Пластика для улицы

В начале Нижней Красносельской улицы начинается строительство нового офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Будучи построен, этот небольшой дом имеет все шансы распространить свое обаяние на весь прилегающий квартал

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

13 Октября 2006
mainImg

Архитектор:

Алексей Бавыкин

Мастерская:

Алексей Бавыкин и партнёры

Проект:

Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Л.Бавыкин (руководитель), Г.А.Гурьянов, М.М.Марек, при участии Ю.В.Ранневой, Е.Б.Рыбаковой конструкторы: К.О.Кабанов, М.В.Федоров инженер: Л.Н.Слуцковская

2006

Заказчик: ООО «Вестстроймет»
Городское пространство в районе Нижней Красносельской улицы сейчас выглядит достаточно печально. Здесь заканчивается условно-культурный, прилегающий к «Бауманке» район «Немецкой слободы», и начинается довольно-таки унылая смесь промышленных и жилых зданий, тянущаяся до Трех вокзалов. Границу между ними отмечает ярко-бирюзовый храм Богоявления в Елохове, большинству москвичей известный тем, что в советское время он был кафедральным – главным патриаршим собором, а для экскурсоводов и их слушателей замечательный потому, что в когда-то бывшей на его месте деревянной церкви крестили новорожденного Сашу Пушкина. «За спиной» облепленного колонами разухабисто-нарядного собора уходящая к вокзалам Нижняя Красносельская улица, если ее специально не искать, как-то не особенно заметна: резкие изломы «красной линии», два жилых кирпичных дома – хрущевский, за ним брежневский, неряшливые корпуса семидесятнических зданий завода счетно-аналитических машин. Между этими, в общем-то, мало примечательными объектами встраивается офисное здание Алексея Бавыкина.  

Рассматривая проект, нельзя не заметить несколько нетипичных для современной Москвы особенностей будущей постройки. Прежде всего, зданию удивительным образом удается распространить свое обаяние на весь ближайший квартал, не выходя при этом за физические рамки отведенного участка. Оно не бросается в глаза – но украшает, так и хочется сказать – лечит это неуютное место, прививая ему ненавязчивую интригу, замешанную на отношении нового здания к окружающим домам.  

Суждения о соседних постройках дом выражает предельно ясно с помощью собственных, архитектурных средств. От завода он отгораживается металлизированным «щитом» - иллюзия оцинкованного листа, огибающего дом с тыльной стороны и обнимающего его основной объем нависающим сверху козырьком, создается с помощью имитирующих стальной блеск фасадных панелей. К ближайшему жилому дому здание, наоборот,  «прирастает» плавной каменной дугой – глядя со стороны можно подумать, что оно будет опираться на кстати подвернувшегося «соседа». Однако по современным нормам такой прием невозможен, поэтому, рассказывает Алексей Бавыкин, прилегающие к жилому дому пять этажей – это навесная консоль, полностью принадлежащая конструкции нового здания. Оригинальное решение позволило добиться сразу многого, дав заказчикам дополнительные офисные площади, городу – необходимый по нормативам проезд во двор, а улице придало целостность и даже некоторую стройность.  

Дело в том, что широкая дуга главного, благообразно-«каменного» фасада, выходящего на Нижнюю Красносельскую, решает сразу несколько задач. Он «сращивает» красную линию улицы, плавно соединяя два соседних здания и заодно – создавая иллюзорный изгиб траектории; с его появлением несколько стоящих по соседству разрозненных коробок превращаются в осмысленный ряд, который опознается как признак городского уюта, свойственного центру и утраченного на окраинах. Если взглянуть шире, эта же дуга фасада становится изысканной «кулисой» на фоне Елоховского храма, выстраивая вокруг него «благородное», осмысленное пространство, вызывающее в памяти циркумференции оград и полукруги барочных лестниц яузских дворцов, остатки которых доживают свои дни неподалеку.

Кстати заметим, что новое здание строится на месте двухэтажного дома, сейчас выходящего на красную линию улицы – в память о нем сюда вынесена кирпичная полукруглая арка входа, знаково отмечающая место предшественника. За аркой - газон-палисадник с тремя деревьями, дорожка под стеклянным козырьком: фрагмент обустроенного пространства, принадлежащий одновременно городу и дому. 

Получается, что дом не просто отражает главный исторический конфликт квартала, а живет им, погружается в него и выныривает, вооруженный собственным решением локальной градостроительной проблемы. Он сращивает не только прореху на линии улицы, а наглядно объединяет две разнородные «материи» – «каменная» часть проходит сквозь «металлическую», прорастает из нее чередой прямоугольных балконов, напоминая стык двух изготовленных на заводе деталей, очень разных, но точно пригнанных одна к другой. Все вместе ненавязчиво штопает городскую ткань, делает невзрачной улице маленькую «пластическую операцию»: тут, там добавить – и глядите, уже хорошенькая.
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры


Архитектор:

Алексей Бавыкин

Мастерская:

Алексей Бавыкин и партнёры

Проект:

Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Л.Бавыкин (руководитель), Г.А.Гурьянов, М.М.Марек, при участии Ю.В.Ранневой, Е.Б.Рыбаковой конструкторы: К.О.Кабанов, М.В.Федоров инженер: Л.Н.Слуцковская

2006

Заказчик: ООО «Вестстроймет»

13 Октября 2006

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.