Архитектурная терапия

Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

13 Марта 2018
mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

Пилотная площадка проспект Вернадского
Участок реновации площадью 125 га на престижном и дорогом юго-западе Москвы объединяет четыре советских «микрорайонных квартала» 32-35, начинается от станции метро проспект Вернадского и тянется по обе стороны проспекта до улицы Лобачевского. В «сферу влияния» района входят зеленая территория МГИМО, парки имени 50-летия Октября и «Удальцовские пруды». Кроме того, в границах площадки есть собственный сквер «Юго-западных» прудов на притоке реки Самородинки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация проектируемой застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения территории реновации в городе © Гинзбург Архитектс + Моспроект

В 1962 году, микрорайон пятиэтажек серии I-515 построили в чистом поле между деревней Никольское и усадьбой Воронцово – на аэросъемке видно, как город «шагнул» за границу домов «сталинской» квартальной планировки по улице Марии Ульяновой, появившихся двумя годами раньше. Проспект Вернадского в то время был только намечен и заканчивался тупиком, главными трассами служили Ленинский проспект и Боровское шоссе, которое тогда еще функционировало. Нынешняя площадка реновации занимает примерно половину микрорайона 1962-1963 годов: тогда построили 6 кварталов, сейчас рассматривают три с половиной, два за Ленинским проспектом уже снесли и застроили при мэре Юрии Лужкове.

Надо сказать, что уплотнять район начали почти сразу – 12-этажками. В 2000-2010-е появились башни вдоль прудов, стена 25-этажных домов вдоль парка, и еще несколько домов от 20 этажей и выше, причем часть из них сейчас должна обеспечить первую волну переселения.

Надо сказать, что сейчас на панорамах района контраст пятиэтажек и 25-этажных домов-гигантов заметен достаточно остро.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация. Существующее положение. Вид 1 © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Фотофиксация существующего положения. Вид 2 © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Магнит footprint-a
Главная особенность предложения Алексея Гинзбурга и Моспроекта – в том, что архитекторы относятся к существующей ситуации очень бережно, на выставке проект был одним из самых контекстуально-деликатных, – возможно, в ущерб броской подаче. Архитекторы сохраняют планировку, привязываются к контурам пятиэтажек, чтобы не вырубать деревья – согласно расчетам, на собственно участках реновации удастся сохранить 77% существующей зелени.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема сносимого фонда © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сравнительный анализ озеленения © Гинзбург Архитектс + Моспроект

И жителям это понравилось. Во время общественного обсуждения одна из жительниц района, обеспокоенная деталями в проектах других авторов (планируемой дорогой под окнами ее дома), назвала проект мастерской Гинзбурга «более терапевтическим», поскольку он предусматривает бережное вмешательство в сложившуюся ситуацию. И я понимаю жителей. Потому что мне довелось два года жить на проспекте Вернадского, в пятиэтажке за кинотеатром «Звездный». Деревья там потрясающие, и доказательством служит огромное количество снегирей зимой и котов летом, которые залезали ко мне в открытые окна на первом этаже. У меня даже был рисунок художника Андрея Ягубского с этими снегирями и котами, специально сделанный для увековечивания своеобразной городской экосистемы.

Между тем архитекторы вовсе не предлагают строить только на контурах сносимых домов, их модель скорее можно назвать гибридной: там, где две пятиэтажки стояли параллельно друг другу, на их месте появляются семиэтажные дома покороче, между ними – одна перемычка той же высоты, образующая полуоткрытый урбан-блок. Расстояние между пятиэтажками было от 45 до 80 метров, длина блока – от 60 до 90 м, и авторы «добывают» из этого модуля как кварталы поменьше, с «классическими» для семиэтажной высоты дворами примерно 50х70 м, – так и более крупные, захватывающие не по две, а по четыре пятиэтажки. Причем вторые контекстуально группируются ближе к улице Марии Ульяновой, где преобладает «сталинская» планировка с крупными дворами.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема благоустройства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема плана застройки © Гинзбург Архитектс + Моспроект

На углу кварталов вырастают башни, высотой по 14-18 этажей, замыкающие контур, но не полностью. Таким образом на месте открытых, расставленных под разными углами микрорайонных «строчек» возникает застройка, привязанная к ним по направлениям, но уже квартального типа и разреженная башнями. Кварталы интерпретируют строчки пятиэтажек, башни вторят «уплотнительной» застройке, которая началась здесь, в основном по периметру, как мы помним, уже в 1970-е. Две системы накладываются друг на друга и образуют сложное соподчинение: не все башни принадлежат кварталам, и они также принадлежат строчкам вдоль улиц. Алексей Гинзбург называет полученное решение «чем-то средним» между исторической периметральной и открытой модернистской планировкой.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема архитектурно-планировочной организации территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Улицы, площади, парки и функции
В северо-западной части, вдоль отрезка бывшего Боровского шоссе, архитекторы как раз выстроили ряд башен, отмечающих торцы бывших пятиэтажек. Они стоят к улице углами, создавая вместо фронта красной линии зигзаг треугольных скверов-уступов: два из них продолжаются к северо-западу небольшими пешеходными бульварами, один становится главной площадью – с ней стыкуется диагональный проезд, по нему можно будет прогуляться от метро к МГИМО, минуя напряженные автомобильные трассы. Остальные уступы тоже играют роль миниплощадей. На всех уступах намечены дуги или круги, которые отдаленно напоминают о екатерининских площадях Твери и прямо перекликаются в большим дугообразным переселенческим домом 2010 года на другой стороне бывшего Боровского шоссе.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема бульварного кольца © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на площадь © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения объектов социальной инфрастуктуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Итак, бывшее шоссе превращено в бульвар с площадями и скверами, главное общественное пространство городского типа, располагающий к прогулкам и посиделкам в кафе. В южной части к нему примыкает узкий сквер вдоль улицы Лобачевского, его в свою очередь продолжает спортивный бульвар вокруг жилых башен вдоль проспекта Вернадского – здесь за редким строем жилых домов авторы находят место для спортивного и фитнес-центра. Получается своего рода «подкова» общественных зеленых пространств с разной специализацией. Их продолжает сквер вокруг прудов на другой стороне проспекта – самое спокойное место, почти парк. Но для того, чтобы связать весь этот функционально нюансированный каркас в единую систему, требовалось улучшить связь между двумя частями района.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема социальной активности © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Наведение мостов
Поэтому архитекторы предлагают заменить наземный пешеходный переход в южной части проспекта мостом с лифтами для подъема – он должен лучше связать спортивный бульвар с мини-парком вокруг прудов, образовав две взаимосвязанные петли пешеходных и велосипедных маршрутов.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Транспортная схема © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Решить проблемы малой проницаемости района радикально пока не представляется возможным: слишком много заборов появилось за последние 20 лет, «раскрыть» их не так-то просто. В то же время, поговорив с жителями, авторы проекта пришли к выводу, что для «возрастного» населения района возможность куда-либо дойти пешком очень важна. Поэтому они акцентировали и усилили все доступные пешеходные связи, добавив, разумеется, и автомобильные проезды вокруг новых домов.

Архитектура умеренности
Архитектуру авторы называют «намеренно условной», дома нейтрально-похожи, стекла не слишком много. Базовая высота – 7 этажей, представляет собой среднее арифметическое между пятиэтажками и ближайшими 9-10-этажными «сталинскими» домами – к последним, по-видимому, отсылает и коричневатый цвет 7-этажных частей, он же неплохо коррелирует с кирпичными советскими башенками. Высота башен – треть высоты «уплотнительной» застройки последних лет, что тоже приводит контраст к некоей норме. Верхние части башен отсечены стеклянным этажом, им присвоен «заоблачный» белый цвет – психологический прием, призванный придать городскому визуально меньший масштаб. Под всеми новыми домами предусмотрен один ярус подземной парковки.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на бульвар © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на парк © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на квартал © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на двор © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на сквер © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Визуализация. Вид на проспект Вернадского © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 3. Внутриквартальные проезды между урбан-блоками © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Сечение по территории. Схема территории с высотными отметками, профилями дорог. 4. Урбан-блок © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Этапы
Частью требований ТЗ конкурса было рассчитать период реализации и логику переселения. Здесь запланировано семь волн. Первая волна использует уже построенные стартовые дома и «смоет» ветхий фонд в центре двух половин района, вторая – пятиэтажки около кинотеатра «Звездный» и у больницы №31 и так далее. Жителей переселяют в ближайшие дома, так, что никому не придется даже менять правую сторону проспекта на левую. Заметим, что под жилье на продажу запланированы в основном отдельностоящие башни, распределенные по району, ближе-дальше от метро, достаточно равномерно. Возможно, такое разделение объемов на переселенческие и коммерческие должно упростить продажи; башни коммерческого жилья по плану строятся в последнюю очередь.
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Первая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Второй этап строительства третьей волны © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Четвертая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Седьмая волна © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Завершающий этап строительства © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема волнового переселения. Этап строительства коммерческого жилья © Гинзбург Архитектс + Моспроект

Терапия как принцип
Для советского градостроительства был остро-характерен хирургический подход к городской среде, не зря некоторые его плоды прозвали «вставными челюстями»: взрывы, разрезы, вторжения. Затем, в 1980-е, этот подход отвергли и в теории возобладал интерес контексту – желание изучать, восстанавливать, отвечать, зеркалировать, встраиваться. Более всего он привычен нам в историческом городе, здесь же применен к модернистскому наследию, в чем чувствуется некий парадокс: следы тех домов-блоков, что шагали ровными рядами по полям, архитекторы фиксируют, сохраняют память о них. Образно говоря, вместо «второй хирургии» здесь предлагается «первая терапия» пространства, застроенного всего-то 55 лет назад и пришедшего в некоторый упадок. Несложно заметить, что возникающая в этом проекте архитектура представляет собой нечто среднее между пятиэтажками и двадцатипятиэтажками, не только в планировочном, но и в объемном, высотном отношении. Она, вероятно, претендует на роль идеальной соединительной ткани, поскольку обладает рядом свойств «той» и «этой» стороны, в чем и состоит ее не сразу уловимое имманентное обаяние.

Столь же деликатно, как к деревьям и к планировочной структуре района, архитекторы относятся к его экономическим реалиям и функциям, стремясь не закладывать в проект ничего сверхъестественного, дорогого, сложного и потенциально маловостребованного.

«Все, что мы сделали вместе с архитекторами Дмитрием Александровым и Алексеем Бавыкиным в составе группы специалистов, основано на экономических и технических расчетах, – рассказывает Алексей Гинзбург. – Никаких воздушных замков, ничего фантазийного, лишь решение конкретных задач: cоздать общественное пространство, сохранить деревья и масштаб застройки, связать две части района через проспект Вернадского. Наше предложение учитывает мнение людей, живущих в районе проспекта Вернадского. Мы с этими людьми общались еще до того, как провели общественные слушания. То, что эти люди пришли на общественные слушания и сказали: «Да, вы сделали то, что нам надо», – для нас серьезная награда».
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема размещения парковок © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема расположения элементов планировочной структуры © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей рядовых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схемы планов типовых этажей угловых секций © Гинзбург Архитектс + Моспроект
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского. Схема затенения территории © Гинзбург Архитектс + Моспроект


Архитектор:
Алексей Гинзбург
Алексей Бавыкин
Дмитрий Александров
Мастерская:
ОАО «Моспроект»
Гинзбург Архитектс
Проект:
Концепция реорганизации кварталов территории 32-33, 34-35 района проспекта Вернадского
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.Л. Бавыкин, А.В. Гинзбург, А.В. Егерев, А.А. Зайцев, М.С. Корначева, А.А. Мартынов, М.А. Лукашева, М.Н. Мелешко, Я.Н. Рудакова, А. Пылик, А.Ю. Переслегин, А.С. Баранихин, М.А. Носкова, Е.А. Гурьянова, О.С. Перетяткова

2017

13 Марта 2018

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.