На Марс летит Франциск Ассизский

Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.

mainImg
Считается, что Венецианская биеннале – главное событие в мире архитектуры, определяющее направление ее развития на ближайшее время. В наибольшей степени это ощущается не в путешествии по национальным павильонам, а в «дебрях» кураторской экспозиции – там концентрация идей такова, что чувствуешь себя в каком-то суперглобальном НИИ. Не имея опыта поездок на биеннале предыдущих лет, не могу сравнить и сказать – происходит так каждый год, или же ощущение того, что мир стоит на пороге чего-то нового, сильно зависит от куратора. Карло Ратти выбрал тему актуальную и широкую, но формулировка ее такова, что отсекает лишнее, заставляя сосредоточиться на важном. Intelligens. Natural. Artificial. Collective – эти четыре слова отражают главные болевые точки мира, которые одновременно являются и точками роста. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Выставка в Арсенале организована в соответствии со звучанием темы: большая ее часть посвящена естественному интеллекту, за этим разделом следует интерлюдия в виде подборки инновационных строительных материалов, далее – коллективный и искусственный разум, последняя часть – выход в космос. Признаться честно, обозреть все планшеты и инсталляции показалось невозможным, уровень концентрации и способность критически осмыслять быстро истощается. Поэтому обзор не будет линейным: он выхватывает некоторые темы и закономерности, которые должны дать представление о целом. 



Что нас ждет, если мы решим не лететь в сторону экологической катастрофы, экстремальной жары, а также дефицита пресной воды, чистого воздуха и биоразнообразия? Возможно, архитектура станет частью природы, нормальным зданием будет считаться декарбонизирущее, успешной стратегией – симбиотическая. Городские пространства будут восстанавливать среду, а не истощать, помимо человека в них будет на равных жить множество других видов. Агентом формационных сдвигов способна выступить именно архитектура – стоящая задача для амбициозных творцов. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Итак, предлагаем посмотреть, какие шаги уже сделаны на этом захватывающем пути. 
Тепловая волна
Прежде всего нужно рассказать о том, как выставка начинается – первая строка или реплика всегда имеет значение. Зал, в который попадаешь после яркого света и красок Венеции – страшный. Там удушающе тепло, темно, водоемы с затхлой водой черны и напоминают цистерны густой нефти. На паутину проводов подвешены назойливо гудящие кондиционеры – конструкции, способные изуродовать кирпичную кладку Арсенала и выталкивающие отработанное тепло наружу, чтобы сделать помещение прохладным для тех, кто может заплатить за комфорт. Кондиционер символизирует неравенство в распределении ресурсов, а также постоянно откладывает видимость угрозы потепления – перебегая из одного прохладного помещения в другое, легко не думать о жаре. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В лабиринтах этого помещения тревожно и нехорошо. Поскорее убегая, выходишь к блочной стене – еще не зная, что она символизирует рост по экспоненте и демографический коллапс, продолжаешь ощущать тупик и безысходность. Однако за стеной наконец открываются заполненные инсталляциями залы, а саму ее, оказывается, освоила колония микробов – их популяция не меньше нашей, но предлагает иные способы адаптации и формы городов. Огромное грязное облако, закрывающее солнце, – последний объект с назидательным эффектом. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Живые камни
Одна из стратегий – видеть и не уничтожать то, что уже работает. Стенд Epidermitecture, например, рассказывает о биопатине – ценном слое на каменной кладке, который состоит из цианобактерий, грибков, водорослей, лишайников и живущих на них насекомых. Биопатина появляется естественным образом как результат первичной сукцессии и способна фильтровать воздух, регулировать температуру, защищать материал, который закрывает. Но этот слой часто уничтожают, добиваясь чистоты и лоска. Как тут не вспомнить про стрижку газонов и уборку прошлогодней листвы.

То же послание у инсталляции с камнями, в которые встроены форсунки, распыляющие раствор, содержащий ДНК определенных микробов: со временем на поверхности образуется ценная «лито-экосистема». Если вырастить ее на всех каменных фасадах, то дома станут частью масштабной инфраструктуры для декарбонизации и восстановления климата планеты.   
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Еще один пример – бриккола: дубовые сваи, на которых держится вся Венеция. На протяжении столетий ее стабилизировал микробиом. Сейчас он разрушается под воздействием климата, но человек способен внедрить микробиом синтетический. 
 
Скрытые ресурсы
Один из величайших коллективных ресурсов – подземные воды: почти половина людей на земле каждый день пьет из этого источника, от него же зависит значительный объем орошаемых сельскохозяйственных культур. Индия предлагает новый вид урбанизации, основанный на пополнении водоносных горизонтов с помощью улучшения инфильтрационных свойств почвы и трубчатых колодцев. Эти же технологии предлагает и «гипергубка» из Кулуар-Лумпура, но для решения проблемы наводнений. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

В Неаполе предлагается вернуть к жизни систему подземных резервуаров, забытых в 1885 году: они способны хранить трехмесячный запас воды для населения в 600 000 человек. Сейчас эти воды можно использовать для обогащения вулканической почвы и увеличения биоразнообразия. 

Мощный инструмент находится на дне океана – морская трава (доминирующий вид – posidonia oceanica), которая произрастает и в венецианской лагуне, поглощают в 15 раз больше СО2, чем тропические леса. Также ее листья кодируют климатические и гидрологические условия среды. Сейчас трава покрывают площадь, примерно равную Испании – раньше она была значительно шире.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Столица биоразнообразия
В XIII веке Франциск Ассизский написал «Песнь творению» – актуальный и сегодня гимн, восхваляющий разнообразие видов, живущих под сонечным светом. Деятельностью святого покровителя животных вдохновлена аудиовизуальная инсталляция, которая исследует возможность Рима стать к 2050 году столицей биоразнообразия через развитие отношений с рекой Тибр.  
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Исследований, которые находят способы решения многих наших проблем в мире природы – множество. Поэтому важно как продолжать изучать его, развивая такие дисциплины как нейроботаника, так и восстанавливать биоразнообразие: например, с помощью напечатанных на 3D-принтере коралловых рифов или интеграции в городскую среду домиков для птиц, насекомых и летучих мышей. 

Вырастить здание
Некоторые концепции заставляют задуматься о том, что архитектора вместе со всей строительной бригадой может заменить оператор 3D-принтера и ландшафтный инженер, который выберет семена для «заправки» основного материала – почвы. По мере роста цветов и трав стены будут укрепляться корневой системой, а фасады – меняться в течение сезона. Такие постройки будут жить определенный цикл времени, затем вновь становясь землей. Это произойдет и с построенным для выставки павильоном из Швейцарии, который после биеннале вернут на родину, где он безопасно будет разлагаться.  

Многим знакомы почти фантастические фотографии мостов, образованных переплетенными корнями деревьев. В Индии предлагается управлять этим процессом, чтобы создавать переправы, которые помогут безопасно пересекать ущелья, реки, связывать дома, поля и деревни. Некоторые идут дальше, считая, что растения вполне могут выполнять роль инженерных узлов, становясь неотъемлемой частью рукотворных строений. Если вы смотрели фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?», то вспомните про ежевичные кусты, которые столетиями укрепляли старый дом. 

Еще более фантастическая концепция – библиотеки с растениями, в ДНК которых кодируются архитектурные знания.Растения служат живыми архивами: их можно извлекать из капсул и использовать для оспаривания загрязняющих методов строительства или поиска оптимальной формы. 

Мусора не существует
Один из лозунгов выставки – «ноль отходов». Некоторые объекты показывают, что это возможно. Например, прочная и красивая «часовня», сложенная из кирпичей, сделанных на основе слоновьего навоза. Высота павильона – 3,5 метра, каждый кирпич армирован стальными трубами диаметром около 40 мм. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Макет метаболического жилища демонстрирует, как отходы одного пространства преобразуются в ресурсы для другого. Например, серая вода и органические отходы кухни питают гидропонный сад, а искусственный интеллект регулирует микроклимат прачечной, направляя влажный и прохладный воздух через световую шахту, которая служит местом для выращивания мицелия. Все, от кровати до одежды, в этом доме сделано из отходов.


А вот далеко не полный список материалов, из которых будут строить в будущем: мицелий, осколки ракушек как биокерамика, кожура ананасов, кофейная гуща, корни растений. Также вспененные геополимерные кирпичи из строительных отходов – легкие, способные увеличиваться в три раза, адаптируясь к форме. Также пепел, оставшийся после лесных пожаров и превращенный в нить для 3D-печати.

Космический сад
Космическое пространство нам понадобится не для побега, а для деиндустриализации поверхности земли: в орбитальных автономных теплицах будут расти овощи и фрукты, используя солнечную энергию. Управление питательными веществами может происходить с помощью данных датчиков и гидропонного мониторинга На биеннале представлена модель такой теплицы – она состоит из камер с контролируемым климатом, внутри которых растут новые плодовые культуры со свойствами, подходящими для условий гравитации. Полномасштабная модель секции камеры, внутри которой растет сочный салат, делает такое будущее реальным.  
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Материалы, которые используются в космосе, могут пригодиться в архитектуре: американские специалисты предлагают накидывать высокотехнологичные ткани на старые дома, чтобы они защищали их, как скафандр защищает человека от всех возможных вредных воздействий. 
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

А когда первые колонии людей появятся на Марсе, то жить они будут в подводных городах, построенных в кратерах: вода станет жидким небом и защитным экраном для 10 000 человек.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в Арсенале
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
 
Возможности и вероятности
Устойчивых практик так же много, как стран, языков и сообществ. Люди ищут ответы в археологических находках пещер и вернакулярных постройках, исследуют потенциал 3D-печати и других роботизированных процессов, создают инновационные системы, подражая свойствам еловых шишек или тростника. Одновременно мир заполнен сложными процессами: идиллические реки превращаются в отравленные потоки, беженцы кочуют целыми городами, а урбанизация стирает ландшафты, биоразнообразие и память. И последствия, и возможные решения должны быть увидены.

***

Одно из главных ощущений, которое возникает после выставки, – человек уже знает невероятно много о том, как жить в согласии с природой, а почти все новое, экологичное и полезное – это хорошо забытое старое. Новейшие технологии на биеннале идут рука об руку с ремеслом, ритуалом и вековыми традициями, не вытесняя или замещая их, а усиливая полезный эффект. Некоторые концепции обещают новый Эдем и невероятно воодушевляют. Одновременно мельтешит мысль, что заменить бетон мицелием или внедрить в многоквартирное жилье системы переработки и самообеспечения – может быть дорого, невыгодно, небезопасно, затратит другие ресурсы, будет доступно лишь небольшому количеству людей. Кажется, что для глобальной смены парадигмы нужно изменить сознание и привычки. В этом смысле выставка не однобока – Карло Ратти берет в фокус не один лишь вопрос экологии, поскольку решить его без изменений в других областях невозможно. Станет ли человек думать об озоновой дыре, когда не доедает, ночует в бомбоубежище, не может обеспечить своим детям образование, испытывает влияние дискриминации? Зеленая повестка легко может превратиться в политический инструмент, ранжируя страны и нации по умению быть экологичными: разжечь ненависть против людей, засоряющих океан и воздух, кажется, достаточно просто. Поэтому из темы выставки нельзя убрать ни одного слова, каждое, в том числе collective, является краеугольным камнем. В этом смысле, вероятно, продолжается еще одна выдающаяся тема биеннале, выбранная в 2020 году – «Как нам жить вместе». Ответственность за будущее планеты – коллективная, а успех возможен только в содействии.         

17 Июня 2025

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.