English version

Цветок озера

Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта: Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus: Анна Ищенко. Руководитель проектной группы: Дарья Ионова. Ведущие архитекторы: Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы: Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии: Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом: Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство: Анна Душанова. Ландшафтный архитектор: Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта: Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager: Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители: Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП: Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта: Наиль Закиров. Ведущие конструкторы: Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики: Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК: Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass
Театр имени Галиасгара Камала в Казани – значительное явление. Мало того, что  первый национальный театр Татарстана обладает хорошим модернистским, теперь уже «старым», зданием. Так ведь и новое, современное здание построено, на другой стороне озера, по проекту, победившему в конкурсе 2021/2022 года. Лидеры – знаменитое российское бюро Wowhaus, «звезда» – Кэнго Кума. Несмотря на множество обстоятельств, авторы неформально общались все время работы. И сделали все возможное для того, чтобы замысел осуществился. 

Итак, это редкое в истории современной российской архитектуры здание, построенное по проекту, победившему в конкурсе, раз, и с участием международной звезды, а у Кэнго Кумы это первый реализованный в России проект – это два. Wowhaus – авторы многих проектов общественных зданий, известное российское бюро, это три. 

Страшно представить себе, чего это стоило участникам процесса, но звезды тут, определенно, сошлись. 

Рассматриваем историю и результат. 

Театр построен в рекордные сроки, которые дополнительно сократили в ходе реализации, и близко к идеям, предложенным в победившем конкурсном проекте 2022 года. Почти полностью – силами российских подрядчиков и из российских материалов. Это без преувеличения новый символ города и Республики Татарстан, функция которого намного шире, чем набор сценических площадок с современным оборудованием. Нам кажется, что такие здания способны менять людей и города. Поэтому посвящаем ему большой и подробный текст, в котором попытались осветить и его архитектурные особенности, и контекст, и то, как бюро Wowhaus боролось за точную передачу образа. 

***


Первая пьеса на татарском языке была написана в 1887 году, а спустя почти 20 лет труппа «Сайяр», кочевавшая с гастролями по городам и весям Российской империи, наконец осела в Казани и дала первые публичные спектакли на родном языке. Вот бы показать тем артистам ледяной цветок, в который переедет их театр после миллениума.

Больше века театр концентрировал в своих стенах национальную культуру. Он быстро получил академический статус, стал носить имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала, а в 1986 году удостоился нового, специально для него построенного здания на берегу озера Кабан – с брутальным характером и национальными орнаментами на фасадах. Здание спроектировали Мунир Агишев и Георгий Горлышков из ЦНИИПИ типового и экспериментального проектирования имени Мезенцева, оно по сей день остается одним из узнаваемых и любимых горожанами символов Казани.
Татарский академический театр имени Галиаскара Камала
© Денис Есаков
Маркер новой эпохи
В XXI веке театру вновь потребовался переезд: репертуар, труппа, разнообразие форматов росло, а помещения оставались те же. В 40-метровой столовой, например, приходилось обедать в несколько смен; подводили акустика и логистика. Но комфорт и техническое оснащение – не единственная причина, по которой в Казани решились на столь масштабный проект.

Важность институции подчеркнута в одном из разделов технического задания цитатой Томаса Манна: «Театр – это место, где толпа превращается в народ, а народ – в нацию». Другой раздел вторит: «Строительство нового здания для Театра Камала является шансом по переосмыслению собственной культурной истории и формированию депровинциализирующего пространства, стимулирующего поиск и не замкнутого на предписывающих нарративах западной/модерной исключительности». Если старое здание является «пространственным символом советской татарской нации», то новое должно служить «творческой лабораторией по самоосмыслению и витриной для презентации современной татарской культуры», – пишет историк Альфрид Бустанов.

Для нового театра город выбрал площадку на противоположном берегу озера Кабан и объявил международный конкурс. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Национальность, преемственность, инклюзивность
Конкурс стартовал в 2021 году и собрал 537 заявок со всего мира. В финал прошли 8 консорциумов, наиболее полно ответивших подробному техническому заданию, которое включало как длинный перечень необходимых помещений, так и культурно-идеологические аспекты, упомянутые выше. Отдельно подчеркивалась важность преемственности, инклюзии и включенности в городской контекст. 

Для финалистов провели ряд промежуточных встреч с главой республики Татарстан, главным архитектором города и представителями театра. Театр подготовил специальную постановку, которая помогла проектировщикам проникнуться его духом и узнать важные для горожан тонкости: в спектакле участвовали обычные люди, которые рассказывали, как добираются до театра, за что любят его, как часто приходят. 

В итоге Заху Хадид, Асифа Хана, Coop Himmelb(l)au и других финалистов обошла связка Wowhaus и Kengo Kuma. По словам главного режиссера театра и члена жюри Фарида Бикчантаева, «этот консорциум выполнил каждую букву функционального задания» – в чем немалая заслуга именно Wowhaus. Если японское бюро отвечало за образную часть проекта, то российское бюро искало способы реализации, настраивало планировочную структуру и театральную технологию, пользуясь опытом, накопленным в проектах «Практика» и «Электротеатр Станиславский». Значительная часть этой работы была проделана уже на этапе конкурса. Немецкое бюро Werner Sobek сопровождало инженерные решения, а казанский архитектор Герман Бакулин помогал с градостроительной частью.
  • zooming
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

В декабре 2022 Wowhaus подписал контракт на проектирование, генеральным проектировщиком выступил институт «Татинвестгражданпроект». Вскоре из консорциума вышли Werner Sobek, а официальное сотрудничество с Kengo Kuma завершилось в 2023 году из-за юридических ограничений, введенных японским правительством.

Неформальное же общение продолжалось до самого открытия. И случилось оно неожиданно быстро для всех – в феврале 2025 года театр принял «Казаныш», самый большой и представительный за всю свою историю. Торопились же строители к саммиту БРИКС, который прошел в октябре 2024 года – работа велась круглогодично, на площадке одновременно находилось около 2000 человек, к октябрю «цветок» полностью расправил свои ледяные лепестки, но завершить интерьеры полностью все же не успели. И все же – путь от идеи до первого спектакля занял примерно три года. Подчеркивается, что сжатые сроки никоим образом не повлияли на образное решение.
Ледяной цветок
Образ, на котором остановился Кенго Кума, на первый взгляд может показаться неожиданным и даже несколько внеположным культуре Татарстана. В основу концепции легли ледяные цветы – явление, которое изредка можно наблюдать на озере Кабан. Оно не слишком характерное, но по поиску «озеро Кабан зимой» фотографии легко обнаруживаются в сети. Озеро, с которым связаны исторические вехи и легенды, важно для города, а зима во многом определяет Россию – вот и две точки опоры. Возможно, команда Кенго Кумы знала и о том, что одно из самых известных татарских литературных произведений – это «Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова. В честь романа даже назван бульвар. Образ цветов любил использовать и поэт Габдулла Тукай. А еще ледяной цветок напоминает «розу пустыни» – морфологическую разновидность гипса, которая образуется в песках пустыни. Это связывает театр в Казани с исламским миром Ближнего Востока. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Фасады
© WOWHAUS

Главную роль в материализации образа цветка играют «ледяные осколки», которые образуют второй слой фасада. Они решены как треугольники разного размера, с рамой из алюминия, заполненной уникальными стеклоизделиями из триплекса. С лицевой стороны остекление завершается прижимными планками – более тонкими конструкциями, образующими «морозный» узор. Летом он напоминает прожилки на листьях или стрекозином крыле. Тем не менее, размеры треугольников внушительные – максимальная длина самого большого – 80 метров. Но с противоположного берега озера они выглядят хрупкими и тонкими, как настоящая корочка льда. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Всего таких конструкций 19. Закрепленные под разными углами, они обрамляют все здание, уподобляя его круговой скульптуре. Конечно, есть и более, и менее выгодные точки обзора, но все они просчитаны и смоделированы заранее. Один из важных ракурсов – с площади перед старым театром. Поверхность лепестков, установленных под разными углами, дает отражающий эффект, интенсивности которого удивляются даже архитекторы: здание выглядит по-разному не только в разные сезоны, но реагирует на погоду и положение солнца. Треугольники могут быть как горячими-багровыми от закатного солнца, так и прозрачно-ледяными от минусовой температуры и снега.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Треугольники – по большей части декоративные элементы, которые также защищают помещения от солнечных лучей. «Тело» здания состоит из множества пластичных объемов, образующих сложную, но уравновешенную композицию, в которой ярусы остекленных поверхностей чередуются с закрытыми. Стекло нужных габаритов с энергосберегающим покрытием, несущие алюминиевые системы и алюминиевые облицовочные панели, напомним, произведены российскими компаниями.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

В ходе проектирования и реализации, когда уточнялись театральная технология, ветровые и снеговые нагрузки, было принято решение отказаться от стеклянного потолка в круглом зале, сократить общественную площадь на кровле и отказаться от ведущей на нее лестницы-амфитеатра. Корректировки, влияющие на образ, команда бюро Wowhaus обсуждала с японскими коллегами. По сравнению с первоначальными рендерами смягчилась колкая острота треугольников, хотя и в таком виде она способна вызывать опасения: после «Казаныша» разошлись фотографии с углом, оказавшимся в пешеходной зоне на уровне человеческого роста, который маркировали красной лентой. Архитекторы предлагали для маркировки использовать металлические прижимные планки, а в случае с треугольником у служебного входа – иначе выполнить благоустройство. Но как раз эти решения не были реализованы из-за спешки.   
Сокровища Сююмбике
Идея резкого контраста холодной светопрозрачной оболочки и жаркого, насыщенного национальными узорами интерьера также принадлежит бюро Kengo Kuma. Орнамент, заметный еще с улицы, покрывает изогнутые стены, отделяющие фойе залов от центрального вестибюля. Все четыре зала расположены на одном уровне, но у каждого – свой характер. 
  • zooming
    1 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    2 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    3 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    4 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    5 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    6 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    7 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Оказалось, что красный цвет с конкурсных визуализаций татарской культуре не близок. Архитекторы Wowhaus пригласили для разработки декора Народного художника Республики Татарстан Наилю Кумысникову, она вместе с дизайнером Джамилем Федотовым предложила использовать золотые и серебряные поверхности так, чтобы превратить фойе в сокровищницу последней царицы Казанского ханства Сююмбике. Есть легенда, что ее казна была спрятана на дне озера Кабан, многие пытались искать. Когда на площадку принесли готовые элементы, они и правда напоминали груды монет.
Театр Камала в Казани
Фотография © Wowhaus

Для фойе и каждого из залов Наиля Кумысникова разработала собственные орнаменты и композиции. Фойе заполнили «золотые» и «серебряные» элементы из нержавеющей стали, напоминающие традиционные женские украшения. Архитекторы придумали для них многослойные стены-панно, в которые встроено освещение с диммерами, меняющими интенсивность, температуру и оттенок освещения. Вечером и в пасмурную погоду теплое свечение так и манит зайти внутрь. «Паруса» на потолке выглядят как деревянные, но на самом деле они тоже металлические – в соответствии с требованиями пожарной безопасности. 
   

Большой зал с двумя балконами и тремя уровнями фойе рассчитан на 771 место и выглядит очень торжественно, хотя решен он довольно минималистично. Арочные своды, плавные полукруглые формы, приглушенные цвета напоминают архитектуру мечетей. Большая сцена отделана светлым дубом, на дверные полотна нанесен деликатный орнамент.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Восточный зал на 241 зрителя имеет сложную для акустики круглую форму и нехарактерный для современной сцены богатый декор. Стены оформлены «монетами», вдохновленными татарской кольчугой, нагрудным украшением или чешуей рыбки все из того же озера. Задачку с монетами решали долго: их нельзя было делать из металла по соображениям акустики.В итоге архитекторы и подрядчики-производители остановились на гипсе. Каждая монета выпуклой формы состоит из  металлического каркаса, в качестве основного материала использован гипс, а на поверхность нанесена металлизированная краска.  Получилась практически ручная работа – 1200 монет весом в 40 килограмм каждая были отлиты на небольшом производстве в Казани. Выпуклая форма отражает звук, тем самым улучшая акустику. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Универсальный зал – многофункциональное пространство в формате black box, где зритель полностью фокусируется на сцене, а режиссер может позволить себе различные эксперименты. Зал можно адаптировать для различных мероприятий, он вмещает от 100 до 274 зрителей. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Камерный зал с окном, выходящим на набережную, предназначен для лекций, концертов, встреч с артистами и других мероприятий. Вместе все залы вмещают 1347 зрителей. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Дом актера
О впечатлении, которое театр будет производить на самих актеров и всех, кто создает спектакль, архитекторы позаботились не меньше. Сказать, что все силы брошены на эффектные залы и вестибюли – нельзя.

Потоки зрителей и актеров разведены. В распоряжении труппы – половина или даже большая часть царства. В цокольном этаже располагаются артистические для музыкантов, а репетиционный зал оркестра с большим панорамным окном, выходящим на озеро Кабан, вынесен на четвертый этаж. В части первого этажа располагаются цех для производства декораций, откуда их загружают в основные залы, а также большой репетиционный зал – полная копия основной сцены. Рядом с ней, кстати, находятся гримерные заслуженных артистов: чтобы никакой форс-мажор в виде неисправного лифта, например, не помешал звезде добраться до места выступления. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Третий же этаж – театральный полностью. Помимо репетиционных залов, гримерных, и кабинетов здесь располагается столовая с панорамным видом на озеро и старое здание. Совершенно роскошная, просторная и светлая столовая. 

Также есть пространство с игровым оборудованием, где актеры могут оставить своих детей на время репетиций и спектаклей. Часть помещений могут использовать театральные студии. С третьего этажа на лифте можно напрямую попасть за кулисы сценических залов.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Больше, чем театр
Согласно изначальной концепции, театр станет городским общественным пространством и будет открыт для посетителей весь день – чтобы попасть внутрь, не обязательно покупать билет на спектакль, турникеты расположены в глубине перед залами.

Широкая лестница, хорошо просматриваемая за главным входом, дает эффект открытости. Можно зайти с улицы Хади Такташ, взять кофе в красивом стаканчике в буфете «Кош» и выйти на набережную. Можно задержаться у панорамных окон, посмотреть выставку в вестибюле, отвести ребенка в детский клуб, а самому поработать в коворкинге. Еще один сценарий: подняться на крышу или провести время в эффектном видовом ресторане «Сайяр». 

Впрочем, пока что вся эта система работает не в полную силу, поскольку проходит стадию настройки и отладки. 
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Вокруг театра также складывается особенная среда, которая станет частью благоустройства набережной, разработанного Turenscape и MAParchitects, с остановкой на кольцевом маршруте вокруг озера. Благоустройством прилегающих парков занимаются  «Архдесант» и «Парк-Сервис» в связке и дружеском контакте с  Wowhaus. Уже реализован театральный сад, воссоздан пойменный лес. Неподалеку запланировано открытие станции метро и реновация свечного завода, для которого есть прекрасный проект бюро Wall. Территории за театром, которые сейчас на его фоне выглядят довольно скромно, вероятно, будут меняться: как минимум за счет реновации фасадов. 
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Посмотреть внутренние пространства театра можно, записавшись на экскурсию. Еще лучше – сами мечтаем об этом – купить билет на спектакль. Которые здесь едва успевают показывать: театр востребован как крупная событийная площадка и принимает фестивали, форумы и праздничные мероприятия.
Театр Камала в Казани
Фотография © Андрей Артис / предоставлена WOWHAUS

Иными словами, новый театр Камала – это востребованный, в том числе на самом высшем уровне, общественный центр и ивент-площадка. О современной многоукладности и разнофункциональности библиотек, музеев и театров много говорят, но нельзя сказать, что это стремление, входя в противоречие с безопасностью и правилами рынка, часто реализуется; такого рода случаи по-прежнему редки. Так что и за функционированием нового театра Камала – застывшего в стекле редкого ледяного цветка с теплой «душой» внутри – мы будем наблюдать с интересом. 
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала. План на отметке 0.000
    © Wowhaus
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала. План на отметке 8.400
    © Wowhaus
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала. Фасад
    © Wowhaus
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала. Акустические панели Малогозала
    © Wowhaus
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта: Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus: Анна Ищенко. Руководитель проектной группы: Дарья Ионова. Ведущие архитекторы: Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы: Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии: Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом: Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство: Анна Душанова. Ландшафтный архитектор: Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта: Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager: Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители: Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП: Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта: Наиль Закиров. Ведущие конструкторы: Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики: Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК: Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass

10 Июля 2025

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.