Красота спасет мир. Дом в Тессинском переулке – лауреат премии ARX

Кажется, что с этим проектом начинается та же история, что и с предыдущими громкими работами Сергея Скуратова – он обстоятельно собирает награды, за полгода уже две, диплом 1 степени на Арх-Москве в начале июня и вот, несколько дней назад – премия ARX awards за лучший проект. По мнению эксперта этой номинации Евгения Асса, проекты Скуратова неизменно «держат планку» архитектурного качества

Автор текста:
Ирина Фильченкова

17 Ноября 2006
mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Жилой дом «Арт Хаус»
Россия, Москва, Серебряническая набережная, д. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов
Архитекторы: Демидов Н.А., Шалимов П.В., Голышенкова Д.М., Алендеев А.В., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б., Клевакин Ю.А.
Конструкторы: Кельман М.И., Куценко А.А., Каникаев И.В.
Инженеры: Горин С.Р., Каминов С.А., Козлов П.В.
Конструкции фасада и кровли: CRH Albert GmbH, Wilhelm Modersohn GmbH & Co. KG, ООО «Баутехнолоджи», ООО«Акритэк», NTD-engineering, ООО«Стройинжсервис-3»

2012

Заказчик: «State Development»
Вручая приз, Евгений Асс сказал, что он выбрал скуратовский проект за поэзию, привнесенную в архитектуру. В современной архитектуре, по словам эксперта, поэзии очень мало, и работы Сергея Скуратова ощутимо выделяются на общем фоне. Действительно, в ней преобладают совсем другие вещи, а скуратовские здания не скрывают своего артистизма, внимания к пластике, проработанной до мельчайших деталей, таких, как например, градиентные переходы цвета облицовочного кирпича, специально просчитанные на компьютере. Или имитация неровностей в будущей облицовке, когда некоторые кирпичи ставятся чуть глубже чем другие. Или способность увидеть графическую красоту в пофасадной развертке, которая превращается из технической графики в концептуальную зарисовку на тему дома вообще. Это продуманная до мелочей, красивая архитектура, архитектура-скульптура и особенно подкупает то, что автор нисколько не скрывает своей увлеченности чисто художественными, собственно пластическими  проблемами, не прячась за техническими, социальными, экономическими и прочими объяснениями. Высоту домов, например, он определил исходя из чисто пластических соображений, а не высчитывая необходимую для элитного жилья высоту потолков в столько-то метров.

Сейчас открыто заявлять о своей заинтересованности чистым искусством – смело и неожиданно. Мы спросили Сергея Скуратова, не ощущает ли он себя, как художник среди прагматиков, до некоторой степени оппозиционером, и в ответ архитектор рассказал о непростом процессе придумывания специальных слов для согласования «Тессинского»… Своего рода перевода, по образному выражению архитектора, с русского, красивого и поэтичного, языка на язык формализованных понятий, имеющих шанс «пройти». Это обязательный ритуал, поэзию-то ценят только на конкурсах, да и то не на всех, а путешествие проекта по инстанциям поэзии терпеть не может.

Обласканный критиками «Тессинский» при согласовании хотели урезать в высоту,  чтобы издалека было его не видно совсем, привести к общей линии застройки. Архитектору говорили, что он «спрятал» семиэтажный дом в пятиэтажном (это значит что дом выше обычных пяти этажей). И вообще, что за безобразие, почему дом чем-то похож на фабричное здание XIX века, но нет полного сходства? Где точность воспроизведения? Объясните! А объяснить у нас можно либо технически, либо – тем самым копированием окружающего. Доводы художественные у нас в расчет не берутся, архитектор вроде бы как и не художник, а приложение к строительству. И как только в таких условиях прорастает архитектура?
Удивительное, надо сказать, стремление к сохранению контекста через отрезание головы всему что высовывается. Складывается впечатление, что в некоторых случаях контекст понимают как всеобщую серость – чем незаметнее, тем контекстуальнее. Вряд ли таким способом можно сохранить город – одной рукой разрушая подлинную застройку, а другой заставляя делать ее муляжи.

Скуратовский дом – вовсе не муляж, он смотрит не назад, а вперед, формирует новый образ здания для городского центра. Надо сказать, и «Бутиковский» и Cooper house делают то же самое, последовательно предлагая красивые решения, которые не столько «вписываются», сколько осмысляют, а создавая новое не противостоят традиции, а уверенно существуют внутри нее. Среди двух крайностей – отрицающего модернизма и подделки-контекстуализма, наверняка есть средний путь через осмысление городской ткани, решение проблем места, лечение их, если можно так сказать. «Тессинский» поступает именно так, по замыслу Сергея Скуратова он должен стать «ядром» реабилитации своего квартала, его превращения в современный и главное красивый. Причем лечение происходит тем способом, которому сейчас ни здесь ни «там» давно почему-то никто не верит, по странинному архитектурному рецепту, которым не все сейчас пользуются, а из тех  кто посмел, мало кто признается. Лечение посредством красоты.
Жилой дом в Тессинском переулке, Сергей Скуратов ARCHITECTS. Сергей Скуратов. Лауреат в номиннации Проект здания или комплекса
развертка


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

Жилой дом «Арт Хаус»
Россия, Москва, Серебряническая набережная, д. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: С.Скуратов
Архитекторы: Демидов Н.А., Шалимов П.В., Голышенкова Д.М., Алендеев А.В., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б., Клевакин Ю.А.
Конструкторы: Кельман М.И., Куценко А.А., Каникаев И.В.
Инженеры: Горин С.Р., Каминов С.А., Козлов П.В.
Конструкции фасада и кровли: CRH Albert GmbH, Wilhelm Modersohn GmbH & Co. KG, ООО «Баутехнолоджи», ООО«Акритэк», NTD-engineering, ООО«Стройинжсервис-3»

2012

Заказчик: «State Development»

17 Ноября 2006

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.