Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Футуратора выбирают из числа представителей более молодого, чем в спецпроекте «Мастера», поколения архитекторов. Они свободны в выборе инструментов и своей роли. Вера Степанская и Петр Советников сформулировали понятие о «параллельном ландшафте» и пригласили восемь близких по духу архитекторов исследовать этот феномен.
Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis
Для нашего проекта мы придумали название «Параллельный ландшафт».
Эта тема существует в двух измерениях. Во-первых, она призвана обратить внимание на незначительную архитектуру, которая появляется и существует независимо от «настоящей» большой архитектуры, образуя параллельный ландшафт и оказывая на развитие архитектуры гораздо большее значение, чем это может показаться на первый взгляд.
Во-вторых, проект посвящен миру независимых бюро и отдельных творческих единиц, который формируется здесь и сейчас, гаражным образом, параллельно с миром большой, коммерческой архитектуры и девелопмента
Эта тема существует в двух измерениях. Во-первых, она призвана обратить внимание на незначительную архитектуру, которая появляется и существует независимо от «настоящей» большой архитектуры, образуя параллельный ландшафт и оказывая на развитие архитектуры гораздо большее значение, чем это может показаться на первый взгляд.
Во-вторых, проект посвящен миру независимых бюро и отдельных творческих единиц, который формируется здесь и сейчас, гаражным образом, параллельно с миром большой, коммерческой архитектуры и девелопмента
Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Каждый участник подготовил объект и графическое высказывание. Весь материал Katarsis уместил в гараже – самом обычном и настоящем, купленном на Авито. Гараж стал символом молодого и кипящего идеями бюро, антитезой коммерческому шуму Арх Москвы, а также порталом в детство и юность участников: воспоминания о времени за/на/в гараже нашлись у каждого. Как экспозиционная мебель объект сработал отлично: в нем много умещается, а фактурно проржавленный материал отвечал задумке и контрастировал с лоском окружающих объектов. Презентации проецировали на простынь, закрепленную прищепками – еще один простой и гениальный ход, который заставил представить палатку и костер, детский лагерь, что-то партизанское и запрещенное, как сходки первых христиан в катакомбах.
Где проявляет себя параллельный ландшафт и как его обнаружить – сейчас узнаем.
Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
***
Glibinka ab
Борис Немцев и Илья Сухаревский предположили, что параллельный ландшафт близок вернакуляру – но существенное отличие заключается в его невидимости. Иногда, чтобы его обнаружить, требуется «волшебный помощник» – например, мангал из «Пятерочки». Шашлыки заставляют людей отправляться в странные лиминальные пространства: на периферию города, обочину трассы, в полулесок или на берег заросшего пруда. И там, по словам авторов, «человек обустраивает временный быт, разводит огонь, делит пищу, всматривается в горизонт». Мангал как ключ к параллельному ландшафту стал основой для объекта «Мангалион»: он состоит из двух реальностей, новой и ржавой, идущих бок о бок. Манифест написан на днище деконструированного мангала.Артем Сухоплюев
Еще одна «грибная» для параллельного ландшафта локация – это дача: «место силы, которое не подчиняется законам городской или дикой природы». Здесь горожанин удовлетворяет свою физическую и ментальную потребность в контакте с землей, для чего использует различные инструменты и практики. Артем Сухоплюев создал для выставки садовый алтарь, а также книгу с колорадским жуком на обложке. Помимо археологических изысканий в ней собраны семь заповедей дачника, написанных по запросу Chat GPT. Не смогли выбрать одну, так что читайте все.Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Даниил Наринский
«То, чему учит природа, можно применить в городской жизни, но почему-то то, чему учит город, в дикой природе абсолютно бесполезно», – строки принадлежат Каире Сато, не урбанисту, а герою аниме-сериала. По мнению Даниила Наринского, архитектуру создает столкновение человека и природы: каждый созданный архитектором объект – это огонь в пещере, инструмент, который адаптирует нас к реальности и одновременно развивает ландшафт. Поэтому все собранные автором объекты (ofland – object for landscape development) можно рассматривать как архитектуру, поскольку и они адаптируют человека к «темному лесу».Артем Гаврилов
Артем Гаврилов обнаружил параллельный ландшафт на расстоянии вытянутой руки – в ящике стола, который ломился от эскизов и черновых работ. Архитектор изучил их, поняв что-то и про себя, и перевел часть в мир чистовиков: выбрал «незначительную» архитектуру, методом декупажа перевел рисунки на фанеру, а потом собрал из планкеток что-то вроде устойчивого карточного домика, одновременно напоминающего советскую дачу.Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Ирина Кащеева
У Ирины Кащеевой зрение настроено совсем тонко: она видит, как один ландшафт проступает сквозь другой, и успевает зафиксировать. Так на стене бревенчатого дома виден лес, письмена жуков-короедов, летопись ссыльных и репрессированных. Архитектор копирует этот слой, перенося его на рисовую бумагу с помощью штриховки – все мы в детстве проделывали этот трюк с монетками. В созданной для выставки книге есть целый свиток – часть бани Архангельской области, перенесенной на бумагу.Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Денис Гаврилин (ГВР штуки)
Денис Гаврилин в своих размышлениях дошел до идеи превращения павильона мусорных контейнеров в «культурный центр». И это не эпатаж, а вполне аргументированное решение. Мусорные павильоны, несмотря на присущую им маргинальность и табуированость, – средоточие большого количества повседневных практик: люди двора ходят к ним ежедневно, встречаются друг с другом, кормят голубей или котят, оставляют вещи для неимущих, а другие – ищут их и забирают; кто-то справляет нужду. В этом месте можно обнаружить много потребностей, но одновременно – отсутствие уважения к ним. Архитектор способен это изменить.Футуратор. Арх Москва 2025
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена Katarsis
Николай Трофименков
Параллельный ландшафт приобретает более четкие очертания в развалинах и заброшках. Николай Трофименков разбирался, почему они так притягивают многих людей, и обнаружил несколько общих критериев: обнажаенный каркас, особые текстуры и звуки, стирание границ между внутренним и внешним, и другие. Бетонный объект, созданный в опалубке с разной фактурой, попытался вобрать в себя все эти признаки. Собирался он на даче, в сопроводительном тексте – цитата из «Современной песни» Иосифа Бродского.