English version

Архитектурная терапия

Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».

mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс http://www.ginzburg.ru
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

Пилотная площадка проспект Вернадского
Участок реновации площадью 125 га на престижном и дорогом юго-западе Москвы объединяет четыре советских «микрорайонных квартала» 32-35, начинается от станции метро проспект Вернадского и тянется по обе стороны проспекта до улицы Лобачевского. В «сферу влияния» района входят зеленая территория МГИМО, парки имени 50-летия Октября и «Удальцовские пруды». Кроме того, в границах площадки есть собственный сквер «Юго-западных» прудов на притоке реки Самородинки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация проектируемой застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения территории реновации в городе © Гинзбург Архитектс + Моспроект

В 1962 году, микрорайон пятиэтажек серии I-515 построили в чистом поле между деревней Никольское и усадьбой Воронцово – на аэросъемке видно, как город «шагнул» за границу домов «сталинской» квартальной планировки по улице Марии Ульяновой, появившихся двумя годами раньше. Проспект Вернадского в то время был только намечен и заканчивался тупиком, главными трассами служили Ленинский проспект и Боровское шоссе, которое тогда еще функционировало. Нынешняя площадка реновации занимает примерно половину микрорайона 1962-1963 годов: тогда построили 6 кварталов, сейчас рассматривают три с половиной, два за Ленинским проспектом уже снесли и застроили при мэре Юрии Лужкове.

Надо сказать, что уплотнять район начали почти сразу – 12-этажками. В 2000-2010-е появились башни вдоль прудов, стена 25-этажных домов вдоль парка, и еще несколько домов от 20 этажей и выше, причем часть из них сейчас должна обеспечить первую волну переселения.

Надо сказать, что сейчас на панорамах района контраст пятиэтажек и 25-этажных домов-гигантов заметен достаточно остро.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация. Существующее положение. Вид 1 © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация существующего положения. Вид 2 © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Магнит footprint-a
Главная особенность предложения Алексея Гинзбурга и Моспроекта – в том, что архитекторы относятся к существующей ситуации очень бережно, на выставке проект был одним из самых контекстуально-деликатных, – возможно, в ущерб броской подаче. Архитекторы сохраняют планировку, привязываются к контурам пятиэтажек, чтобы не вырубать деревья – согласно расчетам, на собственно участках реновации удастся сохранить 77% существующей зелени.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема сносимого фонда © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сравнительный анализ озеленения © Гинзбург Архитектс + Моспроект

И жителям это понравилось. Во время общественного обсуждения одна из жительниц района, обеспокоенная деталями в проектах других авторов (планируемой дорогой под окнами ее дома), назвала проект мастерской Гинзбурга «более терапевтическим», поскольку он предусматривает бережное вмешательство в сложившуюся ситуацию. И я понимаю жителей. Потому что мне довелось два года жить на проспекте Вернадского, в пятиэтажке за кинотеатром «Звездный». Деревья там потрясающие, и доказательством служит огромное количество снегирей зимой и котов летом, которые залезали ко мне в открытые окна на первом этаже. У меня даже был рисунок художника Андрея Ягубского с этими снегирями и котами, специально сделанный для увековечивания своеобразной городской экосистемы.

Между тем архитекторы вовсе не предлагают строить только на контурах сносимых домов, их модель скорее можно назвать гибридной: там, где две пятиэтажки стояли параллельно друг другу, на их месте появляются семиэтажные дома покороче, между ними – одна перемычка той же высоты, образующая полуоткрытый урбан-блок. Расстояние между пятиэтажками было от 45 до 80 метров, длина блока – от 60 до 90 м, и авторы «добывают» из этого модуля как кварталы поменьше, с «классическими» для семиэтажной высоты дворами примерно 50х70 м, – так и более крупные, захватывающие не по две, а по четыре пятиэтажки. Причем вторые контекстуально группируются ближе к улице Марии Ульяновой, где преобладает «сталинская» планировка с крупными дворами.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема благоустройства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема плана застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект

На углу кварталов вырастают башни, высотой по 14-18 этажей, замыкающие контур, но не полностью. Таким образом на месте открытых, расставленных под разными углами микрорайонных «строчек» возникает застройка, привязанная к ним по направлениям, но уже квартального типа и разреженная башнями. Кварталы интерпретируют строчки пятиэтажек, башни вторят «уплотнительной» застройке, которая началась здесь, в основном по периметру, как мы помним, уже в 1970-е. Две системы накладываются друг на друга и образуют сложное соподчинение: не все башни принадлежат кварталам, и они также принадлежат строчкам вдоль улиц. Алексей Гинзбург называет полученное решение «чем-то средним» между исторической периметральной и открытой модернистской планировкой.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема архитектурно-планировочной организации территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Улицы, площади, парки и функции
В северо-западной части, вдоль отрезка бывшего Боровского шоссе, архитекторы как раз выстроили ряд башен, отмечающих торцы бывших пятиэтажек. Они стоят к улице углами, создавая вместо фронта красной линии зигзаг треугольных скверов-уступов: два из них продолжаются к северо-западу небольшими пешеходными бульварами, один становится главной площадью – с ней стыкуется диагональный проезд, по нему можно будет прогуляться от метро к МГИМО, минуя напряженные автомобильные трассы. Остальные уступы тоже играют роль миниплощадей. На всех уступах намечены дуги или круги, которые отдаленно напоминают о екатерининских площадях Твери и прямо перекликаются в большим дугообразным переселенческим домом 2010 года на другой стороне бывшего Боровского шоссе.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема бульварного кольца © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на площадь © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения объектов социальной инфрастуктуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Итак, бывшее шоссе превращено в бульвар с площадями и скверами, главное общественное пространство городского типа, располагающий к прогулкам и посиделкам в кафе. В южной части к нему примыкает узкий сквер вдоль улицы Лобачевского, его в свою очередь продолжает спортивный бульвар вокруг жилых башен вдоль проспекта Вернадского – здесь за редким строем жилых домов авторы находят место для спортивного и фитнес-центра. Получается своего рода «подкова» общественных зеленых пространств с разной специализацией. Их продолжает сквер вокруг прудов на другой стороне проспекта – самое спокойное место, почти парк. Но для того, чтобы связать весь этот функционально нюансированный каркас в единую систему, требовалось улучшить связь между двумя частями района.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема социальной активности © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Наведение мостов
Поэтому архитекторы предлагают заменить наземный пешеходный переход в южной части проспекта мостом с лифтами для подъема – он должен лучше связать спортивный бульвар с мини-парком вокруг прудов, образовав две взаимосвязанные петли пешеходных и велосипедных маршрутов.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Транспортная схема © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Решить проблемы малой проницаемости района радикально пока не представляется возможным: слишком много заборов появилось за последние 20 лет, «раскрыть» их не так-то просто. В то же время, поговорив с жителями, авторы проекта пришли к выводу, что для «возрастного» населения района возможность куда-либо дойти пешком очень важна. Поэтому они акцентировали и усилили все доступные пешеходные связи, добавив, разумеется, и автомобильные проезды вокруг новых домов.

Архитектура умеренности
Архитектуру авторы называют «намеренно условной», дома нейтрально-похожи, стекла не слишком много. Базовая высота – 7 этажей, представляет собой среднее арифметическое между пятиэтажками и ближайшими 9-10-этажными «сталинскими» домами – к последним, по-видимому, отсылает и коричневатый цвет 7-этажных частей, он же неплохо коррелирует с кирпичными советскими башенками. Высота башен – треть высоты «уплотнительной» застройки последних лет, что тоже приводит контраст к некоей норме. Верхние части башен отсечены стеклянным этажом, им присвоен «заоблачный» белый цвет – психологический прием, призванный придать городскому визуально меньший масштаб. Под всеми новыми домами предусмотрен один ярус подземной парковки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на бульвар © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на парк © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на сквер © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на проспект Вернадского © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 3. Внутриквартальные проезды между урбан-блоками © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 4. Урбан-блок © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Этапы
Частью требований ТЗ конкурса было рассчитать период реализации и логику переселения. Здесь запланировано семь волн. Первая волна использует уже построенные стартовые дома и «смоет» ветхий фонд в центре двух половин района, вторая – пятиэтажки около кинотеатра «Звездный» и у больницы №31 и так далее. Жителей переселяют в ближайшие дома, так, что никому не придется даже менять правую сторону проспекта на левую. Заметим, что под жилье на продажу запланированы в основном отдельностоящие башни, распределенные по району, ближе-дальше от метро, достаточно равномерно. Возможно, такое разделение объемов на переселенческие и коммерческие должно упростить продажи; башни коммерческого жилья по плану строятся в последнюю очередь.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Первая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Второй этап строительства третьей волны © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Четвертая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Седьмая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Завершающий этап строительства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Этап строительства коммерческого жилья © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Терапия как принцип
Для советского градостроительства был остро-характерен хирургический подход к городской среде, не зря некоторые его плоды прозвали «вставными челюстями»: взрывы, разрезы, вторжения. Затем, в 1980-е, этот подход отвергли и в теории возобладал интерес контексту – желание изучать, восстанавливать, отвечать, зеркалировать, встраиваться. Более всего он привычен нам в историческом городе, здесь же применен к модернистскому наследию, в чем чувствуется некий парадокс: следы тех домов-блоков, что шагали ровными рядами по полям, архитекторы фиксируют, сохраняют память о них. Образно говоря, вместо «второй хирургии» здесь предлагается «первая терапия» пространства, застроенного всего-то 55 лет назад и пришедшего в некоторый упадок. Несложно заметить, что возникающая в этом проекте архитектура представляет собой нечто среднее между пятиэтажками и двадцатипятиэтажками, не только в планировочном, но и в объемном, высотном отношении. Она, вероятно, претендует на роль идеальной соединительной ткани, поскольку обладает рядом свойств «той» и «этой» стороны, в чем и состоит ее не сразу уловимое имманентное обаяние.

Столь же деликатно, как к деревьям и к планировочной структуре района, архитекторы относятся к его экономическим реалиям и функциям, стремясь не закладывать в проект ничего сверхъестественного, дорогого, сложного и потенциально маловостребованного.

«Все, что мы сделали вместе с архитекторами Дмитрием Александровым и Алексеем Бавыкиным в составе группы специалистов, основано на экономических и технических расчетах, – рассказывает Алексей Гинзбург. – Никаких воздушных замков, ничего фантазийного, лишь решение конкретных задач: cоздать общественное пространство, сохранить деревья и масштаб застройки, связать две части района через проспект Вернадского. Наше предложение учитывает мнение людей, живущих в районе проспекта Вернадского. Мы с этими людьми общались еще до того, как провели общественные слушания. То, что эти люди пришли на общественные слушания и сказали: «Да, вы сделали то, что нам надо», – для нас серьезная награда».
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема размещения парковок © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения элементов планировочной структуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей рядовых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей угловых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема затенения территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс http://www.ginzburg.ru
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

13 Марта 2018

Похожие статьи
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...