Авангардная доминанта

Строительство башни «ВДНХ» Алексея Бавыкина завершилось прошедшей весной. 35-этажная доминанта, архитектура которой верна духу и букве поисков русского рационализма, стала заметным акцентом в панорамах севера Москвы и при этом умудрилась не подавить ближайшее окружение

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Января 2008
mainImg

Архитектор:

Алексей Бавыкин

Мастерская:

Алексей Бавыкин и партнёры

Проект:

Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной
Россия, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 16, корпус 1

Авторский коллектив:
А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Л.Н. Збарская, И.А. Ситаева

2006 – 2005

Инвестор – ООО ЦПН «Столица» Заказчик – ООО «НК Инжиниринг»

Яркая и стройная башня, которую теперь может заметить любой, кто проезжает мимо ВДНХ и Останкино на машине или монорельсе, возникла благодаря удачному расположению участка. Она находится среди панельных и сталинских домов, достаточно далеко от трассы проспекта Мира, поэтому первоначально здесь собирались построить 20-этажный дом средних размеров – не выше соседей. Однако после проведения одного из необходимых элементов согласования – визуально-ландшафтного анализа, выяснилось, что если посмотреть «из Москвы», со стороны Рижской, Алексеевской и центра, то дом стоит прямо на линии проспекта и удачно замыкает его перспективу. Дело в том, что перед ВДНХ проспект сворачивает к востоку, и новый дом, стоящий далеко от трассы, в какой-то момент оказывается «прямо по курсу» машин, едущих в сторону МКАД. Таким образом проект превратился из «просто» очередного одного элитного дома в градостроительную доминанту – и здание разрешили строить высоким. Что надо признать редким для Москвы случаем – чтобы в результате согласования что-то законным образом не уменьшилось, а, наоборот, выросло.

Случай и правда исключительный, потому что доминанта не просто взяла да выросла – это как раз в Москве случается, а сделала это по всем законам самой утонченной разновидности архитектурной теории русского авангарда – школы АСНОВА, знатоком и поклонником которой является архитектор Алексей Бавыкин. Автор и раньше нередко воплощал темы, близкие к пластическим поискам этого движения в своих работах – вспомнить хотя бы относительно давнее (1994-1997) здание Инфобанка на проспекте Вернадского или сравнительно новый проект дома на Нижней Красносельской. Две самые заметные их особенности – изогнутые по легкой дуге фасады, которые делают силуэт разнообразным, отчасти – непредсказуемым: корпуса Инфобанка, например, с одной стороны тонкие, с другой – широкие и напоминают паруса. Похожий эффект возникает и в башне «ВДНХ», но несколько иначе – прежде всего, в большем масштабе.
 
Вторая любимая тема Алексея Бавыкина – пластическая игра, суть которой в имитации взаимопроникновения различных видов материи. В башне «ВДНХ» ярко-красное и белое прорастает прямоугольными островами сквозь стекло, красное – проходит сквозь белое и наоборот, и наконец самым верхним слоем проступает решетчатый металл больших и малых балконов. Последние похожи на размножившиеся по всей высоте «балконы одинокого курильщика» с Трубной улицы. На самом деле эти балкончики – для кондиционеров, но, по словам архитектора, если не бояться высоты, можно выйти и покурить, обозревая город.

Все эти визуальные прорастания – вовсе не декоративная прихоть. Тема обоснована планом и формой здания, в которых также можно разглядеть специфический архитектурный сюжет. Объем 34-этажного дома выглядит как часть разорванного на куски неизвестного целого – изогнутая ярко-белая западная стена похожа на скорлупу, стеклянно-красная восточная – на наполнение. То ли это было яйцо динозавра, то ли космический корабль, то ли гигантский пра-дом, решивший размножиться вегетативно и с этой целью высадивший кусочек себя на берегу Яузы… Дом-фрагмент, асимметричный и порывающийся вверх. Вероятно, чтобы не улетел, его объем насквозь прорезан пластиной лестничных клеток, которая «пришпиливает» его, заряженного динамикой, но очень большого, к месту.

Все эти ассоциативные хитроумности имеют одно следствие – дом интересно рассматривать. Он нескучен, постоянно меняется и в разных ракурсах становится то светлым, то темным, то широким, то вертикально-собранным – это в перспективе проспекта, или даже почти субтильным и взлетающим – это со стороны Яузы. Несмотря на свой немалый рост, дом уютно вписался в разномастный квартал на границе хрущевских пяти- и брежневских двенадцатиэтажек, и можно даже сказать, ничего не подавляет. Есть в этом гиганте элитного строительства какая-то смесь изящества, веселья и доброжелательства, делающая его уместным явлением рядом с леоновским парком на берегу Яузы.

В истории этого дома момент реализации кажется особенно, подчеркнуто важным. Дело в том, что движение русского рационализма во главе с Николаем Ладовским – в отличие от более известного конструктивизма – насчитывает очень мало построенных вещей. Оно воплотилось в теории, преподавании, пластике студийных работ, «оплодотворило» западный модернизм, но в России 1920-х годов практически не вышло в «реальную практику».

Дом «ВДНХ» Алексея Бавыкина как будто бы стремится исправить эту несправедливость, оживляя принципы АСНОВА и применяя их к современному зданию. Недаром вначале он был показан на выставках в виде намеренно стилизованной картинки в характерном родченковском ракурсе – а затем эту картинку сменила очень похожая фотография. Фотография – воплощение рисунка, она служит подтверждением того, что дом построен так, как задуман – что архитектору удалось дотянуть заветную ниточку до воплощения, вплести свою версию ученого историзированного авангарда в разномастный хор современного московского строительства.

Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Фотография © Николай Кулебякин
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Фрагмент перспективы фасада. Проект © Алексей Бавыкин и партнёры
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Фотография © Николай Кулебякин
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Фотография © Николай Кулебякин
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Фотография © Николай Кулебякин
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Встройка трехмерной модели. Проект © Алексей Бавыкин и партнёры
zooming
Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной. Генплан © Алексей Бавыкин и партнёры


Архитектор:

Алексей Бавыкин

Мастерская:

Алексей Бавыкин и партнёры

Проект:

Жилой комплекс с подземной автостоянкой на улице Сельскохозяйственной
Россия, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 16, корпус 1

Авторский коллектив:
А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Л.Н. Збарская, И.А. Ситаева

2006 – 2005

Инвестор – ООО ЦПН «Столица» Заказчик – ООО «НК Инжиниринг»

08 Января 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.