В поисках стиля: паттерны и гибриды

Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?

mainImg
Исследование проводили студенты 1 и 2 курсов бакалавриата МАРШ с рамках программы «История архитектуры и градостроительства», который в Школе ведут Марат Невлютов и Елена Борисова. 

Самое любопытное, на наш взгляд, в этой работе – ее старт: Москву разбили на 21 сектор, а студентов на 21 небольшую группу и дали задание определить здания последних десяти лет постройки. Если между Садовым кольцом и ТТК мало что находилось, студенты могли двинуться в центр или наружу.

Но главное – на первом этапе здания выбирали на глаз (!). По ощущениям. 
Задание. Разделение на секторы. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Затем студенты проверили свои интуитивные датировки: «Попадание составило порядка 80%», – пишет куратор Илья Мукосей. Получилось около 120 зданий.

Анализируя их на серии воркшопов, студенты нашли 14 свойств, характерных для архитектуры 2015–2025 и предложили для них иконки-обозначения и названия. 
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выбрали «иконы стиля» – здания за период 2015–2025, представляющие свойства особенно хорошо; и еще немного поискали среди зарубежных современных и исторических прообразов. Определили, что свойства по одиночке нигде не встречаются, а встречаются только в виде гибридов. Составили карту и красиво отобразили распространенность свойств на территории города. 
  • zooming
    Монтаж экспозиции. Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Таким образом, основной результат исследования – 14 свойств. Заметим, что, если смотреть по нижней линии, то они распределены по применимости: к объемно-планировочному построению, фасаду, деталям, и эта применимость на шкале накладывается. А также снабжены, помимо названий, кратким комментарием-описанием. 
Иконки свойств. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Тем не менее, авторы не считают исследование законченным, а его итог «забронзовевшим» справочником. Наоборот, исследование позиционируется как предварительный подход к снаряду, и это, конечно, правильно. Цитируем: «Итоговая экспозиция стала фиксацией процесса исследования, а не его финальной точкой, что открывает новые возможности для дальнейшего изучения Нового Московского стиля». 

«Как пользоваться?
Конечно, совпадение по одному свойству ничего не говорит.
Чтобы с большой долей уверенности отнести здание к периоду 2015-2025, надо, чтобы в нем сочетались хотя бы 2–3 из 14 признаков. У рекордсменов это число доходит до 6–7. Их студенты назвали супергибридами. На планшете с Основной информацией есть таблица примеров супергибридов. Из 120 зданий, включенных в итоговую таблицу, нашлось 8 таких супер-объектов».
  • zooming
    Примеры супергибридов. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • zooming
    Распространенность выявленных свойств среди исследованных 120 зданий. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Скажем еще буквально пару слов, прежде чем опубликовать исследование целиком. Когда на Арх Москве его обсуждали на круглом столе, основным был вопрос: что такое стиль, применимо ли это понятие к проведенному исследованию и его результатам и к «новой московской архитектуре». Андрей Иванов предложил для найденных свойств название «паттерны»; оно хорошо подходит, организаторы сразу же за него ухватились и обещали использовать в дальнейшем. 

Бродя по выставке, мне на стенде исследования удалось услышать от незнакомой посетительницы: «ну, что это такое, я такое делала для ПР сколько-то лет назад... Ну, для 1–2 курса сойдет...». Это подталкивает нас к следующим размышлениям: во-первых, такая ли уж незнакомая была посетительница; во-вторых, исследование такого рода, вероятно, не первое, в том числе для современной архитектуры. Что правда. Стоит посмотреть в пинтерест, как глаз начинает сам, безо всякого разрешения, определять паттерны и приемы и прямо-таки просит их систематизировать... Вероятно, у многих, кто интересуется современной архитектурой, такого рода порывы случались. И многие готовы добавить к отобранному в данном исследовании пулу из 14 свойств что-то свое, а что-то, наоборот, предложить выкинуть. Еще сложнее с определением стиля и применимости этого понятия. Тут можно отдельный трактат писать и, вероятнее всего, не один. Честно говоря, я бы как историк искусства, предложила бы совершенно иные критерии, но не столь отчетливо-визуальные, напоминающие конструктор. Оговоримся, что определения стиля и архитектурного стиля, от которых отталкивались авторы, взяты, по их собственному признанию, из Википедии. Но, к слову сказать, определения общего плана в wiki как правило не так уж плохи.

Так что надо полностью согласиться с авторской оговоркой о предварительности всей работы и выводов. И тем не менее, определенным драйвером для изучения и обобщения такие исследования очень даже могут служить. 
ЮТ
zooming

Больше того, если начать рассматривать процесс исследования, а не только его иконки-результаты, там можно обнаружить много интересного: и пары, и сравнения. Поэтому – 

Ниже публикуем все исследование целиком. 

Определения

Стиль – совокупность признаков, характеризующих произведения искусства определенного времени, направления или индивидуального творчества.

Архитектурный стиль – целостная совокупность характерных черт и признаков произведения архитектуры определенного времени и места. Стиль совмещает в себе характерные черты, проявляющиеся в особенностях творческого метода архитектора, способах формообразования, приемах композиции, функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Вызов

Классификация стилей – одна из задач истории и теории архитектуры. Человеку, знакомому с ними хотя бы на базовом уровне, нетрудно различить готику, классицизм и даже советский модернизм, опираясь на формальные признаки этих исторических стилей.  А можно ли, пользуясь тем же инструментарием, выявить характерные признаки архитектуры буквально вчерашнего и даже сегодняшнего дня?

Гипотеза 

В Москве за последние 10 лет сложился полноценный архитектурный стиль, который достаточно точно определяется по применяемым композиционным и формальным приемам, деталям, материалам.

Задачи

1.
Выявить маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие принадлежность объекта к стилю. Такие признаки могут проявляться в:
  • градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных
  • решениях
  • архитектурных деталях
  • применяемых отделочных материалах и т.п
2.
Найти супергибриды – объекты, сочетающие в себе
наибольшее количество свойств.

3.
Выбрать иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.

План работы

  1. На основе натурных наблюдений составить каталог рядовых зданий, построенных за последние 10 лет, Дополнить  его на основе публикаций архитектурных медиа, более «знаменитыми» постройками.
  2. Сравнить здания в каталоге между собой, выделяя и классифицируя те черты и характеристики (от градостроительных до деталей), которые их объединяют.
  3. Составить перечень таких характеристик, рассматривая их как формальные признаки стиля. Дать им названия и определения.
  4. Среди зданий, попавших в коллекцию, выделить те, которые соответствуют максимальному числу характеристик .
  5. Среди объектов, попавших в коллекцию из медиа, выбрать наиболее выразительные с точки зрения выбранных характеристик.

Термины и цифры

Маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие их принадлежность к стилю. Такие признаки могут проявляться в градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных решениях, архитектурных деталях, применяемых отделочных материалах и т.п.

Супергибриды – объекты, сочетающие в себе наибольшее количество свойств.   
Иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.
  • 120 зданий в каталоге
  • 14 маркеров стиля
  • 10 супергибридов, сочетающих в себе от 6 до 8 свойств

Методика

Этап 1. Для студентов мы разделили город на 21 сектор и ограничили их 3 границами: Садовое кольцо, ТТК и МЦК. Каждый студент изучает свой сектор на предмет новейших зданий. Определить объекты нужно на глаз и потом выяснить точную дату строительства. По итогу каждый из студентов должен найти от 5 до 10 объектов, построенных после 2014 года. Если объектов не находится в нужном количестве, можно расширять свой сектор в сторону МЦК или центра.

Этап 2. Далее студенты составляют каталог из этих объектов в определенном шаблоне. Таким образом появляется каталог новейших зданий Москвы.
Этап 2. Поиск. Информации. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Комментарий от редакции. На самом деле, интересно рассматривать карточки, заполненные студентами. Там можно найти и первоначальные названия свойств – они, как оказалось, местами другие. Вы посмотрите, посмотрите...

Там виден «живой» материал, и хочется рекомендовать с нашей стороны Марату Невлютову и Елене Борисовой – провести такое исследование еще несколько раз с новыми студентами, поскольку оно фиксирует не только свойства архитектуры, но и особенности ее восприятия. Поэтому ему и не следует «застывать», фиксируя восприятие московской архитектуры во времени. К слову, именно эта особенность связывает исследование с предшествующими кураторскими инициативами Ильи Мукосея в проекте «Значимо!». Возможно, карточки надо дать и студентам, и жителям города, и специалистам. 

Ниже карточки студентов. 
  

Карточки, заполненные студентами – участниками исследвоания. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 3. На воркшопе мы разделили студентов на группы по 3–4 человека. В своей группе по очереди каждый рассказывает про свои объекты. На этом этапе стоит больше акцентировать внимание на наблюдения, а не на общие данные.

После рассказа студенты должны сформировать ключевые свойства для своих групп. Далее студенты должны собрать сводную таблицу-сравнение.

Этап 4. После воркшопа студенты выписывают в отдельную карточку каждое свойство. 

Мы поменяли фокус с объекта на свойства, постарались их кристаллизировать. Свойства собрались в некоторые схемы-соотношения.
Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • форма + геометрические операции

Темы, которые акцентируют внимание на работу с геометрическими преобразованиями формы
  • форма + образность

Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсовформа + образност
ь Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсов.
  • форма + микс

Темы, которые работают с формой, но их недостаточно для отдельной группы.

  • фасады

Темы, связанные с фасадной композицией.

Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 5. Объединение каталогов. Далее мы собираемся снова все вместе, чтобы убрать лишние свойства, найти новые закономерности, протестировать все свойства на всех объектах.

Структура воркшопа:

  • Все каталоги всех студентов мы разложили на большом столе;
  • ​Каждый студент берет от 1 до 3 свойств и стикеры;
  • Смотря на каждый объект, студент должен решить, есть ли в дпнном объекте его свойство;
  • При нахождении свойств студент отмечает на каталоге при помощи стикеров;
  • Далее вся группа смотрит на получившиеся маркеры и обсуждает структуру

Этап 5. Объединение каталогов. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Этап 6. Гибриды. Ряд московских объектов не просто обладают одним свойством, а являются гибридами множества свойств. Тогда здание становится супергибридом. Если здание обладает одним характерным свойством – оно становится иконой своего стиля.

Мы предложили студентам попробовать создать свои гибриды. Каждый получил в хаотичном порядке пару свойств и постарался нарисовать эскиз здания-гибрида.
Этап 6. Гибриды. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Итоги

Архитектура сегодняшнего дня – живой, сложный, и главное – развивающийся организм. Мы коснулись его в нескольких точках и попытались обобщить свои впечатления. Дает ли сумма наших наблюдений целостную картину? Вопрос открытый. Скорее нет, чем да. Но может ли она стать основой для дискуссии? Скорее да, чем нет.

Образ города складывается из мелочей, но необходимо дополнительное усилие, чтобы за мелкими деталями и приёмами увидеть суть – базовые принципы и большие идеи, которые определяют состояние архитектуры сегодня и направляют ее развитие в будущем.

Поэтому сделанные нами выводы не инструкция по применению. А собранные нами наблюдения – лишь несколько строк в начале большой книги, к чтению которой мы только приступаем. И которая пишется прямо сейчас.

 

Авторы

Куратор проекта: Илья Мукосей
Методология исследования: Марат Невлютов, Елена Борисова

Исследование проводилось в 2024-2025гг. в рамках учебного модуля Архитектурной школы МАРШ «История архитектуры и градостроительства».
Преподаватели: Марат Невлютов и Лена Борисова. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата МАРШ.

1 курс: Николай Аксенов,  Альберт Асратян, Федор Фома Заславский,  Александра Захарова, Джамиля Зулумханова, Елизавета Климонтова, Михаил Кречетов, Полина Михайлова,  Александра Панфилова, Исмаил Рамазанов,  Алена Савичева,  Ульяна Скворцова,  Имам Хангишиев, Вероника Юнашева,  Леонид Якименко
2 курс: Дарья Бережная, Алена Вингорская, Дарья Горшкова, Елизавета Мария Вельковская-Тарасенко, Мария Грекова,  Ролан Гусаров,  Денис Зазубрин,  Фёдор Купцов, Елизавета Мельчукова,  Марина Нагорнова,  Владимир Немцов,  Дарья Овчарова, Алина Петренко

Подготовка материалов к выставке: Марат Невлютов, Лена Борисова, Илья Мукосей, Денис Зазубрин, Алена Вингорская, Елизавета Мельчукова, Марина Нагорнова, Дарья Горшкова, Алина Петренко, Мария Грекова, Дарья Овчарова, Леонид Якименко

11 Июня 2025

Похожие статьи
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.