***
2014 / конкурс
Примерно тогда же, когда оформилась идея редевелопмента ЗИЛа, появились и мысли по поводу реорганизации западной его части и возведения здесь жилого квартала. В 2014 году застройщиком был проведен первый из череды конкурсов на этот участок с участием «Гинзбург Архитектс». Для Алексея Гинзбурга это был первый опыт работы с территорией. В первом конкурсе он выступил в консорциуме с мировыми звездами – Ульямом Олсопом и бюро McAdam Architects.Проект был очень ярким, если не сказать эпатажным. Но авторы изначально планировали сделать что-то концептуальное. «В том первом конкурсе я предложил принять участие своему знакомому Уильяму Олсопу – великолепному, свободному мыслящему архитектору-концептуалисту, я бы даже сказал, с задатками хулигана, – вспоминает Алексей Гинзбург. – Мы предложили достаточно бескомпромиссную идею, которая, по нашему мнению, была скорее всего обречена на проигрыш, но нам хотелось высказаться».
В первом конкурсном проекте на стрелке полуострова возникала высоко урбанизированная жилая застройка – «хор» экстравагантных башен, каждая из которых могла бы занять свое место в музее современного искусства. Эта бескомпромиссность вполне имела право на существование как новый градостроительный акцент. Придумано было мощно, изящно, с точки зрения визуального образа – очень в духе Уилла Олсопа. Генплан – в форме цветка, причем у комплекса появлялась стилобатная часть, образованная «обвалованными», то есть превращенными в зеленые холмы парковками. Из-за высоких грунтовых вод их нельзя было делать под землей. Пространство пересекал двор-парк, который потом перекочует в последующие итерации градостроительных проработок этой территории.
***
2016 / конкурс
Первая конкурсная концепция не получила развития, но осталась в памяти как яркий творческий старт к освоению участка. Следующая родилась в 2016 году, когда Алексея Гинзбурга снова позвали на конкурс – проектировать все тот же участок, на который тем временем был разработан проект планировки территории. Его-то и предоставили конкурсантам в качестве ТЗ. У ППТ, по мнению архитекторов, был ряд недостатков – на полемике с ними авторы и выстроили идею своей новой концепции.
Многофункциональная застройка, к которой, помимо жилья, прибавились уже и общественно-деловые функции, в этом ППТ представлялась в виде периметрально расставленных урбанблоков. «В ППТ дома стояли практически на транспортной артерии набережной, – рассказывает архитектор. – Нам пришлось растянуть застройку полукругом, чтобы отступить домами от проезжей части и создать буфер в виде зеленой рекреационной зоны».
Архитекторы постарались максимально раскрыть жилые дворы в южную сторону – к реке и солнцу, и в то же время из торцов домов, выходящих к воде, сформировать фронт набережной. Идею с зеленым буфером Алексею Гинзбургу, по его словам подсказали детские ассоциации: «Я провел все детство в доме архитекторов на Ростовской набережной у Киевского вокзала, и помню, что у нас там был такой сквер, который за счет перепада рельефа экранировал автомобильную набережную от жилых домов. Застройка задумывалась еще Алексеем Щусевым как фронт набережной на этом участке Москвы-реки. Мне казалось, что в Нагатинской пойме логика требовала тех же решений».
Автомобильную артерию, важный участок транспортной схемы ЗИЛа, убрать было нельзя, так что зеленый буфер мог бы выгодно отделить дорогу от жилья и превратиться в мини-парк. Так, заложенный в ППТ пешеходный бульвар, прорезавший жилые дворы насквозь, был буквально перенесен к набережной: здесь возникала достаточно обширная рекреационная зона.
***
2017 / проработка конкурсной концепции
Неожиданно для себя «Гинзбург Архитектс» выиграли конкурс, – Алексей Гинзбург считает, что, вероятно, это произошло благодаря тщательно продуманному в проекте общественному пространству, в которое была включена проработанная схема циркуляции людей и автомобилей. На этапе детальной проработки для будущего согласования с городом, Алексей Гинзбург решил подключить к проекту еще несколько бюро – объем застройки был внушительный, порядка 400 000 м2. В работу включились «Лаборатория виртуальной архитектуры» Станислава Кулиша и Вадима Липатова, «Попов и архитекторы» и «СЕНАБ ПРОЕКТ».Поскольку планировки были достаточно жестко определены техническим заданием заказчика, архитекторы сосредоточились на внешнем облике зданий. Дома внутри квартала разделили на несколько типов, и все четыре бюро разработали свои фасады для каждого из них. Стремясь при разнообразии индивидуальных решений сохранить визуальную целостность, Алексей Гинзбург предложил объединить все фасадные решения обязательным применением кирпича.
«Оттенки кирпича, способы и приемы его использования мы оставили на усмотрение каждого из участников, – рассказывает архитектор. – В итоге мы получили четыре паттерна, в каждом их которых был проявлен свой авторский прием. Например, в варианте нашего бюро фасадная идея выражалась в крупных членениях, у Кулиша с Липатовым фасады представляли собой пиксельную живопись. Потом мы провели серию воркшопов, чтобы определить, как лучше компоновать варинаты, и в итоге разработали систему факторов, чтобы делать это внутри урбанблока на основе композиционного анализа».
Параллельно разрабатывался уже четвертый слой этого участка – концепция общественных пространств. Она развивала конкурсную идею с зеленой буферной территорией, экранирующей автомобильную набережную от жилой застройки, добавляя в нее новый уровень – приподнятую над землей систему пешеходных променадов, мостиков и пандусов, объединяющую ландшафтный парк над заложенными в ППТ проездами. Этот слой в плане напоминал крупноячеистую сетку, которая соединяла парк через проезжую часть с уровнем дворов, приподнятых из-за устройства обвалованных парковок.
Пока делалась эта работа, Юрий Григорян разработал для города концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки, на которой появлялись своеобразные точки роста – или «порты», мультифункциональные общественные пространства. Алексей Гинзбург решил «включиться в эту историю», и имевшуюся на проектируемом участке остановку речного трамвайчика сделал одним из таких «портов», добавив к нему полукруглый пешеходный мост. Будущий парк должен был назваться «НАГА» – от Нагатино. Впрочем, он так и остался на уровне концептуальных проработок.
***
2018 / конкурс
Очередное поколение менеджеров, вставших у руля затянувшегося проекта, в 2018 году провело еще один конкурс, пригласив к участию западных звезд. В этом состязании Алексей Гинзбург принимал участие по праву «старожила». И хотя у новых заказчиков возникло желание уйти от кирпича как основного материала жилой застройки к более бюджетным панелям, проект многое унаследовал от предыдущих итераций. Немного изменилась компоновка кварталов, но идея с зеленым буферным пространством у реки, приподнятых обвалованных парковок и игры уровней сохранилась. Здесь снова был сделан акцент на набережную – авторы сформировали из торцов жилых домов единый фронт, чтобы они представляли собой «как бы фрезой срезанную единую плоскость» – объясняет архитектор. Так они объединили бы по небольшой дуге все четыре жилых квартала со стороны реки. Еще одним акцентом стала деловая часть – квартал рассматривался застройщиком как многофункциональный.
Проект 2018 года, впрочем, тоже не был реализован. Концепцию территории снова переформатировали, и вплоть до сегодняшнего дня нет четкого понимания, будет ли разрабатываться новый проект или реализуют ранее найденные решения. «В этот большой градостроительный проект мы несколько раз пытались закладывать прогрессивные идеи, соблюдая принципы того коммерческого подхода, который сейчас диктует рынок, – говорит Алексей Гинзбург. – Перекомпоновывая, переупаковывая эти кварталы, мы ни разу не нарушили правил, которые, к сожалению, очень ограничивают диапазон архитектурных решений. И все-таки, я считаю, нам удавалось решать две главные задачи, внутреннюю – создавать более гуманное пространство для жизни людей, и внешнюю – формировать фрагмент городской ткани, который бы имел композиционную и эстетическую связь с московской средой».