Масштаб и драйв

Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.

mainImg
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Павел Ладыгин (ГАП), Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023

Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 
От редакции

Пришло время для реконструкции памятников модернизма. Все, что было построено во второй половине XX века, ветшает и разрушается на наших глазах. Но в отличие от наследия предыдущих архитектурных эпох, модернизм не обладает абсолютной ценностью, и судьбу каждого конкретного здания чаще всего решает его собственник и архитектор, которому поручается адаптировать масштабное, величественное, но неуклюжее и неэффективное сооружение под современные нужды и функции. И в этой лотерее архитектура выигрывает крайне редко.

Но счастливые случаи бывают – и рассказывать о них всегда доставляет особое удовольствие. Не столько потому, что эти реконструкции обладают самоценностью, сколько потому, что они показывают возможный путь адаптации десятков, если не сотен зданий по всей стране, сохраняющих в себе память о потерянных идеалах и мечтах.

Очень хочется верить, что каждый новый случай тактичного и креативного возрождения модернистских зданий и их интерьеров даст повод и аргументы для запуска еще одного подобного проекта. Ведь ничто так не убеждает в возможности успешной реконструкции, как все новые и новые примеры обновленных и по-прежнему прекрасных пространств, созданных во второй половине XX века.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Одним из комплексов, получивших шанс на обновление, стал ансамбль Российского университета дружбы народов (РУДН) на Юго-Западе Москвы. В конце 1960-х – начале 1970-х годов по проекту архитектора Якова Белопольского был построен огромный кампус из десятков корпусов. Университет процветал до перестройки и, как это ни странно, продолжил свое развитие и в новых экономических условиях. Строились новые корпуса, облагораживалась территория. Старые здания время от времени подновлялись и ремонтировались теми способами и теми материалами, которые в тот или иной момент считались наиболее подходящими.

И вот наконец, в 2020-х годах дошла очередь и до главного корпуса, из-за конфигурации в плане называемого незамысловато «крест». Экстерьер пал жертвой пристрастия большинства московских подрядных организаций к навесным фасадам из керамогранита, а интерьер «вытянул счастливый билет» в виде бюро HAAST, которое смогло использовать выделенный бюджет, чтобы сохранить – если не букву масштабного модернистского пространства, то по крайней мере его дух, пусть и в новой оболочке, и с новым драйвом.
Е. П.

План входной группы. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast

cic =

Павел Ладыгин, главный архитектор проектов бюро HAAST

В основе проекта лежат несколько принципов, связанных со спецификой РУДН как образовательной институции и архитектурного объекта.

В университете учатся студенты из разных стран. Это интернациональное сообщество с развитыми связями и различными культурными программами. При этом в РУДН большое внимание уделяется современным образовательным методикам и технологиям, требующим гибкой учебной среды и возможностей для проведения самых различных по формату занятий. На наш взгляд, модернистская стилистика с присущей ей этнической нейтральностью, лаконизмом форм и сдержанной колористикой как нельзя лучше подходила для новых интерьеров главного корпуса РУДН.

Когда мы начали работу над интерьерами, для нас было важно вернуть зданию, построенному по проекту Якова Белопольского во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века, былую чистоту и ясность изначальной архитектурной идеи, привнести свет и воздух, но сделать их столь же актуальными и живыми, как и сам университет.

В оригинальном интерьере большие поверхности облицовывались одним материалом, что создавало ощущение цельности огромного пространства. Пол и стены были облицованы светлым мрамором. Оригинальные полы в холле из каменной плитки были не в лучшем состоянии, но мы настояли на ее сохранении и предложили способ ее реставрации. Мы ввели новые материалы: потолочные вертикальные ламели, напоминающие страницы книги, светло-серую штукатурку под бетон, чтобы сохранить единство, но при этом создать разнообразие за счёт разницы в текстурах и фактурах разных поверхностей, освещённых искусственным и естественным светом, идущим через зенитные фонари. Для отделки фонарей и потолков мы применили деревянную обшивку, которой раньше не было. Но мы посчитали, что она гармонично дополнит светлый камень и «бетон» и придаст теплоту пространству вестибюля.

В подобном пространстве не могли появиться случайные элементы и выпадающие по стилистике и масштабу предметы обстановки. Мы спроектировали несколько объектов, подчеркивающих характер интерьера. В вестибюле обращает на себя внимание огромный объёмный логотип университета. За ним, в холле, мы спроектировали скамейки, образующие либо линейные (вдоль стен), либо кольцевые (вокруг колонн) лаконичные формы в модернистской эстетике. В основание скамеек встроены розетки и USB-порты – для того, чтобы студенты могли здесь заниматься, превращая вестибюль в импровизированную аудиторию. Здесь же, на стене, установлен огромный медиаэкран, благодаря которому в холле можно проводить различные мероприятия.

Не менее гибкое и многофункциональное пространство мы смогли создать в зоне, которую называем коворкингом, но по сути она служит дополнительной аудиторией, где могут собираться и работать как отдельные студенты, так и большие группы под руководством преподавателей. Оформление этой зоны отличается от вестибюля. Тут мы чуть дальше отошли от модернизма, стремясь сделать более живой и позитивный интерьер, который бы способствовал коммуникации и обмену идеями, а не спокойной системной работе. Мы сделали там трансформируемую планировку с мобильной мебелью ярких цветов, которую можно конфигурировать в самых разных комбинациях. В конструкции подвесного потолка мы включили большие ярко окрашенные поверхности, маркирующие места, где можно собираться группами по несколько человек, чтобы обсудить задание или сделать командный проект.
 
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
  • zooming
    3 / 3
    Дизайн элемента интерьера. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    © Haast
Описание предоставлено архитекторами

Основная идея проекта – создать обновленное, современное и комфортное пространство для учёбы и подчеркнуть узнаваемость университета посредством интерьерных решений, дизайна, навигации и авторских паттернов. Были скорректированы некоторые из выбранных материалов для отделки в связи с ситуацией на рынке, также упрощены решения в отделке стен из-за сложности работ и возможного бюджета на строительство.
Основным вызовом в проекте является организация современного учебного пространства с сохранением традиций и атмосферы университета.

Главный корпус – это первое впечатление о РУДН. Каждая деталь дизайна подчеркивает характер и уникальность университета. Входная группа начинается со стойки информации в форме открытой книги. Плавные изгибы подвесных панелей на потолке поддерживают заданную тему и имитируют книжные страницы. Это не только отсылка к знаниям, но и демонстрация открытости миру.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast

Основной холл является большим светлым пространством, где выделены акценты в виде геометричных световых фонарей с деревянными панелями.
В ходе разработки проекта было принято решение сохранить оригинальную плитку в холле и отреставрировать ее разрушенные части. Так удалось подчеркнуть необычную фактуру и проложить мостик между прошлым и настоящим университета.

Здесь также расположилась зона отдыха с зимним садом и искусственным водоемом. Обилие естественного света в сочетании с природным мотивом создает настоящий оазис для отдыха студентов.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    7 / 7
    План зоны коворкинга. Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН.
    © Haast

Отличительной чертой зоны коворкинга являются яркие цветовые пятна. Дизайн дополнен лаконичными светильниками для комфортной работы.
На стены нанесена удобная графичная навигация. При ее разработке был использован оригинальный шрифт дизайн-кода РУДН. Для коридорных пространств и аудиторий разработан узнаваемый паттерн с комбинацией букв «РУДН». Он же послужил основой матирования перегородок и других декоративных деталей интерьера.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Haast
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН
© Haast
Архитектор:
Алексей Авдохин
Павел Хегай
Мастерская:
Haast https://haast.ru/
Проект:
Реконструкция интерьеров РУДН главного корпуса
Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Авторский коллектив:
Алексей Авдохин, Павел Хегай, Павел Ладыгин (ГАП), Арина Воронкова, Василиса Морковкина, Любовь Нащекина, Александр Кубецкий, Евгений Фомченков

2023 / 2023

Заказчик: РУДН

Отделочные материалы: Smart 
Освещение: The light 
Мебель, аксессуары : Smile
Навигация:  Арт Проект 
Металлоискатели: Локаторная техника 

25 Июля 2025

Похожие статьи
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.