English version

Разноцветный город

Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.

mainImg
Проект:
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
Россия, Москва, кв. 47, 48, Кунцево-парк, ул. Ивана Франко

Авторский коллектив:
Руководители – Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов. ГАП – Маргарита Луговцева, Оксана Новоскольцева; РП – Дарья Боровинских. Архитекторы: Анна Вахрушева, Софья Кромина, Григорий Переслегин, Евгения Ежелова, Петре Эбриалидзе, Ольга Дасаева

2024 — 2025

Девелопер: компания «Среда»
Новый район планируется построить в квартале 47 и, частично, 48, района Кунцево. К западу здесь расположена промзона, а также ее Рабочий поселок – бывший город Кунцево, который вошел в состав Москвы в 1960 году и теперь застроен, в основном, панельными 14-этажками. К востоку, за Рублевским шоссе, ближе к центру города, интенсивно множатся соседи другого плана: небоскребы Большого Сити. Южнее и совсем рядом, на закрытой экранами высокой эстакаде проходит платная трасса проспекта Багратиона – тоже новый представитель растущего мегаполиса. 
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

В таком разнообразном окружении 47 квартал сохранил несколько небольших «сталинских» домов с лепными карнизами и скромным, но узнаваемым штукатурным декором – из тех, куда заводы после войны селили вернувшихся из эвакуации заводских сотрудников.
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Их архитектурные решения сложно назвать выдающимися, но они узнаваемы,  ассоциируются с «утомленным солнцем» консерватизмом до-конвейерной послевоенной застройки; с тихой, медленной жизнью. 

Территорией занимается девелопер «Среда».
cic = 1

Андрей Фетисов, руководитель девелоперской компании «Среда»

Для нас было важно создать продолжение исторического Кунцево – сохранить его масштаб, ритм, атмосферу. Мы сформулировали задачу так, чтобы будущий проект не стирал, а раскрывал дух места и дополнял его. Так, в процессе мы постоянно взаимодействовали с авторами проекта, добиваясь нужного звучания каждого элемента.

Проектированием же, по заказу «Среды» занимались Kleinewelt Architekten, бюро, которое известно работой над разнообразием высотных силуэтов, однако также замечено в проектах реставрации и ревитализации – вспомним хотя бы Дворец Пионеров на Воробьевых горах. 
Проект предполагает воссоздание архитектуры пятидесятых годов вдоль Полоцкой улицы. Этот ряд домов диктует пропорции и характер всему шестиэтажному уровню новых кварталов, которые уже не повторяют сталинскую архитектуру, но схожи с ней по материальности, размеру окон, деталям фасадов.

Силуэт застройки состоит из двух слоев. Нижний – сомасштабный человеку – шестиэтажный, с атмосферой плотной застройки исторического центра. Верхний – высотный – сомасштабен мегаполису.

Высокие дома «парят» над «каменными» объемами-основаниями и создают выразительный контраст.

Итак, архитекторы Kleinewelt предложили в составе проекта восстановить в прежних формах несколько «сталинских» домов 47 квартала. С арками, обрамлениями окон, балконами и карнизами на консолях. Не все, только часть, и на один этаж выше; обоснование – центральная часть Рабочей слободы в послевоенное время, когда 47 квартал был малоэтажной окраиной, была застроена похожими, но шестиэтажными домами. 
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Иными словами, речь идет не о буквальном восстановлении чего-либо «как памятника» – а о частичном воспроизведении части домов, напоминании о характере среды, существовавшей здесь 60–70 лет назад. 

В то же время нельзя не согласиться с девелопером и в том, что «дома пятидесятых в настоящее время технически и морально устарели и не отвечают современным требованиям»; представлять себе возможность археологической реставрации рядовых домов без статуса ОКН достаточно сложно. Это и дорого, и нельзя сказать, что было бы очень обоснованно. Все же размах, в том числе финансовый, лучше применять там, где памятник действительно обладает уникальными, а не средовыми особенностями.

Также запланировано восстановление железнодорожной станции «Рабочий поселок», построенной в 1953 и снесенной в 2017. На новом месте: станция располагалась у железнодорожного полотна посередине «Рабочего поселка», авторы же помещают ее в состав одного из кварталов – в качестве уже не «ворот в Кунцево», а входа в сам квартал. Павильон меняет функцию, но не целиком, сохраняя за собой значение парадного входа и общественного пространства. 
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Кутузовский квартал
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено Среда

Тем не менее. В 2017 году павильон все-таки снесли, статуса ОКН у него не было, так что восстановление – следствие доброй воли заказчика и убедительности авторов проекта. 

Так, через воссоздание, в проекте появляется нижний уровень пешеходного города, арки, витрины, променады; и уже над ними, вдали, растет нечто высокое, чтобы рассмотреть его, надо запрокинуть голову... 
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Само по себе восстановление здания в прежних формах – для Москвы не внове: в 2000-е – 2010-е годы так поступали с дореволюционными домами, снесенными до или в процессе строительства новых комплексов, создавая этакие гибриды: здания, «выталкивающие» перед собой исторические объекты как своего рода «пропуск» в новую реальность. 

В данном случае отличий от прежней практики – несколько.

Во-первых, «сталинские» дома, тем более столь рядовые, раньше не восстанавливали никогда или почти никогда. Во-вторых, общепринятая практика применялась, в основном, к центру города и к отдельным постройкам. В этом проекте восстанавливают не фасады, а целые дома. И встраивают их не в в состав нового объема. А в город, неоднородный сам по себе, по определению. И в частном случае 47 и 48 кварталов тоже не однородный. 

По соседству со штукатурными домами здесь имеются пятиэтажки из силикатного кирпича и панельные; все они образуют среднеэтажную «рамку» вокруг зеленой середины со школой и двумя детскими садами. В 2004 рядом со школой построили «точечный» 17-этажный дом. И еще один, северо-восточнее. И еще к северу от 47 квартала, один дом на 25 этажей, другой – завернутый ракушкой, от 3 до 23, на Молодогвардейской. 
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Так что район, получив основу в виде «сталинской» квартальной планировки, в дальнейшем развивался естественным образом, не исключая хаотичных вкраплений. 

Думаю, есть основания назвать новый проект в Кунцево противоположностью точечной и хаотичной застройке прежних лет, – поскольку консолидированную девелопером территорию, с паузой на школу и поздние дома, в нем рассматривают целостно. 

В проекте Kleinewelt новые дома выстроены в две основные линии, слева и справа от зеленого пространства, образованного участками, которые не входят в его территорию, а также сквером на месте домов по улице Екатерины Будановой, чьи площадки предложено, снеся, не застраивать. Зеленая полоса проявляет ось, указывающую на 25-этажный дом 2009 года. 

Все линии вытянуты от проспекта Багратиона в сторону Молодогвардейской с юга на север, в башнях будет преобладать меридиональная ориентация. 
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Таким образом, авторы заменяют квадратную замкнутость на открытые планировочные полосы, похожие на линии Васильевского острова в их петровской планировке. Раскрывают структуру квартала также и в поперечном направлении – выстраивая небольшие, но частые цезуры: три сквозных бульвара, два дополнительных прохода. 

На этой-то обновленной объемно-планировочной структуре «прорастают» башни, чья вариативная высотность откликается на градостроительную ситуацию. В частности, самая высокая должна встать в перспективе бульвара Кунцевской улицы Рабочего поселка – выстроить взаимодействие с его сеткой.
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Пять восстанавливаемых домов по Полоцкой улице сохраняют вальмовые кровли, без надстроек, и их панорама со стороны Рабочего поселка, вероятно, получится похожей на силуэты «Москва-Сити» за пятиэтажками Шелепихинской набережной – картине, которую можно наблюдать в 6 км отсюда к востоку по прямой. 

Восстанавливаемые «сталинские» дома задают модуль и цвет для всех объемов нижнего яруса – терракотовых и комфортно-шестиэтажных. Но качество новых фасадов должно стать выше, а пластика лаконичнее: арок и карнизов нет, есть балконы и пластинчатая проработка фасадов, и еще «белокаменный» цоколь первого этажа, под пятью кирпичными.  
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Терракотовые оттенки варьируются лишь слегка, зато высота одинаковая, а фронт оживлен ризалитами. 

Выше следуют двухэтажные уступы, сужения объемов – на их основательных стержнях «нанизаны» башни. Разной высоты и цвета, пластинчатые, с выемками, террасами и балконами. Изрезанные, иногда – визуально составные наподобие Дженга. 
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
© Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Объединяет башни между собой – тон: жизнерадостный, но сдержанный, пастельный.
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Ампирный. Мы знаем, что ампирная Москва знала несколько оттенков: желтый, зеленый, голубой, розовый, серый – и все в разбеле, не слишком ярком. Не сказала бы, что башни повторяют ампирный цвет полностью, да и не так просто точно определить, каким он был в начале XIX века. Но это и не нужно: оттенки одновременно актуальны и напоминают что-то смутно знакомое. Недаром в авторском описании нет-нет да и промелькнет словосочетание «сталинский ампир». 
  • zooming
    1 / 5
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    2 / 5
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    3 / 5
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    4 / 5
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
    © Kleinewelt Architekten / предоставлено девелоперской компанией «Среда»

Таким образом, врастая в городскую среду методом чередования с занятыми участками, предлагает большому фрагменту Кунцева осмысленную морфологию. Основанную на том «квартальном» подходе к регулярности, который практиковался здесь в 1950-е – 1970-е, затем сменился микрорайонным, затем точечным. Предлагает возвращение к исходной морфологии 1950-х, но только отчасти, и речь тут прежде всего не о высотности. То, что нам выстраивают шестиэтажный город внизу и множество башен вверху – это очевидно, и соответствует современным тенденциям развития Москвы. 

Интереснее другое: он заменяет замкнутость «базовых» квартальных рамок на более сложную градостроительную компоновку, усложняет уровни проницаемости и структуру видов и раскрытий. Приводя нижний уровень к прямо-таки неоурбанистической равномерности. 

А значит, проект откликается на разговоры и опыты 2010-х, когда самым актуальным и прогрессивным методом строительства крупных жилых комплексов обоснованно считалось сочетание высот 6 х 9 х 15 этажей +. А для примера можно привести конкурс пилотных проектов реновации 2017 года, целью которого было предложить Москве разумные пути реконструкции панельных застроек. Конкурс закончился ничем – то есть выставкой, потом был конкурс уже на фасады, без серьезных объемно-пространственных амбиций... Затем в моду вновь вошли башни на стилобатах... Тема разновысотного города, где базовый уровень 6-9 этажей, а доминанты, ну, они доминанты – города с улицами и человеческим масштабом, будем честны, как-то, после разговоров 2010-х, отошла на второй план. 

А Kleinewelt не только возрождают ее в рамках своего, безусловно, высотного, проекта – но и находят историческую опору в восстановлении части сносимых домов. 

И вот еще что важно: проект находится в стадии градостроительной концепции, представляет идею развития крупного жилого комплекса, детализированных планировок в данном случае ждать не следует. 
Проект:
Концепция развития территории кварталов 47 и 48 в Кунцево
Россия, Москва, кв. 47, 48, Кунцево-парк, ул. Ивана Франко

Авторский коллектив:
Руководители – Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов. ГАП – Маргарита Луговцева, Оксана Новоскольцева; РП – Дарья Боровинских. Архитекторы: Анна Вахрушева, Софья Кромина, Григорий Переслегин, Евгения Ежелова, Петре Эбриалидзе, Ольга Дасаева

2024 — 2025

Девелопер: компания «Среда»

06 Мая 2025

Kleinewelt Architekten: другие проекты
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Правила виноделов
Строгая, легкая, насыщенная светом, тенью, воздухом, зеленью и впечатлениями винодельня Гай-Кодзор в Краснодарском крае – одно из событий прошедшего года.
Про любовь
Победителем конкурса на реновацию комплекса зданий Первой образцовой типографии стало бюро Kleinewelt Architekten с проектом, претендующим на прорыв к новой ступени материального и эмоционального комфорта.
Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент...
На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.
Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
История с географией
Посетители парка Северного речного вокзала, проект которого разработали совместно архитектурные бюро Kleinewelt Architekten и Горожане / Citizenstudio, получат возможность совершить путешествие как в пространстве, так и во времени.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Ходынка Kleinewelt
Реализацию проекта, созданного бюро Kleinewelt Аrchitekten на основе концепции Land Milano Srl., планируется начать летом текущего года.
Похожие статьи
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.