17.11.2006

Красота спасет мир. Дом в Тессинском переулке – лауреат премии ARX

Кажется, что с этим проектом начинается та же история, что и с предыдущими громкими работами Сергея Скуратова – он обстоятельно собирает награды, за полгода уже две, диплом 1 степени на Арх-Москве в начале июня и вот, несколько дней назад – премия ARX awards за лучший проект. По мнению эксперта этой номинации Евгения Асса, проекты Скуратова неизменно «держат планку» архитектурного качества

информация:

Жилой дом в Тессинском переулке, Сергей Скуратов ARCHITECTS. Сергей Скуратов. Лауреат в номиннации Проект здания или комплекса
Жилой дом в Тессинском переулке, Сергей Скуратов ARCHITECTS. Сергей Скуратов. Лауреат в номиннации Проект здания или комплексаоткрыть большое изображение
Вручая приз, Евгений Асс сказал, что он выбрал скуратовский проект за поэзию, привнесенную в архитектуру. В современной архитектуре, по словам эксперта, поэзии очень мало, и работы Сергея Скуратова ощутимо выделяются на общем фоне. Действительно, в ней преобладают совсем другие вещи, а скуратовские здания не скрывают своего артистизма, внимания к пластике, проработанной до мельчайших деталей, таких, как например, градиентные переходы цвета облицовочного кирпича, специально просчитанные на компьютере. Или имитация неровностей в будущей облицовке, когда некоторые кирпичи ставятся чуть глубже чем другие. Или способность увидеть графическую красоту в пофасадной развертке, которая превращается из технической графики в концептуальную зарисовку на тему дома вообще. Это продуманная до мелочей, красивая архитектура, архитектура-скульптура и особенно подкупает то, что автор нисколько не скрывает своей увлеченности чисто художественными, собственно пластическими  проблемами, не прячась за техническими, социальными, экономическими и прочими объяснениями. Высоту домов, например, он определил исходя из чисто пластических соображений, а не высчитывая необходимую для элитного жилья высоту потолков в столько-то метров.

Сейчас открыто заявлять о своей заинтересованности чистым искусством – смело и неожиданно. Мы спросили Сергея Скуратова, не ощущает ли он себя, как художник среди прагматиков, до некоторой степени оппозиционером, и в ответ архитектор рассказал о непростом процессе придумывания специальных слов для согласования «Тессинского»… Своего рода перевода, по образному выражению архитектора, с русского, красивого и поэтичного, языка на язык формализованных понятий, имеющих шанс «пройти». Это обязательный ритуал, поэзию-то ценят только на конкурсах, да и то не на всех, а путешествие проекта по инстанциям поэзии терпеть не может.

Обласканный критиками «Тессинский» при согласовании хотели урезать в высоту,  чтобы издалека было его не видно совсем, привести к общей линии застройки. Архитектору говорили, что он «спрятал» семиэтажный дом в пятиэтажном (это значит что дом выше обычных пяти этажей). И вообще, что за безобразие, почему дом чем-то похож на фабричное здание XIX века, но нет полного сходства? Где точность воспроизведения? Объясните! А объяснить у нас можно либо технически, либо – тем самым копированием окружающего. Доводы художественные у нас в расчет не берутся, архитектор вроде бы как и не художник, а приложение к строительству. И как только в таких условиях прорастает архитектура?
Удивительное, надо сказать, стремление к сохранению контекста через отрезание головы всему что высовывается. Складывается впечатление, что в некоторых случаях контекст понимают как всеобщую серость – чем незаметнее, тем контекстуальнее. Вряд ли таким способом можно сохранить город – одной рукой разрушая подлинную застройку, а другой заставляя делать ее муляжи.

Скуратовский дом – вовсе не муляж, он смотрит не назад, а вперед, формирует новый образ здания для городского центра. Надо сказать, и «Бутиковский» и Cooper house делают то же самое, последовательно предлагая красивые решения, которые не столько «вписываются», сколько осмысляют, а создавая новое не противостоят традиции, а уверенно существуют внутри нее. Среди двух крайностей – отрицающего модернизма и подделки-контекстуализма, наверняка есть средний путь через осмысление городской ткани, решение проблем места, лечение их, если можно так сказать. «Тессинский» поступает именно так, по замыслу Сергея Скуратова он должен стать «ядром» реабилитации своего квартала, его превращения в современный и главное красивый. Причем лечение происходит тем способом, которому сейчас ни здесь ни «там» давно почему-то никто не верит, по странинному архитектурному рецепту, которым не все сейчас пользуются, а из тех  кто посмел, мало кто признается. Лечение посредством красоты.
развертка
разверткаоткрыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Вера Бутко
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Карлсон
  • Тотан Кузембаев
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Арсений Леонович
  • Валерий Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Юлия Тряскина
  • Валерия Преображенская
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Биндеман
  • Карен Сапричян
  • Сергей Сенкевич
  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Евгений Герасимов
  • Михаил Канунников
  • Юрий Сафронов
  • Марк Сафронов
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Игорь Шварцман
  • Илья Машков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Мединский
  • Наталия Зайченко
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Грень
  • Александр Попов
  • Василий Крапивин
  • Иван Рубежанский
  • Никита Токарев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи