English version

Безграничная сдержанность

Элегантное здание административного центра Новой Москвы, с характерным для проектов ТПО «Резерв» эстетским вниманием к форме и ритму фасадных членений, выглядит как НЛО на необустроенных полях под Коммунаркой.

mainImg

На заре новой эры
Представления о том, как могла бы выглядеть застройка Новой Москвы по замыслу разработчиков концепции присоединения новых территорий, расположенных в юго-западном направлении, между МКАД и Калужской областью, теперь останутся тайной. То, что произошло за последние пять лет на почти 150 гектарах бывшей подмосковной земли, показывает, что систематическая планомерная реализация сложных масштабных проектов новых городских поселений, вроде строительства Магнитогорска по проекту Эрнста Мая, – навык, утерянный на наших просторах. И если есть основания рассчитывать на какие-то качественные прорывы, то только благодаря привлечению к проектированию зданий и комплексов ведущих российских архитектурных бюро.

История Новой Москвы странно началась и странно развивается. Выход распоряжения о расширении площади Москвы удивил многих. Заявленные как основные причины борьба с моноцентричностью и создание новых центров притяжения, способных оттянуть рабочую силу на периферию и снизить нагрузку на транспортную систему, по большому счету не требовали перевода земель под столичную юрисдикцию. Все можно было решить на уровне соглашений между правительствами Москвы и области, но «мы пошли другим путем» и площадь города увеличилась больше чем в два раза, а карта приобрела причудливые очертания. Не помог делу уточнения конструктивной схемы «воздушных замков» и грандиозный конкурс «Большая Москва» на концепцию развития московской агломерации. Стратегии, которые на нем разрабатывались, так и остались на бумаге. И в первую очередь план строительства нового Правительственного центра в поселке Коммунарка. В 2013 году стало ясно, что чиновники не покинут насиженных мест в центре Москвы. И планы по освоению пока еще свободной от стремительно разрастающихся жилых районов новомосковской земли пришлось скорректировать. От патетического правительственного центра отказались в пользу более скромного административно-делового центра, который должен был разместиться между реконструируемым Калужским шоссе и Коммунаркой и продемонстрировать жизнеспособность полицентрической концепции. На территории примерно в 300 га запланировано строительство кампуса МИСиС, различных общественных и деловых комплексов, а также объектов транспортной инфраструктуры, в том числе двух станций Московского метрополитена «Коммунарка» и «Столбово», а также здания администрации Троицкого и Новомосковского административного округов (ТиНАО). Из всего длинного списка планируемых многофункциональных объектов жребий быть спроектированным и построенным первым выпал префектуре. А придумывать, каким именно может быть компактный административный центр дисперсной Новой Москвы должна была команда ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Концепция застройки территории Административно-делового центра возле поселка Коммунарка. © ТПО «Резерв»
zooming
Концепция застройки территории Административно-делового центра возле поселка Коммунарка. © ТПО «Резерв»

Поставить на место
Вся вышеизложенная предыстория появления в полях Коммунарки здания АДЦ ТиНАО не просто вводная по контексту, а непосредственное объяснение тому, как происходило проектирование и под влиянием каких факторов сложились образ и объемно-пространственная композиция здания.

Когда в 2014 году ТПО «Резерв» приступил к разработке концепции будущего центра, для территории в 300 га еще не был подготовлен проект застройки. Были приблизительно определены, но не утверждены «красные линии», трассировка газопровода и основных подъездных дорог со стороны дублера Калужского шоссе и поселка Коммунарка. Место расположения здания было указано «плюс-минус в этом районе». Это была настоящая градостроительная пустота.

Казалось бы, в этой ситуации с нулевой зависимостью от окружения можно было проектировать в свое удовольствие, но в реальности мнимая свобода стала скорее помехой, чем стимулом. Владимир Плоткин так комментирует ситуацию с посадкой здания: «Сложности были колоссальные. Намного проще проектировать объект, когда есть ограничения, когда понятен контекст, и ты понимаешь, что тебе делать. А здесь мы решали задачу с сотней неизвестных. Мы должны были создать здание, которое отвечало бы задачам будущей застройки, которые еще даже не были сформулированы, строя только догадки о том, каково будет окружение и как лучше разместить сам объект. Без основных визуальных связей было непросто уточнить его объемное решение и композиционные акценты».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Схема генерального плана © ТПО «Резерв»

Здание будущей префектуры «омывали волны» еще только намечаемых коммуникационных связей и планировочных линий будущего административно-делового центра. Под их влиянием, постепенно, уточнилось место расположения – центр пересечения нескольких дорог, и была найдена округлая форма здания, отвечающая его композиционной роли как некого шарнира, связывающего жилую и коммерческую застройку. Но не в форме круга, а скорее напоминающая запятую, со скругленной и протяженной частями, обращенной плавной дугой в сторону Калужского шоссе, а сложным сопряжением двух основных блоков и главным входом, ориентированным в сторону соседнего жилого района и треугольной площади перед дорогой, ведущей в Коммунарку и в сторону будущей станции метро.

«Мы работали с простыми формами, не стремясь создать градостроительный акцент. Здание должно было быть достаточно компактным, не высоким и никак не могло претендовать на роль доминанты. Поэтому мы решили сыграть на сдержанной пластике и контрасте прямых и скругленных плоскостей. Форма была придумана очень быстро. Эта «запятая» была самым «феерическим» вариантом из наших эскизов. Мы даже не были уверены, что заказчик ее утвердит. Я считаю, что мы в нем довели степень допустимой пространственной разнузданности до максимума», – поясняет выбор формы здания Владимир Плоткин.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Принцип катамарана
Помимо отсутствующего окружения на формообразование здания повлияло его функциональное назначение, а именно, заранее определенная двухчастность. Несмотря на обширную территорию, занимаемую Троицким и Новомосковским административными округами, префектура, призванная управлять всем этим «беспокойным хозяйством», по трезвым предварительным оценкам не смогла бы занять больше трети от планируемых 30 тысяч м2 общей площади. Остальная часть должна была быть насыщена всеми основными функциями, необходимыми современному бизнес-центру: офисными площадями с возможностью организовать как открытую планировку, так и отдельные блоки с выделенными кабинетами, сервисную инфраструктуру с кафе, переговорными, банком и конференц-залом. Форма плана, напоминающая «запятую», этой бинарной задаче отвечала в полной мере. Под префектуру отводилась часть круглой «точки», а под бизнес-центр, предназначенный под аренду – длинный «хвостик».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План подземной стоянки © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План 1 этажа © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. План 5 этажа © ТПО «Резерв»

Эти приемы работы с двухчастными композициями ТПО «Резерв» использует в своих проектах не впервые. Под условно определяемую типологию «катамарана» можно отнести и проект штаб-квартиры Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском и офисный комплекс «Аэрофлот – российские авиалинии». Но в каждом из них архитекторы находят новое прочтение и создают уникальные объемные композиции, варьируя пропорциональные членения, используя комбинации разных материалов и структурное решение внешней оболочки здания.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Продольный разрез © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Две части комплекса, одинаковые по высоте в семь этажей, разделяет пониженный двухэтажный блок, занятый просторным атриумом. В этом соединительном шарнире комплекса расположены общественные помещения и те функции, которые могут пригодиться как сотрудникам префектуры, так и их будущим соседям. Внешний абрис здания очерчен по напряженной дуге, а все изменения формы происходят по четким прямым плоскостям, словно разрезанным гигантским лезвием, отхватывающим у изначально монолитного объема куски, мешающие его функции.

Первый этаж блока префектуры (нашей «точки») углублен в тело здания, создавая ощущение парящего над землей цилиндрического объема. Кроме того, треть протяженной части оторвана от земли и опирается на овальную в плане «ногу», внутри которой расположена эвакуационная лестница и технические помещения. Какой-то утилитарной функции и цели это решение не имеет. Это чисто художественный жест, продиктованной законами формообразования в заданных композиционных рамках. Интересно, что данный прием, активно использовавшийся в архитектуре XX века, так легко и уместно возникает и вписывается в здание, созданное в наше время и отвечающее самым актуальным трендам.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Объемно-пространственная композиция АДЦ несет в себе узнаваемые черты архитектуры ТПО «Резерв». При внешней простоте и лаконичности формы в нее заложена и очень хорошо ощущается точно срежиссированная борьба контрастных начал: компактности и протяженности, прямолинейности и округлости, тяжести и парения. Благодаря этому внутреннему конфликту, заключенному в подчеркнуто сдержанную оболочку, авторы добиваются необходимой степени эмоциональности архитектуры.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Множественность фасадов
Работа с фасадами заняла у архитекторов ТПО «Резерв» едва ли не столько же времени, сколько поиски точного расположения комплекса. Причиной этого стала необходимость найти одно единственное идеальное решение, которое было одновременно простым, но вариабельным; ритмичным, но не монотонным; респектабельным, но не дорогим; современным, но не хайтековским; и при этом максимально выгодно подчеркивало бы контраст скругленных и прямолинейных плоскостей. И хорошо бы, чтобы оно было белого или почти белого цвета. Да, и еще одно: оно должно было представлять собой фирменную решетчатую структуру, которая сильно упрощает опознание построек бюро ТПО «Резерв» в хаотической московской застройке.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы.
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Количество эскизных вариантов фасадов впечатляет. Не столько самим фактом того, что для небольшого здания можно придумать столько фасадов (это как раз не проблема), а тем, что архитекторы смогли остановиться и объективно выбрать один вариант. Впрочем, итоговая версия настолько логична и настолько идеально ложится на форму комплекса, что не дает основания подозревать ее в незаслуженной победе.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Светло-серая решетка с узкими проемами и узкими простенками, высотой в два этажа, оборачивает здание по внешним скругленным поверхностям. Ритм тонких вертикальных пилястр подчеркивает даже легкий изгиб протяженного корпуса, работая как колоннады в крыльях Казанского собора. А двойная высота придает фасадам монументальность, хотя и за счет визуального снижения высоты (здание выглядит не семи-, а четырехэтажным). В противовес внешним фасадам внутренние прямолинейные поверхности выполнены из стекла. Огромные витражные плоскости, словно срезы, обнажают внутренности здания. Владимир Плоткин так декларирует принцип, положенный в основу фасадного решения: «С тектонической точки зрения все понятно – есть округлое тело здания, которое рассекают прямые плоскости. Все, что как бы срезано – это стекло. От криволинейной образующей осталась только внешняя оболочка».
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Введение дополнительной материальной маркировки разных по геометрии поверхностей отлично работает, не разрушая целостность общей композиции, которая была бы несовершенной, если бы авторы не внесли в нее акцентный элемент, на первый взгляд, нарушающий общий принцип, а на деле работающий на его эффективность. На части внешнего фасада протяженного корпуса убрана сетка простенков. Часть фасадов второго и третьего этажей над местом опирания корпуса на цилиндрическую колонну с лестницей оставлены чисто стеклянными. Витражная плоскость, лишенная защитного каркаса из пилястр, выглядит особенно легкой и даже хрупкой и служит своеобразным финишным знаком, отмечающим конец структурной ленты.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

Формальные уроки
Композиция здания АДЦ, составленная из простых форм: цилиндра, сегмента, параллелепипеда, да еще и решенная в светло-сером, почти белом цвете, очень напоминает академические упражнения, которые так популярны на первых курсах архитектурных факультетов. В них нужно передать какую-то эмоцию или состояние лишь при помощи кусков картона и бумаги. И только глядя на уже построенное здание, ощущая, как именно сопряжения простых форм работают в реальном масштабе, начинаешь понимать, что именно хотят объяснить преподаватели легкомысленным студентам. Наверное, в этом кроется суть архитектуры и цель проектирования – не просто сделать коробку для функции, а вызвать эмоциональную реакцию при помощи структурирования пространства. А в нашем случае – еще и создать эстетический эталон, по которому можно будет сверять всю будущую застройку геометрического центра Большой Москвы. Главное – чтобы этот эталон не остался единственным примером качественной архитектуры в полях Коммунарки.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы. Фотографии Алексей Народицкий © ТПО «Резерв»

19 Февраля 2018

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.