19.06.2006

Памятник тополю

В Брюсовском переулке строится жилой дом с уникальным фасадом из каменных "деревьев"

информация:

фасад по Брюсову пер.
фасад по Брюсову пер.открыть большое изображение
Хорошо известно, что дерево – прообраз любой колонны. Дом Алексея Бавыкина в Брюсовом переулке использует эту тему для создания очень зрелищной, отчасти театрализованной декорации. Главный фасад, выходящий в переулок, расчерчен гигантскими каменными изображениями древесных стволов, каждый из которых по замыслу архитектора должен быть увенчан настоящим зеленым деревом, помещенным в кадке, хитроумно встроенной в верхнюю часть бетонной опоры. Получается, что условный стилизованный «лес» буквально «перерастает» в настоящий, что сразу же вызывает целый ряд ассоциаций, из которых простейшая – березки, легко приживающиеся на заброшенных крышах – за тем исключением, что здешний сад расположен на уровне пентхаузов. Надо сказать, дерн на кровле загородного дома – нередкое украшение нынешних загородных домов, но идею поднять деревья с троттуара и поставить на уровень шестого этажа городского дома надо признать новой.

И все же сравнение, которое наиболее точно отражает замысел архитектора, – это растительная разновидность капители на вершине каменного «ствола» колонны. И здесь становится ясным основное отличие от обычных колонн, которые по определению должны что-то нести, поддерживать карниз здания или статую: ветви живых деревьев тянутся только к небу, и не могут служить опорой для реальной или вымышленной тяжести, поэтому карниз отступает, поднимаясь выше, превращаясь в навес-козырек над открытым висячим садом.

Можно сказать, что изобретенный Бавыкиным растительный фасад предлагает неординарное решение характерной московской проблемы сочетания новых построек с исторической застройкой. Обычно этот вопрос решался двумя путями: либо обращением к «классическим» архитектурным стилям, что можно понять как попытку новых зданий притвориться старыми, либо – строительством как правило более качественных, но абстракнтых и вежливо-равнодушных к окружению европеизированных объемов. Древесный дом Алексея Бавыкина предлагает третий путь, можно так сказать, сюжетный: его фасад – архитектурная картина, изображающая собой сквер – небольшой, засаженный характерными многострадальными тополями, растущими по пять из одного корня, с ветвями, обрубленными по всей длине, и все равно каждую весну упрямо прорастающими новыми пучками зелени. 

Результат отчасти напоминает европейский прием маскировки памятника архитектуры во время его реконструкции, когда временно невидимы шедевр затягивают пленкой с его схематичным изображением. Здесь перед нами тоже декорация-ширма, примиряющая блестящий остеклением криволинейных плостей основной объем здания с соседними домами и заодно - разыгрывающая перед нами статичный, но от этого не менее интересный спектакль на тему столичного дворика в его редакции на вторую половину прошлого, XX века.

Но изумительный фасад – только часть архитектурного замысла. Дом продолжает разыгрывать тему переходного звена между двумя соседними постройками – в правой части, прилегающей к типичному доходному дому, невысокий и замысловатый, он робко  раскланивается с престарелым предком парой атлантов перед парадным входом. Часть, прилегающая к элитной розово-кирпичной брежневской многоэтажке, подчеркнуто современнее, геометричнее и выше, она даже расстается, хотя и неохотно, с кирпичной облицовкой, открывая простую белую гладь стен. Как хороший доходный дом, он имеет внутренний двор, по правилам современного элитного строительства, превращенный в атриум. Как уважающее себя произведение современной архитектуры, дом, наконец, обладает планом, состоящим почти сплошь из изгибов, «древесный» фасад – его единственная прямая линия, «приложенная» к основному, остекленному и очень современному объему, как если бы это была передняя стена реконструированного старого здания. Только вся эта сцена – целиком придумана и разыграна архитектором с самого начала.
вид с Брюсова пер. Визуализация (проект)
вид с Брюсова пер. Визуализация (проект)открыть большое изображение
эскиз
эскизоткрыть большое изображение
эскиз
эскизоткрыть большое изображение
в процессе строительства
в процессе строительстваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Никита Явейн
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Илья Уткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Александр Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Константин Ходнев
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Бирюков
  • Анатолий Столярчук
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Барклянский
  • Павел Андреев
  • Александр Скокан
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Селивохин
  • Рустам Керимов
  • Даниил Лоренц
  • Роман Леонидов
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Александр Попов
  • Алексей Курков
  • Карен Сапричян
  • Станислав Белых
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Валерий Лукомский
  • Антон Бондаренко
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Марк Сафронов
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Зайченко

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи