Арх Москва: исследования

Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.

mainImg
Арх Москва прошла в тридцатый раз, и многое на выставке, начиная с площадки, наличия Арх Каталога / который теперь называется Мастера / и шумного сообщества, узнаваемо – но во многом есть и отличия. Вот к примеру: кураторы задали белый цвет, дома А-класса отликнулись черным монохромом, но часть экспозиций оказалась, наоборот, очень разноцветной. Некоторые тенденции заметно развиваются: все больше коллабораций архитектурных бюро с компаниями-производителями, все чаще девелоперские компании строят собственные аудитории, уже почти все аудитории на выставке кем-то да маркированы. 
  • zooming
    Лекторий Брусники. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Лекторий Спектрума. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Еще одна тенденция, новейший отсчет которой следует, вероятно, возводить к моменту запуска Института Стрелка и программному выступлению Рема Колхаса – исследования. Не то чтобы их не было раньше; но в позднесоветский период исследованиями занимались НИИ, к окончанию эпохи основательно протухшие, за последующие 20 лет почти полностью «придушенные»; хотя не все, не все... В то же время с 2000-х, а особенно с 2010-х место исследований занимают их неполные тезки research-и. Очень разные; всё чаще их показывают на выставках как результат работы, часть проекта, нередко само исследование рассматривается как самоценный проект; это особенно существенно для убранистики как часть инструментария, удовлетворяющего спрос на прогноз. Исследования становятся инструментом обоснования решений – от планировочных структур до выбора материалов и форматов общественных пространств. Иногда исследования делают специально, чтобы показать на выставке. Так, например, было на МУФе 2013 года, чью «Археологию периферии» многие до сих пор вспоминают с интересом. 

Итак, исследования. Сколько их вокруг. Арх Москва не осталась в стороне и как когда-то, кажется, первой начала каталогизировать заметных московских архитекторов, так и в последние годы все чаще инициирует исследования. В их числе «Значимо!» Ильи Мукосея, Тренды Юлии Шишаловой, и не только они. Здесь также и обсуждают необходимость и специфику современных research-ей. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Пользе исследований была посвящена сессия Москомархитектуры – ведомства, накопившего, кажется, критическую массу такого рода работ. Тем не менее архитектурно-строительная отрасль по-прежнему обладает внушительным списком вопросов, иллюзий, разочарований и «болей», требующих публичной рефлексии. На сессии обсудили, что именно можно считать исследованием, имеет ли смысл говорить о стандартах, когда исследования необходимы и когда можно без них.
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА

Современный горожанин – не абстрактная единица. Его ожидания от среды обитания стремительно эволюционируют: запрос на экологичность, здоровый образ жизни, гибкость пространств, инклюзивность, локальная идентичность, цифровая инфраструктура. Понять этот многогранный спрос можно только через глубокий анализ – фокус-группы, big data, пост-заселенческие исследования.

В основе экспозиции МКА на Арх Москве – «Архитектура между зданий» –  слову сказать, одной из самых разноцветных, также лежит исследование и методические рекомендации ГлавАПУ, посвященные вопросам создания непрерывного фронта застройки с учетом формирования доступной и инклюзивной городской среды. Этой же теме была посвящена ключевая сессия первого дня выставки: «Дизайн городской среды как идея социальной справедливости».

Самое «классическое» исследование – собственно архивное и реставрационное исследование памятника архитектуры, дома Мельникова, – показала на выставке Наринэ Тютчева. Тут все красиво, дотошно и предсказуемо. В 2023 году в издательстве Tatlin вышла книга, в который были опубликованы все предварительные исследования памятника: карты фасадов с мельчайшими деталями – все это было сделано до установки лесов и начала непосредственной реставрационной работы. Книга быстро продалась – вот она, популярность фундаментальной работы, всегда найдутся люди, которые оценят усилия и будут учиться на примере – ее переиздали и презентовали во второй раз. Ну, разве это не красиво. Да и сама книга, хотя текста в ней почти нет и прочитать ее можно за час, тоже красива, лирична и в то же время основательна. Да...
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее, презентуя книгу, Наринэ Тютчева рассказала о новых открытиях, сделанных уже во время работ: к примеру, деревянные перекрытия не первоначальны, относятся к 1970-м годам. Находок множество, это ли не предсказуемо? Ни один памятник нельзя полностью исследовать не «покопавшись» в нем со всей основательностью. 
 
Попросили у Наринэ Тютчевой презентацию и намерены опубликовать на Архи.ру ее новые сведения; окончательная полная публикация планируется после завершения всех работ. 

В борьбе за клиента и инвестора девелоперы и архитектурные бюро ищут новые точки роста. Собственные исследования становятся мощным дифференциатором, демонстрирующим экспертизу, понимание рынка и способность предвидеть тренды. Это уже не просто маркетинг, а основа для инновационных продуктов.

Такое исследование представили бюро А4 и компания Шелби. «Культурный палимпсест: Старое Канавино» – итог длительного и глубинного анализа исторической территории Нижнего Новгорода. Объектом шестой книги из цикла исследований бюро стал район, где сочетаются переходный характер застройки конца ХХ – начала ХХ века, купеческих усадеб и индустриальных построек. «Наш проект соединяет исследование, сопутствующий ему бесконечный образовательный процесс и практику, опирается на междисциплинарное взаимодействие: архитектура, антропология, социология, дизайн, история, культура. Мы слушаем и документируем голоса жителей, печатаем фасады реально существующих домов», – рассказывают в бюро А4.
бюро А4 и компания Шелби. Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Исследование о сути современной коммерческой архитектуры представили бюро Blank Architects совместно с компанией Ортига Девелопмент. Их инсталляция на Арх Москве была посвящена проекту районного торгового центра ТЦ Ратин в районе Текстильщики.

В совместном проекте авторы изучили, где архитектура становится средством формирования среды и как она способна передавать суть идеи и концепции места: с фокусом на человека, его привычки и повседневные маршруты. «Суть» в проекте, таким образом, становится точкой опоры для идеи и сосредотачивает в себе новый функционал. 
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Интересно, можно ли назвать объект ТПО «Резерв» исследованием транзиторности формы между различными предметными типологиями, от этажерки до объекта и дома-мегаструктуры? Вероятно, да. Они, очевидно, примыкают к поискам метаболизма, и тем не менее для города, зарастающего гвоздиками башен – такое исследование иных подходов к форме может быть полезным, поскольку позволяет взглянуть на тему «скульптурности» под совершенно не банальным углом. 
Стенд ТПО «Резерв». Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А можно ли считать креативными исследованиями проекты программы NEXT или Футуратора? Тоже, вероятно, да. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Футуратор. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Или посетителям выставки предлагали исследовать на ощупь кирпич-сырец и падение струйки песка на камень. 
  • zooming
    Здесь можно было исследовать падение песка на камень. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А здесь – исследовать кирпич-сырец на ощупь. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


И на выставке, и в отрасли в целом, четко прослеживаются два основных потока исследовательской активности: исследования, проводимые вузами, институциями, государственными организациями, и прикладные девелоперские исследования, которые проводят сами компании.

Специальный партнер Арх Москвы, компания Sminex провела собственное исследование, посвященное востребованности домов в центре Москвы. Аналитики компании исследовали 43 девелоперских проекта в ЦАО и выявили предпочтения покупателей и архитектурные тренды. Наиболее популярными стилевыми направлениями назвали все виды классики: арочные окна, эркеры и колонны и французские балконы как отсылающие к эпохе «салонов» (!). Часть таких домов – реконструируемые исторические здания. Самый популярный цвет – бежевый. Из материалов чаще всего – в 28 проектах – девелоперы используют натуральный камень: известняк, гранит и мрамор. 

«Москва нацелена на создание уникальных архитектурных шедевров». – говорит Александр Лагутов, вице-президент по продукту компании Sminex, – «Высоким требованиям к внешнему облику сегодня должны соответствовать абсолютно все новые здания. Речь идёт о каждом районе Москвы и, конечно, о её историческом центре. Отвечая на запрос города, учитывая предпочтения своих клиентов, мы строим коллекционные дома в разных архитектурных стилях: от ар-деко и авангарда до классицизма. Проводит конкурсы среди лучших российских архитектурных бюро на создание эксклюзивного облика для каждого проекта. Наши дома всегда гармонично вписаны в историческое окружение и становятся новым украшением центра столицы. Для нас важно, что совместно с городом мы формируем архитектурный ландшафт Москвы будущего, то, какой ее увидят следующие поколения».
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Климатическая повестка, урбанизация, ресурсные ограничения также требуют научно обоснованных подходов к проектированию. Что формирует запрос на исследования в области новых материалов, энергоэффективности, адаптации к изменениям климата, редевелопмента. 

Традиционным для Арх Москвы стало исследование мировых трендов, которые третий год курирует Юлия Шишалова. В этот раз в проекте «Панорама» она рассказала об архитектуре будущего: «Разговоры о будущем – особенно в среде архитекторов – пожалуй, никогда не утратят свою актуальность. Ведь практически все, что бы архитектор не делал – он делает для следующих поколений (может, не только, но и для них тоже). И даже по определению временная архитектура для беженцев – если задуматься – создается во благо их детей и потомков. Так что мысли о том, как мы будем жить завтра – в каком-то роде и есть суть архитектуры».
Исследование Панорама. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пока Юлия исследовала тренды мирового архитектурного рынка, Илья Мукосей, креативный директор Арх Москвы, вместе со студентами школы МАРШ, исследовал «Новый московский стиль». Они изучили несколько десятков зданий, построенных в Москве за последние 10–15 лет, и выделили 14 общих признаков, характерных для этих построек – крепость, зиккурат, биоморф, скругление, минимализм, арка, корона, плетение и другие. Авторы говорят, что, выявив эти свойства, невозможно теперь не видеть их, когда ездишь по Москве. Некоторые из зданий обладают двумя-тремя признаками, а некоторые – настоящие «иконы стиля» – аккумулируют в себе по 6-7 характерных черт. Примеры таких «супергибридов» – здание ГТГ на Кадашевской набережной (бюро СПИЧ и Моспроект-4), ORO (бюро GAFA), Суббота (UNK), Story (ТПО Резерв), Ломоносов (Kamen). 
 
Планируем опубликовать эту работу на Архи.ру в ближайшее время целиком. 

  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Один из результатов коллаборации Арх Москвы и «Архстояния» – цикл мероприятий, посвященных исследованию интеграции паблик-арта в городах, его влиянию на создание современной интересной комфортной среды. Станет ли искусство драйвером развития российских городов? Насколько паблик-арт позволяет средствами искусства сделать российские города с их типовыми пространственными решениями пост-советского периода индивидуальными и отличными друг от друга? На Арх Москве были представлены успешные кейсы, а также эффективные практики взаимодействия органов власти и частных инициатив на этом поле: от Москвы – до Владивостока. Москва уже вышла на тот уровень взаимодействия с художниками, представителями паблик-арта, когда практически каждый девелоперский проект, каждая территория развития столицы содержит в качестве аттрактора, значимой доминанты произведение современного искусства.  Эксперты уже думают о том, как интегрировать эту практику в регионы.

Дискуссии про исследования паблик-арта проходили на дискуссионной площадке «Глоссарий», построенной из переработанного пластика группой Самолет. Каждая деталь, каждая текстура и каждый элемент павильона говорили: устойчивый дизайн может быть не только практическим, но и эстетически приятным. Эта площадка – живой пример того, как команда застройщика может изменять мир вокруг нас с уважением к природе и через осознанный выбор.
  • zooming
    1 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    2 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    3 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    4 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

«Мы видим в остатках со стройки потенциал для создания чего-то нового, что не только было ресурсом в прошлом, но и служит материалом в настоящем, продолжая жить в будущем, – так описывают свою работу представители «Самолета». – Наш павильон – это переработка как искусство. Мы использовали брус и синюю плитку терраццо, и эти материалы были выбраны не случайно: брус – это символ прочности и силы, а терраццо – виртуозного искусства трансформации, его неповторимые узоры подчеркивают идею превращения того, что было забыто, в нечто уникальное и визуально привлекательное».

Инициатор и автор исследования «Искусство в городе: от замысла к реализации» – бюро BQ Studio.

Еще один спецпроект Арх Москвы 2025 – «Огни Москвы» под кураторством архитектурного фотографа Ольги Алексеенко – представил визуальное исследование того, как меняется город ночью, когда включается искусственное освещение. Искусственный свет меняет городскую среду, превращая ее в динамичную систему сигналов, теней и отражений. Экспозиция рассмотрела свет в сочетании с четырьмя ключевыми элементами, из которых состоит город: зданиями, транспортным каркасом, пешеходной средой и расположенным в городской среде искусством.

Павильон опоясывала ночная панорама Москвы, а в окнах четырех башен, расположенных в центре экспозиции, можно было найти примеры того, как искусственный свет взаимодействует с пластикой зданий, формирует ночной облик магистралей и транспортных узлов, преобразует площади, набережные, парки и жилые кварталы, оживляет городскую скульптуру и брандмауэры или создаёт самостоятельные художественные образы.
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Выставка еще раз показала, насколько различными могут быть типы и методы, применяемые современными исследователями: начиная от совершенно академических и заканчивая очень креативными, заставляющими задуматься, что вся наша жизнь – в сущности, исследование, как и сам поход на выставку, конечно же. Там мы исследуем и объекты, и социум. Этакая получается мегамасса, исследующая сама себя. Любопытно.

И тем не менее, в каком бы ракурсе не приобретал популярность исследовательский бум, его надо признать полезным, поскольку «кроссплатформенные» рассуждения и выкладки существенно оживляют все уровни взаимодействия. Архитектор все чаще выступает не только как творец и инженер, но и как интерпретатор данных, исследователь поведения людей, интегратор знаний из смежных областей (социология, экономика, экология). Для убедительной аргументации своих решений нужны не только эстетика и функционал, но и железобетонные аргументы. Исследования становятся общим языком между девелопером, архитектором, властью и горожанами. Они переводят субъективные предпочтения и профессиональные интуиции в объективные аргументы. Цель большинства исследований – понять или убедиться, так что они способствуют пониманию и убежденности. И возникновению на новом уровне новых вопросов, конечно же. А в современном мире без вопросов никак нельзя. 
А вот это пример сюжета, который не подвержен трансформациям трендов: программный директор выставка Оксана Надыкто своими руками протирает стенд. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

05 Июня 2025

Похожие статьи
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Медийность как стиль
Студия Onda* спроектировала просторный офис для одного из подразделений компании Яндекс – платформы «Дзен» – и использовала в его оформлении приемы и элементы, характерные для новой медиакультуры, в которой визуальная эффектность дизайна является обязательным компонентом.
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.