От редакции
Пришло время для реконструкции памятников модернизма. Все, что было построено во второй половине XX века, ветшает и разрушается на наших глазах. Но в отличие от наследия предыдущих архитектурных эпох, модернизм не обладает абсолютной ценностью, и судьбу каждого конкретного здания чаще всего решает его собственник и архитектор, которому поручается адаптировать масштабное, величественное, но неуклюжее и неэффективное сооружение под современные нужды и функции. И в этой лотерее архитектура выигрывает крайне редко.
Но счастливые случаи бывают – и рассказывать о них всегда доставляет особое удовольствие. Не столько потому, что эти реконструкции обладают самоценностью, сколько потому, что они показывают возможный путь адаптации десятков, если не сотен зданий по всей стране, сохраняющих в себе память о потерянных идеалах и мечтах.
Очень хочется верить, что каждый новый случай тактичного и креативного возрождения модернистских зданий и их интерьеров даст повод и аргументы для запуска еще одного подобного проекта. Ведь ничто так не убеждает в возможности успешной реконструкции, как все новые и новые примеры обновленных и по-прежнему прекрасных пространств, созданных во второй половине XX века.
Одним из комплексов, получивших шанс на обновление, стал ансамбль Российского университета дружбы народов (РУДН) на Юго-Западе Москвы. В конце 1960-х – начале 1970-х годов по проекту архитектора Якова Белопольского был построен огромный кампус из десятков корпусов. Университет процветал до перестройки и, как это ни странно, продолжил свое развитие и в новых экономических условиях. Строились новые корпуса, облагораживалась территория. Старые здания время от времени подновлялись и ремонтировались теми способами и теми материалами, которые в тот или иной момент считались наиболее подходящими.
И вот наконец, в 2020-х годах дошла очередь и до главного корпуса, из-за конфигурации в плане называемого незамысловато «крест». Экстерьер пал жертвой пристрастия большинства московских подрядных организаций к навесным фасадам из керамогранита, а интерьер «вытянул счастливый билет» в виде бюро HAAST, которое смогло использовать выделенный бюджет, чтобы сохранить – если не букву масштабного модернистского пространства, то по крайней мере его дух, пусть и в новой оболочке, и с новым драйвом.
Е. П.
План входной группы. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast
Павел Ладыгин, главный архитектор проектов бюро HAAST
В основе проекта лежат несколько принципов, связанных со спецификой РУДН как образовательной институции и архитектурного объекта.
В университете учатся студенты из разных стран. Это интернациональное сообщество с развитыми связями и различными культурными программами. При этом в РУДН большое внимание уделяется современным образовательным методикам и технологиям, требующим гибкой учебной среды и возможностей для проведения самых различных по формату занятий. На наш взгляд, модернистская стилистика с присущей ей этнической нейтральностью, лаконизмом форм и сдержанной колористикой как нельзя лучше подходила для новых интерьеров главного корпуса РУДН.
Когда мы начали работу над интерьерами, для нас было важно вернуть зданию, построенному по проекту Якова Белопольского во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века, былую чистоту и ясность изначальной архитектурной идеи, привнести свет и воздух, но сделать их столь же актуальными и живыми, как и сам университет.
В оригинальном интерьере большие поверхности облицовывались одним материалом, что создавало ощущение цельности огромного пространства. Пол и стены были облицованы светлым мрамором. Оригинальные полы в холле из каменной плитки были не в лучшем состоянии, но мы настояли на ее сохранении и предложили способ ее реставрации. Мы ввели новые материалы: потолочные вертикальные ламели, напоминающие страницы книги, светло-серую штукатурку под бетон, чтобы сохранить единство, но при этом создать разнообразие за счёт разницы в текстурах и фактурах разных поверхностей, освещённых искусственным и естественным светом, идущим через зенитные фонари. Для отделки фонарей и потолков мы применили деревянную обшивку, которой раньше не было. Но мы посчитали, что она гармонично дополнит светлый камень и «бетон» и придаст теплоту пространству вестибюля.
В подобном пространстве не могли появиться случайные элементы и выпадающие по стилистике и масштабу предметы обстановки. Мы спроектировали несколько объектов, подчеркивающих характер интерьера. В вестибюле обращает на себя внимание огромный объёмный логотип университета. За ним, в холле, мы спроектировали скамейки, образующие либо линейные (вдоль стен), либо кольцевые (вокруг колонн) лаконичные формы в модернистской эстетике. В основание скамеек встроены розетки и USB-порты – для того, чтобы студенты могли здесь заниматься, превращая вестибюль в импровизированную аудиторию. Здесь же, на стене, установлен огромный медиаэкран, благодаря которому в холле можно проводить различные мероприятия.
Не менее гибкое и многофункциональное пространство мы смогли создать в зоне, которую называем коворкингом, но по сути она служит дополнительной аудиторией, где могут собираться и работать как отдельные студенты, так и большие группы под руководством преподавателей. Оформление этой зоны отличается от вестибюля. Тут мы чуть дальше отошли от модернизма, стремясь сделать более живой и позитивный интерьер, который бы способствовал коммуникации и обмену идеями, а не спокойной системной работе. Мы сделали там трансформируемую планировку с мобильной мебелью ярких цветов, которую можно конфигурировать в самых разных комбинациях. В конструкции подвесного потолка мы включили большие ярко окрашенные поверхности, маркирующие места, где можно собираться группами по несколько человек, чтобы обсудить задание или сделать командный проект.
В университете учатся студенты из разных стран. Это интернациональное сообщество с развитыми связями и различными культурными программами. При этом в РУДН большое внимание уделяется современным образовательным методикам и технологиям, требующим гибкой учебной среды и возможностей для проведения самых различных по формату занятий. На наш взгляд, модернистская стилистика с присущей ей этнической нейтральностью, лаконизмом форм и сдержанной колористикой как нельзя лучше подходила для новых интерьеров главного корпуса РУДН.
Когда мы начали работу над интерьерами, для нас было важно вернуть зданию, построенному по проекту Якова Белопольского во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века, былую чистоту и ясность изначальной архитектурной идеи, привнести свет и воздух, но сделать их столь же актуальными и живыми, как и сам университет.
В оригинальном интерьере большие поверхности облицовывались одним материалом, что создавало ощущение цельности огромного пространства. Пол и стены были облицованы светлым мрамором. Оригинальные полы в холле из каменной плитки были не в лучшем состоянии, но мы настояли на ее сохранении и предложили способ ее реставрации. Мы ввели новые материалы: потолочные вертикальные ламели, напоминающие страницы книги, светло-серую штукатурку под бетон, чтобы сохранить единство, но при этом создать разнообразие за счёт разницы в текстурах и фактурах разных поверхностей, освещённых искусственным и естественным светом, идущим через зенитные фонари. Для отделки фонарей и потолков мы применили деревянную обшивку, которой раньше не было. Но мы посчитали, что она гармонично дополнит светлый камень и «бетон» и придаст теплоту пространству вестибюля.
В подобном пространстве не могли появиться случайные элементы и выпадающие по стилистике и масштабу предметы обстановки. Мы спроектировали несколько объектов, подчеркивающих характер интерьера. В вестибюле обращает на себя внимание огромный объёмный логотип университета. За ним, в холле, мы спроектировали скамейки, образующие либо линейные (вдоль стен), либо кольцевые (вокруг колонн) лаконичные формы в модернистской эстетике. В основание скамеек встроены розетки и USB-порты – для того, чтобы студенты могли здесь заниматься, превращая вестибюль в импровизированную аудиторию. Здесь же, на стене, установлен огромный медиаэкран, благодаря которому в холле можно проводить различные мероприятия.
Не менее гибкое и многофункциональное пространство мы смогли создать в зоне, которую называем коворкингом, но по сути она служит дополнительной аудиторией, где могут собираться и работать как отдельные студенты, так и большие группы под руководством преподавателей. Оформление этой зоны отличается от вестибюля. Тут мы чуть дальше отошли от модернизма, стремясь сделать более живой и позитивный интерьер, который бы способствовал коммуникации и обмену идеями, а не спокойной системной работе. Мы сделали там трансформируемую планировку с мобильной мебелью ярких цветов, которую можно конфигурировать в самых разных комбинациях. В конструкции подвесного потолка мы включили большие ярко окрашенные поверхности, маркирующие места, где можно собираться группами по несколько человек, чтобы обсудить задание или сделать командный проект.
Описание предоставлено архитекторами
Основная идея проекта – создать обновленное, современное и комфортное пространство для учёбы и подчеркнуть узнаваемость университета посредством интерьерных решений, дизайна, навигации и авторских паттернов. Были скорректированы некоторые из выбранных материалов для отделки в связи с ситуацией на рынке, также упрощены решения в отделке стен из-за сложности работ и возможного бюджета на строительство.
Основным вызовом в проекте является организация современного учебного пространства с сохранением традиций и атмосферы университета.
Главный корпус – это первое впечатление о РУДН. Каждая деталь дизайна подчеркивает характер и уникальность университета. Входная группа начинается со стойки информации в форме открытой книги. Плавные изгибы подвесных панелей на потолке поддерживают заданную тему и имитируют книжные страницы. Это не только отсылка к знаниям, но и демонстрация открытости миру.
Основной холл является большим светлым пространством, где выделены акценты в виде геометричных световых фонарей с деревянными панелями.
В ходе разработки проекта было принято решение сохранить оригинальную плитку в холле и отреставрировать ее разрушенные части. Так удалось подчеркнуть необычную фактуру и проложить мостик между прошлым и настоящим университета.
Здесь также расположилась зона отдыха с зимним садом и искусственным водоемом. Обилие естественного света в сочетании с природным мотивом создает настоящий оазис для отдыха студентов.
Отличительной чертой зоны коворкинга являются яркие цветовые пятна. Дизайн дополнен лаконичными светильниками для комфортной работы.
На стены нанесена удобная графичная навигация. При ее разработке был использован оригинальный шрифт дизайн-кода РУДН. Для коридорных пространств и аудиторий разработан узнаваемый паттерн с комбинацией букв «РУДН». Он же послужил основой матирования перегородок и других декоративных деталей интерьера.
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast