В поисках стиля: паттерны и гибриды

Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?

mainImg
Исследование проводили студенты 1 и 2 курсов бакалавриата МАРШ с рамках программы «История архитектуры и градостроительства», который в Школе ведут Марат Невлютов и Елена Борисова. 

Самое любопытное, на наш взгляд, в этой работе – ее старт: Москву разбили на 21 сектор, а студентов на 21 небольшую группу и дали задание определить здания последних десяти лет постройки. Если между Садовым кольцом и ТТК мало что находилось, студенты могли двинуться в центр или наружу.

Но главное – на первом этапе здания выбирали на глаз (!). По ощущениям. 
Задание. Разделение на секторы. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Затем студенты проверили свои интуитивные датировки: «Попадание составило порядка 80%», – пишет куратор Илья Мукосей. Получилось около 120 зданий.

Анализируя их на серии воркшопов, студенты нашли 14 свойств, характерных для архитектуры 2015–2025 и предложили для них иконки-обозначения и названия. 
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выбрали «иконы стиля» – здания за период 2015–2025, представляющие свойства особенно хорошо; и еще немного поискали среди зарубежных современных и исторических прообразов. Определили, что свойства по одиночке нигде не встречаются, а встречаются только в виде гибридов. Составили карту и красиво отобразили распространенность свойств на территории города. 
  • zooming
    Монтаж экспозиции. Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Выставка исследования «Новый московский стиль», Арх Москва 2025, МАРШ & Арх Москва
    Фотография © © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Таким образом, основной результат исследования – 14 свойств. Заметим, что, если смотреть по нижней линии, то они распределены по применимости: к объемно-планировочному построению, фасаду, деталям, и эта применимость на шкале накладывается. А также снабжены, помимо названий, кратким комментарием-описанием. 
Иконки свойств. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Тем не менее, авторы не считают исследование законченным, а его итог «забронзовевшим» справочником. Наоборот, исследование позиционируется как предварительный подход к снаряду, и это, конечно, правильно. Цитируем: «Итоговая экспозиция стала фиксацией процесса исследования, а не его финальной точкой, что открывает новые возможности для дальнейшего изучения Нового Московского стиля». 

«Как пользоваться?
Конечно, совпадение по одному свойству ничего не говорит.
Чтобы с большой долей уверенности отнести здание к периоду 2015-2025, надо, чтобы в нем сочетались хотя бы 2–3 из 14 признаков. У рекордсменов это число доходит до 6–7. Их студенты назвали супергибридами. На планшете с Основной информацией есть таблица примеров супергибридов. Из 120 зданий, включенных в итоговую таблицу, нашлось 8 таких супер-объектов».
  • zooming
    Примеры супергибридов. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • zooming
    Распространенность выявленных свойств среди исследованных 120 зданий. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ
    © МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Скажем еще буквально пару слов, прежде чем опубликовать исследование целиком. Когда на Арх Москве его обсуждали на круглом столе, основным был вопрос: что такое стиль, применимо ли это понятие к проведенному исследованию и его результатам и к «новой московской архитектуре». Андрей Иванов предложил для найденных свойств название «паттерны»; оно хорошо подходит, организаторы сразу же за него ухватились и обещали использовать в дальнейшем. 

Бродя по выставке, мне на стенде исследования удалось услышать от незнакомой посетительницы: «ну, что это такое, я такое делала для ПР сколько-то лет назад... Ну, для 1–2 курса сойдет...». Это подталкивает нас к следующим размышлениям: во-первых, такая ли уж незнакомая была посетительница; во-вторых, исследование такого рода, вероятно, не первое, в том числе для современной архитектуры. Что правда. Стоит посмотреть в пинтерест, как глаз начинает сам, безо всякого разрешения, определять паттерны и приемы и прямо-таки просит их систематизировать... Вероятно, у многих, кто интересуется современной архитектурой, такого рода порывы случались. И многие готовы добавить к отобранному в данном исследовании пулу из 14 свойств что-то свое, а что-то, наоборот, предложить выкинуть. Еще сложнее с определением стиля и применимости этого понятия. Тут можно отдельный трактат писать и, вероятнее всего, не один. Честно говоря, я бы как историк искусства, предложила бы совершенно иные критерии, но не столь отчетливо-визуальные, напоминающие конструктор. Оговоримся, что определения стиля и архитектурного стиля, от которых отталкивались авторы, взяты, по их собственному признанию, из Википедии. Но, к слову сказать, определения общего плана в wiki как правило не так уж плохи.

Так что надо полностью согласиться с авторской оговоркой о предварительности всей работы и выводов. И тем не менее, определенным драйвером для изучения и обобщения такие исследования очень даже могут служить. 
ЮТ
zooming

Больше того, если начать рассматривать процесс исследования, а не только его иконки-результаты, там можно обнаружить много интересного: и пары, и сравнения. Поэтому – 

Ниже публикуем все исследование целиком. 

Определения

Стиль – совокупность признаков, характеризующих произведения искусства определенного времени, направления или индивидуального творчества.

Архитектурный стиль – целостная совокупность характерных черт и признаков произведения архитектуры определенного времени и места. Стиль совмещает в себе характерные черты, проявляющиеся в особенностях творческого метода архитектора, способах формообразования, приемах композиции, функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Вызов

Классификация стилей – одна из задач истории и теории архитектуры. Человеку, знакомому с ними хотя бы на базовом уровне, нетрудно различить готику, классицизм и даже советский модернизм, опираясь на формальные признаки этих исторических стилей.  А можно ли, пользуясь тем же инструментарием, выявить характерные признаки архитектуры буквально вчерашнего и даже сегодняшнего дня?

Гипотеза 

В Москве за последние 10 лет сложился полноценный архитектурный стиль, который достаточно точно определяется по применяемым композиционным и формальным приемам, деталям, материалам.

Задачи

1.
Выявить маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие принадлежность объекта к стилю. Такие признаки могут проявляться в:
  • градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных
  • решениях
  • архитектурных деталях
  • применяемых отделочных материалах и т.п
2.
Найти супергибриды – объекты, сочетающие в себе
наибольшее количество свойств.

3.
Выбрать иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.

План работы

  1. На основе натурных наблюдений составить каталог рядовых зданий, построенных за последние 10 лет, Дополнить  его на основе публикаций архитектурных медиа, более «знаменитыми» постройками.
  2. Сравнить здания в каталоге между собой, выделяя и классифицируя те черты и характеристики (от градостроительных до деталей), которые их объединяют.
  3. Составить перечень таких характеристик, рассматривая их как формальные признаки стиля. Дать им названия и определения.
  4. Среди зданий, попавших в коллекцию, выделить те, которые соответствуют максимальному числу характеристик .
  5. Среди объектов, попавших в коллекцию из медиа, выбрать наиболее выразительные с точки зрения выбранных характеристик.

Термины и цифры

Маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие их принадлежность к стилю. Такие признаки могут проявляться в градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных решениях, архитектурных деталях, применяемых отделочных материалах и т.п.

Супергибриды – объекты, сочетающие в себе наибольшее количество свойств.   
Иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.
  • 120 зданий в каталоге
  • 14 маркеров стиля
  • 10 супергибридов, сочетающих в себе от 6 до 8 свойств

Методика

Этап 1. Для студентов мы разделили город на 21 сектор и ограничили их 3 границами: Садовое кольцо, ТТК и МЦК. Каждый студент изучает свой сектор на предмет новейших зданий. Определить объекты нужно на глаз и потом выяснить точную дату строительства. По итогу каждый из студентов должен найти от 5 до 10 объектов, построенных после 2014 года. Если объектов не находится в нужном количестве, можно расширять свой сектор в сторону МЦК или центра.

Этап 2. Далее студенты составляют каталог из этих объектов в определенном шаблоне. Таким образом появляется каталог новейших зданий Москвы.
Этап 2. Поиск. Информации. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Комментарий от редакции. На самом деле, интересно рассматривать карточки, заполненные студентами. Там можно найти и первоначальные названия свойств – они, как оказалось, местами другие. Вы посмотрите, посмотрите...

Там виден «живой» материал, и хочется рекомендовать с нашей стороны Марату Невлютову и Елене Борисовой – провести такое исследование еще несколько раз с новыми студентами, поскольку оно фиксирует не только свойства архитектуры, но и особенности ее восприятия. Поэтому ему и не следует «застывать», фиксируя восприятие московской архитектуры во времени. К слову, именно эта особенность связывает исследование с предшествующими кураторскими инициативами Ильи Мукосея в проекте «Значимо!». Возможно, карточки надо дать и студентам, и жителям города, и специалистам. 

Ниже карточки студентов. 
  

Карточки, заполненные студентами – участниками исследвоания. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 3. На воркшопе мы разделили студентов на группы по 3–4 человека. В своей группе по очереди каждый рассказывает про свои объекты. На этом этапе стоит больше акцентировать внимание на наблюдения, а не на общие данные.

После рассказа студенты должны сформировать ключевые свойства для своих групп. Далее студенты должны собрать сводную таблицу-сравнение.

Этап 4. После воркшопа студенты выписывают в отдельную карточку каждое свойство. 

Мы поменяли фокус с объекта на свойства, постарались их кристаллизировать. Свойства собрались в некоторые схемы-соотношения.
Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова
  • форма + геометрические операции

Темы, которые акцентируют внимание на работу с геометрическими преобразованиями формы
  • форма + образность

Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсовформа + образност
ь Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсов.
  • форма + микс

Темы, которые работают с формой, но их недостаточно для отдельной группы.

  • фасады

Темы, связанные с фасадной композицией.

Этап 4. Формирование свойств. Исследование «Новый московский стиль». Арх Москва & МАРШ. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова


Этап 5. Объединение каталогов. Далее мы собираемся снова все вместе, чтобы убрать лишние свойства, найти новые закономерности, протестировать все свойства на всех объектах.

Структура воркшопа:

  • Все каталоги всех студентов мы разложили на большом столе;
  • ​Каждый студент берет от 1 до 3 свойств и стикеры;
  • Смотря на каждый объект, студент должен решить, есть ли в дпнном объекте его свойство;
  • При нахождении свойств студент отмечает на каталоге при помощи стикеров;
  • Далее вся группа смотрит на получившиеся маркеры и обсуждает структуру

Этап 5. Объединение каталогов. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Этап 6. Гибриды. Ряд московских объектов не просто обладают одним свойством, а являются гибридами множества свойств. Тогда здание становится супергибридом. Если здание обладает одним характерным свойством – оно становится иконой своего стиля.

Мы предложили студентам попробовать создать свои гибриды. Каждый получил в хаотичном порядке пару свойств и постарался нарисовать эскиз здания-гибрида.
Этап 6. Гибриды. Исследование «Новый московский стиль». МАРШ & Арх Москва. Показано на выставке Арх Москва 2025
© МАРШ & Арх Москва / куратор: Илья Мукосей, методика: Марат Невлютов и Елена Борисова

Итоги

Архитектура сегодняшнего дня – живой, сложный, и главное – развивающийся организм. Мы коснулись его в нескольких точках и попытались обобщить свои впечатления. Дает ли сумма наших наблюдений целостную картину? Вопрос открытый. Скорее нет, чем да. Но может ли она стать основой для дискуссии? Скорее да, чем нет.

Образ города складывается из мелочей, но необходимо дополнительное усилие, чтобы за мелкими деталями и приёмами увидеть суть – базовые принципы и большие идеи, которые определяют состояние архитектуры сегодня и направляют ее развитие в будущем.

Поэтому сделанные нами выводы не инструкция по применению. А собранные нами наблюдения – лишь несколько строк в начале большой книги, к чтению которой мы только приступаем. И которая пишется прямо сейчас.

 

Авторы

Куратор проекта: Илья Мукосей
Методология исследования: Марат Невлютов, Елена Борисова

Исследование проводилось в 2024-2025гг. в рамках учебного модуля Архитектурной школы МАРШ «История архитектуры и градостроительства».
Преподаватели: Марат Невлютов и Лена Борисова. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата МАРШ.

1 курс: Николай Аксенов,  Альберт Асратян, Федор Фома Заславский,  Александра Захарова, Джамиля Зулумханова, Елизавета Климонтова, Михаил Кречетов, Полина Михайлова,  Александра Панфилова, Исмаил Рамазанов,  Алена Савичева,  Ульяна Скворцова,  Имам Хангишиев, Вероника Юнашева,  Леонид Якименко
2 курс: Дарья Бережная, Алена Вингорская, Дарья Горшкова, Елизавета Мария Вельковская-Тарасенко, Мария Грекова,  Ролан Гусаров,  Денис Зазубрин,  Фёдор Купцов, Елизавета Мельчукова,  Марина Нагорнова,  Владимир Немцов,  Дарья Овчарова, Алина Петренко

Подготовка материалов к выставке: Марат Невлютов, Лена Борисова, Илья Мукосей, Денис Зазубрин, Алена Вингорская, Елизавета Мельчукова, Марина Нагорнова, Дарья Горшкова, Алина Петренко, Мария Грекова, Дарья Овчарова, Леонид Якименко

11 Июня 2025

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Современное, динамичное и немного даже зооморфное, оно подчинено крупной диагональной сетке. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качества нового градостроительного акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.