English version

Забытое лицо московского 'genius loci'

Жилой комплекс в Тессинском переулке, авторы которого - Сергей Скуратов, Никита Демидов и Павел Шалимов месяц назад получили премию за лучший проект на Арх-Москве, заставляет нас по-иному взглянуть на московский «дух места»

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Жилой дом «Арт Хаус»
Россия, Москва, Серебряническая набережная, д. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов
Архитекторы: Демидов Н.А., Шалимов П.В., Голышенкова Д.М., Алендеев А.В., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б., Клевакин Ю.А.
Конструкторы: Кельман М.И., Куценко А.А., Каникаев И.В.
Инженеры: Горин С.Р., Каминов С.А., Козлов П.В.
Конструкции фасада и кровли: CRH Albert GmbH, Wilhelm Modersohn GmbH & Co. KG, ООО «Баутехнолоджи», ООО«Акритэк», NTD-engineering, ООО«Стройинжсервис-3»

2006 — 2012 / 2007 — 2012

Заказчик: State Development
Дома посвящены кирпичу – по словам Сергея Скуратова, именно этот материал он считает самым «московским», лучше всего подходящим столичной среде. Известная скучноватость кладки преодолевается цветом: колористика фасадов, просчитанная по специальному алгоритму на компьютере, использует плавные градиентные переходы от одного тона к другому и объединяет облицовочный кирпич трех видов, терракотовый, сланцево-серый и темно-коричневый. При этом общий колорит двух корпусов немного разный – меньшему объему, стоящему в глубине участка, досталось более темное сочетание коричневого и серого. Расцветка другого корпуса светлее, здесь преобладает серо-терракотовый с вкраплениями коричневого.

Столь утонченный подход к кирпичу превращает этот, обычно несложный, материал в своеобразную точку отсчета для развития темы среды и контекста, понятой автором столь сложно и многосторонне, что и само слово «контекст» оказывается здесь каким-то чужеродным, гораздо уместнее любимое автором genius loci, «дух места». Из рассказа Сергея Скуратова становится очевидным, что здания стали результатом глубокого и очень личностного переживания этой, казалось бы, для Москвы давно затертой и замученной, темы.

Участок, на котором будут построены два элитных дома, находится на набережной Яузы напротив «горбатого мостика», в районе Площади Ильича. Если не считать отдаленного соседства Рублевского музея – Спасо-Андроникова монастыря, в остальном эти места когда-то были вотчиной ранних промышленных зданий, прямоугольные кирпичные корпуса которых Скуратов считает самой интересной частью ближайшего окружения места строительства. Теперь из старых заводских зданий рядом имеется лишь один кирпичный корпус.

Здесь кроется любопытный поворот сюжета: дома, отдаленно (!) намекая на свое сходство с фабрично-заводским кирпичным стилем прошлого века, стилизуют не столько давешние фабрики, столько нынешние «лофты», за последние десятилетия превратившиеся на западе из дешевого в очень престижное жилье. Получаются псевдо-лофты, снаружи похожие на заводские цеха, но не совсем – используя неожиданную ностальгическую ноту: где вы, очаги пролетарской революции? – архитектор изысканно развивает ее, возвращая нас в сегодняшний день.

Высокие, «фабричные» окна оказываются на поверку роскошными «французскими», от пола до потолка и даже более того – на одном из корпусов стеклянная поверхность в уровне пола не заканчивается, а заходит на перекрытия, сбивая наблюдателя с толку и развеществляя фасад. Создается ощущение, что пола внутри вообще нет, или он невозможно тонок, потому что окна где-то смыкаются углами, а чаще – сливаются друг с другом, образуя причудливые вертикальные гирлянды. Другая «примета времени» – легкий наклон стен меньшего из двух корпусов: в том месте, где его угол выходит к пересечению двух переулков, Тессинского и Серебрянического, стены «вежливо» отклоняются внутрь квартала, то ли кого-то пропуская, то ли уступая пространственной динамике перекрестка.

Еще одна особенность – это, по меткому выражению Сергея Скуратова, «съехавшие крыши» обоих домов. «Это два сумасшедших дома» - иронизирует автор. Действительно, легкому наклону стен вторит скос обеих кровель, особенно заметный на обращенных к реке парадных фасадах. Вообще, оба дома кажутся пережившими геологический катаклизм, «разорвавший» один корпус на два и «раздвинувший» их в разные углы участка – даже разлом получился неровным, с одной стороны выступ стилобата, с другой – консоль. Гипотетический сдвиг земной коры как будто «наклонил» крыши и стены, заставил «плясать» окна, а на одном фасаде – «выдвинул» из кирпичного массива прозрачно-зеркальные призмы балконов.

Неожиданные скосы крыш служат и другой цели – помогают архитектору запутать наши обыденные представления о трехмерном пространстве. Наблюдая за игрой косых линий, легко заметить, что с некоторых точек зрения параллельные прямые, вместо того, чтобы сходиться вдали – расходятся, они встречаются где-то около зрителя, который, проходя мимо, невольно попадает в поле действия не-прямой, обратной перспективы, а значит, в пространство традиционной иконы. Причем это ощущение тоже осознано автором, его задача – окунуть нас в историю места еще глубже и древнее «заводских» ассоциаций, но ненавязчиво, намеком и только для тех, кто захочет понять и увидеть. Похожей цели служит и созданный вокруг домов псевдо-раскоп, подобный тем, что образовались в Новгороде после откапывания некоторых храмов от «культурного слоя».

Очевидно, что при всем внимании к гению места, дома не пытаются слиться с уже почти что утраченным в этом районе историческим контекстом, они не притворяются незаметными и не прикидываются «своими» местным домовым, но и не отгораживаются от соседей зеркальным стеклом. Это какие-то лондонские аристократы – с промышленным прошлым, безупречно вежливые, роскошные, но сдержанные, с причудами, но в рамках. В Москве такие пока редкость.
zooming
Генплан
План 1-го этажа
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Жилой дом «Арт Хаус»
Россия, Москва, Серебряническая набережная, д. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов
Архитекторы: Демидов Н.А., Шалимов П.В., Голышенкова Д.М., Алендеев А.В., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б., Клевакин Ю.А.
Конструкторы: Кельман М.И., Куценко А.А., Каникаев И.В.
Инженеры: Горин С.Р., Каминов С.А., Козлов П.В.
Конструкции фасада и кровли: CRH Albert GmbH, Wilhelm Modersohn GmbH & Co. KG, ООО «Баутехнолоджи», ООО«Акритэк», NTD-engineering, ООО«Стройинжсервис-3»

2006 — 2012 / 2007 — 2012

Заказчик: State Development

12 Июля 2006

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Похожие статьи
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.