English version

Допожарный классицизм

По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.

mainImg
Проект:
Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Россия, Москва, Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Авторский коллектив:
Научный руководитель проекта реставрации, главный
архитектор проекта: Алексей Владимирович Гинзбург
Главный архитектор проекта: Никита Андреевич Дудниченко

8.2017 — 8.2019

Заказчик: ООО «Галс»
Соавтор: ОАО «Центр комплексного развития»
Сытинский особняк – один из тех уютных одноэтажных домиков с колоннами, мезонином и гипсовой лепниной над окнами, которые определяли облик дворянской и купеческой Москвы эпохи первой половины царствования Александра I. Такие дома имели в основе обычный сруб, поскольку дерево было и более доступным, и «здоровым» для жилья материалом. В то же время владельцам предписывалось штукатурить его под камень или обшивать тесом в течение трех лет с момента постройки – так власти заботились о «столичности» архитектурного облика городских усадеб. Дома строились парадным фасадом по красной линии улицы, имели флигели и службы, двор и сад, въездные ворота с оградой, парадный и черный входы. Именно таков особняк, сохранившийся под номером 5 в Сытинском переулке – дом бригадира Андрея Петровича Сытина, постройка которого датируется 1804-1805 годами.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Главный фасад 2019 год
Фото © Андрей Сергеевич Милевский
Так получилось, что перед нами второй «дом Сытина», проект реставрации которого разработан мастерской «Гинзбург Архитектс». Впрочем, ни дома, ни однофамильцы не имели никакого отношения друг к другу. Первый дом – это здание редакции газеты «Русское слово», построенное ее издателем Иваном Дмитриевичем Сытиным, отреставрированное в 2008-2015, располагается в так называемом квартале «Известий». Сытин в свое время скупил его почти целиком, в том числе и участок, принадлежавший купеческой семье Лукутиных, где распорядился построить здание, совмещавшее функции редакции и личного жилья владельца. Спроектировал его модный архитектор своего времени Адольф Эрихсон в стиле доходного модерна. Именно этот дом в 1979 году передвигали на катках при строительстве новой редакции «Известий».
Реставрация дома Сытина
Фотография © Алексей Князев / Гинзбург Архитектс
Но тот дом, о котором пойдет речь ниже, находится с другой стороны Тверской улицы, в Сытинском переулке, дом 5, недалеко от пересечения с Большой Бронной.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фотография главного фасада 1900-е года
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»

История владения уходит в XVII век и ранее. Достаточно сказать, что описываемый дом был построен на нежилом каменном цоколе, представлявшим собой сводчатый подклет древних хором или кладовых конца XVII в. Они находились где-то в глубине владения, поскольку в то время Сытинского переулка еще не существовало. Сытины владели этой землей почти весь XVIII век, а на рубеже XIX века владение было поделено между наследниками на три части. Восточная, вдоль Сытинского переулка, отошла майору Александру Петровичу и бригадиру Андрею Петровичу Сытиным. В 1804-1805 гг. здесь был построен одноэтажный с мезонином деревянный дом, а по сторонам возведены два каменных (!) флигеля, обращенные торцами в переулок и закрепившие углы владения. Один из них, слева, сохранился – сейчас он желтого цвета. Уцелел и каретный сарай – тоже часть бывшей усадьбы. А на месте второго флигеля в начале XX века построили четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора Соколова, для чего разобрали торцевую стену сруба.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»
Дом бригадира строился по средствам – не самым роскошным, но и немаленьким: по главному фасаду он имеет девять окон, а сам фасад по протяженности составляет 21,81 м. Здание одноэтажное – из соображений противопожарной безопасности строить выше было запрещено, а недостаток помещений восполнялся антресолями с дворовой стороны. По композиции эта усадьба типична для своего времени – общие размеры дома и пропорции фасада регламентировались специальной городской комиссией. Снаружи сруб был обшит тесом и покрашен, а главный фасад обильно украшен гипсовой лепниной. Мезонин опирается на коринфский портик, а окна оформляют лепные украшения четырех видов. Центральный элемент – голова Горгоны – в ходе последней реставрации был воссоздан по историческим чертежам, так как на момент работ был утрачен. Остальные мотивы лепнины: декоративные гирлянды, рога изобилия и полное отсутствие победной символики – лишний раз подтверждают допожарное происхождение. Об этом свидетельствует и само их изобилие – в ампирной Москве эпохи Бове, Жилярди и Григорьева оно было уже не в моде.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Обмерный чертеж. Продольный разрез 1955 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
© Гинзбург Архитектс
Дворовый фасад гораздо более скромен – из декоративных деталей здесь лишь наличники окон. Входы в здание расположены в дворовых «ризалитах», к северо-западному пристроено крыльцо. Кровля у особняка вальмовая, над боковым и дворовым фасадами видны полуциркульные слуховые окошки под треугольными фронтонами. Лестничный вестибюль освещал специальный световой фонарь в крыше, устроенный с небольшим смещением от центральной оси.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Строительная периодизация 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Чудом уцелев в пожаре 1812 года, дом впоследствии переходил от одного владельца к другому без значительных перестроек. И хотя к настоящему времени ансамбль городской усадьбы сохранился не полностью, сам дом донес до нас уникальные подлинные элементы. Этому поспособствовал, конечно, и тот факт, что в 1960 году владение было принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фото до реставрации 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Первая за всю историю дома реставрация была проведена здесь только в 1980-е годы. До того момента здание в течение двадцати лет стояло бесхозным, из-за протечек начало гнить и разрушаться. По фотографиям тех лет можно увидеть, что реставраторы полностью восстановили фасад, в том числе утраченный фронтон и все декоративное оформление. При исследовании был выявлен и первоначальный терракотовый цвет покраски. По отсутствию слоев краски под гипсовой лепниной было обнаружено, что в целом она современна постройке дома, хотя частично была утрачена и дополнена.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фото до реставрации. Дворовый фасад 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Проблема реставрации 1980-х, однако, заключалась в том, что на тот момент в советской школе преобладал «стилизаторский подход» – то есть в ущерб подлинной фактуре восстанавливался некий образ памятника на определенный исторический момент. Это привело к утрате некоторых элементов. Так, например, восстанавливая фасад на наиболее ранний период, реставраторы заложили оконные проемы в уровне цоколя, однако со стороны двора пристройки не демонтировались.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Дворовый фасад 2019 год
Фотография © Андрей Сергеевич Милевский
cic =

Алексей Гинзбург:

«В 1970-80-е годы система, которую создал И.Э. Грабарь, пришла к абсолютно стилизационной реставрации – архитекторы делали на свой вкус так, как им казалось, это могло бы быть. И это проблема, поскольку в доме Сытина реставрация 1980-х годов годов предполагала полную замену внутреннего убранства, включая двери, лестницы, то есть интерьеры были фактически уничтожены. Самые ценные с исторической точки зрения сводчатые помещения в цоколе никак не выделялись».

Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Тем не менее, к моменту последней реставрации в доме сохранился ряд подлинных элементов, которые были тщательно изучены и восстановлены. Сам сруб, по словам Алексея Гинзбурга, не пришлось перебирать – реставраторы сделали вычинку, частично заменили и усилили поврежденные участки венцов. Была отреставрирована деревянная обшивка стен и белокаменный цоколь, частично заменены и докомпонованы базы колонн. Все семь заложенных предыдущей реставрацией окон 1890 года восстановлены. Сейчас они закрыты металлическими решетками по историческим аналогам. Гипсовый декор фасадов частично удалось отреставрировать, часть была сделана по слепкам.
 
Особое внимание было уделено самой древней части постройки – сводчатым палатам XVII века, реставраторы раскрыли белокаменный пол в цокольном этаже и своды. Причем уровень пола на основании натурных исследований был понижен, а снятые плиты, обработанные защитными составами, уложены на исторической отметке. Раскрытую кирпичную кладку красить не стали и современную вычинку можно видеть по цвету.
  • zooming
    1 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План цокольного этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План первого этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План антресолей первого этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Разрез
    © Гинзбург Архитектс
На момент, предшествующий последней реставрации, внутренняя планировка здания сохранялась в пределах капитальных стен и перегородок первой трети XIX века с добавлением нескольких перегородок после 1980-х. Ее же с некоторыми дополнениями можно видеть и сейчас. Дом был построен с характерным для своего времени четким делением на парадные, жилые и подсобные помещения. Высокие комнаты главной анфилады располагались вдоль парадного фасада, а более низкие жилые – вдоль дворового. Главная лестница под световым фонарем, ведущая на второй этаж, изначально была немного смещена относительно центральной оси. Еще две лестничные клетки помещались в дворовых ризалитах. 
Подклетный ярус, своды XVII века. Слева вид до (2016 г.), справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Из подлинных элементов интерьеров сохранилось немногое – это, главным образом, печи, которые в 1980-е годы были воссозданы из исторических изразцов на первоначальных местах, и скульптуры кариатид, предположительно середины XIX века.
 
«Интерьеры выше подвала, конечно, новодельные, – рассказывает Алексей Гинзбург, – Мы воссоздавали их по историческим образцам: рисунок паркета того времени, декор стен. По нашему проекту, основанному на исторических аналогиях, подробно воссоздана вся столярка по дому – окна, филенчатые двери, которые делались по оригинальным сохранившимся чертежам архива реставрации 1980-х. Мы работали с деталями довольно скрупулёзно, что мне всегда очень нравится».
Интерьер центрального помещения 1 этажа: слева вид до (2016 г.), справа после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
В ходе реставрационных работ в комнатах первого этажа восстановили наборный паркет. Покрытие пола антресолей выполнили дощатым по историческим аналогам. Несколько изменилось местоположение светового фонаря над лестницей и слуховых окон на кровле, которое привели в соответствие с архивными данными. Были отреставрированы разрушенные деревянные откосы проемов и великолепные двупольные и однопольные филенчатые двери. Была также расчищена и восстановлена штукатурка внутренних деревянных стен и потолков.
cic =

Никита Дудниченко, главный архитектор проекта:

«Что удалось точно воссоздать на основании исторических данных, так это центральную лестницу. В исследованиях 1955 года мы обнаружили обмер балясины и описание цветового решения. Внутренняя структура была восстановлена нами на период 1805-1830-х годов – конец формирования существующего в настоящее время объема здания, конечно же с учетом необходимых работ по приспособлению. Мы восстановили парадную анфиладу вдоль главного фасада, в части первого этажа со стороны двора с низкими потолками уже более мелкие комнаты – как и было исторически. Все технические помещения разместили в цоколе и подкровельном пространстве, чтобы не менять историческую структуру».
Антресоли 1 этажа: слева вид до (2016 г.), справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Центральная лестница и световой фонарь: слева вид до (2016 г.), справа после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Двустворчатая дверь в парадных комнатах: слева вид до реставрации (2016 г.), в центре проект, справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Кариатида: слева в процессе реставрации, справа вид после реставрации. Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
В рамках проекта приспособления в доме были устроены необходимые инженерные системы, соответственно добавлены металлические трубы воздуховодов, устроена система подогрева кровли и приямков, которая поспособствует лучшей сохранности памятника. Вообще же конструктивно надежности таких домов можно только удивляться – деревянное здание с двухсотлетней историей продолжает прекрасно жить и использоваться. И хотя с архитектурной точки зрения дом для своего времени – самый обыкновенный, чудесное спасение и хорошая сохранность, безусловно, делают его уникальным памятником практически исчезнувшего пласта средовой архитектуры допожарной Москвы.
Проект:
Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Россия, Москва, Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Авторский коллектив:
Научный руководитель проекта реставрации, главный
архитектор проекта: Алексей Владимирович Гинзбург
Главный архитектор проекта: Никита Андреевич Дудниченко

8.2017 — 8.2019

Заказчик: ООО «Галс»
Соавтор: ОАО «Центр комплексного развития»

23 Июня 2020

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Вдоль пляжа
«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».