Масштаб и драйв

Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.

mainImg
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Павел Ладыгин (ГАП), Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023

Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 
От редакции

Пришло время для реконструкции памятников модернизма. Все, что было построено во второй половине XX века, ветшает и разрушается на наших глазах. Но в отличие от наследия предыдущих архитектурных эпох, модернизм не обладает абсолютной ценностью, и судьбу каждого конкретного здания чаще всего решает его собственник и архитектор, которому поручается адаптировать масштабное, величественное, но неуклюжее и неэффективное сооружение под современные нужды и функции. И в этой лотерее архитектура выигрывает крайне редко.

Но счастливые случаи бывают – и рассказывать о них всегда доставляет особое удовольствие. Не столько потому, что эти реконструкции обладают самоценностью, сколько потому, что они показывают возможный путь адаптации десятков, если не сотен зданий по всей стране, сохраняющих в себе память о потерянных идеалах и мечтах.

Очень хочется верить, что каждый новый случай тактичного и креативного возрождения модернистских зданий и их интерьеров даст повод и аргументы для запуска еще одного подобного проекта. Ведь ничто так не убеждает в возможности успешной реконструкции, как все новые и новые примеры обновленных и по-прежнему прекрасных пространств, созданных во второй половине XX века.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Одним из комплексов, получивших шанс на обновление, стал ансамбль Российского университета дружбы народов (РУДН) на Юго-Западе Москвы. В конце 1960-х – начале 1970-х годов по проекту архитектора Якова Белопольского был построен огромный кампус из десятков корпусов. Университет процветал до перестройки и, как это ни странно, продолжил свое развитие и в новых экономических условиях. Строились новые корпуса, облагораживалась территория. Старые здания время от времени подновлялись и ремонтировались теми способами и теми материалами, которые в тот или иной момент считались наиболее подходящими.

И вот наконец, в 2020-х годах дошла очередь и до главного корпуса, из-за конфигурации в плане называемого незамысловато «крест». Экстерьер пал жертвой пристрастия большинства московских подрядных организаций к навесным фасадам из керамогранита, а интерьер «вытянул счастливый билет» в виде бюро HAAST, которое смогло использовать выделенный бюджет, чтобы сохранить – если не букву масштабного модернистского пространства, то по крайней мере его дух, пусть и в новой оболочке, и с новым драйвом.
Е. П.

План входной группы. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast

cic =

Павел Ладыгин, главный архитектор проектов бюро HAAST

В основе проекта лежат несколько принципов, связанных со спецификой РУДН как образовательной институции и архитектурного объекта.

В университете учатся студенты из разных стран. Это интернациональное сообщество с развитыми связями и различными культурными программами. При этом в РУДН большое внимание уделяется современным образовательным методикам и технологиям, требующим гибкой учебной среды и возможностей для проведения самых различных по формату занятий. На наш взгляд, модернистская стилистика с присущей ей этнической нейтральностью, лаконизмом форм и сдержанной колористикой как нельзя лучше подходила для новых интерьеров главного корпуса РУДН.

Когда мы начали работу над интерьерами, для нас было важно вернуть зданию, построенному по проекту Якова Белопольского во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века, былую чистоту и ясность изначальной архитектурной идеи, привнести свет и воздух, но сделать их столь же актуальными и живыми, как и сам университет.

В оригинальном интерьере большие поверхности облицовывались одним материалом, что создавало ощущение цельности огромного пространства. Пол и стены были облицованы светлым мрамором. Оригинальные полы в холле из каменной плитки были не в лучшем состоянии, но мы настояли на ее сохранении и предложили способ ее реставрации. Мы ввели новые материалы: потолочные вертикальные ламели, напоминающие страницы книги, светло-серую штукатурку под бетон, чтобы сохранить единство, но при этом создать разнообразие за счёт разницы в текстурах и фактурах разных поверхностей, освещённых искусственным и естественным светом, идущим через зенитные фонари. Для отделки фонарей и потолков мы применили деревянную обшивку, которой раньше не было. Но мы посчитали, что она гармонично дополнит светлый камень и «бетон» и придаст теплоту пространству вестибюля.

В подобном пространстве не могли появиться случайные элементы и выпадающие по стилистике и масштабу предметы обстановки. Мы спроектировали несколько объектов, подчеркивающих характер интерьера. В вестибюле обращает на себя внимание огромный объёмный логотип университета. За ним, в холле, мы спроектировали скамейки, образующие либо линейные (вдоль стен), либо кольцевые (вокруг колонн) лаконичные формы в модернистской эстетике. В основание скамеек встроены розетки и USB-порты – для того, чтобы студенты могли здесь заниматься, превращая вестибюль в импровизированную аудиторию. Здесь же, на стене, установлен огромный медиаэкран, благодаря которому в холле можно проводить различные мероприятия.

Не менее гибкое и многофункциональное пространство мы смогли создать в зоне, которую называем коворкингом, но по сути она служит дополнительной аудиторией, где могут собираться и работать как отдельные студенты, так и большие группы под руководством преподавателей. Оформление этой зоны отличается от вестибюля. Тут мы чуть дальше отошли от модернизма, стремясь сделать более живой и позитивный интерьер, который бы способствовал коммуникации и обмену идеями, а не спокойной системной работе. Мы сделали там трансформируемую планировку с мобильной мебелью ярких цветов, которую можно конфигурировать в самых разных комбинациях. В конструкции подвесного потолка мы включили большие ярко окрашенные поверхности, маркирующие места, где можно собираться группами по несколько человек, чтобы обсудить задание или сделать командный проект.
 
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
  • zooming
    3 / 3
    Дизайн элемента интерьера. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
Описание предоставлено архитекторами

Основная идея проекта – создать обновленное, современное и комфортное пространство для учёбы и подчеркнуть узнаваемость университета посредством интерьерных решений, дизайна, навигации и авторских паттернов. Были скорректированы некоторые из выбранных материалов для отделки в связи с ситуацией на рынке, также упрощены решения в отделке стен из-за сложности работ и возможного бюджета на строительство.
Основным вызовом в проекте является организация современного учебного пространства с сохранением традиций и атмосферы университета.

Главный корпус – это первое впечатление о РУДН. Каждая деталь дизайна подчеркивает характер и уникальность университета. Входная группа начинается со стойки информации в форме открытой книги. Плавные изгибы подвесных панелей на потолке поддерживают заданную тему и имитируют книжные страницы. Это не только отсылка к знаниям, но и демонстрация открытости миру.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Основной холл является большим светлым пространством, где выделены акценты в виде геометричных световых фонарей с деревянными панелями.
В ходе разработки проекта было принято решение сохранить оригинальную плитку в холле и отреставрировать ее разрушенные части. Так удалось подчеркнуть необычную фактуру и проложить мостик между прошлым и настоящим университета.

Здесь также расположилась зона отдыха с зимним садом и искусственным водоемом. Обилие естественного света в сочетании с природным мотивом создает настоящий оазис для отдыха студентов.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    7 / 7
    План зоны коворкинга. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН.
    © Haast

Отличительной чертой зоны коворкинга являются яркие цветовые пятна. Дизайн дополнен лаконичными светильниками для комфортной работы.
На стены нанесена удобная графичная навигация. При ее разработке был использован оригинальный шрифт дизайн-кода РУДН. Для коридорных пространств и аудиторий разработан узнаваемый паттерн с комбинацией букв «РУДН». Он же послужил основой матирования перегородок и других декоративных деталей интерьера.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Павел Ладыгин (ГАП), Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023

Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 

25 Июля 2025

Похожие статьи
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.