Арт-мельница

Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.

mainImg
Мельница братьев Винтерниц строилась в Пардубице, на берегу реки Хрудимки, с 1909 по 1926 годы по проекту самого значимого чешского архитектора XX века – Йозефа Гочара. Мельница успешно работала целый век, пока в 2013 году не была остановлена. Все принадлежащие ей корпуса оказались ненужными, и памятник национального значения несколько лет пустовал в ожидании обновления.
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © BoysPlayNice

В эти же годы бюро TRANSAT из Брно занималось реставрацией знаменитого Пардубицкого замка и улучшением инфраструктуры для размещенного в нем художественного музея. Несколько дополнительных построек за пределами самого замка занимала известная Галерея Восточной Богемии, ведущая свою историю с 1953 года. Чтобы освободить необходимые самому музею площади, ее решено было перенести на противоположный берег реки – в основной корпус мельницы. Архитекторы TRANSAT под руководством Петра Вшетечки и занялись его приспособлением под новые залы для поменявшей свое название галереи: она стала носить имя Гочара.
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    1 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    2 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    3 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    1 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    2 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    3 / 3
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice

Свой проект они называют именно реставрацией, которая обошлась заказчику, администрации Пардубицкого края, в 16 млн евро. Массивный объем неотапливаемого здания имел относительно небольшой конструктивный модуль (4х4 м) и в целом не мог похвастаться просторными помещениями. Внутри находились башни элеватора, зона очистки зерна, лестницы, собственно мельничный цех с вальцовыми жерновами и просевными машинами, склады для зерновых отходов и для муки, но почти все оборудование уже было демонтировано: осталось только несколько образцов для создания «атмосферы». Архитекторы сохранили изначальную последовательность пространств (в основном вертикальных), а также оригинальные деревянные перекрытия на стальных опорах. Помещения организованы на пяти этажах, причем их высота постепенно повышается: наибольшая она у залов временных выставок и многофункционального пространства с открытой террасой наверху. Общая площадь всех помещений галереи составила в итоге 3 808 м2.
Галерея Гочара
Фотография © BoysPlayNice
Галерея Гочара
Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
Галерея Гочара
Фотография © BoysPlayNice
Галерея Гочара
Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    Галерея Гочара
    Фотография © BoysPlayNice

Территория перед главным фасадом была очищена от более поздних построек и вместе с внутренним двором превращена в открытое общественное пространство с аккуратным мощением. Чтобы связать его с набережной, на уровне первого этажа были сделаны два дополнительных прохода с вестибюлем бывшего мельничного цеха между ними. В нем была сооружена деревянная лестница, для которой использовали часть старых перекрытий. Также сохранена и возвращена на первоначальное место оригинальная каменная лестница и отреставрирована вторая бетонная лестница, возведенная в пространстве бывшего мучного склада в 1950-х. Все инженерное оборудование установили на крыше, которую понизили, чтобы оно не было заметно с улицы. Оригинальные окна были сохранены, но для оптимизации климата оборудованы солнцезащитными экранами и дополнены двойным остеклением с внутренней стороны.
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © Petr Polák
  • zooming
    1 / 3
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    2 / 3
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    3 / 3
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © Petr Polák
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © Petr Polák
Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
Фотография © Petr Polák

Практически параллельно пражское бюро Prokš Přikryl architekti реконструировало соседний, чуть более поздний корпус-элеватор под отдельный конференц- и арт-центр. Заказчиком этого проекта, стоимость которого составила 3,4 млн евро, выступил созданный специально для проекта Фонд автоматической мельницы (он остается оператором центра и после завершения реконструкции). Высокий и узкий объем общей площадью 1848 м2 получил выставочные пространства в башнях элеватора, зал для театральных постановок, концертов и лекций в машинном зале пятого этажа и бар на крыше со смотровой площадкой.
  • zooming
    1 / 3
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    2 / 3
    Автоматическая мельница в Пардубице после реконструкции
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    3 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    1 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    2 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    3 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    4 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
Фотография © Petr Polák

В подвале, который оказалось возможно добавить из-за более глубоких, чем предполагалось, опор, размещены общественные туалеты. На первом этаже архитекторы убрали часть стены, создав защищенный входной вестибюль и открыв узнаваемые воронки, которыми завершаются башни элеватора внизу – из них высыпалось зерно, в пространство площади и города. Важным элементом вертикально организованного внутреннего пространства стали бетонные полы со стеклянными вставками и видовые прострелы, но весь интерьер решен демонстративно спокойно, в приглушенных тонах, чтобы не отвлекать от самого исторического здания.

Материалы предоставлены коммуникационным агентством LINKA
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    Фотография © Petr Polák
  • zooming
    1 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице. Проектные материалы
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    2 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице. Проектные материалы
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    3 / 3
    Галерея Гочара
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    1 / 4
    Автоматическая мельница в Пардубице до реконструкции
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    2 / 4
    Автоматическая мельница в Пардубице до реконструкции
    Фотография © BoysPlayNice
  • zooming
    3 / 4
    Автоматическая мельница в Пардубице до реконструкции
    Фотография © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    4 / 4
    Автоматическая мельница в Пардубице до реконструкции
    Фотография © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    1 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    2 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    3 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    1 / 4
    Галерея Гочара
    © TRANSAT architekti
  • zooming
    2 / 4
    Галерея Гочара
    © TRANSAT architekti
  • zooming
    3 / 4
    Галерея Гочара
    © TRANSAT architekti
  • zooming
    4 / 4
    Галерея Гочара
    © TRANSAT architekti
  • zooming
    1 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    2 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    3 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    4 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    5 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    6 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    7 / 7
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    1 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    2 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    3 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    4 / 4
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
© Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    1 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    2 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti
  • zooming
    3 / 3
    Общественный и арт-центр в автоматической мельнице в Пардубице
    © Prokš Přikryl architekti

18 Апреля 2025

Похожие статьи
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.