«Коллизии модернизма и ориентализма»

К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.

mainImg
«Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». Авторы текста – Борис Чухович и Ольга Казакова, автор современных фотографий – Ольга Алексеенко. Москва, 2025. 512 страниц
От издателя:
«Ташкент, четвертый мегаполис СССР и крупнейший город советской Средней Азии, предрасполагал к строительству разнообразных и масштабных модернистских комплексов. Однако не в меньшей мере, чем размеры города, к этому вели политические решения. По замыслу союзных властей, поддержанному республиканской элитой, Ташкенту предстояло стать «столицей Советского Востока», которая служила бы привлекательной витриной социализма в глазах представителей стран Движения неприсоединения.
Рассказывая о полусотне ташкентских модернистских построек, авторы прослеживают общую эволюцию городской архитектуры, представляют ее протагонистов и различные, порой конфликтные, культурные контексты, в которых возникли впечатляющие сооружения одной из наиболее своеобразных столиц модернизма в СССР».
 
Фотография предоставлена Музеем «Гараж»
 
  • zooming
    Фотография предоставлена Музеем «Гараж»
  • zooming
    Фотография предоставлена Музеем «Гараж»
Борис Чухович
историк искусства и архитектуры, президент международной Обсерватории Alerte Héritage
 
Что было для вас основной целью при работе над путеводителем?
Конечно, целью любого историка является представить читателю свое понимание предмета исследования. Мое видение эволюции ташкентского зодчества формировалось в ходе длительного времени и, думаю, отличается от написанного об архитектуре Узбекистана 1960-х – 1980-х годов другими авторами. Однако среди них были великолепные эрудиты, принявшие участие не только в обсуждении исторических проблем, но и непосредственно участвовавшие в архитектурном процессе как архитекторы-исследователи: Шукур Аскаров, Илья Мерпорт, Иосиф Ноткин и другие. Я хотел представить архитектурную историю так, чтобы их мысли были вплетены в мой собственный нарратив. Мне казалось, такой подход лишает текст монологической субъективности и придает написанному необходимую сегодня сложность.
 
Панорамный кинотеатр (Дворец искусств). 1960–1964, 1974–1977. Архитекторы: В. Березин (ГАП), С. Сутягин, Ю. Халдеев, Д. Шуваев, при участии О. Легостаевой. Инженеры: А. Браславский, Д. Антман, А. Пригожин. Ташкент, улица Алишера Навои, 15
Фотография © Ольга Алексеенко

Что больше всего хотелось донести до читателя? Какое «послание» у ваших текстов?
Мой подход характеризуется тремя особенностями. Его центральной темой является коллизии модернизма и ориентализма. Мы привыкли к описаниям ориентализма как продукта западного воображения – именно таким он предстает в постколониальных исследованиях, вдохновленных монументальным трудом Эдварда Саида. Однако, как свидетельствуют многочисленные источники, Ташкент создавался как «столица Советского Востока» и, стало быть, общие стереотипы о мнимом различии «Запада» и «Востока» были привнесены в здания, проектировавшиеся для столицы Узбекистана. Особую роль в этом играли зодчие Москвы, уловившие импульсивное алкание «восточного», исходящее от ташкентских властей. В их взаимодействии родились решения, которые обусловили постепенный сдвиг городской архитектуры в сторону орнаментики, пластики, цвета и исторических стилизаций. Таким образом, если в интерпретации Саида ориентализм являлся «Востоком, созданным Западом», тут «Восток» создавался in situ, и в его создании принимали участие самые различные акторы: властные структуры Ташкента и Москвы, проектные институты различных городов СССР, историки, архитектурные критики, творческие союзы и т. д.
Гостиница «Узбекистан». 1963–1974. Архитекторы: И. Мерпорт (ГАП), Л. Ершова, В. Ращупкин, В. Нарубанский. Инженеры: Л. Горлицкий (ГИП), В. Бурдман, В. Старосельцев. Ташкент, улица Махтумкули, 45
Фотография © Ольга Алексеенко

Второй задачей я видел де-фокусировку привычной советской истории архитектуры Ташкента. Поясню, что имею в виду. Со сталинского времени структура знания в СССР была жестко иерархичной. Ученые, работавшие в советских республиках и регионах, отвечали за сбор и анализ первичных фактов. Эстетическая теория и методология разрабатывались в центральных научных институциях. Москва создавала образцы для всего – от генеральных планов городов до стилей искусства, архитектуры и музыки. Она не только генерировала модели, но и была центром отбора. Столичные институты решали, какие художественные и культурные явления, возникающие в советских республиках, будут представлены на всесоюзной сцене, в Москве распределяли награды и звания – Ленинские премии, Государственные премии, звания народных артистов СССР и т. д. Кроме того, столица была центром ретрансляции искусства и архитектуры. На ее официальных сценах было представлено искусство советских республик, здесь находились наиболее престижные издательства, печатавшие книги по искусству и архитектуре. Децентрализация истории советской архитектуры началась в середине 2000-х годов с проекта «Локальные модерности», курируемого Рубеном Аревшатяном (Ереван) и Георгом Шольхаммером (Вена). Наиболее решительный шаг в этом направлении осуществили авторы выставки «Советский модернизм 1955–1991. Неизвестные истории» Катарина Риттер, Екатерина Шапиро-Обермаир и Александра Вахтер – в 2012 году они сфокусировались на представлении региональных историй советского модернизма, вовсе исключив из поля зрения Россию. Я полагаю, этот подход во многом остается продуктивным. Он позволяет сконцентрироваться на внутренней логике развития архитектуры в каждой советской республике – так рельефней предстают горизонтальные связи республик друг с другом, отнюдь не всегда опосредованные Москвой, и взаимосвязи советских локусов с различными регионами мира. Например, для архитекторов Узбекистана всегда были значимыми французские опыты в Магрибе, так же как и многие идеи, воплощенные архитекторами в Турции, Иране и Индии.
Наконец, третьей особенностью моего подхода является стремление к изучению реальной истории социализма в пику модным идеализациям так называемого советского проекта, свойственным не жившей в СССР молодежи или политикам, которые камуфлируют под ностальгию сегодняшние практические интересы. Для меня важно разобраться в институциональных нюансах ташкентской истории: они помогают понять механизмы принятия решений, границы творческой свободы архитекторов и драматические расхождения лозунгов с реальной политикой.
 
  • zooming
    Монолитные 16-этажные жилые дома. Конец 1970-х – 1987. Архитектор: С. Розенблюм. Инженеры: В. Ярошевич, В. Рыжов. Ташкент: улица Шахрисабз, 5; массив Киёк, 1А и 2; Абдуллы Кадыри, Минор; улица Нукус, 2А
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    Монолитные 16-этажные жилые дома. Конец 1970-х – 1987. Архитектор: С. Розенблюм. Инженеры: В. Ярошевич, В. Рыжов. Ташкент: улица Шахрисабз, 5; массив Киёк, 1А и 2; Абдуллы Кадыри, Минор; улица Нукус, 2А
    Фотография © Ольга Алексеенко

Сложно ли было отбирать объекты для путеводителя? Есть ли здания, о которых трудно было писать (или даже не хотелось), пусть они и очень важны? И есть ли «фавориты»?
Вряд ли книга – лучшее место для продвижения личного рейтинга архитектурных лидеров и аутсайдеров: таковой был бы более уместен в газетной статье или журнальной рубрике архитектурного критика. К тому же я всегда воспринимал с внутренним дискомфортом ранжиры художников и их произведений на «гениальных», «великих», «талантливых», «даровитых», «посредственных» и т. д. По Ницше, критик, заговаривая о «гениальности» художника, руководствуется тщеславием, подспудно реабилитирующим его неспособность к упорному труду, единственному отличию художника от «нехудожника». Мне, однако, кажется, что устанавливая иерархии между творцами или произведениями, критик, напротив, ставит себя на вершину пирамиды, т. к. только с этой высоты можно увидеть истинную величину того или иного явления. И еще мне близка мысль автора «Апологии истории» Марка Блока: не важно, за Робеспьера ты или против – просто расскажи, каким он был! Поэтому в процессе работы над книгой я пытался сосредоточиться не на собственном отношении к каждому зданию, а на истории его восприятий в полифонических дискуссиях общества и архитектурного цеха. Это гораздо более захватывающая задача, т. к. исторические суждения влияли на эволюцию этой архитектуры, тогда как мои личные оценки остаются не более, чем субъективным мнением.
  • zooming
    500-квартирный жилой дом на улице Богдана Хмельницкого. 1975–1978. Архитекторы: А. Косинский (ГАП), В. Азимов. Ташкент, улица Богдана Хмельницкого (сейчас улица Бабура)
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    9-этажные жилые дома микрорайона Ц-27. 1974–1975. Архитекторы: Г. Коробовцев (ГАП), Л. Шамайко, В. Трошин, И. Ли, В. Ли. Инженеры: Т. Шахсуварян, Е. Чинчевой, Л. Пергамент, А. Маслич, Г. Шенкер, Р. Мадгазина. Ташкент, улица Беруни, микрорайон Ц-27
    Фотография © Ольга Алексеенко

Приведу конкретный пример. Мне, признаюсь, никогда не нравились мозаичные арабески на торцах домов, привнесенные в ташкентскую среду братьями Жарскими, которые родились во Франции и получили художественное образование в России. Я воспринимал эти украшения типовых девятиэтажек как ориенталистское клише, неуместное в контексте модернистского города и к тому же явно вдохновленное орнаментикой ар нуво. Однако в тексте о мозаиках я сосредоточился на головокружительной метаморфозе, которая приключилась в их восприятии на протяжении 1970-х годов. Казалось бы, у мозаик Жарских не было шансов – изначально против них выступали видные теоретики и ведущие архитекторы. Однако вмешательство Шарафа Рашидова, партийного руководителя Узбекистана, резко изменило ситуацию. Мозаики стали производить в индустриальных масштабах, а в кругу архитекторов у них постепенно начали появляться «адвокаты», уловившие социальный заказ и новый дух времени. К концу 1970-х – началу 1980-х критики уже утверждали, что мозаики Жарских отражали традиции «национальной архитектуры» узбекского народа.
Метаморфозы не окончились в 1991 году – уже в 2020-х мы стали свидетелями вторичной апроприации Узбекистаном этих мозаик, и недавно они были включены в национальный реестр памятников культурного наследия. Таким образом, текст о предмете, который не вызывал у меня личной приязни, стал поводом для рассказа о существенных тенденциях и метаморфозах архитектуры, и мое личное отношение по ходу этого рассказа вовсе не было обозначено. В этом заключается отличие истории от архитектурной критики: критик склонен объяснить читателю, что такое хорошо и что такое плохо, а для историка вкусен и многомерен любой объект.
 
Цирк. 1962–1975. Архитектор: Генрих Александрович (ГАП). Инженеры: С. Беркович (ГИП), Р. Муфтахов. Ташкент, улица Себзар, 1А
Фотография © Ольга Алексеенко

Были ли в ходе вашей работы над путеводителем открытия?
Конечно! Например, я отчетливо помню, что во время моей работы в Институте искусствознания в Ташкенте весь коллектив этого почтенного научного учреждения был уверен, что здание, находившееся в престижнейшем районе Ташкента, фактически на площади имени Ленина, между офисом ЦК комсомола и Спорткомитетом республики, было «подарено» НИИ искусствознания Шарафом Рашидовым после открытия нашими археологами Дальверзинского клада. Об этом рассказывали многие корифеи, начиная с незаменимого заместителя директора по научной работе в течение многих десятилетий – Александра Михайловича Рыбника. Эта многочастная история обросла детективными подробностями, и все новые сотрудники и аспиранты были обречены на выслушивание многочисленных ее версий в исполнении протагонистов. Однако документы беспощадны. Дальверзинский клад был обнаружен археологами в 1972 году, а штампы на проектных синьках свидетельствовали, что здание уже в 1967–1968 гг. проектировалось для НИИ искусствознания. Помимо прочего, архитекторы предусмотрели место и для коллекций Института, которые можно было бы разместить в специально оборудованных для этого помещениях. Так красочная легенда уступила место реальности планового хозяйства, отводившего во второй половине 1960-х немаловажное место наукам об искусстве.
С Рашидовым было связано еще одно открытие: ни один найденный нами документ первой половины 1960-х годов не содержал следов его вмешательства в архитектурный процесс. Даже когда речь шла о проектировании нового здания ЦК Коммунистической партии Узбекистана, его руководитель оставался где-то за кулисами, а Центральный комитет стал лишь четвертой инстанцией, которой передали проект для утверждения. Подобная ситуация была бы невозможной в 1970-е и в начале 1980-х годов, когда за Рашидовым прочно закрепился неформальный титул «главного архитектора Узбекистана», а судьбу наиболее ответственных объектов он решал самолично, без широких обсуждений.
 
Музей Дружбы народов. 1976. Архитекторы: Валерий Ганиев (ГАП), Нузет Заидов (идея). Инженеры: институт «Ташгипрогор», трест «Высотстрой Главташкентстроя». Ташкент, берег канала Анхор, парк у Площади Дружбы народов
Фотография © Ольга Алексеенко

Чем обусловлено смысловое и визуальное оформление  книги, отличающее ее от предшественниц – с многочисленными подразделами, более развернутыми «аннотациями» у каждой главы и так далее?
Так, нам с Ольгой Казаковой удалось «пробить» в процессе макетирования больший процент цветных фотографий, чем это практиковалось в предыдущих книгах. Этот нюанс объясняется тем, что ташкентская архитектура была более многоцветной, нежели зодчество Москвы, Ленинграда или Алма-Аты. Цвет, в особенности бирюзовый, рассматривался как признак «национального». И рассказывая читателю о дискуссиях на эту тему, воплотившихся в таких сооружениях, как площадь имени Ленина, кафе «Голубые купола» или Союз художников, нужно было наглядно продемонстрировать неташкентцам, о чем, собственно идет речь.
Что касается расширенной структуры книги, ее объясняют несколько обстоятельств. Во-первых, как мне показалось, авторы предыдущих книг серии – Анна Броновицкая и Николай Малинин – не избегали приемов архитектурной критики и отдавали предпочтение более свободным оценкам, суждениям и ассоциациям, нежели мы с Ольгой. Во-вторых, в каких-то случаях – например, в текстах о Панорамном кинотеатре или станции метро «Проспект космонавтов» – в наших руках оказалось такое количество непубликовавшихся эскизов и документов, что было бы очень жаль оставить их «до следующего раза» – когда бы он еще представился?! И, наконец, думаю на структуре и объеме текста сказалась моя причастность к тому, что происходило в архитектурной жизни Ташкента в 1960-е – 1980-е годы. Я родился в архитектурной семье, получил архитектурное образование в Ташкентском политехническом институте, первые четыре года по его окончании работал в одном из ведущих проектных институтов города и тогда же начал печататься в главном республиканском архитектурном журнале. Не будет преувеличением, если скажу, что большинство протагонистов этой книги мне были знакомы с детства. На протяжении юности и молодости это знание обогащалось личным опытом и общением с ними. Все это означало иной тип взаимодействия с «объектом исследования», нежели тот, что характеризовал отношения Анны и Николая с архитектурной средой Ленинграда и Алма-Аты – и неудивительно, что это отличие отразилось на структуре книги. Возможно, результат лишь очень условно может быть назван «путеводителем». Однако Анна и Николай в предисловии к первой книге серии – о Москве – уже принесли всевозможные извинения читателю за несоответствие того, что он видит, традиционному архитектурному «гиду». В этом плане мы с Ольгой лишь развили потенциал, изначально заложенный в серии.
Культурно-информационный центр «Интуриста» (Республиканский Дом туризма). Конец 1970-х – 1986. Архитекторы: В. Нарубанский (ГАП), А. Куропатко, Д. Ташпулатов. Ташкент, улица Истиклол, 47
Фотография © Ольга Алексеенко

 
Ольга Казакова
историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, доцент НИУ ВШЭ
 
Каким образ модернистского Ташкента был у вас до начала работы над путеводителем, и как он изменился сейчас?
До начала работы у меня были довольно скудные и стереотипные представления о ташкентском модернизме, да и вообще о Ташкенте – просто потому, что я там никогда не бывала до начала работы над книгой. Конечно, у меня были общие соображения, ведь я этим периодом занимаюсь уже много лет, и я понимала все основные тенденции и чем они были вызваны. Тем не менее, это было очень поверхностно – и я только сейчас понимаю, насколько. Сейчас я вижу модернистский Ташкент гораздо более нюансировано, плюс за зданиями для меня стоят люди, истории – все то, что делает для нас город живым. Для меня и в Москве это так. Больше всего меня впечатлило, насколько Ташкент на самом деле модернистский город, насколько там эта архитектура все еще превалирует и над более ранним наследием, и над современностью, хотя сейчас там строительный бум.
 
  • zooming
    1 / 3
    Дворец дружбы народов. 1977–1981. Архитекторы: Е. Розанов (ГАП), Е. Суханова, В. Шестопалов, Е. Шумов, Е. Букина (интерьеры). Инженеры: В. Кричевский, И. Ленточников, Н. Коробова, А. Зуйков, В. Сидоров, Д. Дмитриев. Ташкент, улица Фурката, 3
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    2 / 3
    Дворец дружбы народов. 1977–1981. Архитекторы: Е. Розанов (ГАП), Е. Суханова, В. Шестопалов, Е. Шумов, Е. Букина (интерьеры). Инженеры: В. Кричевский, И. Ленточников, Н. Коробова, А. Зуйков, В. Сидоров, Д. Дмитриев. Ташкент, улица Фурката, 3
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    3 / 3
    Дворец дружбы народов. Потолок зрительного зала дворца в форме гипсовых полуконусов, напоминающих наконечники узбекских карнаев. 1977–1981. Архитекторы: Е. Розанов (ГАП), Е. Суханова, В. Шестопалов, Е. Шумов, Е. Букина (интерьеры). Инженеры: В. Кричевский, И. Ленточников, Н. Коробова, А. Зуйков, В. Сидоров, Д. Дмитриев. Ташкент, улица Фурката, 3
    Фотография © Ольга Алексеенко

В чем вы как исследовательница модернизма видите уникальность Ташкента по сравнению со столицами других советских республик и стран соцлагеря? А чем он похож на них?
Мне бы не хотелось сравнивать Ташкент, например, с Вильнюсом – дистанция слишком велика. Разве что в финансовом отношении всем республикам, кроме РСФСР, приходилось играть по одним правилам – согласовывать все дорогостоящие проекты с Москвой, а также следовать тем решениям в области архитектуры и градостроительства, которые принимались в столице СССР – например, отказываться от «излишеств». При этом даже восприятие этих решений было очень разным, это тема для отдельного разговора, но совсем не кажется, что он может состояться в ближайшее время.
Если же говорить о сопоставлении ташкентского модернизма с модернизмом Алматы, Бишкека, Душанбе или Ашхабада – все эти города мне удалось посмотреть, причем, конечно, я смотрела именно под «модернистским» углом – то мне кажется, что ташкентский модернизм максимально «национальный» с точки зрения форм и, наверное, самый яркий, если брать использование цвета.  Вероятно, здесь сыграло роль стремление создать здесь «столицу Советского Востока», идущее как из Москвы, так и от местных властей.
 
Как вы с Борисом Чуховичем делили объекты и темы?
Борис написал большую часть объектов, так как он давно занимается Ташкентом – в отличие от меня, и большинство объектов были ему хорошо знакомы. Если все же говорить о том, как мы делили их между собой, то это было совсем не сложно – просто обсуждали, кому что хотелось бы написать, и кто выражал большее желание, тот и забирал здание себе. У меня есть «любимчики» и среди объектов Бориса, но не думаю, что я могла бы написать о них лучше – скорее мне было приятно их вместе обсуждать.
 
  • zooming
    Ташкентский телецентр. 1967–1977. Архитектор: К. Никурадзе (ГСПИ, Москва). Инженеры: Г. Филатов (ГИП), Г. Бердичевский, А. Решетникова. Ташкент, улица Алишера Навои, 69 Из книги: «Помимо наружных стен, Аблин оформил и главный трехсветный холл здания, покрыв мозаикой лестничный пилон атриума. В холле был представлен фантастический и почти сюрреалистический пейзаж абстрактных форм, но с вполне различимым «небом» и «облаками», на фоне которых возникали гористые образования с абстрактными элементами в духе Жоана Миро».
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    Ташкентский телецентр. 1967–1977. Архитектор: К. Никурадзе (ГСПИ, Москва). Инженеры: Г. Филатов (ГИП), Г. Бердичевский, А. Решетникова. Ташкент, улица Алишера Навои, 69
    Фотография © Ольга Алексеенко

Сложно ли было отбирать объекты для путеводителя? Есть ли здания, о которых трудно было писать (или даже не хотелось), пусть они и очень важны? И есть ли «фавориты»?
Сложно было отказываться от некоторых объектов – книга и так получилась очень объемной. И сложно было, когда не удавалось найти достаточно материалов – без «фактуры» писать о здании невозможно, тем более что нам очень хотелось избежать описательных текстов – ведь зритель и сам видит, что перед ним. К большому сожалению, в Ташкенте нет музея архитектуры, по очень многим зданиям, даже ключевым, утрачены архивы – материалы приходилось собирать буквально по крупицам и в Ташкенте, и в Москве. Эта часть работы была самой продолжительной и трудной, на самом деле.
Что касается симпатий – безусловно, они есть всегда – мы же живые люди! Я отказалась писать один объект, потому что он мне не нравится, попросила Бориса его взять, и он написал прекрасный текст, я даже пересмотрела свое отношение к этой постройке, хотя и не до конца. Среди зданий, о которых я писала, мой «любимчик» – КИЦ, или «Узбектуризм». Мне он нравится эстетически, нравится его фактура, и нравится его автор, замечательный архитектор Владимир Нарубанский.
 
Ваш путеводитель получился значительно объемнее и подробнее, чем три книги-предшественницы. С чем это связано? С обилием доступного материала, с большей опасностью разрушения, которая грозит модернистскому наследию в Ташкенте, и потому важностью его документации, или?..
Вот как раз об обилии материала говорить не приходится – как я говорила, архивы труднодоступны и по многим объектам не сохранились, поэтому материал приходилось добывать и выискивать. Наверное, объем книги связан, во-первых, с большим количеством объектов. В Ташкенте сохранилось все еще много модернизма, а мы к тому же взяли и несколько утраченных объектов. Во-вторых, с нашим стремлением рассказать историю каждого памятника максимально полно. Мы рассчитываем на то, что книга будет не только путеводителем для тех, кто приезжает в Ташкент ненадолго (хотя я очень хочу верить, что этой аудитории книга также понравится и будет полезна), но и на специалистов. Хотелось бы, чтобы она принесла пользу историкам архитектуры второй половины ХХ века.
 
Ташкентская телебашня. 1978–1985. Архитекторы: В. Русанов, Л. Травянко, Ю. Семашко, Н. Терзиев-Царуков, В. Ким. Конструкторы: Е. Морозов, М. Мушеев. Композиция из цветного стекла «Роза ветров» авторства Ирены Лиепене в синем зале телебашни. Ташкент, проспект Амира Темура, 109
Фотография © Ольга Алексеенко
Ольга Алексеенко
архитектурный фотограф, преподаватель архитектурной школы МАРШ, куратор
 
Когда вы снимали памятники ташкентского модернизма, что было для вас самой большой трудностью, а что – удовольствием?
Одна из главных трудностей – я не живу в Ташкенте. За все время работы над книгой было снято 53 объекта и 12 станций метро – это довольно большой объем. Съемки приходилось организовывать в рамках коротких поездок, и у меня не всегда была возможность возвращаться на локации, ждать нужный свет или менять план. Была нужна хорошая подготовка и выверенные маршруты.
Отдельная сложность – погодные условия. Например, в декабре я поехала снимать фасады без листвы, но оказалось, что деревья высохли, но листья не сбросили. И хотя Ташкент считается солнечным городом, почти в каждую поездку попадался дождь. Один визит пришлось завершить раньше из-за ливня, который шел почти неделю.
Сама по себе архитектурная съемка для меня всегда большое удовольствие. А с такой интересной архитектурой, как ташкентский модернизм, – особенно. Этот проект отличался от привычной работы: здесь были важны тексты, совместные обсуждения, общий ритм. Все это придавало съемке дополнительную глубину.
Одной из самых приятных сторон стала возможность ближе узнать город и людей. На съемках меня всегда сопровождал человек, помогавший организовать доступ. Но были и менее формальные встречи – с прохожими, жильцами, охраной. Это не попадает в кадр напрямую, но создает фон, в котором работаешь.
 
  • zooming
    1 / 4
    Параболический зеркальный концентратор в гелиокомплексе «Солнце». Начало 1980-х – 1987. Архитекторы: В. Захаров (ГАП), О. Таушканов. Инженеры: Г. Капранов (ГИП), Е. Макеев, Е. Шмакин, Р. Абасов. Технолог: С. Азимов. Ташкентская область, Паркентский район, городской поселок Куёш
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    2 / 4
    Гелиокомплекс «Солнце». Фасады административного блока оборудованы навесной полупрозрачной солнцезащитной системой – специальные экраны отражают до 80% солнечной радиации. Начало 1980-х – 1987. Архитекторы: В. Захаров (ГАП), О. Таушканов. Инженеры: Г. Капранов (ГИП), Е. Макеев, Е. Шмакин, Р. Абасов. Технолог: С. Азимов. Ташкентская область, Паркентский район, городской поселок Куёш
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    3 / 4
    Гелиокомплекс «Солнце». Площадка с 62 гелиостатами, автоматически направляющими солнечные лучи на параболический зеркальный концентратор комплекса. Начало 1980-х – 1987. Архитекторы: В. Захаров (ГАП), О. Таушканов. Инженеры: Г. Капранов (ГИП), Е. Макеев, Е. Шмакин, Р. Абасов. Технолог: С. Азимов. Ташкентская область, Паркентский район, городской поселок Куёш
    Фотография © Ольга Алексеенко
  • zooming
    4 / 4
    Несущие конструкции концентраторa в гелиокомплексе «Солнце». Начало 1980-х – 1987. Архитекторы: В. Захаров (ГАП), О. Таушканов. Инженеры: Г. Капранов (ГИП), Е. Макеев, Е. Шмакин, Р. Абасов. Технолог: С. Азимов. Ташкентская область, Паркентский район, городской поселок Куёш
    Фотография © Ольга Алексеенко

Были ли здания, которые особенно трудно снимать? И есть ли у вас «фавориты»?
Сложнее всего было снимать жилые дома – они часто утопают в листве, что сильно ограничивает точки съемки и мешает показать архитектуру целиком. Иногда приходилось отступать от привычной логики кадра и искать более фрагментарные ракурсы.
Были среди объектов сильно измененные здания – с новой облицовкой или пристройками – для них ракурс съемки в какой-то степени был уже задан историческими снимками, в книге мы как раз показываем степень этих изменений в сравнении.
Два объекта произвели на меня наибольшее впечатление – это Гелиоцентр и жилой дом «Жемчуг». Гелиоцентр формально находится не в Ташкенте, а в Паркенте, но он включен в книгу, и я рада, что он там есть. В мире всего два таких здания, и каждый визит туда – это особый опыт.
«Жемчуг» – жилой дом с очень нетипичной структурой: большие открытые галереи, объединяющие несколько этажей, с мебелью, бельем, запахами еды. Это настоящая жилая среда, и снимать ее было особенно интересно.
 
Экспериментальный 16-этажный жилой дом «Жемчуг». «Висячий двор» задумывался как общее пространство для общения и коллективной деятельности жильцов этажа/блока, продолжая традиции махаллинского образа жизни в новом, вертикальном исполнении. 1972–1985. Архитекторы: О. Айдинова (ГАП), Г. Голубева, Е. Шаталов. Инженеры: П. Левин (ГИП), Я. Арадовский. Ташкент, улица Буюк Турон, 77
Фотография © Ольга Алексеенко

При работе для путеводителя у вас были ориентиры среди фотографов-предшественников? Или, возможно, антипримеры, от которых отталкивались?
Я снимала по-своему – как всегда. Конечно, я смотрела исторические фотографии: это важная часть подготовки. И внимательно изучила все предыдущие книги серии, где снимал Юрий Пальмин. Он был моим наставником во время учебы, а сейчас у нас есть совместные образовательные проекты. У нас с Юрой во многом схожее понимание фотографии, так что мне не пришлось «отталкиваться» – скорее, каждый из нас работает в своем регистре. Кроме того, архитектура сама часто задает точку съемки. Но для меня особенно важно было понимать, о чем пишут авторы – это и определяло фокус.

Автор комментариев в подписях к иллюстрациям – Ольга Алексеенко.

11 Июня 2025

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты траснпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.