Арх Москва: исследования

Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.

mainImg
Арх Москва прошла в тридцатый раз, и многое на выставке, начиная с площадки, наличия Арх Каталога / который теперь называется Мастера / и шумного сообщества, узнаваемо – но во многом есть и отличия. Вот к примеру: кураторы задали белый цвет, дома А-класса отликнулись черным монохромом, но часть экспозиций оказалась, наоборот, очень разноцветной. Некоторые тенденции заметно развиваются: все больше коллабораций архитектурных бюро с компаниями-производителями, все чаще девелоперские компании строят собственные аудитории, уже почти все аудитории на выставке кем-то да маркированы. 
  • zooming
    Лекторий Брусники. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Лекторий Спектрума. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Еще одна тенденция, новейший отсчет которой следует, вероятно, возводить к моменту запуска Института Стрелка и программному выступлению Рема Колхаса – исследования. Не то чтобы их не было раньше; но в позднесоветский период исследованиями занимались НИИ, к окончанию эпохи основательно протухшие, за последующие 20 лет почти полностью «придушенные»; хотя не все, не все... В то же время с 2000-х, а особенно с 2010-х место исследований занимают их неполные тезки research-и. Очень разные; всё чаще их показывают на выставках как результат работы, часть проекта, нередко само исследование рассматривается как самоценный проект; это особенно существенно для убранистики как часть инструментария, удовлетворяющего спрос на прогноз. Исследования становятся инструментом обоснования решений – от планировочных структур до выбора материалов и форматов общественных пространств. Иногда исследования делают специально, чтобы показать на выставке. Так, например, было на МУФе 2013 года, чью «Археологию периферии» многие до сих пор вспоминают с интересом. 

Итак, исследования. Сколько их вокруг. Арх Москва не осталась в стороне и как когда-то, кажется, первой начала каталогизировать заметных московских архитекторов, так и в последние годы все чаще инициирует исследования. В их числе «Значимо!» Ильи Мукосея, Тренды Юлии Шишаловой, и не только они. Здесь также и обсуждают необходимость и специфику современных research-ей. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Пользе исследований была посвящена сессия Москомархитектуры – ведомства, накопившего, кажется, критическую массу такого рода работ. Тем не менее архитектурно-строительная отрасль по-прежнему обладает внушительным списком вопросов, иллюзий, разочарований и «болей», требующих публичной рефлексии. На сессии обсудили, что именно можно считать исследованием, имеет ли смысл говорить о стандартах, когда исследования необходимы и когда можно без них.
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА

Современный горожанин – не абстрактная единица. Его ожидания от среды обитания стремительно эволюционируют: запрос на экологичность, здоровый образ жизни, гибкость пространств, инклюзивность, локальная идентичность, цифровая инфраструктура. Понять этот многогранный спрос можно только через глубокий анализ – фокус-группы, big data, пост-заселенческие исследования.

В основе экспозиции МКА на Арх Москве – «Архитектура между зданий» –  слову сказать, одной из самых разноцветных, также лежит исследование и методические рекомендации ГлавАПУ, посвященные вопросам создания непрерывного фронта застройки с учетом формирования доступной и инклюзивной городской среды. Этой же теме была посвящена ключевая сессия первого дня выставки: «Дизайн городской среды как идея социальной справедливости».

Самое «классическое» исследование – собственно архивное и реставрационное исследование памятника архитектуры, дома Мельникова, – показала на выставке Наринэ Тютчева. Тут все красиво, дотошно и предсказуемо. В 2023 году в издательстве Tatlin вышла книга, в который были опубликованы все предварительные исследования памятника: карты фасадов с мельчайшими деталями – все это было сделано до установки лесов и начала непосредственной реставрационной работы. Книга быстро продалась – вот она, популярность фундаментальной работы, всегда найдутся люди, которые оценят усилия и будут учиться на примере – ее переиздали и презентовали во второй раз. Ну, разве это не красиво. Да и сама книга, хотя текста в ней почти нет и прочитать ее можно за час, тоже красива, лирична и в то же время основательна. Да...
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее, презентуя книгу, Наринэ Тютчева рассказала о новых открытиях, сделанных уже во время работ: к примеру, деревянные перекрытия не первоначальны, относятся к 1970-м годам. Находок множество, это ли не предсказуемо? Ни один памятник нельзя полностью исследовать не «покопавшись» в нем со всей основательностью. 
 
Попросили у Наринэ Тютчевой презентацию и намерены опубликовать на Архи.ру ее новые сведения; окончательная полная публикация планируется после завершения всех работ. 

В борьбе за клиента и инвестора девелоперы и архитектурные бюро ищут новые точки роста. Собственные исследования становятся мощным дифференциатором, демонстрирующим экспертизу, понимание рынка и способность предвидеть тренды. Это уже не просто маркетинг, а основа для инновационных продуктов.

Такое исследование представили бюро А4 и компания Шелби. «Культурный палимпсест: Старое Канавино» – итог длительного и глубинного анализа исторической территории Нижнего Новгорода. Объектом шестой книги из цикла исследований бюро стал район, где сочетаются переходный характер застройки конца ХХ – начала ХХ века, купеческих усадеб и индустриальных построек. «Наш проект соединяет исследование, сопутствующий ему бесконечный образовательный процесс и практику, опирается на междисциплинарное взаимодействие: архитектура, антропология, социология, дизайн, история, культура. Мы слушаем и документируем голоса жителей, печатаем фасады реально существующих домов», – рассказывают в бюро А4.
бюро А4 и компания Шелби. Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Исследование о сути современной коммерческой архитектуры представили бюро Blank Architects совместно с компанией Ортига Девелопмент. Их инсталляция на Арх Москве была посвящена проекту районного торгового центра ТЦ Ратин в районе Текстильщики.

В совместном проекте авторы изучили, где архитектура становится средством формирования среды и как она способна передавать суть идеи и концепции места: с фокусом на человека, его привычки и повседневные маршруты. «Суть» в проекте, таким образом, становится точкой опоры для идеи и сосредотачивает в себе новый функционал. 
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Интересно, можно ли назвать объект ТПО «Резерв» исследованием транзиторности формы между различными предметными типологиями, от этажерки до объекта и дома-мегаструктуры? Вероятно, да. Они, очевидно, примыкают к поискам метаболизма, и тем не менее для города, зарастающего гвоздиками башен – такое исследование иных подходов к форме может быть полезным, поскольку позволяет взглянуть на тему «скульптурности» под совершенно не банальным углом. 
Стенд ТПО «Резерв». Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А можно ли считать креативными исследованиями проекты программы NEXT или Футуратора? Тоже, вероятно, да. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Футуратор. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Или посетителям выставки предлагали исследовать на ощупь кирпич-сырец и падение струйки песка на камень. 
  • zooming
    Здесь можно было исследовать падение песка на камень. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А здесь – исследовать кирпич-сырец на ощупь. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


И на выставке, и в отрасли в целом, четко прослеживаются два основных потока исследовательской активности: исследования, проводимые вузами, институциями, государственными организациями, и прикладные девелоперские исследования, которые проводят сами компании.

Специальный партнер Арх Москвы, компания Sminex провела собственное исследование, посвященное востребованности домов в центре Москвы. Аналитики компании исследовали 43 девелоперских проекта в ЦАО и выявили предпочтения покупателей и архитектурные тренды. Наиболее популярными стилевыми направлениями назвали все виды классики: арочные окна, эркеры и колонны и французские балконы как отсылающие к эпохе «салонов» (!). Часть таких домов – реконструируемые исторические здания. Самый популярный цвет – бежевый. Из материалов чаще всего – в 28 проектах – девелоперы используют натуральный камень: известняк, гранит и мрамор. 

«Москва нацелена на создание уникальных архитектурных шедевров». – говорит Александр Лагутов, вице-президент по продукту компании Sminex, – «Высоким требованиям к внешнему облику сегодня должны соответствовать абсолютно все новые здания. Речь идёт о каждом районе Москвы и, конечно, о её историческом центре. Отвечая на запрос города, учитывая предпочтения своих клиентов, мы строим коллекционные дома в разных архитектурных стилях: от ар-деко и авангарда до классицизма. Проводит конкурсы среди лучших российских архитектурных бюро на создание эксклюзивного облика для каждого проекта. Наши дома всегда гармонично вписаны в историческое окружение и становятся новым украшением центра столицы. Для нас важно, что совместно с городом мы формируем архитектурный ландшафт Москвы будущего, то, какой ее увидят следующие поколения».
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Климатическая повестка, урбанизация, ресурсные ограничения также требуют научно обоснованных подходов к проектированию. Что формирует запрос на исследования в области новых материалов, энергоэффективности, адаптации к изменениям климата, редевелопмента. 

Традиционным для Арх Москвы стало исследование мировых трендов, которые третий год курирует Юлия Шишалова. В этот раз в проекте «Панорама» она рассказала об архитектуре будущего: «Разговоры о будущем – особенно в среде архитекторов – пожалуй, никогда не утратят свою актуальность. Ведь практически все, что бы архитектор не делал – он делает для следующих поколений (может, не только, но и для них тоже). И даже по определению временная архитектура для беженцев – если задуматься – создается во благо их детей и потомков. Так что мысли о том, как мы будем жить завтра – в каком-то роде и есть суть архитектуры».
Исследование Панорама. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пока Юлия исследовала тренды мирового архитектурного рынка, Илья Мукосей, креативный директор Арх Москвы, вместе со студентами школы МАРШ, исследовал «Новый московский стиль». Они изучили несколько десятков зданий, построенных в Москве за последние 10–15 лет, и выделили 14 общих признаков, характерных для этих построек – крепость, зиккурат, биоморф, скругление, минимализм, арка, корона, плетение и другие. Авторы говорят, что, выявив эти свойства, невозможно теперь не видеть их, когда ездишь по Москве. Некоторые из зданий обладают двумя-тремя признаками, а некоторые – настоящие «иконы стиля» – аккумулируют в себе по 6-7 характерных черт. Примеры таких «супергибридов» – здание ГТГ на Кадашевской набережной (бюро СПИЧ и Моспроект-4), ORO (бюро GAFA), Суббота (UNK), Story (ТПО Резерв), Ломоносов (Kamen). 
 
Планируем опубликовать эту работу на Архи.ру в ближайшее время целиком. 

  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Один из результатов коллаборации Арх Москвы и «Архстояния» – цикл мероприятий, посвященных исследованию интеграции паблик-арта в городах, его влиянию на создание современной интересной комфортной среды. Станет ли искусство драйвером развития российских городов? Насколько паблик-арт позволяет средствами искусства сделать российские города с их типовыми пространственными решениями пост-советского периода индивидуальными и отличными друг от друга? На Арх Москве были представлены успешные кейсы, а также эффективные практики взаимодействия органов власти и частных инициатив на этом поле: от Москвы – до Владивостока. Москва уже вышла на тот уровень взаимодействия с художниками, представителями паблик-арта, когда практически каждый девелоперский проект, каждая территория развития столицы содержит в качестве аттрактора, значимой доминанты произведение современного искусства.  Эксперты уже думают о том, как интегрировать эту практику в регионы.

Дискуссии про исследования паблик-арта проходили на дискуссионной площадке «Глоссарий», построенной из переработанного пластика группой Самолет. Каждая деталь, каждая текстура и каждый элемент павильона говорили: устойчивый дизайн может быть не только практическим, но и эстетически приятным. Эта площадка – живой пример того, как команда застройщика может изменять мир вокруг нас с уважением к природе и через осознанный выбор.
  • zooming
    1 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    2 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    3 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    4 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

«Мы видим в остатках со стройки потенциал для создания чего-то нового, что не только было ресурсом в прошлом, но и служит материалом в настоящем, продолжая жить в будущем, – так описывают свою работу представители «Самолета». – Наш павильон – это переработка как искусство. Мы использовали брус и синюю плитку терраццо, и эти материалы были выбраны не случайно: брус – это символ прочности и силы, а терраццо – виртуозного искусства трансформации, его неповторимые узоры подчеркивают идею превращения того, что было забыто, в нечто уникальное и визуально привлекательное».

Инициатор и автор исследования «Искусство в городе: от замысла к реализации» – бюро BQ Studio.

Еще один спецпроект Арх Москвы 2025 – «Огни Москвы» под кураторством архитектурного фотографа Ольги Алексеенко – представил визуальное исследование того, как меняется город ночью, когда включается искусственное освещение. Искусственный свет меняет городскую среду, превращая ее в динамичную систему сигналов, теней и отражений. Экспозиция рассмотрела свет в сочетании с четырьмя ключевыми элементами, из которых состоит город: зданиями, транспортным каркасом, пешеходной средой и расположенным в городской среде искусством.

Павильон опоясывала ночная панорама Москвы, а в окнах четырех башен, расположенных в центре экспозиции, можно было найти примеры того, как искусственный свет взаимодействует с пластикой зданий, формирует ночной облик магистралей и транспортных узлов, преобразует площади, набережные, парки и жилые кварталы, оживляет городскую скульптуру и брандмауэры или создаёт самостоятельные художественные образы.
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Выставка еще раз показала, насколько различными могут быть типы и методы, применяемые современными исследователями: начиная от совершенно академических и заканчивая очень креативными, заставляющими задуматься, что вся наша жизнь – в сущности, исследование, как и сам поход на выставку, конечно же. Там мы исследуем и объекты, и социум. Этакая получается мегамасса, исследующая сама себя. Любопытно.

И тем не менее, в каком бы ракурсе не приобретал популярность исследовательский бум, его надо признать полезным, поскольку «кроссплатформенные» рассуждения и выкладки существенно оживляют все уровни взаимодействия. Архитектор все чаще выступает не только как творец и инженер, но и как интерпретатор данных, исследователь поведения людей, интегратор знаний из смежных областей (социология, экономика, экология). Для убедительной аргументации своих решений нужны не только эстетика и функционал, но и железобетонные аргументы. Исследования становятся общим языком между девелопером, архитектором, властью и горожанами. Они переводят субъективные предпочтения и профессиональные интуиции в объективные аргументы. Цель большинства исследований – понять или убедиться, так что они способствуют пониманию и убежденности. И возникновению на новом уровне новых вопросов, конечно же. А в современном мире без вопросов никак нельзя. 
А вот это пример сюжета, который не подвержен трансформациям трендов: программный директор выставка Оксана Надыкто своими руками протирает стенд. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

05 Июня 2025

Похожие статьи
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...