На Марс летит Франциск Ассизский

Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.

mainImg
Считается, что Венецианская биеннале – главное событие в мире архитектуры, определяющее направление ее развития на ближайшее время. В наибольшей степени это ощущается не в путешествии по национальным павильонам, а в «дебрях» кураторской экспозиции – там концентрация идей такова, что чувствуешь себя в каком-то суперглобальном НИИ. Не имея опыта поездок на биеннале предыдущих лет, не могу сравнить и сказать – происходит так каждый год, или же ощущение того, что мир стоит на пороге чего-то нового, сильно зависит от куратора. Карло Ратти выбрал тему актуальную и широкую, но формулировка ее такова, что отсекает лишнее, заставляя сосредоточиться на важном. Intelligens. Natural. Artificial. Collective – эти четыре слова отражают главные болевые точки мира, которые одновременно являются и точками роста. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Выставка в Арсенале организована в соответствии со звучанием темы: большая ее часть посвящена естественному интеллекту, за этим разделом следует интерлюдия в виде подборки инновационных строительных материалов, далее – коллективный и искусственный разум, последняя часть – выход в космос. Признаться честно, обозреть все планшеты и инсталляции показалось невозможным, уровень концентрации и способность критически осмыслять быстро истощается. Поэтому обзор не будет линейным: он выхватывает некоторые темы и закономерности, которые должны дать представление о целом. 



Что нас ждет, если мы решим не лететь в сторону экологической катастрофы, экстремальной жары, а также дефицита пресной воды, чистого воздуха и биоразнообразия? Возможно, архитектура станет частью природы, нормальным зданием будет считаться декарбонизирущее, успешной стратегией – симбиотическая. Городские пространства будут восстанавливать среду, а не истощать, помимо человека в них будет на равных жить множество других видов. Агентом формационных сдвигов способна выступить именно архитектура – стоящая задача для амбициозных творцов. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Итак, предлагаем посмотреть, какие шаги уже сделаны на этом захватывающем пути. 
Тепловая волна
Прежде всего нужно рассказать о том, как выставка начинается – первая строка или реплика всегда имеет значение. Зал, в который попадаешь после яркого света и красок Венеции – страшный. Там удушающе тепло, темно, водоемы с затхлой водой черны и напоминают цистерны густой нефти. На паутину проводов подвешены назойливо гудящие кондиционеры – конструкции, способные изуродовать кирпичную кладку Арсенала и выталкивающие отработанное тепло наружу, чтобы сделать помещение прохладным для тех, кто может заплатить за комфорт. Кондиционер символизирует неравенство в распределении ресурсов, а также постоянно откладывает видимость угрозы потепления – перебегая из одного прохладного помещения в другое, легко не думать о жаре. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В лабиринтах этого помещения тревожно и нехорошо. Поскорее убегая, выходишь к блочной стене – еще не зная, что она символизирует рост по экспоненте и демографический коллапс, продолжаешь ощущать тупик и безысходность. Однако за стеной наконец открываются заполненные инсталляциями залы, а саму ее, оказывается, освоила колония микробов – их популяция не меньше нашей, но предлагает иные способы адаптации и формы городов. Огромное грязное облако, закрывающее солнце, – последний объект с назидательным эффектом. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Живые камни
Одна из стратегий – видеть и не уничтожать то, что уже работает. Стенд Epidermitecture, например, рассказывает о биопатине – ценном слое на каменной кладке, который состоит из цианобактерий, грибков, водорослей, лишайников и живущих на них насекомых. Биопатина появляется естественным образом как результат первичной сукцессии и способна фильтровать воздух, регулировать температуру, защищать материал, который закрывает. Но этот слой часто уничтожают, добиваясь чистоты и лоска. Как тут не вспомнить про стрижку газонов и уборку прошлогодней листвы.

То же послание у инсталляции с камнями, в которые встроены форсунки, распыляющие раствор, содержащий ДНК определенных микробов: со временем на поверхности образуется ценная «лито-экосистема». Если вырастить ее на всех каменных фасадах, то дома станут частью масштабной инфраструктуры для декарбонизации и восстановления климата планеты.   
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Еще один пример – бриккола: дубовые сваи, на которых держится вся Венеция. На протяжении столетий ее стабилизировал микробиом. Сейчас он разрушается под воздействием климата, но человек способен внедрить микробиом синтетический. 
 
Скрытые ресурсы
Один из величайших коллективных ресурсов – подземные воды: почти половина людей на земле каждый день пьет из этого источника, от него же зависит значительный объем орошаемых сельскохозяйственных культур. Индия предлагает новый вид урбанизации, основанный на пополнении водоносных горизонтов с помощью улучшения инфильтрационных свойств почвы и трубчатых колодцев. Эти же технологии предлагает и «гипергубка» из Кулуар-Лумпура, но для решения проблемы наводнений. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В Неаполе предлагается вернуть к жизни систему подземных резервуаров, забытых в 1885 году: они способны хранить трехмесячный запас воды для населения в 600 000 человек. Сейчас эти воды можно использовать для обогащения вулканической почвы и увеличения биоразнообразия. 

Мощный инструмент находится на дне океана – морская трава (доминирующий вид – posidonia oceanica), которая произрастает и в венецианской лагуне, поглощают в 15 раз больше СО2, чем тропические леса. Также ее листья кодируют климатические и гидрологические условия среды. Сейчас трава покрывают площадь, примерно равную Испании – раньше она была значительно шире.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Столица биоразнообразия
В XIII веке Франциск Ассизский написал «Песнь творению» – актуальный и сегодня гимн, восхваляющий разнообразие видов, живущих под сонечным светом. Деятельностью святого покровителя животных вдохновлена аудиовизуальная инсталляция, которая исследует возможность Рима стать к 2050 году столицей биоразнообразия через развитие отношений с рекой Тибр.  
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Исследований, которые находят способы решения многих наших проблем в мире природы – множество. Поэтому важно как продолжать изучать его, развивая такие дисциплины как нейроботаника, так и восстанавливать биоразнообразие: например, с помощью напечатанных на 3D-принтере коралловых рифов или интеграции в городскую среду домиков для птиц, насекомых и летучих мышей. 

Вырастить здание
Некоторые концепции заставляют задуматься о том, что архитектора вместе со всей строительной бригадой может заменить оператор 3D-принтера и ландшафтный инженер, который выберет семена для «заправки» основного материала – почвы. По мере роста цветов и трав стены будут укрепляться корневой системой, а фасады – меняться в течение сезона. Такие постройки будут жить определенный цикл времени, затем вновь становясь землей. Это произойдет и с построенным для выставки павильоном из Швейцарии, который после биеннале вернут на родину, где он безопасно будет разлагаться.  

Многим знакомы почти фантастические фотографии мостов, образованных переплетенными корнями деревьев. В Индии предлагается управлять этим процессом, чтобы создавать переправы, которые помогут безопасно пересекать ущелья, реки, связывать дома, поля и деревни. Некоторые идут дальше, считая, что растения вполне могут выполнять роль инженерных узлов, становясь неотъемлемой частью рукотворных строений. Если вы смотрели фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?», то вспомните про ежевичные кусты, которые столетиями укрепляли старый дом. 

Еще более фантастическая концепция – библиотеки с растениями, в ДНК которых кодируются архитектурные знания.Растения служат живыми архивами: их можно извлекать из капсул и использовать для оспаривания загрязняющих методов строительства или поиска оптимальной формы. 

Мусора не существует
Один из лозунгов выставки – «ноль отходов». Некоторые объекты показывают, что это возможно. Например, прочная и красивая «часовня», сложенная из кирпичей, сделанных на основе слоновьего навоза. Высота павильона – 3,5 метра, каждый кирпич армирован стальными трубами диаметром около 40 мм. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Макет метаболического жилища демонстрирует, как отходы одного пространства преобразуются в ресурсы для другого. Например, серая вода и органические отходы кухни питают гидропонный сад, а искусственный интеллект регулирует микроклимат прачечной, направляя влажный и прохладный воздух через световую шахту, которая служит местом для выращивания мицелия. Все, от кровати до одежды, в этом доме сделано из отходов.


А вот далеко не полный список материалов, из которых будут строить в будущем: мицелий, осколки ракушек как биокерамика, кожура ананасов, кофейная гуща, корни растений. Также вспененные геополимерные кирпичи из строительных отходов – легкие, способные увеличиваться в три раза, адаптируясь к форме. Также пепел, оставшийся после лесных пожаров и превращенный в нить для 3D-печати.

Космический сад
Космическое пространство нам понадобится не для побега, а для деиндустриализации поверхности земли: в орбитальных автономных теплицах будут расти овощи и фрукты, используя солнечную энергию. Управление питательными веществами может происходить с помощью данных датчиков и гидропонного мониторинга На биеннале представлена модель такой теплицы – она состоит из камер с контролируемым климатом, внутри которых растут новые плодовые культуры со свойствами, подходящими для условий гравитации. Полномасштабная модель секции камеры, внутри которой растет сочный салат, делает такое будущее реальным.  
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Материалы, которые используются в космосе, могут пригодиться в архитектуре: американские специалисты предлагают накидывать высокотехнологичные ткани на старые дома, чтобы они защищали их, как скафандр защищает человека от всех возможных вредных воздействий. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

А когда первые колонии людей появятся на Марсе, то жить они будут в подводных городах, построенных в кратерах: вода станет жидким небом и защитным экраном для 10 000 человек.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
 
Возможности и вероятности
Устойчивых практик так же много, как стран, языков и сообществ. Люди ищут ответы в археологических находках пещер и вернакулярных постройках, исследуют потенциал 3D-печати и других роботизированных процессов, создают инновационные системы, подражая свойствам еловых шишек или тростника. Одновременно мир заполнен сложными процессами: идиллические реки превращаются в отравленные потоки, беженцы кочуют целыми городами, а урбанизация стирает ландшафты, биоразнообразие и память. И последствия, и возможные решения должны быть увидены.

***

Одно из главных ощущений, которое возникает после выставки, – человек уже знает невероятно много о том, как жить в согласии с природой, а почти все новое, экологичное и полезное – это хорошо забытое старое. Новейшие технологии на биеннале идут рука об руку с ремеслом, ритуалом и вековыми традициями, не вытесняя или замещая их, а усиливая полезный эффект. Некоторые концепции обещают новый Эдем и невероятно воодушевляют. Одновременно мельтешит мысль, что заменить бетон мицелием или внедрить в многоквартирное жилье системы переработки и самообеспечения – может быть дорого, невыгодно, небезопасно, затратит другие ресурсы, будет доступно лишь небольшому количеству людей. Кажется, что для глобальной смены парадигмы нужно изменить сознание и привычки. В этом смысле выставка не однобока – Карло Ратти берет в фокус не один лишь вопрос экологии, поскольку решить его без изменений в других областях невозможно. Станет ли человек думать об озоновой дыре, когда не доедает, ночует в бомбоубежище, не может обеспечить своим детям образование, испытывает влияние дискриминации? Зеленая повестка легко может превратиться в политический инструмент, ранжируя страны и нации по умению быть экологичными: разжечь ненависть против людей, засоряющих океан и воздух, кажется, достаточно просто. Поэтому из темы выставки нельзя убрать ни одного слова, каждое, в том числе collective, является краеугольным камнем. В этом смысле, вероятно, продолжается еще одна выдающаяся тема биеннале, выбранная в 2020 году – «Как нам жить вместе». Ответственность за будущее планеты – коллективная, а успех возможен только в содействии.         

17 Июня 2025

Похожие статьи
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.