«Золотому острову» быть. Хотя бы в северной части. Общественный совет при мэре Москвы, 29 октября 2008 г.

Главной интригой прошедшего в среду общественного совета был проект планировки северной части «Золотого острова» – с четвертого раза его утвердили. Рассмотрели также проекты воссоздания построек Сретенского монастыря, гостиницу напротив Храма Христа Спасителя, три МФК - в Строгино, в районе Нижегородской улицы, а также недалеко от «Москва-Сити» на Шмитовском проезде, проект планировки поселка «Восточный» на Щелковке, и два отдельных здания – новую гостиницу «Киевская» и дом-арку Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.

mainImg

Начали с проекта воссоздания утраченных построек на территории Сретенского Ставропигиального мужского монастыря, который вызвал наиболее длительные прения, главным образом, между мэром и представителями церкви. Сретенский монастырь – один из древнейших в Москве, основан еще в XIV в. К началу XX в. его территория занимала весь угол между Рождественским бульваром и улицей Большая Лубянка – в этих границах монастырь и хотят восстанавливать. В годы советской власти было утрачено большинство монастырских построек - церковь Марии Египетской, церковь Николая Чудотворца, Святые ворота по Большой Лубянке с надвратной колокольней. Сохранился лишь главный храм Владимирской Божьей матери XVII в. и сильно перестроенные настоятельские кельи к. XVII-XVIII вв. Зато на месте бывшего погоста появилась краснокирпичная школа.

Передача этой земли патриархии дело решенное. Церковь уже получила здания усадьбы XVIII-XIX вв. по Рождественскому бульвару, 16., а французскую школу будут сносить. Для нее, кстати, уже нашли два новых адреса. По проекту воссоздаются надвратная колокольня, удачно замыкающая перспективу Большой Лубянки, со стороны бульвара – надвратная церковь, а также братский корпус, объем которого ограничит внутреннюю территорию монастыря.

Камнем преткновения стал проект нового храма, разработанный коллективом Михаила Посохина. Он был представлен в 2-х вариантах – в первом случае – бесстолпный, центричный (с четырьмя экседрами) и монументально-большой, во втором – пониже, подчиненный доминанте Владимирского собора, но, как ни странно, той же вместимости – около 1500 человек. Мэр категорически отказался от нового строительства на монастырской территории  в таких масштабах: «На месте школы мы получим конкурента старинному монастырю, намоленному месту, который, по сути, подавляет своими размерами существующий храм». Представитель монастыря, напротив, настаивал на больших объемах, поскольку Сретенский монастырь – центр паломничества и храм должен вместить всех верующих.
 
В итоге, «принципиально не возражая против нового церковного строительства» на территории монастыря, члены совета согласились с меньшим масштабом такого строительства. Юрий Лужков утвердил восстановление келий, строительство маленькой церкви или часовни в честь погребенных здесь воинов, павших в Бородинском сражении, а также жертв репрессий, расстрелянных тут в 1920-30-е гг. А также с воссозданием колокольни и надвратной церкви – но отверг здание гигантского храма. Мэр предложил на месте, предназначенном для нового большого храма, устроить прихрамовую площадь перед существующей Владимирской церковью.

Следующий объект – МФК в Строгино, о котором мы уже писали, был одобрен достаточно быстро. Как заметил Александр Кузьмин, в случае со Строгино необходимо решать два насущных вопроса – обеспечить «спальный район» рабочими местами и бытовым обслуживанием, и второе – решить транспортную ситуацию. Расположенный на пересечении МКАД с Новорижским шоссе, новый МФК, в отличие от подобных ему окраинных комплексов, имеет полностью самостоятельное транспортное обеспечение – отдельные заезды со стороны города и из области, с МКАД делается новая эстакада и разгонная полоса. Планируется также строительство новой станции метро «Троице-Лыково», от которой до комплекса пустят монорельс.  

Площадь комплекса огромна – около 1 200 000 кв.м. на 24 га, из которых, правда, половина – парковка, рассчитанная на 12 тыс. мест. Объемно-планировочное решение, представленное в свое время на архитектурном совете, мало изменилось: комплекс составляют 4 офисные башни по 38 этажей и чуть пониженный объем гостиницы и апартаментов (21 этаж). В 4-хэтажном «стилобате» размещаются торговая зона, конгресс-холл, академия кулинарного искусства и пр. По результатам ландшафтно-визуального анализа остановились на высотной отметке в 160 м., в сторону храма в Троице-Лыкове этажность снижается.
Мэр предложил проект поддержать, и возражений не последовало.

Судьба следующего МФК с официальным названием «Торгово-культурный и гостиничный комплекс в районе «Нижегородский», ЮВАО» оказалась не столь легкой. Этот комплекс – часть масштабного проекта перепланировки треугольного участка между Нижегородской, Новохохловской улицами и Третьим кольцом. Вдоль его восточной границы должно вскоре пройти Четвертое кольцо – здесь два новых московских кольца почти смыкаются. Для начала планируется развитие общественных центров вдоль Нижегородской улицы, а в впоследствии – освоение промышленных территорий вдоль Третьего кольца и идущих рядом отводов окружной железной дороги.

Нынешний высотный комплекс, являющийся, между тем, частью системы высотных доминант «Нового кольца Москвы», спроектирован британским бюро RTKL совместно с мастерской Сергея Ткаченко «Арка». Он вытянут вдоль Нижегородской улицы, от которой в то же время отгорожен вплотную подступающими жилыми кварталами 1970-х и более поздних годов постройки. Площадь участка всего 6.7 га, а общая площадь комплекса с гостиницей 4*, офисами, торговыми и развлекательными функциями – свыше 500 тыс. кв.м. От ощущения чрезмерной плотности не спасает даже разновысотная композиция, аккуратно понижающаяся от угловой доминанты гостиницы в 181 м. к центру города.
Мэр посчитал, что этот объект «предельно скученный» и, не считая нужным его обсуждать, отклонил.

Далее на совете был в очередной раз представлен проект планировки уникальной территории московского центра – кварталов №357-361 в районе Якиманки, более известных как «Золотой остров». Предыдущий раз он рассматривался на совете 20 июня и был отклонен из-за несоответствия требованиям Москомнаследия. На этот раз историко-культурные исследования были проведены совместно Москомнаследием и Москомархитектурой, правда, не полностью: территорию «Ударника» и «Красного Богатыря» Александр Кузьмин и Валерий Шевчук согласовать между собой так не смогли. В итоге обсуждали  проект Садовников, или «участка между двумя мостами» – или между Большой Полянкой и Большой Ордынкой. Разговор о самой интересной части проекта – застройке «Красного Октября» – оставили на потом.

В новом варианте повсеместно снизилась высотность застройки, это видно на примере «Царева сада», который от 6-8 уменьшился до 3-4 этажей. На 2 метра была урезана высота гостиничного комплекса рядом с Каменным мостом. Такой же высоты будет и остальная часть острова, за исключением, пожалуй, владений Роснефти, где высотность может быть поднята. Как отметил Александр Кузьмин, только на этом участке можно менять и реконструировать объемы и даже перекрыть двор, наподобие Гостиного двора, придерживаясь при этом исторической планировки. По требованию Москомнаследия, авторы проекта отказались от плотной застройки у резиденции английского посла – бывшей усадьбы Харитоненко (Софийская наб., 14), выстроенной знаменитым Федором Шехтелем. Пристройку к усадьбе, сделанную позднее для хранения картин, решено реконструировать, а не сносить. Еще одна историческая доминанта в этом квартале – церковь Софии Премудрости Божией перед Кокоревским подворьем, нуждается, по мнению Валерия Шевчука, в раскрытии вида, что важнее стоящего рядом здания советских годов, которое предполагается разобрать.

Емкость застройки территории острова в результате уменьшается, остаются гостиницы, апартаменты, общественные функции и «чуть-чуть офисов». Юрий Лужков на этот раз поддержал проект планировки и градостроительный регламент – при условии рассмотреть снос упомянутого Шевчуком советского здания. Мэр еще раз напомнил архитекторам о необходимости «все приводить к спокойным уровням».
 
Продолжая тему регенерации территорий в центре, члены совета рассмотрели проект фронта застройки между Пречистенской набережной и Всехсвятским переулком со строительством внутри квартала гостиницы. Новое здание, спроектированное Сергеем Ткаченко, «закрепляет» угол набережной и переулка, вписываясь в сложившуюся высотность – оно 4-х этажное с пятым мансардным этажом корпуса вдоль Пречистенской набережной. Идея накрыть гостиницу мансардой, чтоб увеличить площадь, возражений не вызвала при условии, что будет найден «более приемлемый вариант архитектурного решения». Члены совета единодушно отвергли предложенное решение фасадов – «в классическом и неорусском стиле», где «налицо утрата масштаба исторической среды». По словам Михаила Посохина, это проявляется в гигантских нарисованных арках, обращенных в сторону памятника Александру II, которые превышают даже порталы храма, в то время как соседнее дико голубое здание Глазуновской академии, хоть и новое, «но имеет гораздо более тонкий и мелкий масштаб». Посохина поддержал Юрий Гнедовский, подчеркнув идею «спокойного» фона для храма.

Юрий Лужков предложил согласиться с объемами, а фасадное решение еще раз рассмотреть на архитектурном совете: «Здесь этот «въезд в туннель метро» кажется неуместным. Формы грубые, крупные, «как из-под топора». Вместо этого мэр предложил подумать над ансамблем и призвал авторов в следующий раз представить несколько вариантов.

Следующий вопрос, касающийся проекта планировки поселка «Восточный», после доклада Александра Кузьмина показался достаточно ясным, поэтому и приняли его без возражений. Проект входит в большую программу по перепланировке деревень, сел и пр. в границах Москвы. Градостроительная идея заключалась в том, чтобы сформировать на въезде в город по Щелковскому шоссе единый ансамбль, заменивший собой устаревшие жилые дома. Застройка тут, как отметил Кузьмин, разнообразная по высоте и по возрасту, в итоге в проекте получились как бы две части – одна 4-хэтажная, другая – в 12-14 этажей, а между ними – школы, детсады и пр. В проект входит снос блочной 9-тиэтажки 1960-х годов постройки, поскольку капремонта в ней не было, а сам участок имеет важное градообразующее значение – здесь выстроят жилой дом по индивидуальному проекту. Жители согласны примириться со стройкой так называемого «стартового дома» под своими окнами, поскольку в него же и переедут. В итоге проект не вызвал у мэра вопросов.

Третий МФК в программе заседания – под названием «культурно-деловой комплекс на месте «Мельничного комбината №4»» был одобрен советом «наполовину». Участок расположен фактически напротив «Москва-Сити», по другую сторону Третьего кольца, на Шмитовском проезде, вл. 39. Треть территории комбината пойдет под новые магистрали для обслуживания Сити, на оставшемся участке мастерская Сергея Ткаченко спроектировала комплекс с апарт-отелем, гостиницей, офисами и инфраструктурой. По контрасту с разнообразными по форме объемами Сити здесь все гораздо проще, если не сказать примитивнее: 3 вытянутые призмы и две поменьше, связанные переходом наподобие портала, поставлены на общий стилобат. На месте кварталов между «Мельничным комбинатом» и Москвой-рекой, где сейчас, кстати, готовится к выводу интернат, предполагается строительство муниципального жилья переменной этажности с утроением площадей до 300 тыс. кв.м. Транспортная схема всего этого квартала определяется перспективами развития «Москва-Сити». Планируется пробивка Шелепихинской набережной от Сити до Краснопресненской набережной, строительство улицы в продолжении Шелепихинского шоссе с выводом на дублер Кутузовского проспекта.  

Юрий Лужков заметил, что формы комплекса напоминают ему трубы строгинской АТС, поэтому мэр поддержал проект как идею, но при условии последующих разработок по части архитектуры. А Шелепихинскую набережную, предупредил Юрий Лужков, «надо застраивать не стекляшками, а нормальным жильем и только под муниципальные цели». 

Далее был рассмотрен проект офисного здания на Можайском шоссе Алексея Бавыкина, о котором мы уже неоднократно писали.
Это один из самых интересных проектов современной Москвы, вошедший в число зданий, показываемых сейчас в павильоне России не биеннале. Он совмещает стилизованную арку-руину и проходящий сквозь нее современный стеклянный объем, любопытный «нос», заглядывающий из нового города в старый. Если это здание построят, оно может стать еще одной достопримечательностью Кутузовки. Представляя проект совету, Александр Кузьмин подчеркнул его градостроительное значение как одной из вех, обозначающих въезд в город. Проект поддержали Алексей Клименко, Виктор Логвинов, Юрий Гнедовский, Юрий Платонов. Со словам Юрия Платонова, «это самое интересное, что рассматривалось сегодня на совете».
Но Юрий Лужков резко отверг проект, вспомнив при этом о недавно завершенном неподалеку торговом центре «Времена года» Владимира Плоткина и призвав «завершить экспериментировать здесь». По-видимому, проект летающих тарелок интековского БРТ-Рус с противоположной стороны Можайского шоссе экспериментом не является. Итак, мэр рассудил следующим образом: «Здесь въезд не в город, а въезд этого здания в арку… Я видел сцены, когда поезд сталкивался с автомобилем, но чтобы здание с аркой…». И счел, что здание «выглядит незаконченным». К мнению градоначальника присоединились Юрий Григорьев и Юрий Росляк, указывая на торчащую в сторону шоссе арматуру «нарочно руинированной» конструкции. Проект будет вновь рассмотрен архсоветом и затем опять на общественном.

Зато с классическим решением фасадов новой гостиницы «Киевская» архитектора Цветинского согласились все до одного. Новый комплекс, выстраиваемый на месте старой гостиницы, располагается с запада от площади Киевского вокзала, между Брянской и Киевской улицами и 2-м Брянским переулком. Композиция составлена из 3-х блоков – гостиницы, офисов и паркинга, а также включает торговые помещения, расположенные по принципу галереи вдоль Киевской улицы. Гостиничное крыло развернуто по 2-му Брянскому переулку и имеет форму пластины. Сложнее по форме офисный блок, подковообразный объем которого окружает внутренний дворик. Его главный фасад открыт в сторону Киевской, а центральный вход устроен с закругленного угла на пересечении этой улицы со 2-м Брянским переулком.
 
Александр Кузьмин напомнил, что предыдущее решение гостиничных фасадов было в стекле, теперь же «решили продлить внешний фасад в сталинской архитектуре», похожей на близлежащий Кутузовский проспект. Возражений это не вызвало, единственное, что отметил Юрий Гнедовский – фасады нарисованы слабо. Мэр с ним согласился и предложил вынести этот вопрос на архитектурный совет.

Последний вопрос по размещению торгово-административного комплекса «Крестовский», о котором мы писали, также не заставил присутствующих долго ждать. Вынесенная на совет 2-я очередь ТК является частью концепции формирования нового облика площади Рижского вокзала. Комплекс расположен в ее восточной части. Высотной доминантой в северной части участка станет новая гостиница, рынок сносится, вокруг станции метро организуется круглая площадь, на которую «реагирует» форма фасадов ТК «Крестовский». Однако в этот раз его архитектуру не рассматривали, а с объемами в 40 тыс. кв.м. все согласились. Вопрос с фасадами, по предложению мэра, переложили на архитектурный совет, который и примет окончательное решение.

Вот так… похоже, слабо нарисованные фасады имеют более высокий уровень согласовательной проходимости.

Фотографии Натальи Коряковской
Генплан развития территории Сретенского монастыря. ГУП «Моспроект-2», им. М.В. Посохина, М.М. Посохин и др.
Генплан развития территории Сретенского монастыря. ГУП «Моспроект-2», им. М.В. Посохина, М.М. Посохин и др.
Генплан развития территории Сретенского монастыря. ГУП «Моспроект-2», им. М.В. Посохина, М.М. Посохин и др.
Генплан развития территории Сретенского монастыря. ГУП «Моспроект-2», им. М.В. Посохина, М.М. Посохин и др.
Генплан развития территории Сретенского монастыря. ГУП «Моспроект-2», им. М.В. Посохина, М.М. Посохин и др.
Многофункциональный комплекс в Строгино. ОАО «ЭНПИ», И.С. Грицкевич, В.О. Кондратьев и др.
Многофункциональный комплекс в Строгино. ОАО «ЭНПИ», И.С. Грицкевич, В.О. Кондратьев и др.
zooming
Многофункциональный комплекс в Строгино. ОАО «ЭНПИ», И.С. Грицкевич, В.О. Кондратьев и др.
«Торгово-культурный и гостиничный комплекс в районе «Нижегородский», ЮВАО. RTKL-UK(Великобритания), ООО «Арка», Н.И. Рыбин и др.
«Торгово-культурный и гостиничный комплекс в районе «Нижегородский», ЮВАО. RTKL-UK(Великобритания), ООО «Арка», Н.И. Рыбин и др.
zooming
Проект планировки территории кварталов 357-361 «Золотой остров». Москомархитектура, ГУП НИиПИ Генплана Москвы: Кузьмин А.В., Ткаченко С.Б. и др.
Проект планировки территории кварталов 357-361 «Золотой остров». Москомархитектура, ГУП НИиПИ Генплана Москвы: Кузьмин А.В., Ткаченко С.Б. и др.
Проект регенерации фронта застройки между Пречистенской набережной и Всехсвятским переулком. ООО «арка», С.Б. Ткаченко, Н.И. Рыбин и др. Макет.
Проект регенерации фронта застройки между Пречистенской набережной и Всехсвятским переулком. ООО «арка», С.Б. Ткаченко, Н.И. Рыбин и др.
Культурно-деловой комплекс на месте «Мельничного комбината №4». ООО «Арка», С.Б. Ткаченко, Б.В. Андреев и др.
Гостиничный комплекс на месте гостиницы «Киевская». ООО «Проект-инвест», Ю.Ф. Цветинский.
Гостиничный комплекс на месте гостиницы «Киевская». ООО «Проект-инвест», Ю.Ф. Цветинский.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант) © Мастерская архитектора Бавыкина
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант)
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе. ООО «А. Бавыкин и партнеры»
Проект планировки поселка «Восточный», ТППМ ВАО ГУП ГлавАПУ, Д.С. Давыдов и др.
Проект 2-й очереди торгово-административного центра «Крестовский». ООО «Олекс-Холдинг-М», А.М. Пономаренко, А.С. Нестеров и др.

30 Октября 2008

Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Тень тени
Проект офисного здания на Можайском шоссе вновь утвержден в новой версии Алексея Бавыкина.
Брюсов брат
Алексей Бавыкин спроектировал здание, продолжающее и по-своему развивающее пластические темы дома в Брюсовом переулке. Главной темой в нем стала вечная: борьба вертикалей с горизонталью. Она отсекает, они – прорываются.
«Дуло» в спину авангарда
В проекте здания в Третьем Автозаводском проезде пришлось, по настоянию московских властей, изменить функцию. Вслед за ней изменили и проект, углубив заложенную в нем мысль лет этак на пятьсот. Была колонна в теле авангарда, стала – башня.
Музей света
Проект Музея второй мировой войны в Гданьске, сделанный Алексеем Бавыкиным для открытого международного конкурса, наделен очевидным и романтическим сюжетом. Это светлый храм-замок, вырастающий на пути гигантского снаряда.
Палуба для «Титаника»
Вслед за высотным «Титаником» мастерская «Алексей Бавыкин и партнеры» спроектировала на Альпийской улице города Сочи малоэтажный жилой комплекс галерейного типа.
Метаморфозы разнообразия
18 мая в выставочном зале Союза архитекторов России открылась выставка работ последних лет архитектурной мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры». Получившая название «Метаморфозы», она открывает цикл экспозиций, посвященных актуальной практике лучших архитектурных бюро России. Пример Алексея Бавыкина и его команды показывает, что даже в кризис работа кипит.
Желтый лист осенний
На самом краю жилого района Строгино архитектор Алексей Бавыкин спроектировал высотный жилой дом под названием «Золотая осень». Это светло-палевая башня, прикрытая гигантским золотистым «листом», указывающим, как стрелка, в сторону центра города.
В отсутствие проекта планировки
10 февраля на рассмотрение архитектурного совета Москвы были представлены проекты Владимира Плоткина и Алексея Бавыкина. Эксперты высоко оценили оба проекта, однако первый был одобрен для показа на Общественном совете, а второй – отложен до того момента, когда НИиПИ Генплана разработает проект планировки территории, на которой расположен участок будущего строительства.
Кризиса как и не бывало. Заседание Общественного совета...
24 июня общественный совет начался с благоустроительной темы, «городской мебели» и городских туалетов. А далее рассматривал на редкость крупные проекты, как будто и не кризис на дворе. Был поддержан проект общей площадью 1 000 000 кв. м на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, а также бизнес-комплекс на Малой Почтовой, за новым корпусом Бауманского института. Похвалили, но воздержались от согласования очередной высотки в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. На проект музея «Танка Т-34» решили объявить конкурс. В заключение мэр принял проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.
Дом-арка
На Можайском шоссе начинается строительство офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Как считает автор, на последнем этапе ему удалось внести существенные изменения, которые позволили лучше раскрыть важную для архитектора тему
Авангардная доминанта
Строительство башни «ВДНХ» Алексея Бавыкина завершилось прошедшей весной. 35-этажная доминанта, архитектура которой верна духу и букве поисков русского рационализма, стала заметным акцентом в панорамах севера Москвы и при этом умудрилась не подавить ближайшее окружение
Дикий ордер
Дом с деревьями на фасаде в Брюсовом переулке, о проекте которого мы писали относительно недавно, построен уже практически целиком – осталась только внутренняя отделка, и теперь появилась возможность увидеть его вживую. Благодаря экскурсии, организованной 7 апреля проектом «Свобода доступа», нам удалось посмотреть на дом не только снаружи, но и изнутри и даже посмотреть на Москву с его балкона
Проросший историзм
Здание, которое должно появиться на Можайском шоссе, состоит из 11-этажной «каменной» арки и врезанного в нее под прямым углом футуристического объекта. Первое впечатление – что в руине римского акведука открылся портал, наподобие киношных «звездных врат», и сквозь него в наше пространство проник стеклянный «пришелец»
Колонна в теле авангарда
Офисное здание Бавыкина для Автозаводской улицы – это погружение в архитектурный язык Ильи Голосова, то ли в шутку, то ли всерьез демонстрирующее классические истоки поисков знаменитого авангардиста
Дом на Херсонской
Двадцатипятиэтажный жилой дом  вторит дуге  Херсонской улицы. Всем своим видом здание показывает что оно принадлежит, во-первых, городу, во-вторых, большому многофункциональному комплексу, который планируется построить рядом
Дом-улица
Алексей Бавыкин представил проект нового многофункционального комплекса на 1-ой улице Ямского поля, д. 12
Башня «ВДНХ»
К северу от территории ВВЦ, на Сельскохозяйственный улице, растет новая, яркая  высотная доминанта – строится жилой небоскреб по проекту Алексея Бавыкина
Пластика для улицы
В начале Нижней Красносельской улицы начинается строительство нового офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Будучи построен, этот небольшой дом имеет все шансы распространить свое обаяние на весь прилегающий квартал
Титаник
Алексей Бавыкин строит жилой комплекс в Сочи на пересечении Кубанской улицы и Морского переулка
Полеты
Архитектор Алексей Бавыкин, известный своим почтительным отношением к наследию русского конструктивизма, спроектировал жилой многофункциональный комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице в Москве
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.