Бизнес-, или научно-деловой, центр расположен, практически, в самом центре треугольника ждущих реновации промзон и выглядит, по контрасту со своим окружением, очень-очень новым, прямо-таки супер-современным, этаким, по справедливому определению автора, Юлия Борисова, зданием-«айфоном» или «космическим спутником» на орбите города.
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект стал первой точкой в трансформации депрессивной территории у Звенигородского шоссе. Дорожная сеть здесь еще не оформлена, есть только красные линии предполагаемых трасс; окружение будет развиваться, но направление этого развития пока что достаточно неопределенное. Так что мы стремились сделать здание актуальным для любой градостроительно ситуации. Скульптурный объем одинаково активен с любой стороны, здесь нет выраженного главного фасада. Это сдержанный, технологичный объект, аккуратный, выразительный, рационально собранный.
Второй нашей задачей было исключить ситуацию, в которой офисы нижних этажей будут закрыты эстакадой, о планах повышения 3-й Магистральной улицы нам было известно, и мы приподняли здание на колоннах. Третье: в период проектирования граддокументация ограничивала высоту на этом участке до 75 м. Поэтому мы разместили инженерию, вентблоки и прочее, не наверху, а в торцах здания, сэкономив, таким образом, на техническом этаже и облегчив переоборудование для будущих владельцев В сущности, наше здание представляет собой параллелепипед, вписанный в овал благодаря переносу инженерии на торцы. Так нечасто удается сделать в крупных проектах, но в данном случае проект «бутиковый», как и БЦ «Земельный» или «Академик». Здесь можно было позволить себе уникальные решения.
Должен нам повезло: очень качественная команда девелопера и подрядчики, мы все обсуждали по многу раз; со всех сторон – была хорошая профессиональная работа.
Второй нашей задачей было исключить ситуацию, в которой офисы нижних этажей будут закрыты эстакадой, о планах повышения 3-й Магистральной улицы нам было известно, и мы приподняли здание на колоннах. Третье: в период проектирования граддокументация ограничивала высоту на этом участке до 75 м. Поэтому мы разместили инженерию, вентблоки и прочее, не наверху, а в торцах здания, сэкономив, таким образом, на техническом этаже и облегчив переоборудование для будущих владельцев В сущности, наше здание представляет собой параллелепипед, вписанный в овал благодаря переносу инженерии на торцы. Так нечасто удается сделать в крупных проектах, но в данном случае проект «бутиковый», как и БЦ «Земельный» или «Академик». Здесь можно было позволить себе уникальные решения.
Должен нам повезло: очень качественная команда девелопера и подрядчики, мы все обсуждали по многу раз; со всех сторон – была хорошая профессиональная работа.
Идея нейтральности, о которой говорит автор, хорошо соотносится с первым названием БЦ, предложенным архитекторами – Helium, гелий, в честь «инертного газа без цвета, запаха и вкуса». Оно, надо сказать, подходит также и в силу летучести: Здание можно представить себе как – не воздушный шарик, конечно – а дирижабль, удерживаемый у земли металлическими колоннами-ногами.
Сравнение с айфоном и спутником, впрочем, тоже звучит достоверно благодаря скруглениям, обтекаемой форме, в том числе сверху и снизу, – и даже стеклянному экрану, который образуется в их «рамке». Можно себе представить какой-нибудь гаджет будущего такой формы. Не в меньшей мере, на мой взгляд, он похож на НЛО и – парадоксальным образом – на целый ряд модернистских зданий в виде «телевизора» в большой раме. Только в данном случае цитата, если это она, не прямая, а усовершенствованная дважды: обычно модернистские приемы цитируют «как есть», а тут – скругленная линза, напоминающая одновременно и телевизор 1960-х, и линзу БЦ «Академик» из портфолио тех же авторов, Юлия Борисова и UNK.
Налицо развитие темы и в общем, и в частном смысле. Отсылка ощущается, но чувствуются и новые возможности.
К примеру, белые алюминиевые ламели. Они создают очень равномерную штриховку, простую и аккуратную – такую, что на фотографиях при уменьшении возникает муар, как на растре. Этакие ровные-ровные полоски. На торцах они сгущаются настолько, что, не вглядываясь, там сложно угадать вентоборудование, да и даже вглядываясь – не всегда. Примерно также Юлий Борисов поступил и в павильоне Атом на ВДНХ, это уже кажется фирменным авторским приемом.
Затем ламели становятся реже: но не то чтобы градиентно, а тремя простыми шагами, причем кратно в них не только расстояние между полосками, но и длина переходной «опушки»: густая покороче, редкая подлиннее; заподозрила отношение 0.618, проверила, близко к тому, во всяком случае, три с хвостиком к двум с хвостиком, что хорошо видно по расстекловке.
БЦ Orbital, UNK
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Соседнее техническое помещение прикрыто похожей решеткой объемных горизонталей.
Здесь очень хотелось показать архитектурную графику, планы и разрезы, но архитекторам заказчик запретил их публиковать, а на наши запросы не ответил. Такова сегодняшняя жизнь, увы, дорогие коллеги. Ну, и компании Ultima Development от меня лично большой привет. Интересно, что они там скрывают? Что вообще можно скрывать в планировках офисного здания, подобным которым у нас опубликовано, минимум, сотни? Но это было лирическое отступление.
Собственно стекло – изогнутое, что тоже работает на цельность формы.
А в нижних ярусах еще и просветленное, прозрачное – ради обеспечения максимальной слитности интерьера и внутреннего пространства. На торце, над входом консоль, чей конструктив в данном случае облегчен фактом размещения поверх только металлических конструкций для крепления технических систем. Но сам козырек, как принято в этом здании, решен как продолжение фасада, ламели почти буквально, ну или как минимум органично, переходят в его белую поверхность со встроенными дугообразными лампами белого света. Плюс круглые колонны из матово-полированного алюминия и моллированное стекло входа – все для эффекта кружения.
Проект интерьера, предложенный архитекторами, продолжал тему: округлое ядро с горизонтальными полосками, светильники в том же духе, что и под консолью, тонкие металлические колонны по периметру.
Новый заказчик – компания РЖД, целиком выкупившая здание, что, к слову сказать, сразу говорит об успешности проекта – обещает реализовать интерьер лобби в духе предложенных идей, на что и будем надеяться.
В целом же хочется сказать, что Orbital находится в русле идей, уже апробированных Юлием Борисовым в других, упомянутых выше, проектах. Для них всех характерна очень лаконичная форма, стремящаяся к стереометрии, но не то чтобы простая, тут не то чтобы только угол, овал или сегмент тоже присутствуют, – скорее чистая. С чем рифмуются стекло – там, где надо, сверхпрозрачное, или прикрытое белыми ламелями. В сочетании с металлом.
Здесь также можно заметить, что реализация очень, очень созвучна рендерам проектного предложения.
Очевидны две вещи: сначала авторы ищут простую форму, стремящуюся к идеалу в рамках поставленной задачи; затем реализуют ее, обращая внимание на требовательность минималистского подхода, вкладывая некоторую часть души в детали и нюансы, такие как размещение вентоборудования и его маскировка или дуга фасада. Сколько ведь мы знаем в Москве таких дуг, собранных из угловатых стекол – и вот, пожалуйста, пример, как надо реализовывать такого рода решения. Образец для развивающейся территории.