Масштаб и драйв

Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.

mainImg
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023


Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 
От редакции

Пришло время для реконструкции памятников модернизма. Все, что было построено во второй половине XX века, ветшает и разрушается на наших глазах. Но в отличие от наследия предыдущих архитектурных эпох, модернизм не обладает абсолютной ценностью, и судьбу каждого конкретного здания чаще всего решает его собственник и архитектор, которому поручается адаптировать масштабное, величественное, но неуклюжее и неэффективное сооружение под современные нужды и функции. И в этой лотерее архитектура выигрывает крайне редко.

Но счастливые случаи бывают – и рассказывать о них всегда доставляет особое удовольствие. Не столько потому, что эти реконструкции обладают самоценностью, сколько потому, что они показывают возможный путь адаптации десятков, если не сотен зданий по всей стране, сохраняющих в себе память о потерянных идеалах и мечтах.

Очень хочется верить, что каждый новый случай тактичного и креативного возрождения модернистских зданий и их интерьеров даст повод и аргументы для запуска еще одного подобного проекта. Ведь ничто так не убеждает в возможности успешной реконструкции, как все новые и новые примеры обновленных и по-прежнему прекрасных пространств, созданных во второй половине XX века.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Одним из комплексов, получивших шанс на обновление, стал ансамбль Российского университета дружбы народов (РУДН) на Юго-Западе Москвы. В конце 1960-х – начале 1970-х годов по проекту архитектора Якова Белопольского был построен огромный кампус из десятков корпусов. Университет процветал до перестройки и, как это ни странно, продолжил свое развитие и в новых экономических условиях. Строились новые корпуса, облагораживалась территория. Старые здания время от времени подновлялись и ремонтировались теми способами и теми материалами, которые в тот или иной момент считались наиболее подходящими.

И вот наконец, в 2020-х годах дошла очередь и до главного корпуса, из-за конфигурации в плане называемого незамысловато «крест». Экстерьер пал жертвой пристрастия большинства московских подрядных организаций к навесным фасадам из керамогранита, а интерьер «вытянул счастливый билет» в виде бюро HAAST, которое смогло использовать выделенный бюджет, чтобы сохранить – если не букву масштабного модернистского пространства, то по крайней мере его дух, пусть и в новой оболочке, и с новым драйвом.
Е. П.

План входной группы. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast

cic =

Павел Ладыгин, главный архитектор проектов бюро HAAST

В основе проекта лежат несколько принципов, связанных со спецификой РУДН как образовательной институции и архитектурного объекта.

В университете учатся студенты из разных стран. Это интернациональное сообщество с развитыми связями и различными культурными программами. При этом в РУДН большое внимание уделяется современным образовательным методикам и технологиям, требующим гибкой учебной среды и возможностей для проведения самых различных по формату занятий. На наш взгляд, модернистская стилистика с присущей ей этнической нейтральностью, лаконизмом форм и сдержанной колористикой как нельзя лучше подходила для новых интерьеров главного корпуса РУДН.

Когда мы начали работу над интерьерами, для нас было важно вернуть зданию, построенному по проекту Якова Белопольского во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века, былую чистоту и ясность изначальной архитектурной идеи, привнести свет и воздух, но сделать их столь же актуальными и живыми, как и сам университет.

В оригинальном интерьере большие поверхности облицовывались одним материалом, что создавало ощущение цельности огромного пространства. Пол и стены были облицованы светлым мрамором. Оригинальные полы в холле из каменной плитки были не в лучшем состоянии, но мы настояли на ее сохранении и предложили способ ее реставрации. Мы ввели новые материалы: потолочные вертикальные ламели, напоминающие страницы книги, светло-серую штукатурку под бетон, чтобы сохранить единство, но при этом создать разнообразие за счёт разницы в текстурах и фактурах разных поверхностей, освещённых искусственным и естественным светом, идущим через зенитные фонари. Для отделки фонарей и потолков мы применили деревянную обшивку, которой раньше не было. Но мы посчитали, что она гармонично дополнит светлый камень и «бетон» и придаст теплоту пространству вестибюля.

В подобном пространстве не могли появиться случайные элементы и выпадающие по стилистике и масштабу предметы обстановки. Мы спроектировали несколько объектов, подчеркивающих характер интерьера. В вестибюле обращает на себя внимание огромный объёмный логотип университета. За ним, в холле, мы спроектировали скамейки, образующие либо линейные (вдоль стен), либо кольцевые (вокруг колонн) лаконичные формы в модернистской эстетике. В основание скамеек встроены розетки и USB-порты – для того, чтобы студенты могли здесь заниматься, превращая вестибюль в импровизированную аудиторию. Здесь же, на стене, установлен огромный медиаэкран, благодаря которому в холле можно проводить различные мероприятия.

Не менее гибкое и многофункциональное пространство мы смогли создать в зоне, которую называем коворкингом, но по сути она служит дополнительной аудиторией, где могут собираться и работать как отдельные студенты, так и большие группы под руководством преподавателей. Оформление этой зоны отличается от вестибюля. Тут мы чуть дальше отошли от модернизма, стремясь сделать более живой и позитивный интерьер, который бы способствовал коммуникации и обмену идеями, а не спокойной системной работе. Мы сделали там трансформируемую планировку с мобильной мебелью ярких цветов, которую можно конфигурировать в самых разных комбинациях. В конструкции подвесного потолка мы включили большие ярко окрашенные поверхности, маркирующие места, где можно собираться группами по несколько человек, чтобы обсудить задание или сделать командный проект.
 
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
  • zooming
    3 / 3
    Дизайн элемента интерьера. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
Описание предоставлено архитекторами

Основная идея проекта – создать обновленное, современное и комфортное пространство для учёбы и подчеркнуть узнаваемость университета посредством интерьерных решений, дизайна, навигации и авторских паттернов. Были скорректированы некоторые из выбранных материалов для отделки в связи с ситуацией на рынке, также упрощены решения в отделке стен из-за сложности работ и возможного бюджета на строительство.
Основным вызовом в проекте является организация современного учебного пространства с сохранением традиций и атмосферы университета.

Главный корпус – это первое впечатление о РУДН. Каждая деталь дизайна подчеркивает характер и уникальность университета. Входная группа начинается со стойки информации в форме открытой книги. Плавные изгибы подвесных панелей на потолке поддерживают заданную тему и имитируют книжные страницы. Это не только отсылка к знаниям, но и демонстрация открытости миру.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Основной холл является большим светлым пространством, где выделены акценты в виде геометричных световых фонарей с деревянными панелями.
В ходе разработки проекта было принято решение сохранить оригинальную плитку в холле и отреставрировать ее разрушенные части. Так удалось подчеркнуть необычную фактуру и проложить мостик между прошлым и настоящим университета.

Здесь также расположилась зона отдыха с зимним садом и искусственным водоемом. Обилие естественного света в сочетании с природным мотивом создает настоящий оазис для отдыха студентов.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    7 / 7
    План зоны коворкинга. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН.
    © Haast

Отличительной чертой зоны коворкинга являются яркие цветовые пятна. Дизайн дополнен лаконичными светильниками для комфортной работы.
На стены нанесена удобная графичная навигация. При ее разработке был использован оригинальный шрифт дизайн-кода РУДН. Для коридорных пространств и аудиторий разработан узнаваемый паттерн с комбинацией букв «РУДН». Он же послужил основой матирования перегородок и других декоративных деталей интерьера.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023


Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 

25 Июля 2025

Похожие статьи
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.