И вот, конкурс объявлен – на концепцию вестибюля станции «Лиговский проспект-2», которая станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали и будет принимать основной поток пассажиров, прибывающих из Москвы. Со станцией «Лиговский проспект-1» ее свяжет подземный переход. Открытие намечено на 2028 год.
Условия конкурса не самые обычные: первый этап – квалификационный отбор по портфолио, один из критериев – «высокая профессиональная репутация и не менее пяти лет опыта работы с историческими территориями центральных районов Санкт-Петербурга». Это автоматически отсекает участие бюро из других городов и оставляет поле для широких интерпретаций: какой мерой, интересно, измеряется репутация? Из 21 заявки было отобрано 10, однако позднее «Студия 44» и «СУАР.Т-проект» вышли из конкурса по своей инициативе. Таким образом, в финале боролись восемь команд.
Проекты разработаны с учетом утвержденной планировки: в шестиэтажном здании разместится, собственно, вестибюль станции, а также музей метрополитена, административные помещения и клиентский центр. Основной задачей архитекторов было вписать новое здание в панораму Лиговского проспекта с его разностилевыми постройками, а также оставаться в рамках всех регламентов. Как оказалось, последний пункт и стал решающим.
В состав жюри вошли: главный архитектор города Павел Соколов, председатель КГА Юлия Киселева, председатель КГИОП Алексей Михайлов, президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Владимир Григорьев, руководитель управления проектными работами АО «Метрострой Северной столицы» Станислав Голубев, архитектор Михаил Мамошин и другие.
Присуждение первого места «Студии-17» вызвало большой резонанс: отзывы в основном негативные, срез мнений собрала «Фонтанка» – в подборке есть и наш главный редактор Юлия Тарабарина.
Механизм принятия решения пояснил Владимир Линов, который возглавил экспертный совет.
Владимир Линов
Все участники конкурса нарушили какие-либо заданные ограничения. Особенно это относится к охранным ограничениям по высоте, проценту остекления, скатной крыше и так далее. Выбран победителем проект, в котором жюри усмотрело минимум нарушений и, главное, возможность при проектировании внести нужные поправки без изменения общей композиции.
Действительно, проект «Студии-17» содержит образ транспортного сооружения (ассоциация с арочным остеклением исторических вокзалов), имеет довольно большие глухие поверхности фасада, может быть завершен скатной крышей (металлической или стеклянной), имеет удобную зону входа в метро. Самым важным достоинством проекта, с моей точки зрения, является зрительное сокращений протяженности фасада за счет остекленных скругленных углов. Соответствие модуля уличного фасада нового здания «модулю смежного уличного фронта» (так это формулируется в регламентах) – это важное архитектурное качество.
Все остальные проекты не содержат таких предложений и выглядят «сундуковато» в общих с соседями изображениях. Недостатки могут быть доработаны: более интересный внутренний фасад, предложение по архитектуре проездов и проходов на вокзал по бокам здания.
Действительно, проект «Студии-17» содержит образ транспортного сооружения (ассоциация с арочным остеклением исторических вокзалов), имеет довольно большие глухие поверхности фасада, может быть завершен скатной крышей (металлической или стеклянной), имеет удобную зону входа в метро. Самым важным достоинством проекта, с моей точки зрения, является зрительное сокращений протяженности фасада за счет остекленных скругленных углов. Соответствие модуля уличного фасада нового здания «модулю смежного уличного фронта» (так это формулируется в регламентах) – это важное архитектурное качество.
Все остальные проекты не содержат таких предложений и выглядят «сундуковато» в общих с соседями изображениях. Недостатки могут быть доработаны: более интересный внутренний фасад, предложение по архитектуре проездов и проходов на вокзал по бокам здания.
Предлагаем ознакомиться со всеми проектами-финалистами. Больше информации о них доступно на сайте КГА.
1 место
«Студия-17»
Авторы поясняют, что здание «выполнено в стиле брутализма» и «олицетворяет портал скоростного перемещения из Петербурга в Москву». Роль портала играет большая арка – характерный для архитектуры Санкт-Петербурга элемент. Его, к слову, использовали также Евгений Герасимов, Сергей Орешкин и Максим Атаянц. Среди многочисленных референсов оказались и Зимняя канавка, и Дом Мартенса, и даже Церковь Марии Магдалины в Приморске. Определенно, в арке чувствуется северная суровость – нам она онтологически напомнила Библиотеку университета Хельсинки. В качестве основного материала предлагается использовать натуральный серый или слегка красноватый гранит на нижних ярусах, где камень можно потрогать рукой, и керамогранит – на верхних.
Несмотря на соблюдение процента остекления здание воспринимается именно «стекляшкой»: натуральный камень в таком сочленении с прозрачными поверхностями теряет и массу, и суть. Полукруглые угловые «башни», над которыми парят две чаши неясной этиологии, слишком живо напоминают о «стаканизме» эпохи Валентины Матвиенко – за эту ретроградность проект и получил большую часть критики. Или же именно она стала причиной победы?
Подробнее о проекте ->
2 место
SLOI Architects
Авторы этого проекта, завоевавшего вне конкурса достаточно много симпатий, вполне справедливо рассудили, что на Лиговском проспекте, который собрал здания самых разных стилей, да еще и рядом с терминалом высокоскоростных поездов, вполне допустима современная концепция.
Ключевым элементом выступает колонна-атлант, которая делает вход хорошо заметным. Архитекторы хотели бы, чтобы она вызывала у приезжающих удивление и желание разобраться в инженерном устройстве. Поэтому элемент играет роль «атомарной скульптуры», динамичность которой созвучна движению скоростных поездов. Не в лоб, но изящно и даже с уютом.
Здание имеет классическую трехчастную структуру: галерея первого этажа, ясно очерченный основной объем и аттиковый этаж. Спокойный ритм окон-эркеров прерывает лишь «короб» панорамной витрины музея, через которую прохожие смогут увидеть объекты – например, целый вагон. Аттик же «выводит последний этаж из формулы объекта» и делает пропорции аккуратнее.
Выходящий на вокзальную площадь фасад отыгрывает совсем другую тему: перфорированные волнообразные поверхности напоминают театральный занавес и сразу же задают настроение – попасть с корабля на бал.
Подробнее о проекте ->
3 место
«А.Лен»
В данном проекте первую скрипку играют арки и своды. Главный вход акцентирует большая полуцикрульная арка, абрис которой напоминает логотип петербургского метрополитена и свод подземного тоннеля. Параболические арки поменьше формируют двухуровневую галерею первого этажа. За счет уступов и профилей фасад приобретает многослойную фактуру, словно напечатанную на 3D-принтере. В качестве облицовочного материала, впрочем, используется натуральный камень.
Фасад со стороны терминала ВСЖМ глухой, но его украшают рельефы из узоров, напоминающих железнодорожные пути и все те же своды в виде концентрических кругов.
В интерьере преобладает выразительный пестрый кирпич и клепаный металл, отсылающие к складам Кокоревых и исторической промышленной застройке района.
Подробнее о проекте ->
Финалисты
Евгений Герасимов и партнеры
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Евгений Герасимов и партнеры
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Евгений Герасимов и партнеры
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Евгений Герасимов и партнеры
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Евгений Герасимов и партнеры
ИНТЕРКОЛУМНИУМ
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© INTERCOLUMNIUM
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© INTERCOLUMNIUM
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© INTERCOLUMNIUM
ХВОЯ
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурное бюро «Хвоя»
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурное бюро «Хвоя»
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурное бюро «Хвоя»
Архитектурная мастерская М. Атаянца
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Максима Атаянца
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Максима Атаянца
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Максима Атаянца
АМ Б2
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Б2
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Б2
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
Архитектурная мастерская Б2
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
Архитектурная мастерская Б2