Лютики-цветочки. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 22 апреля

Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.

mainImg

Совет начал работу с весьма «легкомысленной» и даже не вполне архитектурной темы – концепции цветочного оформления города. Казалось бы, какое это имеет отношение к архитектуре? Самое прямое, заверил Александр Кузьмин, т.к. это входит в генеральную схему благоустройства города. По сравнению с предыдущими годами цветочное оформление, во-первых, будет расширено за счет парковых территорий. Во-вторых, будут формироваться «всесезонные ландшафты». В-третьих, благоустройство будет проектироваться с расчетом на восприятие инвалидов. В зоне памятников – здесь Александр Кузьмин привел в пример «Царицыно» – цветочную декорацию с недавнего времени стараются делать с использованием старинных приемов, в пандан архитектуре прошлых эпох.

Планировочное решение Четвертого кольца в районе пересечения Волгоградского проспекта с Люблинской улицей Александр Кузьмин докладывал с гордостью, весьма довольный тем новаторским подходом, который позволил этот участок разгрузить, удешевить и ускорить строительство. Авторы проекта предложили вместо дублера Волгоградки создать новый радиус Москвы, от 1-й Дубровской улицы до МКАД, 70% которого уже есть в существующих улицах. Для этого понадобится выстроить дублер не целиком, а только его участок, хорду, от четвертого кольца до Люблинской улицы. В целом трасса четвертого транспортного кольца пройдет по эстакаде от Москвы-реки до Рязанского проспекта с двумя развязками, на пересечении с дублером Волгоградки и с самим проспектом. Таким образом Люблинскую улицу, на которой «повисает» сразу несколько районов – Марьино, Люблино и пр. можно будет вывести прямо в центр города.
Александр Кузьмин попросил авторов проекта увязать сроки строительства развязки со сроками строительства Чевертого кольца и Владимир Ресин предложение подержал.

Следующим рассматривали проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, разработанный «Моспроектом-4». Существующий ныне автокомбинат, территория которого ограничена Рогожским валом и Новорогожской улицей, по словам Александра Кузьмина, вклинивается в тело жилого района и не использует весь потенциал этого места. По проекту здесь будет построен новый музейно-выставочный комплекс, с клубной зоной, конференц-залом, помещениями для кружков, реставрационными мастерскими и пр. Под экспозиционную зону сохраняется существующий гараж 1950-х гг. постройки, фасады которого реставрируются, а само здание надстраивают протяженным горизонтальным объемом вдоль Новорогожской улицы.

Экспозиция устроена по принципу знаменитой «ракушки» музея Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта, в виде пандуса, где предполагается разместить до 500 экспонатов. Парковка, фондохранилище и реставрационные мастерские убираются в подземную часть.

На месте бывшей АТС по соседству с музеем, на Рогожском валу некий инвестор хочет выстроить гостиницу, что, по мнению Александра Кузьмина, для этого места хорошо, потому как музей может приобрести всероссийское значение, и сюда будут привозить, например, детские экскурсионные группы. Совету не понравилось, что гостиница с музеем связаны низеньким переходом. Изменить, «сделать альянс двух сооружений более органичным» посоветовал авторам Юрий Платонов. Юрий Григорьев посчитал, что переход следует убрать.

Резюмируя мнения выступавших, Владимир Ресин напомнил, что музей вынужденно строится на деньги из бюджета, но если вдруг появится инвестор – ему будут очень рады. Ресин посоветовал авторам поработать над архитектурным обликом: «Пока на рисунке мы видим многоярусный гараж-стоянку, а не музей». В итоге, проект приняли как концепцию, а архитектура музея будет рассмотрена повторно.

И вновь любопытный объект – на этот раз на Ленинском проспекте, 19 – «реконструкция со сносом и новым строительством» энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Авторы проекта – бюро Алексея Воронцова. Главное здание НИИ – яркий пример советского конструктивизма 1928 года постройки – является памятником архитектуры. Оно подлежит реставрации, и по закону на территории памятника нового строительства не будет, о чем напомнил Валерий Шевчук. Сносятся два других корпуса советского времени, №2 и №3, и на месте строения 3, растянутого вдоль улицы Малая Калужская, возводится новый корпус, восьмиэтажный, в виде параллельной проспекту пластины. В сохраняемом здании и вновь проектируемом 70% – это помещения НИИ. Административно-офисные разместятся в новом корпусе с подземной пятиуровневой стоянкой.

Завышенные объемы первого варианта нового корпуса были раскритикованы со стороны Москомнаследия. Валерий Шевчук напомнил, что строительство ведется не только рядом с памятником, но и в целом в охранной зоне, прилегающей к Нескучному саду, и может помешать «раскрытию видов». Вопросы также вызывало устройство подземного пространства на территории памятника. Во втором варианте чересчур громоздкий объем урезали по ширине и приравняли к высоте окружающих домов, так, чтобы будучи отодвинут вглубь участка, он не мешал восприятию конструктивистской композиции института в виде «трезубца», выходящего главным фасадом на проспект.

Владимир Ресин предложил одобрить второй вариант и поддержать институт, раз он уж идет на обновление технической базы. А Валерия Шевчука, грозившего архитекторам прокуратурой за нарушения, председатель совета нашел нужным одернуть, мол, «сам не щука, а карась», так что нечего пугать, просто «надо работать так, чтобы у прокуратуры не возникло к вам вопросов».

Концепцию развития территории бывшего завода «Москвич», где предполагается строительство современного делового района «Метрополия» в 1,5-2 млн. кв.м. площадей, Александр Кузьмин вынес на совет «для ознакомления». Под реконверсию попадает территория в 134 га на пересечении Волгоградского проспекта, Третьего кольца, Шарикоподшипниковской и улицы Мельникова. Мастер-план проекта разрабатывает японская компания Nikken Sekkei. Согласно концепции здесь будут построены жилые микрорайоны, парковая зона и деловая часть – самое любопытное по архитектуре и самое высокое место в застройке района. Она растянута от Третьего кольца до площади у метро Волгоградский проспект и представляет уже неоднократно использовавшуюся западными архитекторами композицию «взрыва» или цветка, где от центральной высотной доминанты веером «разлетаются» остальные, постепенно понижаясь в сторону жилой застройки и соседнего торгового центра. Первоначально инвестор претендовал на максимальную высоту 364 метра (70 этажей), что по результатам ландшафтно-визуального анализа оказалось видно даже с Красной площади. Александр Кузьмин настоятельно рекомендовал от него отказаться и попросил, чтобы авторам было поручено работать в уже отрегулированной ландшафтно-визуальным анализом зоне.     
Владимир Ресин не сомневался в успехе проекта, вспомнив материалы, представленные по нему на последней MIPIM.

Самыми сложными оказались по традиции объекты, размещенные в конце повестки дня. Многие из них рассматривались повторно, что почти везде было связано со строительством в историческом окружении.

О проекте музея частной коллекции музыкальных инструментов (автор Дмитрий Александров) мы писали некоторое время назад. До недавнего времени это место занимала некая шашлычная, которую многие на совете вспомнили. А еще раньше участок относился к Воспитательному дому, главный корпус которого с флигелями работы Жилярди расположен выше по улице Солянка. Небольшой новый музейчик возникает на оживленном углу квартала, ограниченного Солянкой, Устьинским, Китайгородским и Солянским проездами.

Частная коллекция русской бронзы и уникальных самоиграющих музыкальных инструментов располагается в основном объеме на площади в 4 тыс. кв.м. В цокольной части разместятся реставрационные мастерские. Композицию здания составляют две разновысокие части, объединенные стилобатом, который закрепляет границы владения и «красные линии» старинной застройки. Левая часть, в 2-3 этажа по Устьинскому проезду – это выставочные залы, правая 3-хэтажная по Солянке – выставочные и административные помещения. Домик аккуратно вписывается в отведенный ему угловой участок и имеет скругленный угол, откуда устроен вход.  

Краткость в докладе Александра Кузьмина, свидетельствующая, как правило, о его желании проекту помочь, не удержала некоторых членов совета от критики. Юрию Гнедовскому в этом проекте захотелось «успокоить архитектуру, сделать ее менее многотемной и по масштабу привязать к историческим памятникам». Юрию Платонову  показалось, что это скромное здание на углу оживленного места не очень точно отвечает ситуации. Похожий по расположению дом у церкви Петра и Павла, например, не имеет входа на повороте, вход осуществляется через внутреннюю территорию, поэтому «не надо суетиться здесь, не надо создавать ощущения, что это вход в магазин», - заключил Платонов. Михаил Посохин одобрил саму возможность создания такого музея и предложенные объемы. Но такое маленькое здание, по его мнению, не требует решения в крупных формах, в виде спаренных колонн, например. Посохин посоветовал «сделать его архитектуру созвучнее архитектуре улицы».  По словам Андрея Бокова, «едва ли это место становится поводом для акцента. Скорее это должно быть здание, связывающее распавшийся контекст». По мнению Бокова, большую ценность должна иметь «музыка интерьеров», нежели внешний вид, пока она не прочитывается. Музей, считает Боков, это особое место, сюда нужно правильно войти, поэтому идею Платонова перенести вход он поддерживает.

Выслушав всех, Владимир Ресин, резюмировал, что присутствующие все-таки одобрили проект, хотя и с некоторыми замечаниями. По его мнению, строить такой музей «дело очень хорошее, тем более что в этом музее мы разместим свою историю…».

Единственным объектом, вокруг которого силами защитников наследия (главным образом, Алексея Клименко) разгорелись страсти, стал проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Комплекс усадьбы занимает участок, ограниченный, помимо Бронной, Сытинским переулком и Тверским бульваром. Находится он на заповедной территории и в целом, по словам Кузьмина, выполнен «Моспроектом-2» с учетом рекомендаций ЦИГИ.

Идея «полного воссоздания исторического облика» предполагает реставрацию и включение существующих на участке зданий в общую структуру. Она состоит из двух 3-4-хэтажных блоков: гостиницы – апартаментов с торговым предприятием в заново выстроенном здании и художественной школы для детей-инвалидов в существующем ныне, которое занимала раньше библиотека им. А. Н. Некрасова.

Александр Кузьмин не стал рассказывать о проекте много – и в тот момент, когда Владимир Ресин уже готов был его одобрить, у микрофона появился ярый защитник старины Алексей Клименко. В очень эмоциональной форме он попытался доказать председателю, что проект в таком виде не готов и его надо изменить. Дело в том, что на Тверской бульвар «усадьба» выходит единым протяженным фасадом с проездами, в 2 этажа, накрытых сверху массивной мансардой, дабы не терять еще один полноценный этаж. Вот на эту-то мансарду и ополчился Алексей Клименко, заметив, что окна-велюкс разрешаются сегодня только во двор, но никак не на улицу. Другого рода опасения возникли у него в связи с соседней усадьбой, домом № 25 по Тверскому бульвару, где ныне размещается Литературный институт: «Что будет, когда над нею вырастет это гигантское корыто? Где господин Шевчук?». На вызов появился Валерий Шевчук, и подтвердил, что Алексей Клименко с его окнами-велюкс прав. И в целом председатель Москомнаследия заверил, что раз это памятник федерального значения, то и все работы должны проводиться в соответствии с законом.

На защиту проекта встал Александр Кузьмин, заметив, что инвестор пошел на значительные уступки охранителям наследия, отказавшись от первоначальной идеи перекрывать двор. Поддержать проект собирались и Юрий Григорьев и Виктор Логвинов, заявивший, что такая мелочь, как велюксы вообще не достойна обсуждения в столь высоком собрании, в то время как грубых ошибок он здесь не видит.

Однако речь Алексея Клименко, видимо, возымела свое действие на председателя – Владимир Ресин усомнился и в мансарде, и в велюксах, и в переуплотнении: «Перебор в мансарде, я не архитектор, но мне кажется, что это больше подходит к австрийским и немецким городам…». В итоге саму идею воссоздания исторических фасадов одобрили, но проект не приняли, посоветовав его доработать. 

Последним обсудили, вернее, безоговорочно приняли, проект второй очереди медиацентра на Озерковской набережной для сотрудников канала «ТВ центр». Частично производственная зона, ограниченная набережной, Озерковским переулком и Бол. Татарской улицей, уже переда «3 каналу», который в глубине этого участка выстроил 1-ую очередь современного аппаратно-студийного комплекса. Площадка под вторую часть свободна, там предполагается выстроить прямоугольное в плане 13-15 этажное здание. Александр Кузьмин попросил совет дать архитекторам «добро» на разработку фасадов и одобрить предложенные объемы, что не вызвало возражений.

Концепция цветочного оформления города
Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Концепция развития терриории завода «Москвич». ЗАО «ПФ Градо» и Nikken Sekkei (Япония)
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.

23 Апреля 2009

Александров и партнеры: другие проекты
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Детский сад: архитектурное решение
Весной этого года нескольких известных московских архитекторов пригласили поучаствовать в проектировании новых детских садов в центре столицы. Мастерская Дмитрия Александрова представляет три проекта, сделанных по этому заказу – на Новокузнецкой улице, в Котельниках и на Большой Грузинской. Планировочные находки в этих проектах похожи, а здания – разные
Трансформация жанра
Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой
По земле, воде и воздуху
Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое
Образ Кремля
Многофункциональный комплекс на Ленинградском шоссе – это архитектурная концепция, сделанная мастерской Дмитрия Александрова в 2005 году, но оставшаяся, как это нередко бывает, в «подвешенном» состоянии – работу то ли продолжат, то не продолжат. Поэтому проект не публиковался, хотя, если вдуматься, в нем обнаруживается достаточно любопытное сочетание масштаба и лаконизма, отсылающее зрителя то ли к произведениям одного из лучших архитекторов модернизма брежневского времени Леонида Павлова, то ли к проектам знаменитого авангардиста Ивана Леонидова, то ли вообще к Леду
Бизнес-парк «Балтия»
Бюро «Александров и партнеры» разработало проект элитного бизнес-парка с офисами класса А и А+, который должен расположиться на 11 километре трассы «Балтия», совсем недалеко от Рублевского шоссе. Проект, учитывая высокий уровень комфорта, предполагает неплотную застройку с обширной зеленой зоной и каскадом прудов. Необходимый объем квадратных метров будет получен за счет введения в малоэтажную композицию двух высотных доминант – башен в 21 и 25 этажей
Бастион XXI века
Проект под названием «Зеленый бастион» получил вторую премию открытого конкурса на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне. Его особенность – в том, что, стремясь деликатнее вписаться в окружение, архитекторы предложили сумму двух подходов – исторического и экологического
Конструктивная пара
Комплекс из двух домов в Тружениковом переулке обещает стать ярким и хорошо заметным акцентом в ряду пестрой и разновременной застройки на склоне перед Москва-рекой. Он по-своему, в формах несколько резковатых, но эффектных разыгрывает тему пары, инь и янь, мужского и женского начала – а некоторых своих жителей обещает обеспечить почти экстремальными видами на московские окрестности
Новый вариант музыкального музея
Проект музея музыкальных инструментов, о котором мы писали некоторое время назад, существенно изменился – он вырос на один этаж и стал более цельным, обогатившись букетом новых ассоциаций
Дом в Спасоналивковском
Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году
«Марфино»
Микрорайон, проектирование которого находится в стадии разработки идеи, расположится на северо-востоке Москвы за Ботаническим садом. Он состоит из блоков-кварталов с большими внутренними дворами, силуэт и фасады которых варьируются, делая застройку гигантского пространства в 25 га «более человечной». Корреспондент Агентства архитектурных новостей задал несколько вопросов архитекторам
В честь шестидесятых
Небольшой дом сочетает простоту архитектурного решения, навеянного модернизмом 60-х, и технологии, свойственные жилым небоскребам. Это позволит, вписав здание в миниатюрный участок, сохранить почти нетронутым существующий сквер, хорошо осветить квартиры и предоставить жильцам особенные возможности по части свободной планировки. Корреспондент ААН задал несколько вопросов авторам
Эксперимент и традиция
10 ноября Дмитрий Александров получил из рук Винки Дубблдам, главы американского бюро Archi-Tectonics и эксперта премии ARX awards награду за лучший экспериментальный проект. Мы решили разобраться в чем же состоит эксперимент, и задали несколько вопросов автору – в ответ возник образ очень примечательного проекта и очень приятного места
Московский дворик по-многоэтажному
На берегу Москва-реки в Строгино идет строительство элитного микрорайона «Янтарный город»: две из пяти башен выстроены больше чем наполовину – 18 этажей из тридцати. Монолитные каркасы возводимых зданий раскрывают взгляду свою «начинку», позволяя оценить архитектурные хитрости, заложенные в проекте
Тайны московского двора
Даже сейчас, когда здание на Большой Дмитровке 18\10 строение 2 еще закрыто строительной пленкой, можно заметить, что рядом со своими соседями оно выглядит изящной дамой миниатюрного сложения, одетой в розово-фиолетовое одеяние в псевдобарочном стиле
Музыка у Яузских ворот
Напротив высотного здания на Котельнической набережной, на месте окруженной стихийной растительностью стекляшки-пельменной  в начале Солянки будет построен новый музей. Частный музей музыкальных инструментов, в котором помимо выставок будут проходить концерты
Перфоратор
Дмитрий Александров построил административное здание на улице Большая Дмитровка, 16, стр. 2-2Б.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.