English version

Допожарный классицизм

По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.

mainImg
Проект:
Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Россия, Москва, Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Авторский коллектив:
Научный руководитель проекта реставрации, главный
архитектор проекта: Алексей Владимирович Гинзбург
Главный архитектор проекта: Никита Андреевич Дудниченко

8.2017 — 8.2019

Заказчик: ООО «Галс»
Соавтор: ОАО «Центр комплексного развития»
Сытинский особняк – один из тех уютных одноэтажных домиков с колоннами, мезонином и гипсовой лепниной над окнами, которые определяли облик дворянской и купеческой Москвы эпохи первой половины царствования Александра I. Такие дома имели в основе обычный сруб, поскольку дерево было и более доступным, и «здоровым» для жилья материалом. В то же время владельцам предписывалось штукатурить его под камень или обшивать тесом в течение трех лет с момента постройки – так власти заботились о «столичности» архитектурного облика городских усадеб. Дома строились парадным фасадом по красной линии улицы, имели флигели и службы, двор и сад, въездные ворота с оградой, парадный и черный входы. Именно таков особняк, сохранившийся под номером 5 в Сытинском переулке – дом бригадира Андрея Петровича Сытина, постройка которого датируется 1804-1805 годами.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Главный фасад 2019 год
Фото © Андрей Сергеевич Милевский
Так получилось, что перед нами второй «дом Сытина», проект реставрации которого разработан мастерской «Гинзбург Архитектс». Впрочем, ни дома, ни однофамильцы не имели никакого отношения друг к другу. Первый дом – это здание редакции газеты «Русское слово», построенное ее издателем Иваном Дмитриевичем Сытиным, отреставрированное в 2008-2015, располагается в так называемом квартале «Известий». Сытин в свое время скупил его почти целиком, в том числе и участок, принадлежавший купеческой семье Лукутиных, где распорядился построить здание, совмещавшее функции редакции и личного жилья владельца. Спроектировал его модный архитектор своего времени Адольф Эрихсон в стиле доходного модерна. Именно этот дом в 1979 году передвигали на катках при строительстве новой редакции «Известий».
Реставрация дома Сытина
Фотография © Алексей Князев / Гинзбург Архитектс
Но тот дом, о котором пойдет речь ниже, находится с другой стороны Тверской улицы, в Сытинском переулке, дом 5, недалеко от пересечения с Большой Бронной.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фотография главного фасада 1900-е года
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»

История владения уходит в XVII век и ранее. Достаточно сказать, что описываемый дом был построен на нежилом каменном цоколе, представлявшим собой сводчатый подклет древних хором или кладовых конца XVII в. Они находились где-то в глубине владения, поскольку в то время Сытинского переулка еще не существовало. Сытины владели этой землей почти весь XVIII век, а на рубеже XIX века владение было поделено между наследниками на три части. Восточная, вдоль Сытинского переулка, отошла майору Александру Петровичу и бригадиру Андрею Петровичу Сытиным. В 1804-1805 гг. здесь был построен одноэтажный с мезонином деревянный дом, а по сторонам возведены два каменных (!) флигеля, обращенные торцами в переулок и закрепившие углы владения. Один из них, слева, сохранился – сейчас он желтого цвета. Уцелел и каретный сарай – тоже часть бывшей усадьбы. А на месте второго флигеля в начале XX века построили четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора Соколова, для чего разобрали торцевую стену сруба.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»
Дом бригадира строился по средствам – не самым роскошным, но и немаленьким: по главному фасаду он имеет девять окон, а сам фасад по протяженности составляет 21,81 м. Здание одноэтажное – из соображений противопожарной безопасности строить выше было запрещено, а недостаток помещений восполнялся антресолями с дворовой стороны. По композиции эта усадьба типична для своего времени – общие размеры дома и пропорции фасада регламентировались специальной городской комиссией. Снаружи сруб был обшит тесом и покрашен, а главный фасад обильно украшен гипсовой лепниной. Мезонин опирается на коринфский портик, а окна оформляют лепные украшения четырех видов. Центральный элемент – голова Горгоны – в ходе последней реставрации был воссоздан по историческим чертежам, так как на момент работ был утрачен. Остальные мотивы лепнины: декоративные гирлянды, рога изобилия и полное отсутствие победной символики – лишний раз подтверждают допожарное происхождение. Об этом свидетельствует и само их изобилие – в ампирной Москве эпохи Бове, Жилярди и Григорьева оно было уже не в моде.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Обмерный чертеж. Продольный разрез 1955 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» / ОАО «Центр комплексного развития»
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
© Гинзбург Архитектс
Дворовый фасад гораздо более скромен – из декоративных деталей здесь лишь наличники окон. Входы в здание расположены в дворовых «ризалитах», к северо-западному пристроено крыльцо. Кровля у особняка вальмовая, над боковым и дворовым фасадами видны полуциркульные слуховые окошки под треугольными фронтонами. Лестничный вестибюль освещал специальный световой фонарь в крыше, устроенный с небольшим смещением от центральной оси.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Строительная периодизация 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Чудом уцелев в пожаре 1812 года, дом впоследствии переходил от одного владельца к другому без значительных перестроек. И хотя к настоящему времени ансамбль городской усадьбы сохранился не полностью, сам дом донес до нас уникальные подлинные элементы. Этому поспособствовал, конечно, и тот факт, что в 1960 году владение было принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фото до реставрации 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Первая за всю историю дома реставрация была проведена здесь только в 1980-е годы. До того момента здание в течение двадцати лет стояло бесхозным, из-за протечек начало гнить и разрушаться. По фотографиям тех лет можно увидеть, что реставраторы полностью восстановили фасад, в том числе утраченный фронтон и все декоративное оформление. При исследовании был выявлен и первоначальный терракотовый цвет покраски. По отсутствию слоев краски под гипсовой лепниной было обнаружено, что в целом она современна постройке дома, хотя частично была утрачена и дополнена.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Фото до реставрации. Дворовый фасад 2016 год
Материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Проблема реставрации 1980-х, однако, заключалась в том, что на тот момент в советской школе преобладал «стилизаторский подход» – то есть в ущерб подлинной фактуре восстанавливался некий образ памятника на определенный исторический момент. Это привело к утрате некоторых элементов. Так, например, восстанавливая фасад на наиболее ранний период, реставраторы заложили оконные проемы в уровне цоколя, однако со стороны двора пристройки не демонтировались.
Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Дворовый фасад 2019 год
Фотография © Андрей Сергеевич Милевский
cic =

Алексей Гинзбург:

«В 1970-80-е годы система, которую создал И.Э. Грабарь, пришла к абсолютно стилизационной реставрации – архитекторы делали на свой вкус так, как им казалось, это могло бы быть. И это проблема, поскольку в доме Сытина реставрация 1980-х годов годов предполагала полную замену внутреннего убранства, включая двери, лестницы, то есть интерьеры были фактически уничтожены. Самые ценные с исторической точки зрения сводчатые помещения в цоколе никак не выделялись».

Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина
материалы тома «Историко-культурные исследования» © ОАО «Центр комплексного развития»
Тем не менее, к моменту последней реставрации в доме сохранился ряд подлинных элементов, которые были тщательно изучены и восстановлены. Сам сруб, по словам Алексея Гинзбурга, не пришлось перебирать – реставраторы сделали вычинку, частично заменили и усилили поврежденные участки венцов. Была отреставрирована деревянная обшивка стен и белокаменный цоколь, частично заменены и докомпонованы базы колонн. Все семь заложенных предыдущей реставрацией окон 1890 года восстановлены. Сейчас они закрыты металлическими решетками по историческим аналогам. Гипсовый декор фасадов частично удалось отреставрировать, часть была сделана по слепкам.
 
Особое внимание было уделено самой древней части постройки – сводчатым палатам XVII века, реставраторы раскрыли белокаменный пол в цокольном этаже и своды. Причем уровень пола на основании натурных исследований был понижен, а снятые плиты, обработанные защитными составами, уложены на исторической отметке. Раскрытую кирпичную кладку красить не стали и современную вычинку можно видеть по цвету.
  • zooming
    1 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План цокольного этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План первого этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. План антресолей первого этажа
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Проект реставрации усадьбы А.П. Сытина. Разрез
    © Гинзбург Архитектс
На момент, предшествующий последней реставрации, внутренняя планировка здания сохранялась в пределах капитальных стен и перегородок первой трети XIX века с добавлением нескольких перегородок после 1980-х. Ее же с некоторыми дополнениями можно видеть и сейчас. Дом был построен с характерным для своего времени четким делением на парадные, жилые и подсобные помещения. Высокие комнаты главной анфилады располагались вдоль парадного фасада, а более низкие жилые – вдоль дворового. Главная лестница под световым фонарем, ведущая на второй этаж, изначально была немного смещена относительно центральной оси. Еще две лестничные клетки помещались в дворовых ризалитах. 
Подклетный ярус, своды XVII века. Слева вид до (2016 г.), справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Из подлинных элементов интерьеров сохранилось немногое – это, главным образом, печи, которые в 1980-е годы были воссозданы из исторических изразцов на первоначальных местах, и скульптуры кариатид, предположительно середины XIX века.
 
«Интерьеры выше подвала, конечно, новодельные, – рассказывает Алексей Гинзбург, – Мы воссоздавали их по историческим образцам: рисунок паркета того времени, декор стен. По нашему проекту, основанному на исторических аналогиях, подробно воссоздана вся столярка по дому – окна, филенчатые двери, которые делались по оригинальным сохранившимся чертежам архива реставрации 1980-х. Мы работали с деталями довольно скрупулёзно, что мне всегда очень нравится».
Интерьер центрального помещения 1 этажа: слева вид до (2016 г.), справа после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
В ходе реставрационных работ в комнатах первого этажа восстановили наборный паркет. Покрытие пола антресолей выполнили дощатым по историческим аналогам. Несколько изменилось местоположение светового фонаря над лестницей и слуховых окон на кровле, которое привели в соответствие с архивными данными. Были отреставрированы разрушенные деревянные откосы проемов и великолепные двупольные и однопольные филенчатые двери. Была также расчищена и восстановлена штукатурка внутренних деревянных стен и потолков.
cic =

Никита Дудниченко, главный архитектор проекта:

«Что удалось точно воссоздать на основании исторических данных, так это центральную лестницу. В исследованиях 1955 года мы обнаружили обмер балясины и описание цветового решения. Внутренняя структура была восстановлена нами на период 1805-1830-х годов – конец формирования существующего в настоящее время объема здания, конечно же с учетом необходимых работ по приспособлению. Мы восстановили парадную анфиладу вдоль главного фасада, в части первого этажа со стороны двора с низкими потолками уже более мелкие комнаты – как и было исторически. Все технические помещения разместили в цоколе и подкровельном пространстве, чтобы не менять историческую структуру».
Антресоли 1 этажа: слева вид до (2016 г.), справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Центральная лестница и световой фонарь: слева вид до (2016 г.), справа после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Двустворчатая дверь в парадных комнатах: слева вид до реставрации (2016 г.), в центре проект, справа вид после реставрации (2019 г.). Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
Кариатида: слева в процессе реставрации, справа вид после реставрации. Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Предоставлено Гинзбург Архитектс. Фотография 2019 © Андрей Сергеевич Милевский
В рамках проекта приспособления в доме были устроены необходимые инженерные системы, соответственно добавлены металлические трубы воздуховодов, устроена система подогрева кровли и приямков, которая поспособствует лучшей сохранности памятника. Вообще же конструктивно надежности таких домов можно только удивляться – деревянное здание с двухсотлетней историей продолжает прекрасно жить и использоваться. И хотя с архитектурной точки зрения дом для своего времени – самый обыкновенный, чудесное спасение и хорошая сохранность, безусловно, делают его уникальным памятником практически исчезнувшего пласта средовой архитектуры допожарной Москвы.
Проект:
Реставрация усадьбы А.П. Сытина
Россия, Москва, Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Авторский коллектив:
Научный руководитель проекта реставрации, главный
архитектор проекта: Алексей Владимирович Гинзбург
Главный архитектор проекта: Никита Андреевич Дудниченко

8.2017 — 8.2019

Заказчик: ООО «Галс»
Соавтор: ОАО «Центр комплексного развития»

23 Июня 2020

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Вдоль пляжа
«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.