Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Проект здания, объединяющего государственную филармонию Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, администрация республики заказала архитекторам ТПО «Резерв» чуть менее года тому назад, в конце февраля прошедшего 2019 года. Один из инициаторов проекта, его идеолог и «душа» – Андрей Борисов, руководитель театра Саха и названного в честь якутского эпоса театра Олонхо, в 1990-2014 годах – министр культуры и духовного развития республики, сейчас государственный советник.
К маю были готовы первые варианты концепции, летом обсуждалась вторая версия, и наконец в середине декабря проект получил АГО, что сделало возможной его сравнительно развернутую публикацию. Проект, впрочем, продолжают развивать и дорабатывать, архитекторы обещают впоследствии показать более детализированную версию.
Комплекс расположен в южной части Якутска, недалеко от центра города, на берегу легендарного озера Сайсары. Озеро – священное, а на мысу, где сейчас запланировано здание филармонии и Арктического центра, вплоть до 1990-х проходил главный праздник якутского народа Ысыах; в 2014 году здесь планировался комплекс «Земля Олонхо», – тогда, впрочем, рассматривали много большую территорию, 47 га. Сейчас здание занимает 2,2 га в треугольнике между улицей Ойкунского, направляющейся в центр города, улицей Дежнёва и ответвлением озера.
Ситуационный план. Международный центр эпоса евразийских народов
В основу плана положена форма круга – идеальная фигура, наделенная исключительно важным значением в якутской мифологии: круг это и солнце, и план жилища вокруг костра, и символ цикличности годового календаря – недаром, когда «Резерв» прошедшим летом участвовал и победил в конкурсе на благоустройство площади Ленина в Якутске, там основой проекта тоже стала форма кольца – традиционного оберега, со множеством соподчиненных отверстий-колец.
Итак, в круг плана вписаны две основные части – филармонический зал и театр якутского эпоса, с общей входной зоной, но раздельными фойе, что позволяет им функционировать автономно. Поскольку из-за вечной мерзлоты подземное строительство неразумно, технические зоны под сценами было невозможно углубить, и все зрительные залы расположены достаточно высоко, на высоте 6,6 м над уровнем земли – от входа и ресепшна с кассами вверх ведут две широкие лестницы, обрамленные эскалаторами.
Разрез 1-1 по залам Театра. Международный центр эпоса евразийских народов
Арктический центр эпоса состоит из трех шатров, чья форма продиктована воспоминанием о традиционном летнем жилище якутов – урасе. Шатры соединены между собой, в двух расположены сценические пространства со зрительскими местами по кругу, в третьем репетиционный зал. Центральный и самый большой шатер театра Олонхо объединен с драматическим театром Саха, который занимает восточный сектор круга: здесь зрительские ряды продолжаются выше и дальше. Пространства можно разделять и соединять, оперируя подвижными перегородками.
План 3-го этажа на отм. +6.600. Международный центр эпоса евразийских народов
Одна из схем расположения залов театра Олонхо и Саха. Международный центр эпоса евразийских народов
Предоставлено ТПО «Резерв»
Кровля задумана эксплуатируемой, на ней будут устраивать праздники; круглый зенитный фонарь, освещающий дневным светом входную зону, символизирует озеро, а вся крыша уподоблена алаасу, или аласу – гигантской поляне в тайге, результату таяния вечной мерзлоты с торфяным озером посередине и плодородной землей по краям; исторически аласы были базовой единицей якутского земледелия и расселения. К слову, ледниковое озеро, как правило круглое, кольцевидная поляна со вкусной травой для лошадей вокруг – во многом объясняют значимость формы круга для якутской культуры и мифологии.
Здесь, на кровле театра-филармонии, озеро маленькое, а жилища-урасы большие, но схема оказывается в целом узнаваемой: «озеро», поляна, остроконечное конусообразное жилье – и становится частью сценографии знакового здания. Может показаться, что из вечной мерзлоты вырезали ровный цилиндр – каким-нибудь лазером – и выдвинули вверх из земли, так что «деревня» оказалась на крыше, а поддерживающие ее «хтонические силы», – преобразовались в силу искусства театра и музыки; куда без них – боги, а уж тем более шаманы, во многих культурах путешествуют к подземному огню, здесь же получается, что он неким творческим решением вынут из земли и положен, скажем так, в основу перформативной креативности.
Цилиндрический объем центра приподнимается к востоку, где расположен вход, ориентированный, согласно культурным паттернам якутского эпоса, на восход Солнца. Фасады двухслойные: стены внутри стеклянные, что должно обеспечить естественным светом фойе и вестибюль, снаружи они прикрыты навесной оболочкой. Внизу ее контур приподнимается крупными волнами, похожими на арки, – всё вместе работает на эффект парения, отликается на тему воды и одновременно усиливает эффект «айсберга» – сходство с вынутым из почвы фрагментом мерзлоты. Здание льдистое, искрящееся, стекло в основании похоже на чистый лед, в котором застыли хорошо различимые снаружи контуры опор и этажей.
Вход углублён пологой параболой – объемной волной, отступающей перед пространством небольшой площади-преддверия. Контур пластичного углубления за ширмой внешней оболочки кажется еще одной линейной волной, включаясь в игру, основанную на кисейной полупрозрачности, визуальной проницаемости здания. Заметим, что внешняя оболочка при этом не прогибается, «держит» диаметр, волны геометризованы, форма крупная и – легкая, ажурная, чистая, все аналогии и сопоставления не переходят границы очень отвлеченных абстракций и не впадают в буквализм.
Вдоль берега озера запланирован широкий деревянный помост набережной и небольшая площадка для open air представлений. В какой-то момент рассматривалось строительство сцены у набережной на воде, но пока от этой идеи отказались.
В первом, майском варианте структурность и легкость решения – стеклянный цилиндр с наброшенной на него, «повисшей в воздухе», волнистой лентой, – читалась еще лучше: оболочка была составлена из белых вертикальных ламелей, которые образовывали чистую и прозрачную штриховку, отражаемую в изгибах стеклянной поверхности, входившую в резонанс с линиями каркаса стеклянных стен и с ритмом опор внутри. Всё это работало на «миражность», прозрачность и, до какой-то степени, дематериализацию, задавая, в то же время, подходящий к масштабу градус графической дисциплины, законченности и прорисованности. Полоски достаточно крупны, чтобы различать их издалека, и достаточно тонки, чтобы «собирать» объем. Вариант предполагал и тонкую, подчеркивающую край кровли, ленту фриза вверху.
Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
В этом же, первом, варианте взаимное расположение зрительных залов было другим: группа театров выстраивалась в ряд справа от входа, филармония располагалась слева, их разделял атриум-ущелье, протяженный и смотрящий на просвет от входа на священное озеро. В результате вестибюль получал больше дневного света сверху и претендовал на более весомую роль внутренней площади, крытого общественного пространства между театрально-концертными залами.
Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
Но одним из пожеланий Андрея Борисова стала панорама всех трех шатров-урасов со стороны озера, поэтому театр перенесли с севера на запад, композиция элементов внутри круга изменилась, и план приобрел конфигурацию, напоминающую песочные часы: одна трапеция от входа сужается, другая, к озеру, расширяется.
Фасад с вертикальными ламелями заказчиков также не устроил – из-за того, что неподалеку, в восьмистах метрах от участка филармонии, недавно построено здание комплекса «Россия – моя история», на фасадах которого иным способом, но использованы светлые вертикали. Затем возникло пожелание каким-то образом запечатлеть в проекте, помимо уже намеченной, достаточно развитой, символики, еще и напоминание о Ленских столбах, самом величественном памятнике природы на территории республики Саха. Так появилось два варианта: один с размытым золотистым рисунком, напоминающим знаменитые скалы, но очень отдаленно, в виде пикселизованной картинки, другой – с медиаэкраном, куда можно было бы транслировать изображение памятника природы, равно как афиши и трансляции.
Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
Осенью на смену «оранжевому» варианту с «Ленскими столбами» вновь пришел более легкий – теперь внешний экран фасада состоит из алюминиевых овалов, диагонально закрепленных на решетчатой конструкции из октаэров, позволяющей вывесить внешнюю поверхность на достаточно большом расстоянии от стекла основного объема.
Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с прямоугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
Структура должна получиться поблескивающей, но не как в первом варианте, где она напоминала лед с упорядоченными прожилками, а скорее как снег или облако. И прозрачной: со стороны озера на просвет хорошо просматриваются внушительные, с легким изгибом конусы театра, опоясанные стеклянным этажом и взлетающим к востоку то ли шарфом, то ли ожерельем. Картина получается отчасти традиционной, отчасти космической.