07.11.2013

Тень тени

Проект офисного здания на Можайском шоссе вновь утвержден в новой версии Алексея Бавыкина.

информация:

  • архитектор:
    Алексей Бавыкин

    Алексей Бавыкин

    Alexey Bavykin

    Борис Кондаков


    Степан Липгарт


  • мастерская:
    iCube Architectura;   Алексей Бавыкин и партнёры
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе (вариант 2013 года) / Алексей Бавыкин Алексей Бавыкин и партнёры
    где:
    Россия. Москва, Можайское шоссе, вл. 6
    авторский коллектив:
    А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Н.А. Бавыкина
    заказчики, смежники:
    закачик – ООО «МЕДСТРОЙИНВЕСТ»

Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкина
Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение

На днях заседание рабочей группы при главном архитекторе Москвы утвердило проект делового комплекса на Можайском шоссе в версии Алексея Бавыкина 2013 года. В июле проект здания, сделанный для того же участка и заказчика другой мастерской (ООО НПП «Градостроительство»), обсуждался на архсовете  и тогда члены совета единодушно высказались в том смысле, что предыдущая версия Бавыкина была более убедительной. Заказчик вновь обратился к мастерской Бавыкина, и получил новые фасады и немного исправленные планы (планы уже были утверждены, менять их радикально было нельзя). Теперь этот вариант утвержден рабочей группой и, вероятно, его планируется реализовать.

Мы наблюдаем за проектом с 2006 года. История его обсуждения и согласования крайне затейлива и любопытна; в ней даже – до какой-то степени, разумеется, – отразились изменения московских взглядов на архитектуру за последние 7 лет. На его примере всерьез обсуждали идею, пластику и уместность, а не метры и не схемы, что само по себе для Москвы редкость. Далее: проект оказался своего рода испытанием, потому что в связи с ним многие деятели (тогдашней) московской архитектурной сцены вдруг начинали изменять себе: мэр Юрий Лужков, казалось бы приверженный идее стилизации, отрицал проект за «руинированность»; а архитектор и критик Кирилл Асс, ранее вроде бы не замеченный в созвучии с мэром, вторил ему в отрицании, хотя и мотивировал свою позицию не так, как мэр. И только историкам архитектуры проект нравился – еще бы, смелость архитектора, который позволил себе нарисовать на проспекте гигантскую тень то ли арки Бове, то ли римского акведука, впечатляла.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант) © Мастерская архитектора Бавыкина
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант) © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Схема проектов комплекса на Можайском шоссе. Коллаж Ю.Тарабариной. Проекты © Мастерская архитектора Бавыкина, © ООО НПП «Градостроительство».
Схема проектов комплекса на Можайском шоссе. Коллаж Ю.Тарабариной. Проекты © Мастерская архитектора Бавыкина, © ООО НПП «Градостроительство».открыть большое изображение

Но против социума не пойдешь (а социум редко берет во внимание мнение историков) и теперь Алексей Бавыкин сам признает свою идею превращения обычного офисного центра в гигантский визуальный аттракцион не вполне правильной. Всему свое место и время. В 2010 году арка превратилась в квадратный пилон в духе классицирующего модернизма 1980-х и тогда была утверждена общественным советом при мэре, еще Лужкове. Затем заказчики передали проект компании НПП «Градостроительство», которая разработала три еще более спокойных варианта меньшей этажности, показанные на упомянутом выше июльском архсовете. И наконец, за несколько прошедших месяцев бюро Бавыкина предложило новый вариант проекта. Авторы этого, третьего варианта – Алексей Бавыкин, Михаил Марек и Наталья Бавыкина.

Архитектура новой версии очень сдержанная, фасады, облицованные мелким кирпичом,  почти белые. Тонкие окна объединяют по три этажа внизу, по два этажа вверху; их ритм немного сбит – напоминает то ли инструмент, на котором играют, перебирая клавиши, то ли одномерный штрих-код. Вверху стена становится плотнее, частота и высота оконных штрихов постепенно уменьшается; такое же уплотнение массы вполне в духе классической парадигмы (и в противовес авангардной) происходит на углах.
Вид здания ночью. © Мастерская архитектора Бавыкина
Вид здания ночью. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Южный фасад (выходящий на Можайское шоссе). © Мастерская архитектора Бавыкина
Южный фасад (выходящий на Можайское шоссе). © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Восточный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Восточный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Северный фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Северный фасад. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Западный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Западный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Фрагмент фасада в осях А-Д. © Мастерская архитектора Бавыкина
Фрагмент фасада в осях А-Д. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение
Ситуационный план. © Мастерская архитектора Бавыкина
Ситуационный план. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение

Если первый проект 2006 года был тенью арки Бове, то теперь от арки осталась лишь тень. Точнее тень осталась от пилона, предложенного в 2010, и от полуарки-руины, которая была в самом начале. «Тень пилона» – высокие стеклянные лоджии, которые прорезают фасады в местах, где был пилон. Стеклянную плоскость на фасаде, обращенном к центру города, которую когда-то прорезал энергичный «нос», теперь закрывает крупная орнаментальная решетка, изображающая деревья (стволы деревьев мы тоже помним в первой версии проекта, так что и эта тема продолжилась).
Вид с Можайского шоссе из области.© Мастерская архитектора Бавыкина
Вид с Можайского шоссе из области.© Мастерская архитектора Бавыкина открыть большое изображение
Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкина
Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкинаоткрыть большое изображение

«Тень руины» – это небольшая скошенная консоль, выдвинутая из объема верхнего этажа в сторону проспекта (так выдвигают дизайнерские полки, закрепленные внутри шкафа на одном шарнире). По длинной стороне консоли крупными буквами написано название делового центра, а на торце, обращенном в сторону центра, расположилась самая интересная деталь новой версии проекта: «балкон одинокого курильщика», замеченный как характерная мелочь в почерке Алексея Бавыкина, кажется, еще Григорием Ревзиным (или Николаем Малининым?) еще в 1990-е годы.

Я бы поняла эту деталь как несколько горделивую подпись: «вот они мы, в огне не горим» – и не удивлюсь, если, когда здание будет построено и семилетняя история (а к тому времени уже восьми- или девятилетняя) наконец закончится, архитектор Алексей Бавыкин найдет время подняться на этот балкон и покурить, глядя на арку Бове, на Кутузовский проспект, на Москву.
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Илья Уткин
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Алексей Иванов
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Даниил Лоренц
  • Арсений Леонович
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Магда Кмита
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Карен Сапричян
  • Никита Бирюков
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Георгий Трофимов
  • Петр Фонфара
  • Сергей Труханов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Антон Надточий
  • Шимон Матковски
  • Зураб Басария
  • Полина Воеводина
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Герасимов
  • Николай Миловидов
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Магда Чихонь
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Ковалёв
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи