Кризиса как и не бывало. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 24 июня

24 июня общественный совет начался с благоустроительной темы, «городской мебели» и городских туалетов. А далее рассматривал на редкость крупные проекты, как будто и не кризис на дворе. Был поддержан проект общей площадью 1 000 000 кв. м на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, а также бизнес-комплекс на Малой Почтовой, за новым корпусом Бауманского института. Похвалили, но воздержались от согласования очередной высотки в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. На проект музея «Танка Т-34» решили объявить конкурс. В заключение мэр принял проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.

mainImg

Совет по традиции начался с вопроса городского благоустройства (после которого из зала как всегда исчезли все кинокамеры). На этот раз рассматривали вопрос размещения рекламных конструкций. На сегодня «очистка» исторического центра от рекламы уже начата. Речь прежде всего о зонах, охраняемых ЮНЕСКО (Кремль, Новодевичий монастырь и Коломенское плюс международно неохраняемая, но любимая зона вокруг Храма Христа Спасителя). Их уже активно избавляют от рекламы.
Теперь дело за выработкой правильного методического подхода к размещению рекламы в городе вообще, учитывая одновременно и интересы рекламщиков, и сохранность архитектурных видов. Как рассказал Александр Кузьмин, город поделили на несколько зон – центральная, т.е. Кремль, избавляется от рекламы совсем, зона в границах Садового кольца значительно «разряжается» и освобождается от некоторых конструкций (особенно от перетяжек). Рекламу будут размещать «с умом», рассматривая участок (например, площадь) комплексно. Планируется активнее использовать архитектуру малых форм – всякие скамейки и автобусные остановки. Последних в расчете на рекламу спроектировано по меньше мере три вида – в «московском стиле» для центра, в «псевдоклассическом» для кварталов сталинского времени и в «современном» за Садовым кольцом. Справедливости ради надо заметить, что похожие скамейки показывали совету ровно год назад – тогда речь шла об освобождении от рекламы центра и зоны вокруг Кремля.

Члены совета благосклонно отнеслись к программе благоустройства. Александр Кудрявцев лишь добавил, что хотел бы видеть в качестве «городской мебели» еще и часы, которых в последнее время стало очень мало. Юрий Лужков подчеркнул, что в одночасье разрушать существующую систему рекламы никто не собирается, но постепенно она будет заменена на более правильную. Мэр добавил, что ни исторические памятники, ни дорожное движение (знаки, указатели, светофоры) не должны страдать от рекламных конструкций.

Вторым по счету обсудили многофункциональный комплекс невероятных по нынешним временам масштабов миллион квадратных метров, расположенный на пересечении Варшавского шоссе и МКАД (ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана). Москва в этом месте «вытягивается» за линию кольцевой дороги к югу, в сторону Бутова. Так что пересечение с кольцом здесь не окраина, а густонаселенный городской район, с двумя станциями метро – это «Анино» (ветка, идущая в Бутово) и станция строящейся второй линии на Ясенево. С севера к участку примыкает Битцевский лесопарк, а также промзона, на месте которой планируется выстроить еще один жилой микрорайон. Наличие тут транспортно-пересадочного узла неизбежно приводит к потребности в перехватывающей парковке – в проекте ей отдается аж 400 тыс. кв.м. Остальные 600 тыс. – это офисные помещения и гостиница, а также «тематический парк», трансформирующийся концертный зал и пр.

Поддерживая концепцию полицентричности развития города, новый комплекс должен оттягивать рабочее население из центра, предоставив местным жителям новые 27 тысяч «мест приложения труда».  На совет было представлено три варианта объемно-пространственной композиции, причем во всех трех в высотной части располагаются офисы и гостиница, в стилобате – торгово-развлекательная зона. Члены совета предпочли к третий, пониженный, вариант, в котором все объемы скомпонованы в полукольцо и высотой незначительно лишь незначительно выше окружающей жилой застройкой. Этот вариант (в отличие от двух других, с башнями) оказался лучше вписан в поворот развязки. Правда в этом случае окна гостиничных номеров неизбежно оказываются обращенными в самую загазованную и шумную сторону. 

В качестве плюса данного проекта был отмечен тот факт, что «сознательный инвестор» финансирует также строительство участка дублера Варшавского шоссе и обратной петли с разворотом в центр города, альтернативу существующей развязке. Правда, Андрей Боков покритиковал авторов за безразличие к пешеходам, движение которых, наряду с автомобильным, обещает быть оживленным между двумя станциями метро, т.е. прямо по территории будущего комплекса.

Возникла и еще одна загвоздка: на участке, как напомнил собравшимся Александр Кудрявцев, – расположен памятник советской архитектуры автотехцентр «Жигули» архитектора Леонида Павлова 1970-х гг. Хотя Александр Кузьмин заверил, что ныне здание находится в непоправимом состоянии, Кудрявцев настоятельно рекомендовал включить хотя бы «память» о нем в новый комплекс.

Несмотря на утрату здания Павлова, а также на небывалые размеры и непростую экономическую ситуацию совет с готовностью одобрил проект. Комплекс назвали «лицом Москвы» и «конкурентом для «Крокусов» Московской области», что подступили к МКАД с внешней стороны. Юрий Лужков согласился одобрить проект для дальнейшей работы на основе третьего варианта.

Следующей в повестке дня оказалась очередная высотка в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. Ранее для этого участка предназначался проект мастерской А.Асадова – «извивающийся» небоскреб-раструб. Нынешний же проект выполнен американской компанией Costas Kondylis & Partners LLP. В этой части Сити сейчас строится здание мэрии по проекту Михаила Хазанова, пока что оно крайнее. Перед ним «центральное ядро» – пониженный объем торгового центра, а ближе к реке – замысловатый скрученный небоскреб Дворца бракосочетаний. Новый объем взял на себя функцию сгладить переход от крупного здания мэрии к дворцу, особенно при взгляде с набережной.

57-этажный небоскреб изломанной формы похож на сложенный гармошкой стеклянный параллелепипед. Танцующий ритм роднит его с дворцом бракосочетаний, а масштаб – с мэрией. Михаил Посохин отметил, что этот небоскреб продолжает общую тенденцию повышения этажности к центру композиции, не закрывает собой ни мэрию, ни центральную площадь. Юрий Платонов нашел выбранную форму случайной. Мэр, однако, занял следующую позицию: с одной стороны он счел, что форма имеет право на жизнь, поскольку «в «Сити» мы имеем много необычного, и если добавить новую авангардную форму, то хуже не будет». С другой стороны, Юрий Лужков предложил воздержаться от согласования, поскольку еще один небоскреб, по его словам, усложнит и без того критическую ситуацию с транспортом. До исследования транспортного вопроса мэр отказался давать ход проекту.

Череду коммерческих проектов разбавил один культурный – музей танка Т-34 (авторы «Вип Сервис Проект»), который планируется построить на средства городского бюджета на Дмитровском шоссе, в районе его развилки с дублером, недалеко от деревни Шолохово (участок принадлежит Москве). Сейчас там существует маленький музейный домик рядом с танком-памятником. Место, между тем, популярно у жителей Подмосковья, почти как собственная Поклонная гора, в связи с чем возник замысел расширить музей, выстроив тут целый комплекс, посвященный и знаменитому оружию, и его конструктору, и заводу. Помимо собственно экспозиции (над ней, кстати, трудится коллектив авторов недавно открытого Музея космонавтики, который Юрий Лужков планирует представить к государственной премии) задуманы учебные классы и помещения с танковыми тренажерами для школьников.

Патриотическую идею все единогласно поддержали, а вот по поводу внешнего облика здания мнения разделились. В его многосоставной композиции отчетливо угадываются формы танка, который как будто бы выезжает из цеха, тесня расположенный перед ним стеклянный объем. Юрий Платонов осудил проект за «лобовую семиотику», посчитав сегодня уместными более абстрактные формы. Михаил Посохин счел композицию чересчур усложненной, не к месту перекрывающей сам танк-памятник. С ним согласился и Андрей Боков, напомнив, между прочим, что раз проект делается на городские деньги, то справедливо было бы объявить конкурс. Эту идею с готовностью поддержал мэр, заметив по поводу представленного варианта, что ему «весь этот набор не понравился. Пока не попали…». Было решено провести конкурс.
 
Далее рассматривали очередной крупный коммерческий объект на улице Малая Почтовая, вблизи Третьего транспортного кольца и набережной реки Яузы, прямо за новым корпусом-пластиной Бауманского института (ОАО «ЦНИИпромзданий»). Проект существует достаточно давно, в частности, два года назад его обсуждали на ОЭРГ. Территорию завода автотракторного электрооборудования ее владельцы первоначально собирались перепрофилировать под офисы, однако запрет мэра на такого рода строительство вынудил их прийти в итоге к идее общественного центра, где 40 % занимает гостиница (с апартаментами, торгово-выставочными залами и галереями) и 40 % – спортивные помещения (физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном). С градостроительной точки зрения появление нового комплекса за корпусом Бауманки, по мнению Александра Кузьмина, придаст недостающую глубину этому зданию при взгляде с набережной Яузы. 

Бизнес-комплекс был представлен на совет в 3-х вариантах. В первом композиция составлена из четырех многоэтажных зданий, поставленных параллельно на едином стилобате и постепенно набирающих высоту к «пластине» Бауманского института, практически за ней не показываясь. Во втором варианте помещения собраны в три здания, развернутых относительно «пластины», и раскрытых, таким образом, во внутреннюю структуру соседнего жилого квартала. В третьем варианте, к которому склонялся Александр Кузьмин, многоэтажные здания компактно собраны рядом с корпусом Бауманки, составляя с ним единый высотный акцент, но опять же практически не возвышаясь над ним. Все варианты объединяет некая крепостная замкнутость и самодостаточность комплекса, вытянутого вдоль Госпитальной улицы и отделенного от нее мощным 6-тиуровневым стилобатом-стеной.

Члены совета отнеслись к предложению настороженно. Владимир Ресин посоветовал снизить высотность, а Юрий Григорьев – вообще отдать участок на развитие Бауманскому институту. Александр Кузьмин, однако, в ответ отказался от «захвата чужой территории». Однако и мэр не одобрил предложенные объемы, увидев в них явный перебор по площади и, как результат, критическую нагрузку на транспорт. Не совсем по теме высказался известный защитник старины Алексей Клименко, напомнив, что рядом родился Пушкин, и поэтому необходимо отметить этот место каким-то памятным знаком. Правда, предполагаемых мест рождения поэта в округе как минимум три, между ними примерно минут по пятнадцать ходьбы; на одном из этих мест есть и доска, и памятник-голова молодого Пушкина. Алексей Клименко имел в виду другое предполагаемое место – на Малой Почтовой. Впрочем, между ним и рассмотренным на совете участком пролегла трасса Третьего кольца, и прямо скажем, проект и место рождения Пущкина далековато друг от друга. Хотя было бы, конечно, любопытно поставть доски на всех трех вероятных местах; идешь по городу – там родился Пушкин, и тут родился... 
Подытоживая мнения, мэр согласовал функциональное назначение, однако потребовал уменьшить объемы и работать далее над вторым, более спокойным вариантом, в котором новый комплекс спрятан за корпусом института, указав на неуместность объемов в третьем варианте с башнями.   

Последним по счету совет повторно рассматривал многострадальный проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе, о котором мы уже писали (проект был отклонен на общественном совете 30 октября 2008 г.). Острый, экспериментальный дух этого проекта сразу как-то не полюбился мэру, не жалевшему сравнений в его адрес. И на нынешнем заседании Юрий Лужков не удержался и заметил, что в первом варианте объект Бавыкина напоминает ему «уродище» горнолыжного спуска, которое появилось в Красногорске и тем «убило город»; таким образом походя досталось и зданию Михаила Хазанова.
На этот раз из проекта дома на Можайском шоссе исчезло почти все то, что было в нем интересно: и арка, и тема руины; осталось только взаимопроникновение двух объемов – «каменного» поперечного и стеклянного продольного. Арка превратилась в прямоугольный проем. Все классические ассоциации и градостроительная тема, аллюзии на арку Бове, целиком утрачены.

Надо сказать, что это ярчайший пример того, как согласование может испортить проект. Почему-то для венецианской биеннале и для профессиональной прессы он оказался хорош, а для ряда коллег и городских властей – не очень. Захотелось им чего-то попроще. Впрочем, некоторые коллеги проект поддержали – собственно, благодаря этому дом на сей раз все-таки утвердиил. В защиту проекта вновь, как и в прошлый раз, выступил Юрий Платонов, отметив, что столь интересная композиция из двух проникающих объемов очень корректна  в этом месте, на фоне безразличных фронтов застройки Можайского шоссе. Так что в конце концов Юрий Лужков был вынужден уступить мнению экспертного сообщества. «Думаю, можно согласиться, скрепя сердце, с таким потрясающим предложением», – заявил мэр.

Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Варианты 1 и 2
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Вариант 3
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Проект ООО «ВИП СЕРВИС Проект». Старый.
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 2
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 3
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 1
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе. Мастерская архитектора Бавыкина А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Д.Н. Чистов, главный конструктор - К.О. Кабанов; главный инженер проекта - Л.Н. Слуцковская. ЗАО район, Можайское шоссе, вл. 6. Вариант 2008 г.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант)
Концепця размещения объектов наружной рекламы в пределах Садового кольца.

26 Июня 2009

Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Тень тени
Проект офисного здания на Можайском шоссе вновь утвержден в новой версии Алексея Бавыкина.
Брюсов брат
Алексей Бавыкин спроектировал здание, продолжающее и по-своему развивающее пластические темы дома в Брюсовом переулке. Главной темой в нем стала вечная: борьба вертикалей с горизонталью. Она отсекает, они – прорываются.
«Дуло» в спину авангарда
В проекте здания в Третьем Автозаводском проезде пришлось, по настоянию московских властей, изменить функцию. Вслед за ней изменили и проект, углубив заложенную в нем мысль лет этак на пятьсот. Была колонна в теле авангарда, стала – башня.
Музей света
Проект Музея второй мировой войны в Гданьске, сделанный Алексеем Бавыкиным для открытого международного конкурса, наделен очевидным и романтическим сюжетом. Это светлый храм-замок, вырастающий на пути гигантского снаряда.
Палуба для «Титаника»
Вслед за высотным «Титаником» мастерская «Алексей Бавыкин и партнеры» спроектировала на Альпийской улице города Сочи малоэтажный жилой комплекс галерейного типа.
Метаморфозы разнообразия
18 мая в выставочном зале Союза архитекторов России открылась выставка работ последних лет архитектурной мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры». Получившая название «Метаморфозы», она открывает цикл экспозиций, посвященных актуальной практике лучших архитектурных бюро России. Пример Алексея Бавыкина и его команды показывает, что даже в кризис работа кипит.
Желтый лист осенний
На самом краю жилого района Строгино архитектор Алексей Бавыкин спроектировал высотный жилой дом под названием «Золотая осень». Это светло-палевая башня, прикрытая гигантским золотистым «листом», указывающим, как стрелка, в сторону центра города.
В отсутствие проекта планировки
10 февраля на рассмотрение архитектурного совета Москвы были представлены проекты Владимира Плоткина и Алексея Бавыкина. Эксперты высоко оценили оба проекта, однако первый был одобрен для показа на Общественном совете, а второй – отложен до того момента, когда НИиПИ Генплана разработает проект планировки территории, на которой расположен участок будущего строительства.
«Золотому острову» быть. Хотя бы в северной части....
Главной интригой прошедшего в среду общественного совета был проект планировки северной части «Золотого острова» – с четвертого раза его утвердили. Рассмотрели также проекты воссоздания построек Сретенского монастыря, гостиницу напротив Храма Христа Спасителя, три МФК - в Строгино, в районе Нижегородской улицы, а также недалеко от «Москва-Сити» на Шмитовском проезде, проект планировки поселка «Восточный» на Щелковке, и два отдельных здания – новую гостиницу «Киевская» и дом-арку Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.
Дом-арка
На Можайском шоссе начинается строительство офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Как считает автор, на последнем этапе ему удалось внести существенные изменения, которые позволили лучше раскрыть важную для архитектора тему
Авангардная доминанта
Строительство башни «ВДНХ» Алексея Бавыкина завершилось прошедшей весной. 35-этажная доминанта, архитектура которой верна духу и букве поисков русского рационализма, стала заметным акцентом в панорамах севера Москвы и при этом умудрилась не подавить ближайшее окружение
Дикий ордер
Дом с деревьями на фасаде в Брюсовом переулке, о проекте которого мы писали относительно недавно, построен уже практически целиком – осталась только внутренняя отделка, и теперь появилась возможность увидеть его вживую. Благодаря экскурсии, организованной 7 апреля проектом «Свобода доступа», нам удалось посмотреть на дом не только снаружи, но и изнутри и даже посмотреть на Москву с его балкона
Проросший историзм
Здание, которое должно появиться на Можайском шоссе, состоит из 11-этажной «каменной» арки и врезанного в нее под прямым углом футуристического объекта. Первое впечатление – что в руине римского акведука открылся портал, наподобие киношных «звездных врат», и сквозь него в наше пространство проник стеклянный «пришелец»
Колонна в теле авангарда
Офисное здание Бавыкина для Автозаводской улицы – это погружение в архитектурный язык Ильи Голосова, то ли в шутку, то ли всерьез демонстрирующее классические истоки поисков знаменитого авангардиста
Дом на Херсонской
Двадцатипятиэтажный жилой дом  вторит дуге  Херсонской улицы. Всем своим видом здание показывает что оно принадлежит, во-первых, городу, во-вторых, большому многофункциональному комплексу, который планируется построить рядом
Дом-улица
Алексей Бавыкин представил проект нового многофункционального комплекса на 1-ой улице Ямского поля, д. 12
Башня «ВДНХ»
К северу от территории ВВЦ, на Сельскохозяйственный улице, растет новая, яркая  высотная доминанта – строится жилой небоскреб по проекту Алексея Бавыкина
Пластика для улицы
В начале Нижней Красносельской улицы начинается строительство нового офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Будучи построен, этот небольшой дом имеет все шансы распространить свое обаяние на весь прилегающий квартал
Титаник
Алексей Бавыкин строит жилой комплекс в Сочи на пересечении Кубанской улицы и Морского переулка
Полеты
Архитектор Алексей Бавыкин, известный своим почтительным отношением к наследию русского конструктивизма, спроектировал жилой многофункциональный комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице в Москве
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.