English version

Архитектурная терапия

Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».

mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс http://www.ginzburg.ru
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

Пилотная площадка проспект Вернадского
Участок реновации площадью 125 га на престижном и дорогом юго-западе Москвы объединяет четыре советских «микрорайонных квартала» 32-35, начинается от станции метро проспект Вернадского и тянется по обе стороны проспекта до улицы Лобачевского. В «сферу влияния» района входят зеленая территория МГИМО, парки имени 50-летия Октября и «Удальцовские пруды». Кроме того, в границах площадки есть собственный сквер «Юго-западных» прудов на притоке реки Самородинки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация проектируемой застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения территории реновации в городе © Гинзбург Архитектс + Моспроект

В 1962 году, микрорайон пятиэтажек серии I-515 построили в чистом поле между деревней Никольское и усадьбой Воронцово – на аэросъемке видно, как город «шагнул» за границу домов «сталинской» квартальной планировки по улице Марии Ульяновой, появившихся двумя годами раньше. Проспект Вернадского в то время был только намечен и заканчивался тупиком, главными трассами служили Ленинский проспект и Боровское шоссе, которое тогда еще функционировало. Нынешняя площадка реновации занимает примерно половину микрорайона 1962-1963 годов: тогда построили 6 кварталов, сейчас рассматривают три с половиной, два за Ленинским проспектом уже снесли и застроили при мэре Юрии Лужкове.

Надо сказать, что уплотнять район начали почти сразу – 12-этажками. В 2000-2010-е появились башни вдоль прудов, стена 25-этажных домов вдоль парка, и еще несколько домов от 20 этажей и выше, причем часть из них сейчас должна обеспечить первую волну переселения.

Надо сказать, что сейчас на панорамах района контраст пятиэтажек и 25-этажных домов-гигантов заметен достаточно остро.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация. Существующее положение. Вид 1 © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация существующего положения. Вид 2 © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Магнит footprint-a
Главная особенность предложения Алексея Гинзбурга и Моспроекта – в том, что архитекторы относятся к существующей ситуации очень бережно, на выставке проект был одним из самых контекстуально-деликатных, – возможно, в ущерб броской подаче. Архитекторы сохраняют планировку, привязываются к контурам пятиэтажек, чтобы не вырубать деревья – согласно расчетам, на собственно участках реновации удастся сохранить 77% существующей зелени.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема сносимого фонда © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сравнительный анализ озеленения © Гинзбург Архитектс + Моспроект

И жителям это понравилось. Во время общественного обсуждения одна из жительниц района, обеспокоенная деталями в проектах других авторов (планируемой дорогой под окнами ее дома), назвала проект мастерской Гинзбурга «более терапевтическим», поскольку он предусматривает бережное вмешательство в сложившуюся ситуацию. И я понимаю жителей. Потому что мне довелось два года жить на проспекте Вернадского, в пятиэтажке за кинотеатром «Звездный». Деревья там потрясающие, и доказательством служит огромное количество снегирей зимой и котов летом, которые залезали ко мне в открытые окна на первом этаже. У меня даже был рисунок художника Андрея Ягубского с этими снегирями и котами, специально сделанный для увековечивания своеобразной городской экосистемы.

Между тем архитекторы вовсе не предлагают строить только на контурах сносимых домов, их модель скорее можно назвать гибридной: там, где две пятиэтажки стояли параллельно друг другу, на их месте появляются семиэтажные дома покороче, между ними – одна перемычка той же высоты, образующая полуоткрытый урбан-блок. Расстояние между пятиэтажками было от 45 до 80 метров, длина блока – от 60 до 90 м, и авторы «добывают» из этого модуля как кварталы поменьше, с «классическими» для семиэтажной высоты дворами примерно 50х70 м, – так и более крупные, захватывающие не по две, а по четыре пятиэтажки. Причем вторые контекстуально группируются ближе к улице Марии Ульяновой, где преобладает «сталинская» планировка с крупными дворами.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема благоустройства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема плана застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект

На углу кварталов вырастают башни, высотой по 14-18 этажей, замыкающие контур, но не полностью. Таким образом на месте открытых, расставленных под разными углами микрорайонных «строчек» возникает застройка, привязанная к ним по направлениям, но уже квартального типа и разреженная башнями. Кварталы интерпретируют строчки пятиэтажек, башни вторят «уплотнительной» застройке, которая началась здесь, в основном по периметру, как мы помним, уже в 1970-е. Две системы накладываются друг на друга и образуют сложное соподчинение: не все башни принадлежат кварталам, и они также принадлежат строчкам вдоль улиц. Алексей Гинзбург называет полученное решение «чем-то средним» между исторической периметральной и открытой модернистской планировкой.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема архитектурно-планировочной организации территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Улицы, площади, парки и функции
В северо-западной части, вдоль отрезка бывшего Боровского шоссе, архитекторы как раз выстроили ряд башен, отмечающих торцы бывших пятиэтажек. Они стоят к улице углами, создавая вместо фронта красной линии зигзаг треугольных скверов-уступов: два из них продолжаются к северо-западу небольшими пешеходными бульварами, один становится главной площадью – с ней стыкуется диагональный проезд, по нему можно будет прогуляться от метро к МГИМО, минуя напряженные автомобильные трассы. Остальные уступы тоже играют роль миниплощадей. На всех уступах намечены дуги или круги, которые отдаленно напоминают о екатерининских площадях Твери и прямо перекликаются в большим дугообразным переселенческим домом 2010 года на другой стороне бывшего Боровского шоссе.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема бульварного кольца © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на площадь © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения объектов социальной инфрастуктуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Итак, бывшее шоссе превращено в бульвар с площадями и скверами, главное общественное пространство городского типа, располагающий к прогулкам и посиделкам в кафе. В южной части к нему примыкает узкий сквер вдоль улицы Лобачевского, его в свою очередь продолжает спортивный бульвар вокруг жилых башен вдоль проспекта Вернадского – здесь за редким строем жилых домов авторы находят место для спортивного и фитнес-центра. Получается своего рода «подкова» общественных зеленых пространств с разной специализацией. Их продолжает сквер вокруг прудов на другой стороне проспекта – самое спокойное место, почти парк. Но для того, чтобы связать весь этот функционально нюансированный каркас в единую систему, требовалось улучшить связь между двумя частями района.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема социальной активности © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Наведение мостов
Поэтому архитекторы предлагают заменить наземный пешеходный переход в южной части проспекта мостом с лифтами для подъема – он должен лучше связать спортивный бульвар с мини-парком вокруг прудов, образовав две взаимосвязанные петли пешеходных и велосипедных маршрутов.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Транспортная схема © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Решить проблемы малой проницаемости района радикально пока не представляется возможным: слишком много заборов появилось за последние 20 лет, «раскрыть» их не так-то просто. В то же время, поговорив с жителями, авторы проекта пришли к выводу, что для «возрастного» населения района возможность куда-либо дойти пешком очень важна. Поэтому они акцентировали и усилили все доступные пешеходные связи, добавив, разумеется, и автомобильные проезды вокруг новых домов.

Архитектура умеренности
Архитектуру авторы называют «намеренно условной», дома нейтрально-похожи, стекла не слишком много. Базовая высота – 7 этажей, представляет собой среднее арифметическое между пятиэтажками и ближайшими 9-10-этажными «сталинскими» домами – к последним, по-видимому, отсылает и коричневатый цвет 7-этажных частей, он же неплохо коррелирует с кирпичными советскими башенками. Высота башен – треть высоты «уплотнительной» застройки последних лет, что тоже приводит контраст к некоей норме. Верхние части башен отсечены стеклянным этажом, им присвоен «заоблачный» белый цвет – психологический прием, призванный придать городскому визуально меньший масштаб. Под всеми новыми домами предусмотрен один ярус подземной парковки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на бульвар © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на парк © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на сквер © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на проспект Вернадского © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 3. Внутриквартальные проезды между урбан-блоками © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 4. Урбан-блок © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Этапы
Частью требований ТЗ конкурса было рассчитать период реализации и логику переселения. Здесь запланировано семь волн. Первая волна использует уже построенные стартовые дома и «смоет» ветхий фонд в центре двух половин района, вторая – пятиэтажки около кинотеатра «Звездный» и у больницы №31 и так далее. Жителей переселяют в ближайшие дома, так, что никому не придется даже менять правую сторону проспекта на левую. Заметим, что под жилье на продажу запланированы в основном отдельностоящие башни, распределенные по району, ближе-дальше от метро, достаточно равномерно. Возможно, такое разделение объемов на переселенческие и коммерческие должно упростить продажи; башни коммерческого жилья по плану строятся в последнюю очередь.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Первая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Второй этап строительства третьей волны © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Четвертая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Седьмая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Завершающий этап строительства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Этап строительства коммерческого жилья © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Терапия как принцип
Для советского градостроительства был остро-характерен хирургический подход к городской среде, не зря некоторые его плоды прозвали «вставными челюстями»: взрывы, разрезы, вторжения. Затем, в 1980-е, этот подход отвергли и в теории возобладал интерес контексту – желание изучать, восстанавливать, отвечать, зеркалировать, встраиваться. Более всего он привычен нам в историческом городе, здесь же применен к модернистскому наследию, в чем чувствуется некий парадокс: следы тех домов-блоков, что шагали ровными рядами по полям, архитекторы фиксируют, сохраняют память о них. Образно говоря, вместо «второй хирургии» здесь предлагается «первая терапия» пространства, застроенного всего-то 55 лет назад и пришедшего в некоторый упадок. Несложно заметить, что возникающая в этом проекте архитектура представляет собой нечто среднее между пятиэтажками и двадцатипятиэтажками, не только в планировочном, но и в объемном, высотном отношении. Она, вероятно, претендует на роль идеальной соединительной ткани, поскольку обладает рядом свойств «той» и «этой» стороны, в чем и состоит ее не сразу уловимое имманентное обаяние.

Столь же деликатно, как к деревьям и к планировочной структуре района, архитекторы относятся к его экономическим реалиям и функциям, стремясь не закладывать в проект ничего сверхъестественного, дорогого, сложного и потенциально маловостребованного.

«Все, что мы сделали вместе с архитекторами Дмитрием Александровым и Алексеем Бавыкиным в составе группы специалистов, основано на экономических и технических расчетах, – рассказывает Алексей Гинзбург. – Никаких воздушных замков, ничего фантазийного, лишь решение конкретных задач: cоздать общественное пространство, сохранить деревья и масштаб застройки, связать две части района через проспект Вернадского. Наше предложение учитывает мнение людей, живущих в районе проспекта Вернадского. Мы с этими людьми общались еще до того, как провели общественные слушания. То, что эти люди пришли на общественные слушания и сказали: «Да, вы сделали то, что нам надо», – для нас серьезная награда».
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема размещения парковок © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения элементов планировочной структуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей рядовых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей угловых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема затенения территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс http://www.ginzburg.ru
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

13 Марта 2018

Похожие статьи
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.