English version

Безграничная сдержанность

Элегантное здание административного центра Новой Москвы, с характерным для проектов ТПО «Резерв» эстетским вниманием к форме и ритму фасадных членений, выглядит как НЛО на необустроенных полях под Коммунаркой.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

На заре новой эры
Представления о том, как могла бы выглядеть застройка Новой Москвы по замыслу разработчиков концепции присоединения новых территорий, расположенных в юго-западном направлении, между МКАД и Калужской областью, теперь останутся тайной. То, что произошло за последние пять лет на почти 150 гектарах бывшей подмосковной земли, показывает, что систематическая планомерная реализация сложных масштабных проектов новых городских поселений, вроде строительства Магнитогорска по проекту Эрнста Мая, – навык, утерянный на наших просторах. И если есть основания рассчитывать на какие-то качественные прорывы, то только благодаря привлечению к проектированию зданий и комплексов ведущих российских архитектурных бюро.

История Новой Москвы странно началась и странно развивается. Выход распоряжения о расширении площади Москвы удивил многих. Заявленные как основные причины борьба с моноцентричностью и создание новых центров притяжения, способных оттянуть рабочую силу на периферию и снизить нагрузку на транспортную систему, по большому счету не требовали перевода земель под столичную юрисдикцию. Все можно было решить на уровне соглашений между правительствами Москвы и области, но «мы пошли другим путем» и площадь города увеличилась больше чем в два раза, а карта приобрела причудливые очертания. Не помог делу уточнения конструктивной схемы «воздушных замков» и грандиозный конкурс «Большая Москва» на концепцию развития московской агломерации. Стратегии, которые на нем разрабатывались, так и остались на бумаге. И в первую очередь план строительства нового Правительственного центра в поселке Коммунарка. В 2013 году стало ясно, что чиновники не покинут насиженных мест в центре Москвы. И планы по освоению пока еще свободной от стремительно разрастающихся жилых районов новомосковской земли пришлось скорректировать. От патетического правительственного центра отказались в пользу более скромного административно-делового центра, который должен был разместиться между реконструируемым Калужским шоссе и Коммунаркой и продемонстрировать жизнеспособность полицентрической концепции. На территории примерно в 300 га запланировано строительство кампуса МИСиС, различных общественных и деловых комплексов, а также объектов транспортной инфраструктуры, в том числе двух станций Московского метрополитена «Коммунарка» и «Столбово», а также здания администрации Троицкого и Новомосковского административного округов (ТиНАО). Из всего длинного списка планируемых многофункциональных объектов жребий быть спроектированным и построенным первым выпал префектуре. А придумывать, каким именно может быть компактный административный центр дисперсной Новой Москвы должна была команда ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Концепция застройки территории Административно-делового центра возле поселка Коммунарка. © ТПО «Резерв»
zooming
Концепция застройки территории Административно-делового центра возле поселка Коммунарка. © ТПО «Резерв»

Поставить на место
Вся вышеизложенная предыстория появления в полях Коммунарки здания АДЦ ТиНАО не просто вводная по контексту, а непосредственное объяснение тому, как происходило проектирование и под влиянием каких факторов сложились образ и объемно-пространственная композиция здания.

Когда в 2014 году ТПО «Резерв» приступил к разработке концепции будущего центра, для территории в 300 га еще не был подготовлен проект застройки. Были приблизительно определены, но не утверждены «красные линии», трассировка газопровода и основных подъездных дорог со стороны дублера Калужского шоссе и поселка Коммунарка. Место расположения здания было указано «плюс-минус в этом районе». Это была настоящая градостроительная пустота.

Казалось бы, в этой ситуации с нулевой зависимостью от окружения можно было проектировать в свое удовольствие, но в реальности мнимая свобода стала скорее помехой, чем стимулом. Владимир Плоткин так комментирует ситуацию с посадкой здания: «Сложности были колоссальные. Намного проще проектировать объект, когда есть ограничения, когда понятен контекст, и ты понимаешь, что тебе делать. А здесь мы решали задачу с сотней неизвестных. Мы должны были создать здание, которое отвечало бы задачам будущей застройки, которые еще даже не были сформулированы, строя только догадки о том, каково будет окружение и как лучше разместить сам объект. Без основных визуальных связей было непросто уточнить его объемное решение и композиционные акценты».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Схема генерального плана © ТПО «Резерв»

Здание будущей префектуры «омывали волны» еще только намечаемых коммуникационных связей и планировочных линий будущего административно-делового центра. Под их влиянием, постепенно, уточнилось место расположения – центр пересечения нескольких дорог, и была найдена округлая форма здания, отвечающая его композиционной роли как некого шарнира, связывающего жилую и коммерческую застройку. Но не в форме круга, а скорее напоминающая запятую, со скругленной и протяженной частями, обращенной плавной дугой в сторону Калужского шоссе, а сложным сопряжением двух основных блоков и главным входом, ориентированным в сторону соседнего жилого района и треугольной площади перед дорогой, ведущей в Коммунарку и в сторону будущей станции метро.

«Мы работали с простыми формами, не стремясь создать градостроительный акцент. Здание должно было быть достаточно компактным, не высоким и никак не могло претендовать на роль доминанты. Поэтому мы решили сыграть на сдержанной пластике и контрасте прямых и скругленных плоскостей. Форма была придумана очень быстро. Эта «запятая» была самым «феерическим» вариантом из наших эскизов. Мы даже не были уверены, что заказчик ее утвердит. Я считаю, что мы в нем довели степень допустимой пространственной разнузданности до максимума», – поясняет выбор формы здания Владимир Плоткин.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Принцип катамарана
Помимо отсутствующего окружения на формообразование здания повлияло его функциональное назначение, а именно, заранее определенная двухчастность. Несмотря на обширную территорию, занимаемую Троицким и Новомосковским административными округами, префектура, призванная управлять всем этим «беспокойным хозяйством», по трезвым предварительным оценкам не смогла бы занять больше трети от планируемых 30 тысяч м2 общей площади. Остальная часть должна была быть насыщена всеми основными функциями, необходимыми современному бизнес-центру: офисными площадями с возможностью организовать как открытую планировку, так и отдельные блоки с выделенными кабинетами, сервисную инфраструктуру с кафе, переговорными, банком и конференц-залом. Форма плана, напоминающая «запятую», этой бинарной задаче отвечала в полной мере. Под префектуру отводилась часть круглой «точки», а под бизнес-центр, предназначенный под аренду – длинный «хвостик».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План подземной стоянки © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План 1 этажа © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План 5 этажа © ТПО «Резерв»

Эти приемы работы с двухчастными композициями ТПО «Резерв» использует в своих проектах не впервые. Под условно определяемую типологию «катамарана» можно отнести и проект штаб-квартиры Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском и офисный комплекс «Аэрофлот – российские авиалинии». Но в каждом из них архитекторы находят новое прочтение и создают уникальные объемные композиции, варьируя пропорциональные членения, используя комбинации разных материалов и структурное решение внешней оболочки здания.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Продольный разрез © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Две части комплекса, одинаковые по высоте в семь этажей, разделяет пониженный двухэтажный блок, занятый просторным атриумом. В этом соединительном шарнире комплекса расположены общественные помещения и те функции, которые могут пригодиться как сотрудникам префектуры, так и их будущим соседям. Внешний абрис здания очерчен по напряженной дуге, а все изменения формы происходят по четким прямым плоскостям, словно разрезанным гигантским лезвием, отхватывающим у изначально монолитного объема куски, мешающие его функции.

Первый этаж блока префектуры (нашей «точки») углублен в тело здания, создавая ощущение парящего над землей цилиндрического объема. Кроме того, треть протяженной части оторвана от земли и опирается на овальную в плане «ногу», внутри которой расположена эвакуационная лестница и технические помещения. Какой-то утилитарной функции и цели это решение не имеет. Это чисто художественный жест, продиктованной законами формообразования в заданных композиционных рамках. Интересно, что данный прием, активно использовавшийся в архитектуре XX века, так легко и уместно возникает и вписывается в здание, созданное в наше время и отвечающее самым актуальным трендам.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Объемно-пространственная композиция АДЦ несет в себе узнаваемые черты архитектуры ТПО «Резерв». При внешней простоте и лаконичности формы в нее заложена и очень хорошо ощущается точно срежиссированная борьба контрастных начал: компактности и протяженности, прямолинейности и округлости, тяжести и парения. Благодаря этому внутреннему конфликту, заключенному в подчеркнуто сдержанную оболочку, авторы добиваются необходимой степени эмоциональности архитектуры.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Множественность фасадов
Работа с фасадами заняла у архитекторов ТПО «Резерв» едва ли не столько же времени, сколько поиски точного расположения комплекса. Причиной этого стала необходимость найти одно единственное идеальное решение, которое было одновременно простым, но вариабельным; ритмичным, но не монотонным; респектабельным, но не дорогим; современным, но не хайтековским; и при этом максимально выгодно подчеркивало бы контраст скругленных и прямолинейных плоскостей. И хорошо бы, чтобы оно было белого или почти белого цвета. Да, и еще одно: оно должно было представлять собой фирменную решетчатую структуру, которая сильно упрощает опознание построек бюро ТПО «Резерв» в хаотической московской застройке.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы.
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Количество эскизных вариантов фасадов впечатляет. Не столько самим фактом того, что для небольшого здания можно придумать столько фасадов (это как раз не проблема), а тем, что архитекторы смогли остановиться и объективно выбрать один вариант. Впрочем, итоговая версия настолько логична и настолько идеально ложится на форму комплекса, что не дает основания подозревать ее в незаслуженной победе.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Светло-серая решетка с узкими проемами и узкими простенками, высотой в два этажа, оборачивает здание по внешним скругленным поверхностям. Ритм тонких вертикальных пилястр подчеркивает даже легкий изгиб протяженного корпуса, работая как колоннады в крыльях Казанского собора. А двойная высота придает фасадам монументальность, хотя и за счет визуального снижения высоты (здание выглядит не семи-, а четырехэтажным). В противовес внешним фасадам внутренние прямолинейные поверхности выполнены из стекла. Огромные витражные плоскости, словно срезы, обнажают внутренности здания. Владимир Плоткин так декларирует принцип, положенный в основу фасадного решения: «С тектонической точки зрения все понятно – есть округлое тело здания, которое рассекают прямые плоскости. Все, что как бы срезано – это стекло. От криволинейной образующей осталась только внешняя оболочка».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Введение дополнительной материальной маркировки разных по геометрии поверхностей отлично работает, не разрушая целостность общей композиции, которая была бы несовершенной, если бы авторы не внесли в нее акцентный элемент, на первый взгляд, нарушающий общий принцип, а на деле работающий на его эффективность. На части внешнего фасада протяженного корпуса убрана сетка простенков. Часть фасадов второго и третьего этажей над местом опирания корпуса на цилиндрическую колонну с лестницей оставлены чисто стеклянными. Витражная плоскость, лишенная защитного каркаса из пилястр, выглядит особенно легкой и даже хрупкой и служит своеобразным финишным знаком, отмечающим конец структурной ленты.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Формальные уроки
Композиция здания АДЦ, составленная из простых форм: цилиндра, сегмента, параллелепипеда, да еще и решенная в светло-сером, почти белом цвете, очень напоминает академические упражнения, которые так популярны на первых курсах архитектурных факультетов. В них нужно передать какую-то эмоцию или состояние лишь при помощи кусков картона и бумаги. И только глядя на уже построенное здание, ощущая, как именно сопряжения простых форм работают в реальном масштабе, начинаешь понимать, что именно хотят объяснить преподаватели легкомысленным студентам. Наверное, в этом кроется суть архитектуры и цель проектирования – не просто сделать коробку для функции, а вызвать эмоциональную реакцию при помощи структурирования пространства. А в нашем случае – еще и создать эстетический эталон, по которому можно будет сверять всю будущую застройку геометрического центра Большой Москвы. Главное – чтобы этот эталон не остался единственным примером качественной архитектуры в полях Коммунарки.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

19 Февраля 2018

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
ТПО «Резерв»: другие проекты
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Филармония света
Проект московской филармонии, который реализуется сейчас в Зарядье, обещает быть одним из первых, если не первым ярким общественным зданием «звёздной» архитектуры, построенным в Москве без купюр. В то же время оно отдает дань авторским предпочтениям и истории места, будучи поверено образностью классического модернизма шестидесятых.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Под углом 8°
Новое здание на улице Красина легко и ясно организует как самого себя, так и пространство вокруг, непринуждённо играя с углами и отражениями.
Похожие статьи
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни