мечетью разделено на две части. Через малую площадь по широкой парадной лестнице люди попадают в комплекс. Большая площадь предназначена для сбора молящиеся в дни праздников. Два пространства разделяют монументальные стелы, символизирующие первый печатный Коран в России, а также водоем с фонтаном. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Вход на площадь
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
© Гинзбург Архитектс

Площадь, как и кровля мечети, сформирована из больших восьмигранников – капителей колонн, соединенных перфорированными квадратами, через которые естественный свет попадает в нижний уровень пространства. Там располагаются павильоны, фонтаны, цветники и прогулочные дорожки, защищенные от дождя или зноя. Чем дальше от мечети, тем менее плотной становится каменная «роща». Постепенно она переходит в естественный ландшафт парка, который в свою очередь ближе к границам участка превращается в лес, сливаясь с растущими здесь деревьями.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
© Гинзбург Архитектс
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
© Гинзбург Архитектс

Вдоль Комсомольской улицы, где располагается один из основных входов на площадь, за счет общественных зданий формируется городской фронт. Остальные границы участка представляют собой естественные преграды – деревья, живые изгороди, подпорные стенки, рельеф и дамба Пролетарской. 
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Ландшафтный дизайн
© Гинзбург Архитектс

Авторы концепции стремились создать пространство, в котором сольется величие природы и человеческого духа. Укореняясь в земле и вырастая из нее, рукотворное пространство постепенно сгущается, становясь архитектурой, которая объединяет людей и приглашает их к молитве и миру в душе.
Эскизный проект Соборной мечети в Казани. Деревья из бетона
© Гинзбург Архитектс

Заметим, что в день объявления результатов было названо два победителя – другое первое место в конкурсе досталось казанскому архитектору Айдару Саттарову, который предложил проект в виде «ковчега». Как сообщается, решение принимали президент Татарстана Рустам Минниханов, госсоветник республики Минтимер Шаймиев и глава Минстроя Ирек Файзуллин за закрытыми дверями, и заседание длилось больше двух часов. Сейчас не очень ясно, будут ли два победивших проекта «объединять» или выбирать из них один. 

Вторых мест оказалось тоже два: стамбульскому HASSA и «Сретенским архитектурным мастерским» из Москвы, третье – казанской студии “OSTA”. Надеемся, что нам удастся в обозримое время рассказать обо всех победителях конкурса. 
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
Эскизный проект Соборной мечети в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Авторы: Алексей Гинзбург, Кирилл Гладкий, Султание Алиева, Руслан Типаев.
При участии: Екатерина Ивойлова, Дарья Макушева, Иван Крашенинников, Анастасия Дмитриева, Екатерина Ржевская, Николай Шишкин, Аида Зайдулина
Мусульманская эпиграфика: Бахтияр Бабаджанов
3D-визуализация: Fury Studio

2022

13 Июля 2022

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Ковчег из космоса
Рассказываем о втором проекте, победившем в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Проект архитектора Айвара Саттарова вдохновлен образом ковчега Нуха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
В мыслях о будущем
В Вене объявили финалистов конкурса Superscape 2022. Шесть вошедших в шорт-лист концепций представляют размышления архитекторов на тему будущего жилого строительства и места в нем технологий устойчивого развития.
NEXT на АРХ Москве: пять причин увидеть
Спецпроект АРХ Москвы в этом году курирует бюро GAFA, которое стремилось показать, как может выглядеть современная архитектурная выставка и продемонстрировать потенциал нового поколения. Участники воодушевились настолько, что брали кредиты на макеты, не спали ночами, изучали мицелий. Подпитать завязавшуюся дружбу и сотрудничество – одна из задач, которую видят кураторы.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Заборы 2.0
Рассказываем об итогах нижегородского конкурса, посвященного переосмыслению роли заборов в городе, и публикуем работы победителей.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Единство голосов
В конкурсе на концепцию развития пятой очереди набережной Волги в Самаре победили местные архитекторы – мастерская «ОККО». Этот же проект стал лидером народного голосования. Публикуем его и еще пять концепций-призеров.
Технологии и материалы
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Сейчас на главной
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Пещера горного короля
Офис в особняке Глазовского переулка соединяет серьезность горнодобывающей компании и креативный настрой команды: камень, дубовые столы и кожаные кресла соседствуют с невесомыми светильниками, зеленью и стеллажами для коллекций.