English version

Лаконичный образ времени

Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».

mainImg
Архитектор:
Сергей Никешкин
Мастерская:
KPLN http://www.kpln.ru/
Проект:
ЖК Тайм Сквер
Россия, Санкт-Петербург, Планерная ул., 99

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин, Евгений Железко, Константин Кузнецов, Анастасия Нестеркина, Мария Сурова, Юлия Абдаладзе

2020 — 2022 / 2022 — 2025

Заказчик: РСТИ (РосСтройИнвест)
Жилой комплекс «Тайм Сквер» построен на самом краю Петербурга. То есть буквально за ним начинаются поля и село Каменка: формально город, поскольку граница проходит по КАД, а практически нет. В таком расположении есть свои плюсы: рядом лесопарк, речка, ирригационные пруды, скоростная ЗСД обеспечивает транспортную доступность. Да что там – до курортного Сестрорецка, если «лететь» по прямой, расстояние примерно такое же, как до Петропавловской крепости. 

Тем не менее, окраина. Так что и строительство здесь ведется прагматичное, плотное, крупное. Чем-то сравнимое с подмосковным Пушкино, где Сергей Никешкин и KPLN построили не один комплекс. Проектировать для таких мест, на самом деле, – задача, которая требует и умения, и терпения; однако в тех случаях, когда к задаче прикладывает руку архитектор, а не только планировщик и проектировщик, это как правило ощущается. То в детали, то в нюансе, а то и в лаконичности решения самой по себе. 

Так на самом краю Петербурга появляется жилое пространство со всеми характеристиками города, начиная от умеренной, но все же достаточно внушительной, высотности – в каждом доме 13 этажей – и заканчивая уютным «домашним» светом галерей и лоджий входов.
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

А это одна из самых привлекательных особенностей комплекса, поскольку на уровне чувств дает понять: ты дома, там, внутри, тепло. 

Здесь, в Приморском, история с нюансом: рассматриваемый проект – продолжение ранее сделанного, но с существенными изменениями. 
«Шесть лет назад мы создали и согласовали проекты двух кварталов в Приморском районе. Первый – ЖК New time был уже построен, когда наш заказчик – девелоперская компания РСТИ – попросила пересмотреть вторую очередь для повышения коэффициента планировочной эффективности. Задача стояла амбициозная – разместить максимальное количество квартир вокруг одного лестнично-лифтового узла. В итоге мы сократили количество узлов, пересмотрели планировочную концепцию и расположили одноподъездные башни по периметру участка.

Название «Тайм Сквер», предложенное маркетологами заказчика, как и в ЖК New time, продолжает тему времени. При всей преемственности два эти проекта не похожи друг на друга и создают разнообразную городскую среду.

Пластика фасадов – одна из особенностей комплекса. Мы добились ее за счет сочетания окрашенных фасадов и клинкера на фронте, выходящем на Планерную улицу.

Красивый рельеф фасада создали, варьируя толщину утеплителя, который затем покрыли тонкослойной штукатуркой и покрасили. Мне нравится, что это не вентфасад, он без швов и выглядит монолитным».

  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. Ситуационный план
    © KPLN (АБ Крупный план)
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. Схема планируемого местоположения объекта на земельном участке
    © KPLN (АБ Крупный план)

Комплекс, действительно, отличается от своего более раннего соседа – тот состоит из белых корпусов с наклонными стеклянными торцами со стороны леса, ориентированными под углом к границе участка ради оптимальной меридиональной ориентации. 
  • zooming
    ЖК New Time
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК New Time
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

Тайм Сквер намного более ортогонален. Двенадцать корпусов по периметру, один в центре, все объемы равной 13-этажной высоты. «Тринадцать корпусов тринадцатиэтажной высоты», – поясняют авторы, как будто немного бравируя неделимым без остатка числом. 

Нюанс первый: 10 из 13 домов, те, что выстроены по продольным сторонам участка, в плане представляют собой пирамиды из трех ступенек. С очень небольшим, процентов 10, перепадом ширины. И развернуты на 180° поочередно в шахматном порядке, как будто формирует то самое тиканье. Впрочем, пирамиды мы видим на планировке, а «в жизни» – чередование торцов: уже–шире–уже–шире. И едва заметную диагональ пространств между домами. 
ЖК Тайм Сквер
Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

Хотя, подчеркнем, сходство с часами не буквальное. Оптимальной планировкой оказались одноподъездные башни. В остальном же построение подчеркнуто спокойное. 

В нем тоже есть нюансы. К примеру, «магазинный фронт» объединяет дома вдоль леса, а не, как можно было бы предположить, те, что на границе с другим жилым комплексом. Казалось бы, чего проще? Между двумя соседними застройками начинается новая «городская жизнь». Но нет. Почему? Вероятно, вот почему: New Time, первая очередь, тоже имеет торговый фронт вдоль леса. Да еще какой, объемный и с эффектным, под желтое дерево, толстым козырьком. Здесь уже сформировалась торговая улица – Тайм Сквер продолжает ее линию, параллельную улице Планерной, которая, как и лесополоса, отделяет район от ЗСД, и пока что будет приходить здесь к своему завершению. 
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. План 1 этажа
    © KPLN (АБ Крупный план)
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. План 2 этажа
    © KPLN (АБ Крупный план)


Нюанс третий: подземная парковка есть, один ярус, но только под половиной двора.
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. План подземного этажа
    © KPLN (АБ Крупный план)
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. Разрез 5-5
    © KPLN (АБ Крупный план)

Получается два двора: один на грунте, там можно высадить больше деревьев – планируются хвойные – другой на парковке, чуть приподнятый. Благоустройство авторы решили в заданной теме времени. Северо-западный, примыкающий к детскому саду и на треть занятый его площадкой – «Двор Луны». Юго-восточный, на стилобате – «Двор Солнца». Как не вспомнить астрологию, сказки, лубки и прочее: «на восток от солнца, на запад от луны». 

Самый интересный нюанс, который подчеркивает и автор, Сергей Никешкин – пластика фасадов. Они пластинчато-ступенчатые, начиная от планов башен и до уступов по сторонам окон, тоже довольно крупных. В центральных вертикалях ритм диагонально сбит, а по краям спокоен. Это филенчатая, пластинчатая поверхность, подчиненная сетке – любимый прием ар-деко, но в данных лаконичных обстоятельствах, да еще и с широким шагом ступеней, «съедающих» массу стены, она может отсылать и к, скажем, Скарпа. 
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

Сетка же акцентирует верхний аттиковый ярус, единственный, где окна объединены по вертикали; там еще и высота потолков больше, 3.04 м вверху к 2.74 м на других этажа. 

Четвертый нюанс в том, что на фасадах всего два цвета: один, по словам авторов, темно-серый кирпич, хотя при солнечном счете кажется коричневым, а в пасмурный день вполне может сойти за черный, – и светло-серая штукатурка, она по контрасту воспринимается как белая. Чистые цвета авторы, вероятно, не стали использовать, чтобы избежать чрезмерного контраста. Тем не менее контраст в данном случае – главное выразительное средство, и он считывается как оппозиция черного и белого. 

«Крепостной» по своей сути кирпич, согласно замыслу, предназначался для поверхностей двух протяженных фасадных фронтов, которыми комплекс граничит с внешним миром – как своего рода «шкура». Кирпичом, по замыслу, должен был быть покрыт центральный дом-«донжон». Все остальное – белое. Внутреннее и внешнее тут четко и ясно, по-маяковски, разделены. Если мы мысленно сдвинем башни как элементы головоломки, они состыкуются в бруски, одна сторона черная, другая белая. И между ними «косточка» – черный дом. 

Однако самая, на наш взгляд, интересная особенность фасадов – пластинчатая пластика применена одинаково к белым и черным поверхностям. Так приятно видеть, что материал меняется, а логика построения формы – нет, «переползает» с кирпича на штукатурку и обратно. 

Согласно первоначальному проекту, все черные – простите, темно-серые – поверхности должны были быть кирпичными: два фасадных фронта и центральный дом. В реализации «внутренний» фронт, обращенный к соседнему кварталу, как и срединная башня, – покрыты штукатуркой. На ее примере цвет в большей степени считывается как темно-серый, а не черный, в отличие от кирпича. Тем не менее штукатурка, как справедливо подчеркивает Сергей Никешкин, обладает достоинством бесшовности, цельной поверхности. Темно-серая штукатурка создает закономерный пандан светло-серой, почти белой – добавим мы. 

Зато кирпич удалось использовать в цоколях, а это важно, они очень существенны. Стены входных зон стеклянные, они предварены пилонадами из поставленных по-модернистски поперечно кирпичных стенок-ант. 
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

Высота лобби 5.5 м – в числе прочего, за счет высоты технического подполья: квартиры первых этажей оно приподнимает на 1.8 м над землей, а входы устроены безбарьено на уровне земли.

Кирпич также «заведен» внутрь входных пространств, полностью отыграв контраст черного-белого и взаимопроникновение двух сред. 
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер
    Фотография © Иван Смелов / предоставлена KPLN

Для интерьеров подобрали оригинальные светильники, пуфы, почтовые ящики, вертикальные радиаторы, предложили озеленение из мха. Для нумерации этажей и квартир были сделаны большие стильные цифры из тонированного под бронзу алюминия.

Если посмотреть на планировки, то они весьма гармоничны: по 2 или 4 студии на этаже, но там же присутствуют все другие варианты, включая 3-комнатные; 4-комнатные квартиры тоже есть. Хочется даже заключить, что реально селиться семьям с тремя детьми, сначала прогуливать их в парке, и потом, когда вырастут, отселять в студии. 
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. План типового этажа
    © KPLN (АБ Крупный план)
  • zooming
    ЖК Тайм Сквер. План 12 и 13 этажа
    © KPLN (АБ Крупный план)

Главный профессиональный вызов проекта «Тайм Сквер» заключался в том, что надо было создать разнообразную и нескучную архитектуру при унифицированной высотности, оптимизированной квартирографии, кластерной планировке, не выходя из бюджета. Всего этого удалось достичь за счет простого и эффектного цветового контраста, когда внешний контур сделали кирпичным, за внутри квартала оставили стены домов светлыми, лаконичной градостроительной композиции и одновременно – за счет бесконечного разнообразия нюансов.
Архитектор:
Сергей Никешкин
Мастерская:
KPLN http://www.kpln.ru/
Проект:
ЖК Тайм Сквер
Россия, Санкт-Петербург, Планерная ул., 99

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин, Евгений Железко, Константин Кузнецов, Анастасия Нестеркина, Мария Сурова, Юлия Абдаладзе

2020 — 2022 / 2022 — 2025

Заказчик: РСТИ (РосСтройИнвест)

17 Июля 2025

KPLN: другие проекты
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.