Некоторые павильоны как, например, Исландия, Армения или дебютный Азербайджан, находятся в городе рядом с Арсеналом, их можно посетить свободно. Однако большая часть располагается в мастерских и складах, куда посетитель попадает уже серьезно нагруженным – после крайне насыщенной кураторской экспозиции.
Павильоны Арсенала не такие большие, как в садах Дажрдини, поэтому мы попробовали объединить их в смысловые группы.
Предыдущие материалы Архи.ру по теме:
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Арсенал
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Турция и Исландия
Эти две страны нашли источники большого количества экологичного строительного материала.Турция фокусируется на таком ресурсе как почва. Земля – своего рода «архиве», который хранит информацию о культуре и экологии, воплощая естественный интеллект. Кураторы отмечают, что за тысячи лет до появления сертификатов вроде LEED и BREEAM люди строили здания, полностью им соответствующие: из добытого на месте материала, без использования искусственной энергии, комфортные и соразмерные человеку. Экспозиция подробно рассказывает о землебитной технологии – от месопотамских кирпичей до 3D-печати. Надо отметить, что в том или ином виде строения из земли встречались на биеннале во многих экспозициях – видимо, это зарождающийся тренд.
Еще один материал предлагает Исландия – лава, которой во время извержения вулканов образуется столько, что хватит на строительство целого города. Небольшая экспозиция предлагает рассказ об этом вымышленном городе: о его возведении рассказывают старые и молодые архитекторы. Экспозиция небольшая, но зайти стоит – хотя бы ради атмосферного венецианского дворика и настоящих кусочков лавы.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Арсенал
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Мексика и ОАЭ
Мексика обращает внимание на еще одну древнюю практику: чинампы – плавучие острова, которые народы доколумбовой Америки использовали для сельского хозяйства. В сегодняшнем мире подобное решение кажется куда как актуальным: плодородные за счет ила и водных растений острова дополняют экосистему и ландшафт, очищают воду и воздух, производят пищу. Экспозиция выстроена в виде небольшого лабиринта, по которому человек двигается, как по каналу. Один из островов уже вовсю цветет, из-за чего в павильоне вкусно пахнет влажной землей, бархатцами и томатной ботвой. До ноября экспозиция будет естественным образом меняться – постепенно прорастут семена и на других островах. Три оранжевых острова в лагуне демонстрируют, как система может выглядеть в реальности.
Рядом с чинампами органично смотрится экспозиция ОАЭ: здесь представлены теплицы, собранные из модульных элементов, которые могут использоваться в условиях жаркого и засушливого климата. Выращивать в них можно и характерные для региона культуры, вроде томатов и огурцов, и более редкие – например, чернику.
Люксемебург, Аргентина и Косово
В павильоне Люксембурга смотреть не на что – но так и задумано: кураторы борются с гегемонией визуального и смещают фокус внимания на звуковую среду города. В центре экспозиции – аудиоспектакль, собранный из записей, сделанных в разных частях города: грохот поезда, гул самолета, уханье совы и отдаленные голоса людей сменяются вибрациями – если вы когда-то чувствовали толчки землетрясения слабой амплитуды, то это очень похоже. Сложно сказать – дело ли в усталости посетителя или же это магия профессионального саунд-дизайна, но павильон не получается проскочить: сначала присаживаешься на топчан, потом ложишься, потом полностью отключаешься от круговерти выставки и погружаешься в новый опыт.Разницу в реализации такой концепции такого рода можно почувствовать в павильоне Аргентины. Там тоже сделали «комнату отдыха»: большую часть помещения занимает гигантский розовый мешок, на который можно забраться, чтобы полежать и погрузиться в сновидческую атмосферу, созданную сменой проекций и звуков. Но такого «мэтча» разума и чувства, как в Люксембурге, не происходит.
К группе «сенсорных» относится и экспозиция Республики Косово – здесь посетитель должен знакомиться с циклами сельского хозяйства с помощью запахов: медленно двигаясь по кругу, включающему 16 пар трубок. Задумка отличная, но, кажется, технически сложная – как ни пытались соблюдать заданный ритм, запаха ромашек и травы мы так и не почувствовали.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Арсенал
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Узбекистан
Отдельного поста заслуживает павильон Узбекистана. Не только потому что он большой и там присутствует русский язык – хотя это и очень приятно. Кураторы выбрали тему, чувствительную и для нашего архитектурного ландшафта – сохранение и актуализация архитектуры модернизма. В 2021 году под руководством Гаяне Умеровой стартовал проект«Модернизм Ташкента XX/XXI», который помог добиться охранного статуса для 21 объекта. Один из них – Институт Солнца.Комплекс построили в 1987 году недалеко от Ташкента. Внутри располагается печь, способная быстро нагреваться до 3000С – с ее помощью ученые исследуют поведение материалов при экстремальных температурах. В мире всего два подобных устройства – второе находится во Франции и обязано своему появлению обстоятельствам Холодной войны.
Кураторы предлагаю поразмышлять, как объект, изначально предназначенный для космических и военных исследований, может послужить инновациям в области устойчивости. А также демонстрируют двойственность подобных построек: модернистских и архаичных, устойчивых и громоздких, наставляющих и таинственных. В экспозиции представлены различные предметы, имеющие отношение к институту – от гелиостата и солнцезащитного фасада до скамейки с бетоном из рисовой шелухи.
На улице экспозицию продолжает объект, сделанный аспирантами Институт Солнца: он демонстрирует потенциал большой печи и, кажется, может использовать прямой солнечный свет для приготовления пищи. Хорошая пара соседнему фильтру воды из лагуны для эспрессо!
Павильон располагается ближе к выходу из Арсенала – экономьте силы. За ним еще Китай и огромное исследование, посвященное водным ресурсам.
В сентябре, к слову, в Бухаре состоится собственная биеннале, куратором которой выступила Гаяне Умарова.
Бахрейн
Павильон Бахрейна получил главную награду биеннале. Экспозиция Heatwave – это не символическая инсталляция, а полномасштабный прототип системы охлаждения открытых пространств: например, строительных площадок, где людям приходится работать под лучами палящего солнца. Модульная система сочетает традиционные и современные технологии. Здесь можно почитать интервью с одним из разработчиков Александром Пузриным.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Арсенал
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Арсенал
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Мост Фостера
Один из специальных проектов, показанных в Арсенале, – модульный транспортный узел, построенный Норманом Фостером в партнерстве с Porsche: размышление о том, какой может будущая безуглеродная транспортная система Венеции. Выглядит очень красиво и футуристично, но пока что сложно представить, как вся толпа туристов пересядет с вапоретто на катера и водные велосипеды, или как будет организована разметка «велосипедных дорожек» на каналах.Форма Gateway to Venice's Waterway вдохновлена историческими пешеходными мостами, а деревянные перила напоминают очертания ферро – железного «гребня», который устанавливают на нос гондолы. Материалы же и технические решения предоставили инженеры Porsche. Полотно 37-метрового моста, соединяющего набережную с понтоном, скрывают от солнца и дождя чешуйки из переработанного алюминия, которые оставляют панораму открытой. Вдоль перил установлены трубки, которые распыляют воду, охлаждая пешехода.
Сейчас у моста пришвартованы водные велосипеды Schiller, а в первую неделю работы биеннале можно было увидеть еще и электрические лодки Porsche 850 Fantom Air.
Любопытно, что в 2016 году Норман Фостер построил на биеннале, почти в этом же месте, объект из совсем другой реальности – кирпичный дронопорт.
Canal Café
Рядом с мостом Фостера стоит еще один любопытный объект – Canal Café. Установка берет воду прямо из лагуны, затем фильтрует ее и, наконец, подает в кофе-машину, которая готовит эспрессо. Аттракцион, вероятно, работает ограниченное количество времени – стаканчики в мусорном ведре были, а баристы за стойкой – нет. Так что попробовать кофе со вкусом Венеции не удалось, но может, оно и к лучшему)Хотя опасаться как будто нечего – систему постоянно контролируют, воду тестируют. Фильтры используются разные – как биологические, так и искусственные: воду очищают галофиты, бактерии, ультрафиолет, обратный осмос и пропаривание.
И другие
За пределами этого обзора остается еще очень многое. Например, под самый конец попадаешь на огромную трехчастную выставку-исследование Terra Aquae, посвященную территориям у Средиземного моря и новым отношениям между человеком, землей и водой. Если в круге ваших интересов – морской фасад, туризм, набережные или марины – стоит зайти целенаправленно. Большой павильон и у Китая – здесь исследуют 3D-сети транспортной мобильности в городах с высокой плотностью населения, пытаются интегрировать в архитектуру органику и превратить мегаполисы в экосистемы.А еще – библиотека семян Ливана, смутно тревожный стол Сингапура, где архитектура превращается в фаст-фуд или изысканное блюдо, попытка объединить людей в сообщество в Ирландии, ретроспектива Албании и еще огромное количество идей, деталей и особенностей, демонстрирующих разнообразие мира. А в конце – лужайка в тени деревьев, на которой расставлены танкетки из ящиков. Это бесхитростное пространство оказывает на утомленного информацией и впечатлениями человека целительное воздействие: иногда ответ очен прост, но чтобы получить его, нужно пройти путь в тысячу ли.