Кризиса как и не бывало. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 24 июня

24 июня общественный совет начался с благоустроительной темы, «городской мебели» и городских туалетов. А далее рассматривал на редкость крупные проекты, как будто и не кризис на дворе. Был поддержан проект общей площадью 1 000 000 кв. м на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, а также бизнес-комплекс на Малой Почтовой, за новым корпусом Бауманского института. Похвалили, но воздержались от согласования очередной высотки в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. На проект музея «Танка Т-34» решили объявить конкурс. В заключение мэр принял проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.

mainImg

Совет по традиции начался с вопроса городского благоустройства (после которого из зала как всегда исчезли все кинокамеры). На этот раз рассматривали вопрос размещения рекламных конструкций. На сегодня «очистка» исторического центра от рекламы уже начата. Речь прежде всего о зонах, охраняемых ЮНЕСКО (Кремль, Новодевичий монастырь и Коломенское плюс международно неохраняемая, но любимая зона вокруг Храма Христа Спасителя). Их уже активно избавляют от рекламы.
Теперь дело за выработкой правильного методического подхода к размещению рекламы в городе вообще, учитывая одновременно и интересы рекламщиков, и сохранность архитектурных видов. Как рассказал Александр Кузьмин, город поделили на несколько зон – центральная, т.е. Кремль, избавляется от рекламы совсем, зона в границах Садового кольца значительно «разряжается» и освобождается от некоторых конструкций (особенно от перетяжек). Рекламу будут размещать «с умом», рассматривая участок (например, площадь) комплексно. Планируется активнее использовать архитектуру малых форм – всякие скамейки и автобусные остановки. Последних в расчете на рекламу спроектировано по меньше мере три вида – в «московском стиле» для центра, в «псевдоклассическом» для кварталов сталинского времени и в «современном» за Садовым кольцом. Справедливости ради надо заметить, что похожие скамейки показывали совету ровно год назад – тогда речь шла об освобождении от рекламы центра и зоны вокруг Кремля.

Члены совета благосклонно отнеслись к программе благоустройства. Александр Кудрявцев лишь добавил, что хотел бы видеть в качестве «городской мебели» еще и часы, которых в последнее время стало очень мало. Юрий Лужков подчеркнул, что в одночасье разрушать существующую систему рекламы никто не собирается, но постепенно она будет заменена на более правильную. Мэр добавил, что ни исторические памятники, ни дорожное движение (знаки, указатели, светофоры) не должны страдать от рекламных конструкций.

Вторым по счету обсудили многофункциональный комплекс невероятных по нынешним временам масштабов миллион квадратных метров, расположенный на пересечении Варшавского шоссе и МКАД (ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана). Москва в этом месте «вытягивается» за линию кольцевой дороги к югу, в сторону Бутова. Так что пересечение с кольцом здесь не окраина, а густонаселенный городской район, с двумя станциями метро – это «Анино» (ветка, идущая в Бутово) и станция строящейся второй линии на Ясенево. С севера к участку примыкает Битцевский лесопарк, а также промзона, на месте которой планируется выстроить еще один жилой микрорайон. Наличие тут транспортно-пересадочного узла неизбежно приводит к потребности в перехватывающей парковке – в проекте ей отдается аж 400 тыс. кв.м. Остальные 600 тыс. – это офисные помещения и гостиница, а также «тематический парк», трансформирующийся концертный зал и пр.

Поддерживая концепцию полицентричности развития города, новый комплекс должен оттягивать рабочее население из центра, предоставив местным жителям новые 27 тысяч «мест приложения труда».  На совет было представлено три варианта объемно-пространственной композиции, причем во всех трех в высотной части располагаются офисы и гостиница, в стилобате – торгово-развлекательная зона. Члены совета предпочли к третий, пониженный, вариант, в котором все объемы скомпонованы в полукольцо и высотой незначительно лишь незначительно выше окружающей жилой застройкой. Этот вариант (в отличие от двух других, с башнями) оказался лучше вписан в поворот развязки. Правда в этом случае окна гостиничных номеров неизбежно оказываются обращенными в самую загазованную и шумную сторону. 

В качестве плюса данного проекта был отмечен тот факт, что «сознательный инвестор» финансирует также строительство участка дублера Варшавского шоссе и обратной петли с разворотом в центр города, альтернативу существующей развязке. Правда, Андрей Боков покритиковал авторов за безразличие к пешеходам, движение которых, наряду с автомобильным, обещает быть оживленным между двумя станциями метро, т.е. прямо по территории будущего комплекса.

Возникла и еще одна загвоздка: на участке, как напомнил собравшимся Александр Кудрявцев, – расположен памятник советской архитектуры автотехцентр «Жигули» архитектора Леонида Павлова 1970-х гг. Хотя Александр Кузьмин заверил, что ныне здание находится в непоправимом состоянии, Кудрявцев настоятельно рекомендовал включить хотя бы «память» о нем в новый комплекс.

Несмотря на утрату здания Павлова, а также на небывалые размеры и непростую экономическую ситуацию совет с готовностью одобрил проект. Комплекс назвали «лицом Москвы» и «конкурентом для «Крокусов» Московской области», что подступили к МКАД с внешней стороны. Юрий Лужков согласился одобрить проект для дальнейшей работы на основе третьего варианта.

Следующей в повестке дня оказалась очередная высотка в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. Ранее для этого участка предназначался проект мастерской А.Асадова – «извивающийся» небоскреб-раструб. Нынешний же проект выполнен американской компанией Costas Kondylis & Partners LLP. В этой части Сити сейчас строится здание мэрии по проекту Михаила Хазанова, пока что оно крайнее. Перед ним «центральное ядро» – пониженный объем торгового центра, а ближе к реке – замысловатый скрученный небоскреб Дворца бракосочетаний. Новый объем взял на себя функцию сгладить переход от крупного здания мэрии к дворцу, особенно при взгляде с набережной.

57-этажный небоскреб изломанной формы похож на сложенный гармошкой стеклянный параллелепипед. Танцующий ритм роднит его с дворцом бракосочетаний, а масштаб – с мэрией. Михаил Посохин отметил, что этот небоскреб продолжает общую тенденцию повышения этажности к центру композиции, не закрывает собой ни мэрию, ни центральную площадь. Юрий Платонов нашел выбранную форму случайной. Мэр, однако, занял следующую позицию: с одной стороны он счел, что форма имеет право на жизнь, поскольку «в «Сити» мы имеем много необычного, и если добавить новую авангардную форму, то хуже не будет». С другой стороны, Юрий Лужков предложил воздержаться от согласования, поскольку еще один небоскреб, по его словам, усложнит и без того критическую ситуацию с транспортом. До исследования транспортного вопроса мэр отказался давать ход проекту.

Череду коммерческих проектов разбавил один культурный – музей танка Т-34 (авторы «Вип Сервис Проект»), который планируется построить на средства городского бюджета на Дмитровском шоссе, в районе его развилки с дублером, недалеко от деревни Шолохово (участок принадлежит Москве). Сейчас там существует маленький музейный домик рядом с танком-памятником. Место, между тем, популярно у жителей Подмосковья, почти как собственная Поклонная гора, в связи с чем возник замысел расширить музей, выстроив тут целый комплекс, посвященный и знаменитому оружию, и его конструктору, и заводу. Помимо собственно экспозиции (над ней, кстати, трудится коллектив авторов недавно открытого Музея космонавтики, который Юрий Лужков планирует представить к государственной премии) задуманы учебные классы и помещения с танковыми тренажерами для школьников.

Патриотическую идею все единогласно поддержали, а вот по поводу внешнего облика здания мнения разделились. В его многосоставной композиции отчетливо угадываются формы танка, который как будто бы выезжает из цеха, тесня расположенный перед ним стеклянный объем. Юрий Платонов осудил проект за «лобовую семиотику», посчитав сегодня уместными более абстрактные формы. Михаил Посохин счел композицию чересчур усложненной, не к месту перекрывающей сам танк-памятник. С ним согласился и Андрей Боков, напомнив, между прочим, что раз проект делается на городские деньги, то справедливо было бы объявить конкурс. Эту идею с готовностью поддержал мэр, заметив по поводу представленного варианта, что ему «весь этот набор не понравился. Пока не попали…». Было решено провести конкурс.
 
Далее рассматривали очередной крупный коммерческий объект на улице Малая Почтовая, вблизи Третьего транспортного кольца и набережной реки Яузы, прямо за новым корпусом-пластиной Бауманского института (ОАО «ЦНИИпромзданий»). Проект существует достаточно давно, в частности, два года назад его обсуждали на ОЭРГ. Территорию завода автотракторного электрооборудования ее владельцы первоначально собирались перепрофилировать под офисы, однако запрет мэра на такого рода строительство вынудил их прийти в итоге к идее общественного центра, где 40 % занимает гостиница (с апартаментами, торгово-выставочными залами и галереями) и 40 % – спортивные помещения (физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном). С градостроительной точки зрения появление нового комплекса за корпусом Бауманки, по мнению Александра Кузьмина, придаст недостающую глубину этому зданию при взгляде с набережной Яузы. 

Бизнес-комплекс был представлен на совет в 3-х вариантах. В первом композиция составлена из четырех многоэтажных зданий, поставленных параллельно на едином стилобате и постепенно набирающих высоту к «пластине» Бауманского института, практически за ней не показываясь. Во втором варианте помещения собраны в три здания, развернутых относительно «пластины», и раскрытых, таким образом, во внутреннюю структуру соседнего жилого квартала. В третьем варианте, к которому склонялся Александр Кузьмин, многоэтажные здания компактно собраны рядом с корпусом Бауманки, составляя с ним единый высотный акцент, но опять же практически не возвышаясь над ним. Все варианты объединяет некая крепостная замкнутость и самодостаточность комплекса, вытянутого вдоль Госпитальной улицы и отделенного от нее мощным 6-тиуровневым стилобатом-стеной.

Члены совета отнеслись к предложению настороженно. Владимир Ресин посоветовал снизить высотность, а Юрий Григорьев – вообще отдать участок на развитие Бауманскому институту. Александр Кузьмин, однако, в ответ отказался от «захвата чужой территории». Однако и мэр не одобрил предложенные объемы, увидев в них явный перебор по площади и, как результат, критическую нагрузку на транспорт. Не совсем по теме высказался известный защитник старины Алексей Клименко, напомнив, что рядом родился Пушкин, и поэтому необходимо отметить этот место каким-то памятным знаком. Правда, предполагаемых мест рождения поэта в округе как минимум три, между ними примерно минут по пятнадцать ходьбы; на одном из этих мест есть и доска, и памятник-голова молодого Пушкина. Алексей Клименко имел в виду другое предполагаемое место – на Малой Почтовой. Впрочем, между ним и рассмотренным на совете участком пролегла трасса Третьего кольца, и прямо скажем, проект и место рождения Пущкина далековато друг от друга. Хотя было бы, конечно, любопытно поставть доски на всех трех вероятных местах; идешь по городу – там родился Пушкин, и тут родился... 
Подытоживая мнения, мэр согласовал функциональное назначение, однако потребовал уменьшить объемы и работать далее над вторым, более спокойным вариантом, в котором новый комплекс спрятан за корпусом института, указав на неуместность объемов в третьем варианте с башнями.   

Последним по счету совет повторно рассматривал многострадальный проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе, о котором мы уже писали (проект был отклонен на общественном совете 30 октября 2008 г.). Острый, экспериментальный дух этого проекта сразу как-то не полюбился мэру, не жалевшему сравнений в его адрес. И на нынешнем заседании Юрий Лужков не удержался и заметил, что в первом варианте объект Бавыкина напоминает ему «уродище» горнолыжного спуска, которое появилось в Красногорске и тем «убило город»; таким образом походя досталось и зданию Михаила Хазанова.
На этот раз из проекта дома на Можайском шоссе исчезло почти все то, что было в нем интересно: и арка, и тема руины; осталось только взаимопроникновение двух объемов – «каменного» поперечного и стеклянного продольного. Арка превратилась в прямоугольный проем. Все классические ассоциации и градостроительная тема, аллюзии на арку Бове, целиком утрачены.

Надо сказать, что это ярчайший пример того, как согласование может испортить проект. Почему-то для венецианской биеннале и для профессиональной прессы он оказался хорош, а для ряда коллег и городских властей – не очень. Захотелось им чего-то попроще. Впрочем, некоторые коллеги проект поддержали – собственно, благодаря этому дом на сей раз все-таки утвердиил. В защиту проекта вновь, как и в прошлый раз, выступил Юрий Платонов, отметив, что столь интересная композиция из двух проникающих объемов очень корректна  в этом месте, на фоне безразличных фронтов застройки Можайского шоссе. Так что в конце концов Юрий Лужков был вынужден уступить мнению экспертного сообщества. «Думаю, можно согласиться, скрепя сердце, с таким потрясающим предложением», – заявил мэр.

Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Варианты 1 и 2
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Вариант 3
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Проект ООО «ВИП СЕРВИС Проект». Старый.
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 2
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 3
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 1
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе. Мастерская архитектора Бавыкина А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Д.Н. Чистов, главный конструктор - К.О. Кабанов; главный инженер проекта - Л.Н. Слуцковская. ЗАО район, Можайское шоссе, вл. 6. Вариант 2008 г.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант)
Концепця размещения объектов наружной рекламы в пределах Садового кольца.

26 Июня 2009

Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Тень тени
Проект офисного здания на Можайском шоссе вновь утвержден в новой версии Алексея Бавыкина.
Брюсов брат
Алексей Бавыкин спроектировал здание, продолжающее и по-своему развивающее пластические темы дома в Брюсовом переулке. Главной темой в нем стала вечная: борьба вертикалей с горизонталью. Она отсекает, они – прорываются.
«Дуло» в спину авангарда
В проекте здания в Третьем Автозаводском проезде пришлось, по настоянию московских властей, изменить функцию. Вслед за ней изменили и проект, углубив заложенную в нем мысль лет этак на пятьсот. Была колонна в теле авангарда, стала – башня.
Музей света
Проект Музея второй мировой войны в Гданьске, сделанный Алексеем Бавыкиным для открытого международного конкурса, наделен очевидным и романтическим сюжетом. Это светлый храм-замок, вырастающий на пути гигантского снаряда.
Палуба для «Титаника»
Вслед за высотным «Титаником» мастерская «Алексей Бавыкин и партнеры» спроектировала на Альпийской улице города Сочи малоэтажный жилой комплекс галерейного типа.
Метаморфозы разнообразия
18 мая в выставочном зале Союза архитекторов России открылась выставка работ последних лет архитектурной мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры». Получившая название «Метаморфозы», она открывает цикл экспозиций, посвященных актуальной практике лучших архитектурных бюро России. Пример Алексея Бавыкина и его команды показывает, что даже в кризис работа кипит.
Желтый лист осенний
На самом краю жилого района Строгино архитектор Алексей Бавыкин спроектировал высотный жилой дом под названием «Золотая осень». Это светло-палевая башня, прикрытая гигантским золотистым «листом», указывающим, как стрелка, в сторону центра города.
В отсутствие проекта планировки
10 февраля на рассмотрение архитектурного совета Москвы были представлены проекты Владимира Плоткина и Алексея Бавыкина. Эксперты высоко оценили оба проекта, однако первый был одобрен для показа на Общественном совете, а второй – отложен до того момента, когда НИиПИ Генплана разработает проект планировки территории, на которой расположен участок будущего строительства.
«Золотому острову» быть. Хотя бы в северной части....
Главной интригой прошедшего в среду общественного совета был проект планировки северной части «Золотого острова» – с четвертого раза его утвердили. Рассмотрели также проекты воссоздания построек Сретенского монастыря, гостиницу напротив Храма Христа Спасителя, три МФК - в Строгино, в районе Нижегородской улицы, а также недалеко от «Москва-Сити» на Шмитовском проезде, проект планировки поселка «Восточный» на Щелковке, и два отдельных здания – новую гостиницу «Киевская» и дом-арку Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.
Дом-арка
На Можайском шоссе начинается строительство офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Как считает автор, на последнем этапе ему удалось внести существенные изменения, которые позволили лучше раскрыть важную для архитектора тему
Авангардная доминанта
Строительство башни «ВДНХ» Алексея Бавыкина завершилось прошедшей весной. 35-этажная доминанта, архитектура которой верна духу и букве поисков русского рационализма, стала заметным акцентом в панорамах севера Москвы и при этом умудрилась не подавить ближайшее окружение
Дикий ордер
Дом с деревьями на фасаде в Брюсовом переулке, о проекте которого мы писали относительно недавно, построен уже практически целиком – осталась только внутренняя отделка, и теперь появилась возможность увидеть его вживую. Благодаря экскурсии, организованной 7 апреля проектом «Свобода доступа», нам удалось посмотреть на дом не только снаружи, но и изнутри и даже посмотреть на Москву с его балкона
Проросший историзм
Здание, которое должно появиться на Можайском шоссе, состоит из 11-этажной «каменной» арки и врезанного в нее под прямым углом футуристического объекта. Первое впечатление – что в руине римского акведука открылся портал, наподобие киношных «звездных врат», и сквозь него в наше пространство проник стеклянный «пришелец»
Колонна в теле авангарда
Офисное здание Бавыкина для Автозаводской улицы – это погружение в архитектурный язык Ильи Голосова, то ли в шутку, то ли всерьез демонстрирующее классические истоки поисков знаменитого авангардиста
Дом на Херсонской
Двадцатипятиэтажный жилой дом  вторит дуге  Херсонской улицы. Всем своим видом здание показывает что оно принадлежит, во-первых, городу, во-вторых, большому многофункциональному комплексу, который планируется построить рядом
Дом-улица
Алексей Бавыкин представил проект нового многофункционального комплекса на 1-ой улице Ямского поля, д. 12
Башня «ВДНХ»
К северу от территории ВВЦ, на Сельскохозяйственный улице, растет новая, яркая  высотная доминанта – строится жилой небоскреб по проекту Алексея Бавыкина
Пластика для улицы
В начале Нижней Красносельской улицы начинается строительство нового офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Будучи построен, этот небольшой дом имеет все шансы распространить свое обаяние на весь прилегающий квартал
Титаник
Алексей Бавыкин строит жилой комплекс в Сочи на пересечении Кубанской улицы и Морского переулка
Полеты
Архитектор Алексей Бавыкин, известный своим почтительным отношением к наследию русского конструктивизма, спроектировал жилой многофункциональный комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице в Москве
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с окружающей природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.