Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Iwan Baan / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Hufton+Crow / предоставлена MAD Architects
Для Роттердама проблема миграции, одна из наиболее острых в современном мире, является существенной частью истории, так как на протяжении XX века город оставался не только важным центром торговли, но и местом, откуда сотни тысяч людей отправлялись в Северную Америку в поисках лучшей жизни или прибывали в Нидерланды из разных стран мира. Начальной точкой для путешествия был этот порт и, в частности, склад Fenix. Кроме того, после Второй мировой войны именно иммигранты, чьи потомки до сих пор живут в городе, помогли восстановить Роттердам. Поэтому Вим Пибес, президент фонда Droom en Daad, призывает говорить о миграции именно в глобальном, социокультурном смысле, как о перемещении масс и потоков людей.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Hufton+Crow / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Двухэтажное здание склада в целом сохранило изначальный вид; консервацией и реставрацией ценного объекта занималось Bureau Polderman. Первый этаж с восточной стороны раскрыли в город, создав доступное для всех пространство для мероприятий. Кровлю общей площадью 6750 м2 озеленили, чтобы улучшить теплоизоляцию, снизить потребление энергии, а также собирать и фильтровать дождевую воду. В экспозиции, которая все время пополняется, кроме архивных и материальных свидетельств, много заказных работ и произведений молодых художников, раскрывающих тему миграции.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Hufton+Crow / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Главным же элементом всей концепции стала внедренная в конструкции склада новая структура – спираль «Торнадо» из множества переплетающихся лестниц; ее общая длина достигает 550 м. Конструкция заметно возвышается над теперь частично открытой, чтобы пустить внутрь свет, кровлей: вместе с ней общая высота здания возросла до 30 м. Она еще и выступает как консоль за пределы объема склада на целых 17 м. К проектированию сложного объекта архитекторам MAD пришлось даже привлечь конструкторов американских горок. Вся внешняя поверхность спирали облицована панелями полированной нержавеющей стали; чтобы добиться идеального соответствия нужной форме, их нарезали на станках с числовым управлением. Поднявшись на самый верх, можно не просто любоваться видами на акваторию и город, но и в полной мере прочувствовать эмоции встречающих, провожающих, прибывших или отправляющихся в неизвестность людей.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Hufton+Crow / предоставлена MAD Architects
Торнадо кажется очень точной метафорой путешествия в новую жизнь, начатого бессчетным числом пассажиров именно в этом месте. Оно закручивает и несет бесконтрольно, так что испытываешь столь понятные страх и восторг. Поднимаясь по ступенькам, которые соединяют прошлое с будущим, но оставаясь при этом в конкретном моменте настоящего, посетитель музея воспринимает путешествие одиночки или целой семьи еще и как часть огромной, бесконечной паутины маршрутов, через которую в конечном итоге мы все оказываемся связаны.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Основателя бюро Ма Яньсуна всегда интересуют взаимоотношения между органическими формами, созданными природой и человеком. Он говорит о зданиях не только как о средстве коммуникации с окружением и с текущим моментом: в его картине мира строения позволяют прикоснуться к прошлому, выстроив через него взгляд в будущее. Старый склад как раз хранит множество воспоминаний и эмоций тех, кто начинал и заканчивал здесь свое путешествие. Собственно, архитекторы и основатели музея Fenix поставили своей целью позволить самому зданию рассказать эти истории, попробовать понять причины и обстоятельства, побудившие людей изменить место жительства – и всю свою жизнь – коренным образом.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
Вторая важнейшая для Яньсуна идея – заложенное в спирали постоянное движение всего в природе: времени, света, морских волн, людей… Через него он пытается переосмыслить ранящий момент отплытия в неизвестность и тревогу прибытия на новое место. В этом смысле полированные стальные панели отделки, хаотично отражающие посетителей и все происходящее вокруг, оказываются также значимы.
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Hufton+Crow / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
Фотография © Arch-Exist / предоставлена MAD Architects
К открытию музея его руководство совместно с издательством Skira выпустило альбом «Музей как метафора» (A Museum as Metaphor), подробно рассказывающий историю трансформации исторического склада и раскрывающий концепцию проекта.
Музей миграции Fenix в Роттердаме – исторический склад Fenix
Фотография © Rotterdam City Archives / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме – пришвартованный у склада корабль, около 1925 г.
Фотография © Rotterdam City Archives / предоставлена MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме – церемония открытия 15 мая 2025 г.
© MAD Architects
Музей миграции Fenix в Роттердаме
© MAD Architects