Сытинский особняк – один из тех уютных одноэтажных домиков с колоннами, мезонином и гипсовой лепниной над окнами, которые определяли облик дворянской и купеческой Москвы эпохи первой половины царствования Александра I. Такие дома имели в основе обычный сруб, поскольку дерево было и более доступным, и «здоровым» для жилья материалом. В то же время владельцам предписывалось штукатурить его под камень или обшивать тесом в течение трех лет с момента постройки – так власти заботились о «столичности» архитектурного облика городских усадеб. Дома строились парадным фасадом по красной линии улицы, имели флигели и службы, двор и сад, въездные ворота с оградой, парадный и черный входы. Именно таков особняк, сохранившийся под номером 5 в Сытинском переулке – дом бригадира Андрея Петровича Сытина, постройка которого датируется 1804-1805 годами.
Так получилось, что перед нами второй «дом Сытина», проект реставрации которого разработан мастерской «Гинзбург Архитектс». Впрочем, ни дома, ни однофамильцы не имели никакого отношения друг к другу. Первый дом – это здание редакции газеты «Русское слово», построенное ее издателем Иваном Дмитриевичем Сытиным, отреставрированное в 2008-2015, располагается в так называемом квартале «Известий». Сытин в свое время скупил его почти целиком, в том числе и участок, принадлежавший купеческой семье Лукутиных, где распорядился построить здание, совмещавшее функции редакции и личного жилья владельца. Спроектировал его модный архитектор своего времени Адольф Эрихсон в стиле доходного модерна. Именно этот дом в 1979 году передвигали на катках при строительстве новой редакции «Известий».
Но тот дом, о котором пойдет речь ниже, находится с другой стороны Тверской улицы, в Сытинском переулке, дом 5, недалеко от пересечения с Большой Бронной.
История владения уходит в XVII век и ранее. Достаточно сказать, что описываемый дом был построен на нежилом каменном цоколе, представлявшим собой сводчатый подклет древних хором или кладовых конца XVII в. Они находились где-то в глубине владения, поскольку в то время Сытинского переулка еще не существовало. Сытины владели этой землей почти весь XVIII век, а на рубеже XIX века владение было поделено между наследниками на три части. Восточная, вдоль Сытинского переулка, отошла майору Александру Петровичу и бригадиру Андрею Петровичу Сытиным. В 1804-1805 гг. здесь был построен одноэтажный с мезонином деревянный дом, а по сторонам возведены два каменных (!) флигеля, обращенные торцами в переулок и закрепившие углы владения. Один из них, слева, сохранился – сейчас он желтого цвета. Уцелел и каретный сарай – тоже часть бывшей усадьбы. А на месте второго флигеля в начале XX века построили четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора Соколова, для чего разобрали торцевую стену сруба.
История владения уходит в XVII век и ранее. Достаточно сказать, что описываемый дом был построен на нежилом каменном цоколе, представлявшим собой сводчатый подклет древних хором или кладовых конца XVII в. Они находились где-то в глубине владения, поскольку в то время Сытинского переулка еще не существовало. Сытины владели этой землей почти весь XVIII век, а на рубеже XIX века владение было поделено между наследниками на три части. Восточная, вдоль Сытинского переулка, отошла майору Александру Петровичу и бригадиру Андрею Петровичу Сытиным. В 1804-1805 гг. здесь был построен одноэтажный с мезонином деревянный дом, а по сторонам возведены два каменных (!) флигеля, обращенные торцами в переулок и закрепившие углы владения. Один из них, слева, сохранился – сейчас он желтого цвета. Уцелел и каретный сарай – тоже часть бывшей усадьбы. А на месте второго флигеля в начале XX века построили четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора Соколова, для чего разобрали торцевую стену сруба.
Дом бригадира строился по средствам – не самым роскошным, но и немаленьким: по главному фасаду он имеет девять окон, а сам фасад по протяженности составляет 21,81 м. Здание одноэтажное – из соображений противопожарной безопасности строить выше было запрещено, а недостаток помещений восполнялся антресолями с дворовой стороны. По композиции эта усадьба типична для своего времени – общие размеры дома и пропорции фасада регламентировались специальной городской комиссией. Снаружи сруб был обшит тесом и покрашен, а главный фасад обильно украшен гипсовой лепниной. Мезонин опирается на коринфский портик, а окна оформляют лепные украшения четырех видов. Центральный элемент – голова Горгоны – в ходе последней реставрации был воссоздан по историческим чертежам, так как на момент работ был утрачен. Остальные мотивы лепнины: декоративные гирлянды, рога изобилия и полное отсутствие победной символики – лишний раз подтверждают допожарное происхождение. Об этом свидетельствует и само их изобилие – в ампирной Москве эпохи Бове, Жилярди и Григорьева оно было уже не в моде.
Дворовый фасад гораздо более скромен – из декоративных деталей здесь лишь наличники окон. Входы в здание расположены в дворовых «ризалитах», к северо-западному пристроено крыльцо. Кровля у особняка вальмовая, над боковым и дворовым фасадами видны полуциркульные слуховые окошки под треугольными фронтонами. Лестничный вестибюль освещал специальный световой фонарь в крыше, устроенный с небольшим смещением от центральной оси.
Чудом уцелев в пожаре 1812 года, дом впоследствии переходил от одного владельца к другому без значительных перестроек. И хотя к настоящему времени ансамбль городской усадьбы сохранился не полностью, сам дом донес до нас уникальные подлинные элементы. Этому поспособствовал, конечно, и тот факт, что в 1960 году владение было принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Первая за всю историю дома реставрация была проведена здесь только в 1980-е годы. До того момента здание в течение двадцати лет стояло бесхозным, из-за протечек начало гнить и разрушаться. По фотографиям тех лет можно увидеть, что реставраторы полностью восстановили фасад, в том числе утраченный фронтон и все декоративное оформление. При исследовании был выявлен и первоначальный терракотовый цвет покраски. По отсутствию слоев краски под гипсовой лепниной было обнаружено, что в целом она современна постройке дома, хотя частично была утрачена и дополнена.
Проблема реставрации 1980-х, однако, заключалась в том, что на тот момент в советской школе преобладал «стилизаторский подход» – то есть в ущерб подлинной фактуре восстанавливался некий образ памятника на определенный исторический момент. Это привело к утрате некоторых элементов. Так, например, восстанавливая фасад на наиболее ранний период, реставраторы заложили оконные проемы в уровне цоколя, однако со стороны двора пристройки не демонтировались.
Алексей Гинзбург:
«В 1970-80-е годы система, которую создал И.Э. Грабарь, пришла к абсолютно стилизационной реставрации – архитекторы делали на свой вкус так, как им казалось, это могло бы быть. И это проблема, поскольку в доме Сытина реставрация 1980-х годов годов предполагала полную замену внутреннего убранства, включая двери, лестницы, то есть интерьеры были фактически уничтожены. Самые ценные с исторической точки зрения сводчатые помещения в цоколе никак не выделялись».
Тем не менее, к моменту последней реставрации в доме сохранился ряд подлинных элементов, которые были тщательно изучены и восстановлены. Сам сруб, по словам Алексея Гинзбурга, не пришлось перебирать – реставраторы сделали вычинку, частично заменили и усилили поврежденные участки венцов. Была отреставрирована деревянная обшивка стен и белокаменный цоколь, частично заменены и докомпонованы базы колонн. Все семь заложенных предыдущей реставрацией окон 1890 года восстановлены. Сейчас они закрыты металлическими решетками по историческим аналогам. Гипсовый декор фасадов частично удалось отреставрировать, часть была сделана по слепкам.
Особое внимание было уделено самой древней части постройки – сводчатым палатам XVII века, реставраторы раскрыли белокаменный пол в цокольном этаже и своды. Причем уровень пола на основании натурных исследований был понижен, а снятые плиты, обработанные защитными составами, уложены на исторической отметке. Раскрытую кирпичную кладку красить не стали и современную вычинку можно видеть по цвету.
На момент, предшествующий последней реставрации, внутренняя планировка здания сохранялась в пределах капитальных стен и перегородок первой трети XIX века с добавлением нескольких перегородок после 1980-х. Ее же с некоторыми дополнениями можно видеть и сейчас. Дом был построен с характерным для своего времени четким делением на парадные, жилые и подсобные помещения. Высокие комнаты главной анфилады располагались вдоль парадного фасада, а более низкие жилые – вдоль дворового. Главная лестница под световым фонарем, ведущая на второй этаж, изначально была немного смещена относительно центральной оси. Еще две лестничные клетки помещались в дворовых ризалитах.
Из подлинных элементов интерьеров сохранилось немногое – это, главным образом, печи, которые в 1980-е годы были воссозданы из исторических изразцов на первоначальных местах, и скульптуры кариатид, предположительно середины XIX века.
«Интерьеры выше подвала, конечно, новодельные, – рассказывает Алексей Гинзбург, – Мы воссоздавали их по историческим образцам: рисунок паркета того времени, декор стен. По нашему проекту, основанному на исторических аналогиях, подробно воссоздана вся столярка по дому – окна, филенчатые двери, которые делались по оригинальным сохранившимся чертежам архива реставрации 1980-х. Мы работали с деталями довольно скрупулёзно, что мне всегда очень нравится».
В ходе реставрационных работ в комнатах первого этажа восстановили наборный паркет. Покрытие пола антресолей выполнили дощатым по историческим аналогам. Несколько изменилось местоположение светового фонаря над лестницей и слуховых окон на кровле, которое привели в соответствие с архивными данными. Были отреставрированы разрушенные деревянные откосы проемов и великолепные двупольные и однопольные филенчатые двери. Была также расчищена и восстановлена штукатурка внутренних деревянных стен и потолков.
Никита Дудниченко, главный архитектор проекта:
«Что удалось точно воссоздать на основании исторических данных, так это центральную лестницу. В исследованиях 1955 года мы обнаружили обмер балясины и описание цветового решения. Внутренняя структура была восстановлена нами на период 1805-1830-х годов – конец формирования существующего в настоящее время объема здания, конечно же с учетом необходимых работ по приспособлению. Мы восстановили парадную анфиладу вдоль главного фасада, в части первого этажа со стороны двора с низкими потолками уже более мелкие комнаты – как и было исторически. Все технические помещения разместили в цоколе и подкровельном пространстве, чтобы не менять историческую структуру».
В рамках проекта приспособления в доме были устроены необходимые инженерные системы, соответственно добавлены металлические трубы воздуховодов, устроена система подогрева кровли и приямков, которая поспособствует лучшей сохранности памятника. Вообще же конструктивно надежности таких домов можно только удивляться – деревянное здание с двухсотлетней историей продолжает прекрасно жить и использоваться. И хотя с архитектурной точки зрения дом для своего времени – самый обыкновенный, чудесное спасение и хорошая сохранность, безусловно, делают его уникальным памятником практически исчезнувшего пласта средовой архитектуры допожарной Москвы.