19.06.2006

Памятник тополю

В Брюсовском переулке строится жилой дом с уникальным фасадом из каменных "деревьев"

информация:

Дом в Брюсовом переулке. Фасад по Брюсову пер. 2003-2006
Дом в Брюсовом переулке. Фасад по Брюсову пер. 2003-2006
© Алексей Бавыкин и партнёры
Хорошо известно, что дерево – прообраз любой колонны. Дом Алексея Бавыкина в Брюсовом переулке использует эту тему для создания очень зрелищной, отчасти театрализованной декорации. Главный фасад, выходящий в переулок, расчерчен гигантскими каменными изображениями древесных стволов, каждый из которых по замыслу архитектора должен быть увенчан настоящим зеленым деревом, помещенным в кадке, хитроумно встроенной в верхнюю часть бетонной опоры. Получается, что условный стилизованный «лес» буквально «перерастает» в настоящий, что сразу же вызывает целый ряд ассоциаций, из которых простейшая – березки, легко приживающиеся на заброшенных крышах – за тем исключением, что здешний сад расположен на уровне пентхаузов. Надо сказать, дерн на кровле загородного дома – нередкое украшение нынешних загородных домов, но идею поднять деревья с троттуара и поставить на уровень шестого этажа городского дома надо признать новой.

И все же сравнение, которое наиболее точно отражает замысел архитектора, – это растительная разновидность капители на вершине каменного «ствола» колонны. И здесь становится ясным основное отличие от обычных колонн, которые по определению должны что-то нести, поддерживать карниз здания или статую: ветви живых деревьев тянутся только к небу, и не могут служить опорой для реальной или вымышленной тяжести, поэтому карниз отступает, поднимаясь выше, превращаясь в навес-козырек над открытым висячим садом.

Можно сказать, что изобретенный Бавыкиным растительный фасад предлагает неординарное решение характерной московской проблемы сочетания новых построек с исторической застройкой. Обычно этот вопрос решался двумя путями: либо обращением к «классическим» архитектурным стилям, что можно понять как попытку новых зданий притвориться старыми, либо – строительством как правило более качественных, но абстракнтых и вежливо-равнодушных к окружению европеизированных объемов. Древесный дом Алексея Бавыкина предлагает третий путь, можно так сказать, сюжетный: его фасад – архитектурная картина, изображающая собой сквер – небольшой, засаженный характерными многострадальными тополями, растущими по пять из одного корня, с ветвями, обрубленными по всей длине, и все равно каждую весну упрямо прорастающими новыми пучками зелени. 

Результат отчасти напоминает европейский прием маскировки памятника архитектуры во время его реконструкции, когда временно невидимы шедевр затягивают пленкой с его схематичным изображением. Здесь перед нами тоже декорация-ширма, примиряющая блестящий остеклением криволинейных плостей основной объем здания с соседними домами и заодно - разыгрывающая перед нами статичный, но от этого не менее интересный спектакль на тему столичного дворика в его редакции на вторую половину прошлого, XX века.

Но изумительный фасад – только часть архитектурного замысла. Дом продолжает разыгрывать тему переходного звена между двумя соседними постройками – в правой части, прилегающей к типичному доходному дому, невысокий и замысловатый, он робко  раскланивается с престарелым предком парой атлантов перед парадным входом. Часть, прилегающая к элитной розово-кирпичной брежневской многоэтажке, подчеркнуто современнее, геометричнее и выше, она даже расстается, хотя и неохотно, с кирпичной облицовкой, открывая простую белую гладь стен. Как хороший доходный дом, он имеет внутренний двор, по правилам современного элитного строительства, превращенный в атриум. Как уважающее себя произведение современной архитектуры, дом, наконец, обладает планом, состоящим почти сплошь из изгибов, «древесный» фасад – его единственная прямая линия, «приложенная» к основному, остекленному и очень современному объему, как если бы это была передняя стена реконструированного старого здания. Только вся эта сцена – целиком придумана и разыграна архитектором с самого начала.
вид с Брюсова пер. Визуализация (проект)
вид с Брюсова пер. Визуализация (проект)
эскиз
эскиз
эскиз
эскиз
в процессе строительства
в процессе строительства

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Зураб Басария
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Уткин
  • Иван Рубежанский
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Константин Ходнев
  • Александр Асадов
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Сергей Труханов
  • Полина Воеводина
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Наталия Зайченко
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Порошкин
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Наталия Порошкина
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Подгорнов
  • Левон Айрапетов
  • Роман Леонидов
  • Даниил Лоренц
  • Вероника Дубовик
  • Николай Миловидов
  • Тотан Кузембаев
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Иван Кожин
  • Никита Токарев
  • Катерина Грень
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Кристина Павлова
  • Юрий Сафронов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Орешкин
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Антон Яр-Скрябин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом с подземным гаражом на ул. Академика Павлова
  • Загородный дом
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи