Архитектурное наследие 2025: итоги

В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.

mainImg
В Рязани подвели итоги VIII Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие», который проходил 5-7 июня. В его работе приняли участие более тысячи архитекторов и реставраторов из разных городов и регионов России, а также зарубежных стран. Площадками для его проведения стали Рязанская областная филармония и Музейный центр РИАМЗ.

Фестиваль включал деловую, выставочную и конкурсную программы. 

Конкурсная программа в этом году собрала 150 заявок от участников из 35 российских регионов. 

В рамках церемонии состоялось награждение архитекторов-реставраторов, внесших весомый вклад в развитие отечественной реставрации объектов культурного наследия. Медаль имени П.Д. Барановского получили архитекторы: Михаил Михайлов, Вячеслав Сафронов, Андрей Суворин, Владислав Тулупов и Григорий Меламед.

Впервые за многолетнюю историю фестиваля Гран-при присудили трем регионам. Рассказываем обо всех победителях. 

Гран при

Республика Татарстан
за комплекс поданных на конкурс высокопрофессиональных работ: 
  • «Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя» и «Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан». Участник: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан.
  • «Реставрация объектов культурного наследия Казани, Республика Татарстан». Участник: ГУП «Татинвестгражданпроект».
  • «Комплексность и осознанность в управлении объектом культурного наследия. Реставрация и приспособление объекта культурного наследия федерального значения «Мечеть Марджани», 1770г». Участник: Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия; Государственное бюджетное учреждение «Центр культурного наследия Татарстана».
Москва в лице команды ВДНХ
за работу «ВДНХ: Возрождение легенды».

Санкт-Петербург в лице команды Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
за работу «Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга».

Золотые дипломы

Смотр-конкурс «Культурное наследие регионов России»
Номинация «Проекты научной реставрации образцов архитектурного и ландшафтного наследия»
  • zooming
    Красноярский край. Наследие Арктики.
    © Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Администрация города Норильска, Агентство развития Норильска, «Исторический квартал»
  • zooming
    Красноярский край. Архитектурный код города Норильска
    © Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Администрация города Норильска, Агентство развития Норильска, «Исторический квартал»

Красноярский край. Наследие Арктики. Архитектурный код города Норильска
Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Администрация города Норильска, Агентство развития Норильска, «Исторический квартал»

Номинация «Реализованные проекты реставрации объектов архитектурного и ландшафтного наследия и приспособления их к современным условиям»
  • zooming
    1 / 5
    ВДНХ: Возрождение легенды
    © Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)
  • zooming
    2 / 5
    ВДНХ: Возрождение легенды
    © Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)
  • zooming
    3 / 5
    ВДНХ: Возрождение легенды
    © Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)
  • zooming
    4 / 5
    ВДНХ: Возрождение легенды
    © Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)
  • zooming
    5 / 5
    ВДНХ: Возрождение легенды
    © Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)

Москва. ВДНХ: Возрождение легенды
Выставка достижений народного хозяйства (АО и КП)

Номинация «Региональные или муниципальные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»
  • zooming
    1 / 5
    Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
    © Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
  • zooming
    2 / 5
    Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
    © Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
  • zooming
    3 / 5
    Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
    © Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
  • zooming
    4 / 5
    Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
    © Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
  • zooming
    5 / 5
    Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
    © Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан

Республика Татарстан. Концепция устойчивого развития исторического поселения Чистополя. Концепция устойчивого развития исторического поселения города Елабуга Республики Татарстан
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан

Номинация «Реализованные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»
  • zooming
    1 / 4
    Санкт-Петербург. Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга
    © Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга
  • zooming
    2 / 4
    Санкт-Петербург. Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга
    © Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга
  • zooming
    3 / 4
    Санкт-Петербург. Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга
    © Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга
  • zooming
    4 / 4
    Санкт-Петербург. Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга
    © Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург. Реставрация объектов культурного наследия – культовых зданий Санкт-Петербурга
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга
Смотр-конкурс «Лучшее в отечественном историко-культурном туризме»
  • zooming
    1 / 5
    Республика Татарстан
    © Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
  • zooming
    2 / 5
    Республика Татарстан
    © Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
  • zooming
    3 / 5
    Республика Татарстан
    © Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
  • zooming
    4 / 5
    Республика Татарстан
    © Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
  • zooming
    5 / 5
    Республика Татарстан
    © Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Республика Татарстан
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»
Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Проект»
Номинация «Культовые сооружения»
  • zooming
    1 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    2 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    3 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    4 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    5 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    6 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)
  • zooming
    7 / 7
    Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)

Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1158 – 1194 гг.»
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Д.Е. Яковлев, А.А. Калугина, К.А. Пестерев, М.А. Смирнова, Е.В. Феоктистов, С.И. Милованов (ИА РАН), Е.И. Антонова (ГОСНИИР)

Номинация «Объекты промышленной архитектуры»
  • zooming
    1 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
  • zooming
    2 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
  • zooming
    3 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
  • zooming
    4 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
  • zooming
    5 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
  • zooming
    6 / 6
    Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
    © РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня

Шлюз №1 (Святого Сергия) Мариинской водной системы. Реставрация и приспособление
РИЕДЕР: Д. Ридер, М. Ридер, С. Яковлев, С. Ветров, А. Горшков, Н. Громова, П. Гордиевский, К. Ковгореня
Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Реализация»
Номинация «Культовые сооружения»
  • zooming
    1 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    2 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    3 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    4 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    5 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    6 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова
  • zooming
    7 / 7
    Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
    © Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова

Исследования и реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, звонница на городке и земляные валы, 1399 г.»
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские: Г.С. Евдокимов, А.Н. Анучина, И.А. Дахин, А.М. Дзисько, Е.И. Рузаева, И.В. Храмцова

Номинация «Объекты промышленной архитектуры»
  • zooming
    1 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    2 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    3 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    4 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    5 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    6 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    7 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
  • zooming
    8 / 8
    Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
    © «Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин

Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня»
«Дизайн-2000»: А.Н. Кононов, Е.В. Давыдов, А.О. Хасаншина, Р.С. Кривошеин
Смотр-конкурс «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии»
Номинация «Лучшая статья/серия статей об архитектурном наследии»
Сборник статей «Реставрация и исследования памятников культуры». Выпуски 5-13
© Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ): Т. Вятчанина, А. Бодэ, С. Куликов, С. Демидов, И. Любимова, О. Федорова, Е. Кадейшвили, Т. Розанова, А. Разумовская, А. Сухачев и другие

Сборник статей «Реставрация и исследования памятников культуры». Выпуски 5-13
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ): Т. Вятчанина, А. Бодэ, С. Куликов, С. Демидов, И. Любимова, О. Федорова, Е. Кадейшвили, Т. Розанова, А. Разумовская, А. Сухачев и другие

Номинация «Лучшая книга об архитектурном наследии»
Собор Александра Невского в Вятке. История и архитектура. 2-е издание
© Е. Скопин, Н. Кривошеина

Собор Александра Невского в Вятке. История и архитектура. 2-е издание
Е. Скопин, Н. Кривошеина

Серебряные дипломы


Смотр-конкурс «Культурное наследие регионов России»

Номинация «Реализованные проекты реставрации объектов архитектурного и ландшафтного наследия и приспособления их к современным условиям»

Республика Татарстан. Реставрация объектов культурного наследия Казани, Республика Татарстан
Татинвестгражданпроект

Номинация «Региональные или муниципальные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»

Тюменская область. Мастер план развития центра Тюмени как инструмент укрепления историко-культурного каркаса города
Администрация города Тюмени

Номинация «Реализованные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»

Нижегородская область. Практика программного бюджетного финансирования и внебюджетных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия в Нижегородской области
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
 
Смотр-конкурс «Лучшее в отечественном историко-культурном туризме»

Оренбургская область
Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области

Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Проект»

Номинация «Объекты гражданской архитектуры»

Выставочный центр Государственного Эрмитажа в г. Владивостоке Приспособление для современного использования ОКН регионального значения «Административное здание Торгового дома «Кунст и Альберс» и «Городской дом».
Архитектурное бюро «Студия 44»: Н.И. Явейн, Г.В. Иванов, И.С. Доника, А.И. Амелькович, А.А. Кутдусова, И.В. Сабанцев, М.Д. Кресова

Номинация «Регенерация исторической застройки и объекты ландшафтной архитектуры»

Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ростовского кремля», XII – XVI, XVII – XX вв.
Проектно-научный центр классической и традиционной архитектуры МАРХИ: Ю.В. Кадулина, В.А. Баженова

Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Реализация»

Номинация «Объекты гражданской архитектуры»

Реализация проекта «Приспособление ОКН «Училище Николаевское Кавалерийское» для размещения школы на 1000 мест»НИиПИ Спецреставрация»: И.О. Болдырев, Д.А. Болдырева, К.С. Степанов, Н.В. Широкова, А.Д. Корсун, А.В. Шатровская, Н.Н. Шаньгина, И.С. Болдырев, Е.В. Голованова, Н.В. Добрякова

Номинация «Объекты промышленной архитектуры»

Объект культурного наследия регионального значения «Здание водочного завода, XIX в.
ГК «Ф-СТРОЙ»: А.С. Шумилкин, М.С. Шумилкин, Н.А. Гайтанова, И.П. Фадеева, А.А. Сазанова, Д.Ю. Котов, Е.А. Мартемьянова, Е.В. Ишакова, В.В. Краснов, О.П. Кудасов, К.Э. Зайцев, А.Ю. Приходько, В.А. Гришин, Е.А. Киселёва, Е.В. Ишакова.

Проект сохранения ОКН регионального значения «Здание водочного завода»
«Асгард»: А.С. Шумилкин, М.С. Шумилкин, Н.А. Гайтанова, И.П. Фадеева, А.А. Сазанова, Д.Ю. Котов, Е.А. Мартемьянова, Е.В. Ишакова, В.В. Краснов, О.П. Кудасов, К.Э. Зайцев, А.Ю. Приходько, В.А. Гришин, Е.А. Киселева, Е.В. Ишакова
Смотр-конкурс «Лучшая студенческая работа»
Номинация «Проекты реставрации студентов профильных факультетов вузов России»

ВДНХ. Воссоздание павильона «Урал»
С. Волкова, Московский архитектурный институт (Государственная академия). Руководители: Л.В. Лазарева, К.А. Городов, Е.В. Полянцев
Смотр-конкурс «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии»
Номинация «Лучший журнал об архитектурном наследии»

Информационно-практический журнал «Охраняется государством»
ФГБУК «АУИПИК»: К. Михайлов, Е. Твардовская, О. Фочкин, И. Шпагин, Н. Колесникова, П. Краминов, И. Шпагин, А. Баталов, Ю. Бородаев, А. Волков, А. Демидов, Е. Копылова, М. Лермонтов, В. Музычук, Ф. Разумовский, Р. Рыбало, Д. Швидковский, Н. Шумаков.

Номинация «Лучшее учебное пособие об архитектурном наследии»

История охраны и реставрации объектов культурного наследия.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет: М. Рядова, Е. Козырева, Е. Шуваева

Номинация «Лучший альбом об архитектурном наследии»

Советское монументально-декоративное искусство Новосибирска
Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области: В. Авдеев, Ю. Воротникова, Е. Скиданенко, Н. Ивачева

Номинация «Лучшая книга об архитектурном наследии»

Архитектура малоэтажных жилых комплексов Петербурга-Ленинграда конец XIX – середина XX вв.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет: А. Вайтенс, М. Рыбалкина

Бронзовые дипломы

Смотр-конкурс «Культурное наследие регионов России»

Номинация «Реализованные проекты реставрации объектов архитектурного и ландшафтного наследия и приспособления их к современным условиям»

Республика Татарстан. Комплексность и осознанность в управлении объектом культурного наследия.  Реставрация и приспособление объекта культурного наследия федерального значения «Мечеть Марджани», 1770 г.

Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, Центр культурного наследия Татарстана
Номинация «Региональные или муниципальные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»

Псковская область. Проект объединенной зоны охраны города Пскова
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области

Номинация «Реализованные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия»

Ярославская область, город Рыбинск. Рыбинск – создание привлекательного архитектурного облика исторической части города. Объекты для инвестиций.
Администрация городского округа Рыбинска
Смотр-конкурс «Лучшее в отечественном историко-культурном туризме»

г. Тюмень
Капиталстройинвест
Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Проект»

Номинации «Объекты гражданской архитектуры»

Проект приспособления и реставрации выявленного ОКН «Павловской суконной фабрики» под жилой квартал
Архитектурное бюро BOMAR, 827: М.В. Петренко, Э.Ф. Такташова, П.Р. Орестова, Е.В. Городкова, Д.А. Овчинникова, Д.В. Шарова, Е.А. Стельмахова, Н.В. Мордвинцева, П.А. Санин, Е.И. Пилипенко, А.В. Горячева, М.О. Белова, С.М. Баринов, М.А. Максимова, Д.А. Полуэктов, М.В. Орехов, Д.И. Зарайский

Номинация «Культовые сооружения»

Проект реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка (1690 г.)».
БизнесКонсалт: В.Н. Лукин, А.В. Соболева, А.А. Альтапова, А.В. Кучина (Шпигина), Е.Н. Герасимовская, А.А. Баданин, А.Н. Редькин, Ю.М. Жаворонков, Е.М. Каламова, О.А. Соколова

Номинация «Регенерация исторической застройки и объекты ландшафтной архитектуры»
Инклюзивный арт-квартал «Реддавей» с парком
ГлавАПУ: А.Г. Дедков, М.С. Полежайкина, М.В. Иль, А.В. Анисимов, В.Э. Бриедите, К.Р. Нагимова, В.Ф. Зеленева

Смотр-конкурс «Лучший объект сохранения и развития». Раздел «Реализация»

Номинация «Объекты гражданской архитектуры»

Объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль площади Ленина: Жилой дом XIX в.»
ГК «Ф-СТРОЙ»: О.А. Аракелян, О.П. Кудасов, К.Э. Зайцев, А.Ю. Приходько, В.А. Гришин, М.С. Жарков, М.А. Мазманян, Д.А. Мыльникова

Номинация «Регенерация исторической застройки и объекты ландшафтной архитектуры»

Реновация историко-ландшафтного пространства «Городская долина» в г. Черняховске
Администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области»: А.О. Хохлова, «Резиденция»
Смотр-конкурс «Лучшая студенческая работа»
Номинация «Проекты реставрации студентов профильных факультетов колледжей России»

Проект восстановления комплекса зданий прихода храма Святого Николая Мирликийского в д. Кикерино, Волосовского района, Ленинградской области
Ю. Лисицына, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Руководитель: В.М. Антонов

Номинация «Проекты реставрации студентов профильных факультетов вузов России»

Реставрация и приспособление бывшего Казенного Винного Склада, XIX век. г. Мариуполь ДНР
А. Сидоров, Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Руководитель: Р.К. Мухитов

Смотр-конкурс «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии»

Номинация «Лучший журнал об архитектурном наследии»

Журнал «Московское наследие».
Департамент культурного наследия города Москвы: С. Талалаева, Ф. Смирнов, А. Баталов.

Номинация «Лучший альбом об архитектурном наследии»

Царство Баала
«Вариант»: А. Скляров

Номинация «Лучшая книга об архитектурном наследии»

Лучезарный Омск. Город советского модернизма
Д. Смирнов

С работами всех победителей можно по ссылке.


Организатор фестиваля: Союз архитекторов России.
Соорганизаторы: Правительство Рязанской области и Администрация города Рязани.
При поддержке: Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Спонсор: ГК «Уральский гранит».
Партнер: компания «Краски Фридлендеръ».

18 Июня 2025

Похожие статьи
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.