English version

Таганские ворота

Многофункциональный комплекс, проектированием которого Алексей Гинзбург занимается больше семи лет, должен занять участок на внешней части Садового кольца перед въездом в туннель, vis-à-vis здания Театра на Таганке.

mainImg
Алексей Гинзбург уже немного рассказывал об этом проекте в своём интервью Архи.ру – соседство с театром, знаменитым образцом московского брутализма, он считает особенно важным. «Я привозил на машине образцы кирпичей, ставил их рядом со стеной театра, и проверял, чтобы они попали в тон, но не слишком точно», – рассказывает архитектор. Впрочем контекст Таганской площади разнообразен и театр – не единственный его элемент, хотя один из главных.

Сложная форма участка в целом тяготеет к прямоугольному треугольнику, чья гипотенуза вытянута вдоль красной линии Земляного вала. Прямой угол – в глубине. Это удобная для магазина форма, поскольку протяженность витрин по главному фасаду оказывается довольно-таки большой по отношению к общей площади. Треугольник же обеспечивает необходимое «подбрюшье» собственно торговых площадей: внутри пять этажей магазинов, супермаркет, фудкорт и кинотеатр, сгруппированные вокруг предсказуемо треугольного атриума. Его небольшое пространство, что хорошо заметно на разрезе, архитектор наклонил подобно Пизанской башне: этаж за этажом оно сдвигается ступенчато вверх от центра в сторону Садового кольца – к плоскому, слегка покатому фонарю, чьё стекло наклонено к югу. Таким образом застеклённый внутренний дворик, почти обязательная часть современного магазина, ловит максимум солнечных лучей из возможных. Под землёй два яруса парковки.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Ситуационный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 1 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 2 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Разрез © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Анализ участка. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Сейчас участок пустует, только в углу засеянного травой холма расположилась небольшая наземная автостоянка. Но раньше он был занят Таганскими торговыми рядами, чьё здание историки пытались даже приписывать Осипу Бове. Трапециевидный контур рядов почти полностью совпадал с пустующим сейчас треугольником, хотя и вокруг, за границами рядов, лавок было множество. Торговые ряды снесли в 1960-е; тогда же на Садовом кольце под площадью проложили туннель, а саму площадь превратили в одну из самых просторных и проблемных развязок из числа «хайвеев по-московски». Место осталось пустым пятном, особенно заметным по контрасту с крупным объёмом театра на Таганке, который появился в 1980-е. Новый МФК должен расположиться прямо на месте торговых рядов и прямо наследует им, не только в том смысле, что он возрождает на этом месте торговую функцию, но и, скажем так, архитектурно-генетически: расстояние между простенками на главном фасаде нового здания буквально прорисовано с Таганских рядов. Новое здание прорастает из ритмического зерна предыдущего, превышая его по высоте, что, впрочем, нередко случается с детьми, вырастающими выше родителей.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Поиск ритма. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Надо сказать, что даже советская власть позднего разлива признавала за Таганской площадью не только театральную, но и торговую роль – панельные дома в округе снабжены обязательными и очень обширными «стекляшками» вдоль улиц. В рыночные девяностые тему развили разномастные магазинчики и ларьки ближе к выходам из метро – часть их недавно пала жертвой известной истории со «сносом самостроев». Торговля, никогда не умирая на Таганке, перемещалась из упорядоченных лавок в старомосковских рядах с их арками и внутренними дворами – к советским зарегулированным стекляшкам – к грубоватому обаянию хаотично растущих «грибов» девяностых. Теперь, похоже, настало время торгового центра. Жалеть или не жалеть маленькие магазины – личный выбор каждого (я жалею), но достаточно очевидно, что рано или поздно их немудрящие строения в центре города должны уступить место чему-то иному. Впрочем напомним, что работа над проектом со сносами никак не связана, она началась ещё при прежнем мэре.

Торговые центры тоже, впрочем, бывают разные, есть в них и неизбежное зло укрупнения, и сила сетевой логистики, и обаяние комфортного консьюмеризма – всего понемногу. Но подчеркну, что Алексей Гинзбург сумел при согласовании настоять на столичном формате магазина, с витринами и уличным променадом. Магазина, подобного европейским пассажам и большим магазинам, всем этим парижским Le Bon Marché, и родственного в этом смысле московскому ГУМу, который, к слову, тоже заменил собой послепожарные торговые ряды Бове на Красной площади. МФК Алексея Гинзбурга – гибрид атриумного здания с пассажем и городской улицей, помнящий к тому же о старых торговых рядах. Появится ли здесь, на бровке Садового кольца, магазинный променад? А почему бы нет. От метро два шага, половина автомобильного трафика убрана ниже, на уровень туннеля и здесь, на горке, ощущается не слишком сильно.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вход с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Третья важная часть контекста после театра и торговых рядов – домики XIX века, которые тянутся по той же стороне Земляного вала почти непрерывно в сторону Яузы. Для того, чтобы не «задавить» их массивным объемом, главный фасад МФК разделён на три ризалита. Между ними – стеклянные перемычки входов, треугольно утопленные внутрь, что хорошо видно на плане. Они почти зеркально отвечают зданию театра, где напротив есть два кирпичных треугольных выступа похожего размера. На плане хорошо видно: два здания – кусочки одной мозаики, а выступы-впадины это ключ для их соединения. Вот только они разделены, разрезаны Садовым кольцом, и главный фасад нового здания получился пористым, решетчатым – как срез. А тыльные стены, обращенные к соседним улицам – цельные, здесь окон становится меньше, простенков больше. Здесь расположены подъезды для загрузки магазинов, и относительная простота, замкнутость фасадов обусловлена прагматически. И в то же время внешность «заднего двора» даже сильнее перекликается с ритмом и пластикой здания театра, как будто МФК и впрямь – отколовшийся фрагмент его кирпичной скалы, вторая половинка Геркулесовых столбов. Конечно же, в паре с театром новое здание образует пропилеи въезда на площадь – в этом его градостроительный смысл: оно станет вторым, недостающим пилоном нового варианта Таганских ворот. К слову, старые, построенные в XVII веке деревянные ворота Земляного города находились на нынешней территории МФК, так что наследование происходит с полным правом, хотя современный вариант пропилей изменил масштаб и местоположение – так ведь и трасса Садового кольца проходит здесь не по линии вала, а западнее.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Генеральный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Пропилеи, конечно же, будут работать как при въезде на площадь, так и при выезде с неё. Сейчас, особенно когда поворачиваешь с Серпуховской улицы на кольцо в сторону Курского вокзала, площадь кажется избыточно широкой и неоформленной, а новое здание станет ещё одним пограничным акцентом. Перекликающимся, посмею сказать, помимо театра ещё и с церковью Николы на Болвановке: раньше площадь оформляли два заметных объема, теперь будет три.

Впрочем, будучи масштабной парой здания театра, МФК вовсе не становится его полным отражением. Скорее он играет с шедевром контекстуального брутализма в похожий-непохожий. Особенно заметен контраст цельного, и в то же время топорщащегося кирпичными ширмами здания театра – и ребристо-проницаемой легкой решетки главного фасада МФК. Фасад-экран, фасад-витрина выставлен вдоль Садового подобно щиту, опирающемуся на треугольное основание здания. Его плоскость даже немного удлинена, растянута между двумя торцами – северным и южным углами треугольника, которые берут на себя роль важных акцентов, обращенных к зрителям, к трассе кольца. На торцах будут установлены медиа-экраны, они примут на себя роль вывесок и рекламных щитов. Но помимо светящихся дополнений сама форма торцов – сложная, остро-огранённая, с легким поворотом их кубистической «головы» к трассе – способна привлечь внимание. Нос северного торца остро зависает в пространстве, противореча инерции склона с подчеркнутой непринужденностью. Под ним – лёгкая бетонная лестница ведёт через подсвеченное по вечерам высокое стекло прямо на второй этаж. Ниже лестницы уместился въезд-выезд из подземной парковки: плюсы склона использованы и функционально, и пластически.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Перепад высот на участке – восемь метров, что не много и не мало, в портфолио Алексея Гинзбурга есть здания и на более крутых склонах, более того, архитектор даже любит работать с рельефом, считая его не обременением, а интересной задачей. Вот и здесь – здание не сползает по склону, а поднимается под строго горизонтальный карниз. Практически это означает, что к северному краю постепенно прирастает два дополнительных этажа. Со стороны площади объем четырёхэтажный, хотя если учесть деликатно вырезанную сверху контекстуальную ступеньку – то этажей даже три, а со стороны Яузы, с севера – их шесть, что даёт совершенно иной масштаб, летящий. Рисунок фасадов также эволюционирует: южный ризалит раскроен дробно, поэтажно, вторя масштабу исторического города, центральный – он прямо напротив театра – получает самый крупный ритм, здесь этажи объединены и по два, и даже по три по высоте. Северный, самый высокий, получает вторую горизонтальную перемычку. Впрочем разноречивый ритм объединен общей фактурой и логикой построения.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архите14
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Работа над проектом длилась долго, авторы рассмотрели множество вариантов облицовки. Несколько белокаменных, с тонкими перемычками из юрского мрамора и крупной стеклянной вставкой-«головой». И несколько кирпичных, в том числе – с широкими крупными рамками порталов. В данном случае итоговой стала действительно удачная, выстраданная и современная, не чуждая свежих веяний, версия. Фактура кирпича, пёстрого от серого до чёрного через «красный театра», балансирует на грани между детализацией и минимализмом. Главный декоративный элемент – ступенчатые откосы, их ряды аккуратно выступают один за другим по полширины тычка, тоже намекая на разрыв поверхности, «отколовшейся» от театра. Простой сам по себе приём, кроме того, рассчитан на светотень: фасад смотрит на запад и косое солнце должно неплохо подчеркнуть рельеф. Кирпичные ступеньки также будут видны большей части пешеходов, поскольку основной поток людей идёт от метро вниз – слева откосы чаще есть, справа нет, и обрамления высоких окон, объединяющих по два-три этажа, получаются асимметричными, а перемычки – треугольными. Для облицовки планируется использовать голландский клинкер.

Сказать, что задача, поставленная в этом проекте, была сложной и ответственной – значит ничего не сказать. Заметное место, напротив – шедевр, изучением архитектуры которого Алексей Гинзбург, по его собственному признанию, занимался ещё в студенческом возрасте, любимый, достойный преклонения памятник модернизма. И не только его, а и в целом – ключевое место московской истории 1970-х, всё же «Таганка», здесь Высоцкого хоронили. Городское пространство в этом месте так перенасыщено смысловыми «слоями», что и пустоты поневоле начинают говорить; и в то же время построить здесь что-то бесхребетное в режиме регенерации было бы ужасно. В данном случае, как кажется, и баланс удалось найти, и избежать робости, остановившись на точном, в чём-то даже звенящем решении – щите-зеркале, достойной паре знаменитого театра, по-своему интерпретирующей своё время. Наше торговое, помешанное на комфорте горожан, но кое-что о себе ещё не забывшее, время.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фрагмент фасада. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Варианты фасадов. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасады и развертки. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Развертки. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Ситуационный плна. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Генеральный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -1 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -2 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -3 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 3 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 4 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План цоколя © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План кровли © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Разрез © Гинзбург Архитектс

15 Августа 2016

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.