Итоги 2017: что говорят архитекторы

Архитекторов мы попросили оценить успехи и разочарования года, также как и поделиться планами на 2018 год.

Елена Петухова

Беседовала:
Елена Петухова

mainImg
zooming
Музей-хранилище коньячного завода «Альянс 1892». Фотография © Глеб Леонов
Левон Айрапетов и Валерия Преображенская, 
TOTEMENT/PAPER

Успех или открытие 2017 года 
Если не считать достаточно обширную и положительную прессу в архитектурных СМИ, в основном зарубежных, по поводу нашего объекта в Черняховске, а также нескольких премий и приглашений на конкурсы и фестивали в Европе, Китае и США, что также можно отнести к категории успеха, то «внутренних открытий» бюро не совершило, что говорит о временной творческой стагнации, и нас, естественно, беспокоит.
zooming


Провал или разочарование 2017 года 
Тенденция на процветание «серого», маргинализация «касталийских безумцев», политизация и социализация архитектуры и искусства, превращение архитекторов в социальных работников общества потребления, контролируемого политиками и корпорациями, превратившееся в устойчивый тренд, что было подтверждено недавно на WAF-2017 – таков провальный итог не только этого года, но и всего последнего десятилетия.

Мировая архитектура для нас все больше концентрируется в США, в основном, в Лос-Анджелесе (Гери, Мосс, Мэйн, Вискомб, Коэн, все, что связано SCI-Arc, конечно, Холл). Архитектурная Европа становится все более социализированной (возможно, кроме Coop Himmelb(l)au) и левацкой. Российская архитектурная практика, будучи по сути провинциальной, следует в фарватере «большой Европы», заигрывая с несуществующим обществом, вымышленными «либеральными» ценностями «общественного пространства» свободы.

Наступает, а может и наступило, время «серых». Это последователи тех, кто когда-то «мочил» «формалиста» Мельникова и «амбициозного Леонидова, который, при помощи своих контрреволюционных, индивидуалистических, противных народу зданий-коробок дискредитировал гуманистическую советскую архитектуру, призванную служить интересам трудящихся…», ну и так далее.

Планы на 2018 год
Что касается планов на следующий год – в 2017 мы начали проект первой в России вискокурни, строительство которой должно начаться в 2018 напротив музея-хранилища коньяка Альянса 1892. Также между двумя зданиями мы предполагаем спроектировать парк.

Второй объект, который отнимает у нас много сил и времени – это объект в Петропавловске-Камчатском, строительство которого начато в 2017. Это гостиница с конференц-залом и ресторанами, фитнес-центром и офисным зданием. Все это в девятибалльной сейсмической зоне и на очень сложном участке с перепадом рельефа до 15 метров.

Там же мы уже сделали концепцию развития прилегающей к участку территории, около 4,5 га, с визит-центром, небольшим музеем, зонами отдыха, автостоянками, летним театром вдоль берега озера Култучное. Наше предложение было одобрено городом, и это также задача на предстоящий год.
Есть и другие работы, которые перетекут из 2017. Мы уже участвуем в двух конкурсах в Китае и США со своим зданием музея в Черняховске. Также у нас выставка в Китае в марте 2018 в шанхайском институте визуальных искусств…
***
 
Транспортный хаб на площади Всемирного торгового центра, Нью-Йорк. Фотография: massmatt CC BY 2.0
Павел Андреев,
архитектурная мастерская «ГРАН»

Успех или открытие 2017 года 
Самые яркие впечатления оставила недавняя поездка в Нью-Йорк. Особенно сильное впечатление на меня произвел Транспортный терминал Всемирного торгового центра по проекту Сантьяго Калатравы. Работы над этим проектом шли в течение 10 лет и результат фантастический. И в архитектурном плане, и в инженерном, в четкости процесса производства работ, и как транспортная инфраструктура, и как решение общественного пространства. Работа архитектора в несколько раз подняла качество этой площадки.
zooming

Этот терминал произвел на меня сильное впечатление, в отличие от других построек мировых архитектурных «звезд» в Нью-Йорке за последнее время, которые не оставили никакой радости вообще. Наоборот, были какими-то достаточно странными.

Провал или разочарование 2017 года 
Что касается отрицательных впечатлений, я бы не хотел отвечать на этот вопрос, потому что не хочу об этом думать в преддверии Нового года. Не хотелось бы говорить о разочарованиях…

Планы на 2018 год
Относительно планов могу сказать, что я завершил свой более чем двадцатилетний период работы в Моспроекте-2, полностью возвращаюсь к частной практике. И теперь в наших планах новые работы и проекты.
***
 
Салют над парком «Зарядье» в день его открытия 9 сентября 2017 года. Фотография: mos.ru CC BY 4.0
Андрей Асадов,
архитектурное бюро Асадова

Успех или открытие 2017 года 
Первое, что приходит в голову – программа реновации. Мне кажется, это главная тема года. Но ее можно рассматривать и как успех года, и как провал года одновременно. В ней заложен целый спектр смыслов, факторов, воздействий и последствий, которые воспринимаются неоднозначно многими.

Я лично воспринимаю тему реновации как вызов для архитектурного профессионального цеха. Вызов и возможность показать максимально возможное качество среды, которое можно достичь в рамках доступного жилья, в рамках жилья комфорт-класса. Могут ли архитекторы задать планку качества и сделать это качество доступным для массового потребления? Можно ли создать принципиально новое качество среды в рамках требуемого бюджета? Это вызов мирового значения. Пока эта программа реализуется в Москве, но впереди ее выход на общероссийский масштаб, первой ласточкой которого служит конкурс по заказу Минстроя РФ.

Затем, нельзя не отметить открытие парка «Зарядье» как главного архитектурного события уходящего года. В центре Москвы появилось фантастическое пространство, созданное по мировым стандартам, пусть и с местной спецификой в плане качества исполнения. Это большое достижение!
zooming

Из знаковых событий для нашего бюро я могу отметить окончание строительства аэропорта в Перми. Позитивна сама тенденция реализации масштабных проектов, в том числе инфраструктурных, в регионах.

Провал или разочарование 2017 года 
Опять-таки это касается реновации. Существует мнение, что процесс реновации мог бы быть запущен немного более органично, более естественно, можно сказать эволюционно, с привлечением общества. Но такая стремительность – характерная черта нашего времени, и я могу сказать, что лучше сделать что-то более резкое, но сделать быстро и, по возможности, хорошо, чем вообще не сделать. И команде из Москомархитектуры удалось организовать конструктивное взаимодействие с жителями в рамках публичных презентаций. Это большой шаг, которого могло бы и не быть.

Планы на 2018 год
Главный план – попытаться реализовать модель «Неспального района» – так мы назвали наш конкурсный проект – уже в практическом плане на какой-то реальной территории или в рамках реновации. Это должна быть среда, которая стимулирует самого жителя проявить себя в разных областях, связанных с программированием и инфраструктурным развитием района.
***
 
zooming
Юлий Борисов, 
UNK project

Успех или открытие 2017 года 
Успех или открытие, если брать московский рынок, то, конечно, парк «Зарядье» – это успех, на мой взгляд, абсолютный. А второй успех – это, наверное, хорошая планомерная реставрация, которая идет на ВДНХ и на Лужниках. Успех в том, что пошли крупные градообразующие серьезные проекты.

Мне кажется, что за последние 20 лет в Москве, к большому моему сожалению, было построено много хороших зданий, на среднем европейском уровне, но выдающихся, с точки зрения мирового уровня, что-то я не припомню. Таких, которые можно было бы назвать новым словом мировой архитектуры. Парк «Зарядье» – объект комплексный, но это уже что-то такое мирового уровня. Как минимум с точки зрения архитектуры, и филармония, как ее часть, – это хороший такой международный уровень. По крайней мере, с точки зрения проектирования. И на мой взгляд, это объект, который обозначает некий перелом тенденции. Наконец, у нас есть свои объекты, пусть они некоммерческие, а государственные, но они все-таки выходят на какой-то международный уровень.

Провал или разочарование 2017 года 
Самое большое мое разочарование – это уничтоженные памятники. Пальмира и остальные. Список может быть очень длинным. Это для меня за пределами добра и зла. Постройки такой древности, сохранившиеся до наших дней и уничтожены на наших глазах. Невосполнимые потери. Самое кошмарное – это разочарование в человечестве.

Планы на 2018 год:
В следующем году мы должны закончить три важных для нас объекта. Мы получили эти заказы в результате конкурсов, и вот цикл подходит к концу, и можно будет представить материализованные результаты долгой и упорной работы. Второе главное ожидание – выход на новый уровень нашего бюро. Наш штат теперь составляет больше 110 человек, и мы начинаем работать как комплексное проектное бюро, способное оказать заказчику полный набор услуг по разработке и сопровождению проектов. Из небольшого креативного бюро мы сейчас переходим в формат проектной организации, которая может решать сложнейшие задачи любого масштаба. И есть еще один план из разряда «наши хотелки» – выход на международный уровень. Мы планируем участвовать в международных конкурсах и сделать серьезный международный проект. Такое загаданное желание для Деда Мороза на будущее.
***
 
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Здание дома-коммуны Наркомфина» (2015–2017) © Гинзбург Архитектс
Алексей Гинзбург, 
«Гинзбург Архитектс»

Успех или открытие 2017 года 
В московском масштабе позитивное событие – это начало программы реновации, которое, безусловно, лидирует в новостях. В масштабе мастерской – начало реставрации дома Наркомфина. В мировом контексте я не могу отметить какого-то глобального события. Мелких много, одного какого-то выдающегося я не вижу.
zooming

Провал или разочарование 2017 года 
Уменьшение рынка, хотя я не люблю это слово. Уменьшение количества функций, количества типов заказываемых объектов. Количество каких-то общественных и социальных функций уменьшается. Превалирует жилье. Мы работаем с коммерческим заказчиком и в этом году мы заметили отчетливую тенденцию к сокращению диапазона типов объектов, которые сейчас находят финансирование. И мне кажется, что динамика этого процесса будет только нарастать.

Параллельно идет снижение себестоимости строительства за счет качества, в первую очередь, отделочных и строительных материалов.

Планы на 2018 год
В планах – защита диссертации, посвященной работе современного архитектора в историческом городе. Вряд ли это произойдет в следующем году, но нужно работать над ней.

Кроме того, мы планируем переиздать книги Гинзбурга на русском языке. Уже готовы две из них. Будет презентация, и они поступят в продажу.

Хотелось бы сделать еще выставку, но непонятно, где взять силы и время.
***
 
zooming
Анна Ищенко, 
Wowhaus

Успех или открытие 2017 года 
Вообще, когда кончается практически каждый год, у меня традиционно возникает мысль: слава Богу, что этот ужасный год кончается. А в этом году у меня такого чувства нет, впервые за долгие годы. Сложно сказать, с чем конкретным это связано. Скорее всего, это комплексная история. У нас было много интересных проектов, которые дали нам новое развитие и хороший задел на следующий год.
***
 
zooming
Проект реконструкции палаццо Ка′Трон в Венеции © FAS(t)
ДНК аг 
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев

Успех или открытие 2017 года
Приятно отметить в этом году присутствие российских архитекторов на зарубежных площадках. Среди них архитектурное бюро «Меганом» с башей на Манхэттене в Нью-Йорке, архитектурное бюро FAS(t) с победой в Конкурсе Waterproof на реконструкцию венецианского палаццо Ка Трон или российских победителей Europan 14.
Комплекс апартаментов «Рассвет 3.34» в Столярном переулке. ©KR Properties

Как открытие года можно выделить новый способ коммуникации архитектора и общественности, который актуализировала программа реновации. Речь идет о презентациях и публичных обсуждениях проектов-финалистов конкурса на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве. Архитекторы получили возможность представлять свои проекты широкой публике, а не только узкому кругу специалистов и заинтересованных организаций.

Среди достижений нашего архитектурного бюро в этом году стоит упомянуть реализации наших проектов. «Рассвет LOFT*Studio» практически завершен, вносятся последние штрихи по благоустройству, а всего лишь год назад мы получили гран-при фестиваля «Зодчество» за этот проект. Уже обживается первая очередь и достраивается вторая нашего малоэтажного градостроительного проекта в подмосковных Горках Ленинских, в жилом комплексе «Северный» в СВАО возводится новый квартал.
zooming

Провал или разочарование 2017 года
Удручает сильное ускорение темпов проектирования и строительства. По большому счету, происходит бетонирование города квадратными метрами. Самое печальное, без должного градостроительного обоснования, что ведет к безвозвратной утрате комфортного городского и пригородного ландшафта. Речь идет не только о Москве и ближайшем Подмосковье, но и о регионах.​

Планы на 2018 год
Планы на будущее, конечно, грандиозные!
***
 
Здание Гамбургской филармонии Elbphilarmonie. Фото © Maxim Schulz
Николай Переслегин, 
Kleinewelt Architekten

Успех или открытие 2017 года 
Для меня настоящими открытиями этого года стали две постройки бюро Herzog & de Meuron. Первое – Эльбская Филармония в Гамбурге, которая строилась 10 лет, и за это время ее бюджет увеличился чуть ли не в 10 раз. Но получилось потрясающее здание. Это такой настоящий, зрелый Herzog & de Meuron, в котором собрано все, за что мы их любим. Это большой подарок для города и для всей мировой архитектуры, для которой характерен кризис ярких архитектурных событий.
56 Леонард Стрит © Herzog & de Meuron

Второй объект, который я тоже считаю важнейшим событием этого года – это небоскреб «56 Leonard» в Нью-Йорке, который тоже построил Herzog & de Meuron. Это абсолютно уникальное здание. Ему нет аналогов. Ни с точки зрения эстетики, ни с точки зрения конструктивных решений. Поразительно, как им удалось превратить такую холодную, рациональную тему как небоскреб в нечто уютное, тактильное, сложное и гармоничное одновременно. Небоскреб буквально напичкан самими разными функциями, и это сделано виртуозно.
Zeitz Museum соврменного африканствого искусства в Кейптауне, ЮАР. Проект Томас Хезервик (Thomas Heatherwick). ©Ivan Baan

Еще одно событие, которое мне тоже кажется важным – это Музей современного искусства в Кейптауне по проекту англичанина Томаса Хезервика / Thomas Heatherwick в старом здании портового элеватора.
zooming

Это очень неожиданно с точки зрения локации. В новом Музее будет представлена коллекция современного искусства Африки, и это, как мне кажется, очень знаковое явление.

Провал или разочарование 2017 года 
Я бы не назвал это отрицательной или положительной тенденцией. Скорее, ее можно оценить как логичную и естественную. Кризис продюсирует фундаментальные изменения в проектном бизнесе. Профессиональный ландшафт принципиально поменялся за последние пять лет. Это связано и с экономической ситуацией, и с изменением вектора интересов девелоперов. Наступает достаточно жесткое отрезвление с точки зрения уровня жизни и уровня запроса. Появился запрос на очень рациональные решения. Роскошь, которая и раньше была для меня странна, больше не в тренде. Она уходит на второй, третий, четвертый или двадцать пятый план. Это изменение было неизбежно, и теперь важно понять, как она дальше будет развиваться, и как мы, архитекторы, будем на нее реагировать или не реагировать. И те, кто быстро научится отвечать на новые запросы рынка, тот, я думаю, сделает правильно. Это будет залогом успеха.

Планы на 2018 год
Мы в этом году выиграли несколько достаточно больших и очень важных для нас архитектурных конкурсов. В следующем году продолжим работу над этими проектами. Буду рад рассказать о них чуть позже.

В 2018 году будет закончено строительство нескольких наших объектов, в первую очередь – дилерского центра «Авилон» на ЗИЛе.

Мы продолжим наши исследовательские проекты и нашу преподавательскую деятельность. Мы с партнерами по Kleinewelt Architekten, по приглашению школы МАРШ, будем вести авторский курс по реконструкции зданий. Он называется RE(NEW) и начнется в марте.
***
 
zooming
Александр Скокан, 
«Остоженка»

Успех или открытие 2017 года 
В связи с тотальным отсутствием в повестке дня нашего общества темы будущего, возвращение этой темы для меня состоялось в эпистолярно-мемуарном плане – текст «Будущее вчера и сегодня», написанный для Академического сборника.

Провал или разочарование 2017 года 
Непонятные для меня возбуждение и восторги публики по поводу московской «реновации».

Планы на 2018 год.
Конференция и выставка «По следам города Будущего», которая состоится в марте 2018 года НИУ ВШЭ и будет посвящена наследию НЭР и его роли в советском градостроительстве. Это тоже о «будущем в прошлом» в котором мне повезло в свое время поучаствовать.
***
 
Проект небоскрёба на Пятой авеню, 262, Нью-Йорк © Меганом
Сергей Скуратов,
«Сергей Скуратов Architects»

Успех или открытие 2017 года 
Главная новость и удача года для всего российского архитектурного цеха – это согласование проекта строительства супертонкого небоскреба в NY по проекту моего коллеги и друга Юрия Григоряна. Я искренне рад за него и верю, что получится очень яркая и знаковая авторская реализация. Я также поздравляю девелопера этого потрясающего проекта, моего стародавнего заказчика Бориса Кузинца, с которым мы в начале двухтысячных реализовали несколько важных для нас обоих проектов.
Панорама парка «Зарядье» с крыши комплекса «Филармония». Фото: Wikipedia

Ну и невозможно отмолчаться по поводу самой свежей новости. Одна из моих любимых молодых команд – бюро FAST получила Гран-при на престижном концептуальном конкурсе в Венеции. Молодцы!

Из событий года я отмечу самое обсуждаемое, восхваляемое и одновременно осуждаемое за качество (при необсуждаемых темпах и сроках) строительства и за некоторый «неучет» местного климата и менталитета – парк «Зарядье». Любая яркая и почти провокационная реализация делит цех на две части. Я скорее бы взялся защищать этот проект, хотя в нем много мест, которые с моей точки зрения надо было сделать по-другому. Но в целом, для Москвы и для России это невероятный прорыв, в первую очередь – в массовом сознании и в координации с властью. Так что респект Сергею Кузнецову и всему авторскому коллективу.
Проект небоскребов Capital Towers (270м) на Краснопресненской набережной. © Sergey Skuratov architects

Реновация. Сложная тема в плане выполнения властью своих обещаний, взаимоотношения с жителями, сроков и качества реализаций. Пока наблюдаю серьезную подвижку в сторону создания новой качественной среды для жизни. Москомархитектура, архитекторы-участники, все очень стараются и хотят сделать очень хорошо. Посмотрим на решение жюри в январе. Будем надеяться, что многое из того, что сейчас придумано, будет реализовано.

Из событий нашей мастерской нужно отметить юбилей – нашей мастерской уже 15 лет! И эту дату мы встретили в нашем новом, красивом и просторном офисе в нашем комплексе «Садовые кварталы».
Из достижений можно вспомнить золото на «Зодчестве», которое мы получили как лучшая архитектурная мастерская. Выиграли «Brick Award. Russia» 2017 с жилым домом на улице Бурденко. Садовые кварталы получили очередную премию за лучшее благоустройство.

В этом году мы, наконец, закончили «Эгодом» на Алексеевской. Заканчивается первая очередь строительства «Резиденции композиторов» на Павелецкой набережной. Новые фасады наших домов во второй очереди строительства в «Садовых кварталах» уже попали на обложки некоторых иностранных журналов и активно обсуждаются в FB. Строим Софийскую набережную, Зиларт, небоскребы (270 м) на Краснопресненской набережной, третью очередь Садовых кварталов.

Хотя должен сказать, что проблем, неудач и трудностей у нас столько же, сколько у любой другой команды. Главное – любить то что делаешь и не бояться решать сложные вопросы. Мы верим в свои силы и уверены, что все получится.
zooming

Провал или разочарование 2017 года 
По-прежнему наши российские скульпторы редко радуют нас удачами, особенно в Москве. Весь мир давно нашел другие, более нейтральные и более современные пластические способы увековечивания памяти той или личности. У нас же, к сожалению, какой-то XIX век и не в лучших его образцах.

Ну и добавил бы про застройку «Новой Москвы». В плане критики здесь уже все отметились. Вопрос, как это остановить и что с этим делать?

Планы на 2018 год
Планы на год обширные – и рабочие, и связанные с жизнью семьи. В начале весны, наконец, начнем строить свой дом по собственному проекту. Невероятно сложная задача, когда сам себе заказчик. Кто строил, тот меня поймет.

Конец января будет богат на сюрпризы. Состоится подведение итогов сразу по двум конкурсам с нашим участием. Тогда же планируем поездку в Базель на строительную выставку, ну и заглянуть в гости к нашим швейцарским коллегам Herzog & de Meuron. В 2018 году я хочу съездить в Гамбург и посмотреть Филармонию. В планах Венеция, Вена (Brick Award 2018). Ну и еще, конечно – кирпичные заводы, карьеры и все, что связано с реализацией наших больших проектов.

Ну и почти ритуальная поездка в марте на горные лыжи в Вальдезер.

Может показаться, что слишком много свободного времени. Это категорически не так. Времени всегда не хватает! Так, к сожалению, устроена жизнь.
***

zooming
Сергей Чобан, 
SPEECH и Tchoban Voss Architekten

Событие года номер один для меня – это открытие парка «Зарядье», объекта, который привлек к современной московской и российской архитектуре внимание всего мира. О парке написали практически все ведущие архитектурные СМИ – как бумажные, так и сетевые.

Другие сопоставимые с этим архитектурные события, пожалуй, назвать не могу. И каких-либо новых тенденций в профессиональной сфере не вижу. Проектирование в России по-прежнему происходит преимущественно в сфере более или менее крупных жилых девелоперских проектов.
***
 
Проект реконструкции Тульской набережной © WOWHAUS
Олег Шапиро,
Wowhaus

Успех или открытие 2017 года 
Один из важных позитивных итогов этого года – наша интернатура, наконец, стала настоящей и заработала в полную силу, как не только практика внутри мастерской, но и полноценная образовательная программа.

Еще один позитивный момент – мы вышли в регионы. Сейчас мы работаем в Сочи, Новосибирске, Туле, Минске. Сформировался запрос на общественные пространства как неотъемлемую часть городской среды, без которой нельзя продать жилую или коммерческую недвижимость. И наиболее прогрессивные девелоперы в регионах почувствовали этот запрос и готовы инвестировать дополнительные средства в свои проекты и приглашать нас для разработки качественных, индивидуальных решений и комплексного благоустройства.
zooming

Провал или разочарование 2017 года 
Архитектурная практика всегда связана с какими-то потерями, неудачами, проигрышами. Не удалось выиграть конкурс, остановился проект, пришлось менять какое-то решение. Это настолько естественно, что по прошествии какого-то времени все эти обстоятельства просто вымываются из памяти. И ты фокусируешься на том, что предстоит, какие задачи нужно будет решать в течение будущего года.

Планы на 2018 год
В будущем году мы планируем активно участвовать в программе подготовки к 100-летнему юбилею усадьбы «Архангельское», который будет отмечаться в 2019 году. Подготовкой занимается специально созданная правительственная комиссия и попечительский совет. Мы сделали мастер-план, доделываем эскиз проекта реставрации и приспособления, и дальше будем работать большими кусками.

Еще в следующем году мы вернемся к сотрудничеству с МАРШ и будем вести специальный интенсивный курс «Проектирование общественных пространств». Это курс, в котором примут участие представители Департамента капитального ремонта, девелоперских компаний и подрядных организаций, социологи, экономисты и транспортники, предназначен для людей, имеющих высшее образование и желающих заниматься еще и общественными пространствами. Курс будет достаточно подробный, с акцентом на практику, с разбором того, что можно сделать, а чего нельзя и почему, и как придумать классную вещь в жестких рамках нашей реальности.
***
 
zooming
Игорь Шварцман,
«Сергей Киселев и Партнеры»

Успех или открытие 2017 года 
Глобально позитивного я сейчас ничего назвать не могу. Если говорить об отдельных событиях и новостях, то много проектируется и строится интересных объектов. Я очень рад, что у Юрия Григоряна пошел проект на Манхеттене. Чувствуешь какую-то гордость, пусть опосредованно, но все же.
У нас в компании ничего сверх ожидаемого не произошло. Стабильная работа, хотя и во все более и более ужесточающихся условиях борьбы за клиента, за заказ. Не хочу использовать слово тендер, оно слишком казенно, но сейчас тендер и борьба – это практически синонимы. Конкуренция в архитектурном мире ужесточается.

Провал или разочарование 2017 года 
На мой взгляд, ситуация в сфере взаимоотношений архитекторов и девелоперов только усугубляется. Отсутствует уважение к нашей профессии и к архитектуре вообще. Не к проектированию как способу создания объектов недвижимости и получения прибыли, а к профессионалам уважения не добавляется. Мы работаем в сфере коммерческого заказа и видим всю эту ситуацию изнутри и в динамике. Какие-то разговоры о принятии законов об архитектурной деятельности, теоретически призванные изменить ситуацию, ведутся на самом высоком уровне, но на практике все остается на своих местах. И оптимизма у меня особого нет.

Планы на 2018 год:
Есть проектные заделы на следующий год. Планируем закончить несколько строек. В конкурсах, если будут приглашать, будем участвовать, но только в закрытых. В открытых мы уже давно не принимаем участия. Не вижу в них смысла.
***
 
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Никита Явейн,
«Студия 44»

Успех или открытие 2017 года 
Успехом этого года для «Студии 44» и для меня лично я однозначно считаю работу над проектом Музея обороны и блокады Ленинграда. Мы глубоко копнули и эту тему, и свои переживания относительно нее. Возможно, не докопнули. Немножко не дотянули в подаче, не все, что придумали, удалось выразить. Но по большому счету в этом проекте мы смогли подняться на новый уровень. И по взаимодействию внутри команды, и по выходу на какое-то другое архитектурное состояние или видение. Тут, конечно, тема помогла. Приятно, что и мы рванули вверх, и наш проект был высоко оценен. Надеюсь, мы продолжим работу над проектом и сможем сделать то, что не успели в конкурсной концепции.

Из мировых трендов могу отметить уход от «звездной архитектуры». Она становится просто неприличной. Наверное, это хорошо. Вместе с тем, отсутствие, что называется, генеральной линии, разделение на несколько близких направлений – социальная архитектура, экологичная и так далее – означает, на мой взгляд, потерю собственно темы архитектуры как некой самоценности, как самоопределения профессии. Не уверен, что эту тенденцию можно назвать позитивной.

Провал или разочарование 2017 года 
Тревожит, мне кажется, какое-то падение уровня массовой архитектуры. Наметились новые и довольно неприятные тенденции. Разорвана связь между автором проекта и постройкой. Нарисовал картинку, согласовал, а дальше построят, как получилось. Это носит почти комедийный характер. Пока мы держимся, но что будет дальше – непонятно. Это всеобщий тренд.

И вообще, стало заметно падение общей художественной культуры. Она как падала последние 20 лет, так и падает. Отдельные какие-то объекты, которые вырываются из этого тренда, не сдерживают общей картины.

Еще нельзя не отметить практически полное исчезновение из архитектурного заказа общественных зданий как типологии. У нас в Питере фактически полное исчезновение. Немногочисленные проекты идут по бюджетным линиям, по какой-то низкой и ценовой, и архитектурной планке.

Планы на 2018 год
Подвигом будет, что при нашей такой баламутной жизни все-таки, как я очень надеюсь, мы доведем Блокаду до какого-то уровня, хотя бы проектного. При том, что все происходит так, чтобы этого не произошло.

Видимо, придется что-то делать для Венецианской биеннале, точнее для российского павильона, экспозиция которого будет посвящена российским железным дорогам. Нам придется делать какую-то часть этой экспозиции.

Очень надеюсь, что смогу путешествовать. Из последних впечатлений совершенно фантастической была поездка в Иран. Всем советую, особенно посмотреть Исфахан. Это может быть один из самых красивых городов мира и с самой качественной архитектурой. Центральную площадь Исфахана, особенно здание дворца и две мечети, которые стоят на площади, я бы поставил в один ряд с такими вещами как Пантеон.

Очень хочу увидеть подземные церкви в Лалибела в Эфиопии и посетить комплекс Чандигарха в Индии. Но это все сложно осуществимо, так что это скорее не планы, а мечты.
 

30 Декабря 2017

Елена Петухова

Беседовала:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.