Самое любопытное, на наш взгляд, в этой работе – ее старт: Москву разбили на 21 сектор, а студентов на 21 небольшую группу и дали задание определить здания последних десяти лет постройки. Если между Садовым кольцом и ТТК мало что находилось, студенты могли двинуться в центр или наружу.
Но главное – на первом этапе здания выбирали на глаз (!). По ощущениям.
Затем студенты проверили свои интуитивные датировки: «Попадание составило порядка 80%», – пишет куратор Илья Мукосей. Получилось около 120 зданий.
Анализируя их на серии воркшопов, студенты нашли 14 свойств, характерных для архитектуры 2015–2025 и предложили для них иконки-обозначения и названия.
Выбрали «иконы стиля» – здания за период 2015–2025, представляющие свойства особенно хорошо; и еще немного поискали среди зарубежных современных и исторических прообразов. Определили, что свойства по одиночке нигде не встречаются, а встречаются только в виде гибридов. Составили карту и красиво отобразили распространенность свойств на территории города.
Таким образом, основной результат исследования – 14 свойств. Заметим, что, если смотреть по нижней линии, то они распределены по применимости: к объемно-планировочному построению, фасаду, деталям, и эта применимость на шкале накладывается. А также снабжены, помимо названий, кратким комментарием-описанием.
Тем не менее, авторы не считают исследование законченным, а его итог «забронзовевшим» справочником. Наоборот, исследование позиционируется как предварительный подход к снаряду, и это, конечно, правильно. Цитируем: «Итоговая экспозиция стала фиксацией процесса исследования, а не его финальной точкой, что открывает новые возможности для дальнейшего изучения Нового Московского стиля».
«Как пользоваться?
Конечно, совпадение по одному свойству ничего не говорит.
Чтобы с большой долей уверенности отнести здание к периоду 2015-2025, надо, чтобы в нем сочетались хотя бы 2–3 из 14 признаков. У рекордсменов это число доходит до 6–7. Их студенты назвали супергибридами. На планшете с Основной информацией есть таблица примеров супергибридов. Из 120 зданий, включенных в итоговую таблицу, нашлось 8 таких супер-объектов».
Скажем еще буквально пару слов, прежде чем опубликовать исследование целиком. Когда на Арх Москве его обсуждали на круглом столе, основным был вопрос: что такое стиль, применимо ли это понятие к проведенному исследованию и его результатам и к «новой московской архитектуре». Андрей Иванов предложил для найденных свойств название «паттерны»; оно хорошо подходит, организаторы сразу же за него ухватились и обещали использовать в дальнейшем.
Бродя по выставке, мне на стенде исследования удалось услышать от незнакомой посетительницы: «ну, что это такое, я такое делала для ПР сколько-то лет назад... Ну, для 1–2 курса сойдет...». Это подталкивает нас к следующим размышлениям: во-первых, такая ли уж незнакомая была посетительница; во-вторых, исследование такого рода, вероятно, не первое, в том числе для современной архитектуры. Что правда. Стоит посмотреть в пинтерест, как глаз начинает сам, безо всякого разрешения, определять паттерны и приемы и прямо-таки просит их систематизировать... Вероятно, у многих, кто интересуется современной архитектурой, такого рода порывы случались. И многие готовы добавить к отобранному в данном исследовании пулу из 14 свойств что-то свое, а что-то, наоборот, предложить выкинуть. Еще сложнее с определением стиля и применимости этого понятия. Тут можно отдельный трактат писать и, вероятнее всего, не один. Честно говоря, я бы как историк искусства, предложила бы совершенно иные критерии, но не столь отчетливо-визуальные, напоминающие конструктор. Оговоримся, что определения стиля и архитектурного стиля, от которых отталкивались авторы, взяты, по их собственному признанию, из Википедии. Но, к слову сказать, определения общего плана в wiki как правило не так уж плохи.
Так что надо полностью согласиться с авторской оговоркой о предварительности всей работы и выводов. И тем не менее, определенным драйвером для изучения и обобщения такие исследования очень даже могут служить.

Больше того, если начать рассматривать процесс исследования, а не только его иконки-результаты, там можно обнаружить много интересного: и пары, и сравнения. Поэтому –
Ниже публикуем все исследование целиком.
Определения
Стиль – совокупность признаков, характеризующих произведения искусства определенного времени, направления или индивидуального творчества.Архитектурный стиль – целостная совокупность характерных черт и признаков произведения архитектуры определенного времени и места. Стиль совмещает в себе характерные черты, проявляющиеся в особенностях творческого метода архитектора, способах формообразования, приемах композиции, функциональной, конструктивной и художественной сторон.
Вызов
Классификация стилей – одна из задач истории и теории архитектуры. Человеку, знакомому с ними хотя бы на базовом уровне, нетрудно различить готику, классицизм и даже советский модернизм, опираясь на формальные признаки этих исторических стилей. А можно ли, пользуясь тем же инструментарием, выявить характерные признаки архитектуры буквально вчерашнего и даже сегодняшнего дня?Гипотеза
В Москве за последние 10 лет сложился полноценный архитектурный стиль, который достаточно точно определяется по применяемым композиционным и формальным приемам, деталям, материалам.Задачи
1.Выявить маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие принадлежность объекта к стилю. Такие признаки могут проявляться в:
- градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных
- решениях
- архитектурных деталях
- применяемых отделочных материалах и т.п
Найти супергибриды – объекты, сочетающие в себе
наибольшее количество свойств.
3.
Выбрать иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.
План работы
- На основе натурных наблюдений составить каталог рядовых зданий, построенных за последние 10 лет, Дополнить его на основе публикаций архитектурных медиа, более «знаменитыми» постройками.
- Сравнить здания в каталоге между собой, выделяя и классифицируя те черты и характеристики (от градостроительных до деталей), которые их объединяют.
- Составить перечень таких характеристик, рассматривая их как формальные признаки стиля. Дать им названия и определения.
- Среди зданий, попавших в коллекцию, выделить те, которые соответствуют максимальному числу характеристик .
- Среди объектов, попавших в коллекцию из медиа, выбрать наиболее выразительные с точки зрения выбранных характеристик.
Термины и цифры
Маркеры, или свойства, стиля – характерные признаки московских зданий, определяющие их принадлежность к стилю. Такие признаки могут проявляться в градостроительных, объемных, силуэтных и фасадных решениях, архитектурных деталях, применяемых отделочных материалах и т.п.Супергибриды – объекты, сочетающие в себе наибольшее количество свойств.
Иконы стиля – примеры зданий и комплексов, наиболее выразительно отражающих стиль.
- 120 зданий в каталоге
- 14 маркеров стиля
- 10 супергибридов, сочетающих в себе от 6 до 8 свойств
Методика
Этап 1. Для студентов мы разделили город на 21 сектор и ограничили их 3 границами: Садовое кольцо, ТТК и МЦК. Каждый студент изучает свой сектор на предмет новейших зданий. Определить объекты нужно на глаз и потом выяснить точную дату строительства. По итогу каждый из студентов должен найти от 5 до 10 объектов, построенных после 2014 года. Если объектов не находится в нужном количестве, можно расширять свой сектор в сторону МЦК или центра.Этап 2. Далее студенты составляют каталог из этих объектов в определенном шаблоне. Таким образом появляется каталог новейших зданий Москвы.
Комментарий от редакции. На самом деле, интересно рассматривать карточки, заполненные студентами. Там можно найти и первоначальные названия свойств – они, как оказалось, местами другие. Вы посмотрите, посмотрите...
Там виден «живой» материал, и хочется рекомендовать с нашей стороны Марату Невлютову и Елене Борисовой – провести такое исследование еще несколько раз с новыми студентами, поскольку оно фиксирует не только свойства архитектуры, но и особенности ее восприятия. Поэтому ему и не следует «застывать», фиксируя восприятие московской архитектуры во времени. К слову, именно эта особенность связывает исследование с предшествующими кураторскими инициативами Ильи Мукосея в проекте «Значимо!». Возможно, карточки надо дать и студентам, и жителям города, и специалистам.
Ниже карточки студентов.
Этап 3. На воркшопе мы разделили студентов на группы по 3–4 человека. В своей группе по очереди каждый рассказывает про свои объекты. На этом этапе стоит больше акцентировать внимание на наблюдения, а не на общие данные.
После рассказа студенты должны сформировать ключевые свойства для своих групп. Далее студенты должны собрать сводную таблицу-сравнение.
Этап 4. После воркшопа студенты выписывают в отдельную карточку каждое свойство.
Мы поменяли фокус с объекта на свойства, постарались их кристаллизировать. Свойства собрались в некоторые схемы-соотношения.
форма + геометрические операции
форма + образность
ь Темы, которые взаимодействуют с формой через узнаваемый образ. Критика культуры использования референсов.
форма + микс
Темы, которые работают с формой, но их недостаточно для отдельной группы.
- фасады
Темы, связанные с фасадной композицией.
Этап 5. Объединение каталогов. Далее мы собираемся снова все вместе, чтобы убрать лишние свойства, найти новые закономерности, протестировать все свойства на всех объектах.
Структура воркшопа:
- Все каталоги всех студентов мы разложили на большом столе;
- Каждый студент берет от 1 до 3 свойств и стикеры;
- Смотря на каждый объект, студент должен решить, есть ли в дпнном объекте его свойство;
- При нахождении свойств студент отмечает на каталоге при помощи стикеров;
- Далее вся группа смотрит на получившиеся маркеры и обсуждает структуру
Этап 6. Гибриды. Ряд московских объектов не просто обладают одним свойством, а являются гибридами множества свойств. Тогда здание становится супергибридом. Если здание обладает одним характерным свойством – оно становится иконой своего стиля.
Мы предложили студентам попробовать создать свои гибриды. Каждый получил в хаотичном порядке пару свойств и постарался нарисовать эскиз здания-гибрида.
Итоги
Архитектура сегодняшнего дня – живой, сложный, и главное – развивающийся организм. Мы коснулись его в нескольких точках и попытались обобщить свои впечатления. Дает ли сумма наших наблюдений целостную картину? Вопрос открытый. Скорее нет, чем да. Но может ли она стать основой для дискуссии? Скорее да, чем нет.
Образ города складывается из мелочей, но необходимо дополнительное усилие, чтобы за мелкими деталями и приёмами увидеть суть – базовые принципы и большие идеи, которые определяют состояние архитектуры сегодня и направляют ее развитие в будущем.
Поэтому сделанные нами выводы не инструкция по применению. А собранные нами наблюдения – лишь несколько строк в начале большой книги, к чтению которой мы только приступаем. И которая пишется прямо сейчас.
Авторы
Методология исследования: Марат Невлютов, Елена Борисова
Исследование проводилось в 2024-2025гг. в рамках учебного модуля Архитектурной школы МАРШ «История архитектуры и градостроительства».
Преподаватели: Марат Невлютов и Лена Борисова. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата МАРШ.
1 курс: Николай Аксенов, Альберт Асратян, Федор Фома Заславский, Александра Захарова, Джамиля Зулумханова, Елизавета Климонтова, Михаил Кречетов, Полина Михайлова, Александра Панфилова, Исмаил Рамазанов, Алена Савичева, Ульяна Скворцова, Имам Хангишиев, Вероника Юнашева, Леонид Якименко
2 курс: Дарья Бережная, Алена Вингорская, Дарья Горшкова, Елизавета Мария Вельковская-Тарасенко, Мария Грекова, Ролан Гусаров, Денис Зазубрин, Фёдор Купцов, Елизавета Мельчукова, Марина Нагорнова, Владимир Немцов, Дарья Овчарова, Алина Петренко
Подготовка материалов к выставке: Марат Невлютов, Лена Борисова, Илья Мукосей, Денис Зазубрин, Алена Вингорская, Елизавета Мельчукова, Марина Нагорнова, Дарья Горшкова, Алина Петренко, Мария Грекова, Дарья Овчарова, Леонид Якименко