Лютики-цветочки. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 22 апреля

Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.

mainImg

Совет начал работу с весьма «легкомысленной» и даже не вполне архитектурной темы – концепции цветочного оформления города. Казалось бы, какое это имеет отношение к архитектуре? Самое прямое, заверил Александр Кузьмин, т.к. это входит в генеральную схему благоустройства города. По сравнению с предыдущими годами цветочное оформление, во-первых, будет расширено за счет парковых территорий. Во-вторых, будут формироваться «всесезонные ландшафты». В-третьих, благоустройство будет проектироваться с расчетом на восприятие инвалидов. В зоне памятников – здесь Александр Кузьмин привел в пример «Царицыно» – цветочную декорацию с недавнего времени стараются делать с использованием старинных приемов, в пандан архитектуре прошлых эпох.

Планировочное решение Четвертого кольца в районе пересечения Волгоградского проспекта с Люблинской улицей Александр Кузьмин докладывал с гордостью, весьма довольный тем новаторским подходом, который позволил этот участок разгрузить, удешевить и ускорить строительство. Авторы проекта предложили вместо дублера Волгоградки создать новый радиус Москвы, от 1-й Дубровской улицы до МКАД, 70% которого уже есть в существующих улицах. Для этого понадобится выстроить дублер не целиком, а только его участок, хорду, от четвертого кольца до Люблинской улицы. В целом трасса четвертого транспортного кольца пройдет по эстакаде от Москвы-реки до Рязанского проспекта с двумя развязками, на пересечении с дублером Волгоградки и с самим проспектом. Таким образом Люблинскую улицу, на которой «повисает» сразу несколько районов – Марьино, Люблино и пр. можно будет вывести прямо в центр города.
Александр Кузьмин попросил авторов проекта увязать сроки строительства развязки со сроками строительства Чевертого кольца и Владимир Ресин предложение подержал.

Следующим рассматривали проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, разработанный «Моспроектом-4». Существующий ныне автокомбинат, территория которого ограничена Рогожским валом и Новорогожской улицей, по словам Александра Кузьмина, вклинивается в тело жилого района и не использует весь потенциал этого места. По проекту здесь будет построен новый музейно-выставочный комплекс, с клубной зоной, конференц-залом, помещениями для кружков, реставрационными мастерскими и пр. Под экспозиционную зону сохраняется существующий гараж 1950-х гг. постройки, фасады которого реставрируются, а само здание надстраивают протяженным горизонтальным объемом вдоль Новорогожской улицы.

Экспозиция устроена по принципу знаменитой «ракушки» музея Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта, в виде пандуса, где предполагается разместить до 500 экспонатов. Парковка, фондохранилище и реставрационные мастерские убираются в подземную часть.

На месте бывшей АТС по соседству с музеем, на Рогожском валу некий инвестор хочет выстроить гостиницу, что, по мнению Александра Кузьмина, для этого места хорошо, потому как музей может приобрести всероссийское значение, и сюда будут привозить, например, детские экскурсионные группы. Совету не понравилось, что гостиница с музеем связаны низеньким переходом. Изменить, «сделать альянс двух сооружений более органичным» посоветовал авторам Юрий Платонов. Юрий Григорьев посчитал, что переход следует убрать.

Резюмируя мнения выступавших, Владимир Ресин напомнил, что музей вынужденно строится на деньги из бюджета, но если вдруг появится инвестор – ему будут очень рады. Ресин посоветовал авторам поработать над архитектурным обликом: «Пока на рисунке мы видим многоярусный гараж-стоянку, а не музей». В итоге, проект приняли как концепцию, а архитектура музея будет рассмотрена повторно.

И вновь любопытный объект – на этот раз на Ленинском проспекте, 19 – «реконструкция со сносом и новым строительством» энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Авторы проекта – бюро Алексея Воронцова. Главное здание НИИ – яркий пример советского конструктивизма 1928 года постройки – является памятником архитектуры. Оно подлежит реставрации, и по закону на территории памятника нового строительства не будет, о чем напомнил Валерий Шевчук. Сносятся два других корпуса советского времени, №2 и №3, и на месте строения 3, растянутого вдоль улицы Малая Калужская, возводится новый корпус, восьмиэтажный, в виде параллельной проспекту пластины. В сохраняемом здании и вновь проектируемом 70% – это помещения НИИ. Административно-офисные разместятся в новом корпусе с подземной пятиуровневой стоянкой.

Завышенные объемы первого варианта нового корпуса были раскритикованы со стороны Москомнаследия. Валерий Шевчук напомнил, что строительство ведется не только рядом с памятником, но и в целом в охранной зоне, прилегающей к Нескучному саду, и может помешать «раскрытию видов». Вопросы также вызывало устройство подземного пространства на территории памятника. Во втором варианте чересчур громоздкий объем урезали по ширине и приравняли к высоте окружающих домов, так, чтобы будучи отодвинут вглубь участка, он не мешал восприятию конструктивистской композиции института в виде «трезубца», выходящего главным фасадом на проспект.

Владимир Ресин предложил одобрить второй вариант и поддержать институт, раз он уж идет на обновление технической базы. А Валерия Шевчука, грозившего архитекторам прокуратурой за нарушения, председатель совета нашел нужным одернуть, мол, «сам не щука, а карась», так что нечего пугать, просто «надо работать так, чтобы у прокуратуры не возникло к вам вопросов».

Концепцию развития территории бывшего завода «Москвич», где предполагается строительство современного делового района «Метрополия» в 1,5-2 млн. кв.м. площадей, Александр Кузьмин вынес на совет «для ознакомления». Под реконверсию попадает территория в 134 га на пересечении Волгоградского проспекта, Третьего кольца, Шарикоподшипниковской и улицы Мельникова. Мастер-план проекта разрабатывает японская компания Nikken Sekkei. Согласно концепции здесь будут построены жилые микрорайоны, парковая зона и деловая часть – самое любопытное по архитектуре и самое высокое место в застройке района. Она растянута от Третьего кольца до площади у метро Волгоградский проспект и представляет уже неоднократно использовавшуюся западными архитекторами композицию «взрыва» или цветка, где от центральной высотной доминанты веером «разлетаются» остальные, постепенно понижаясь в сторону жилой застройки и соседнего торгового центра. Первоначально инвестор претендовал на максимальную высоту 364 метра (70 этажей), что по результатам ландшафтно-визуального анализа оказалось видно даже с Красной площади. Александр Кузьмин настоятельно рекомендовал от него отказаться и попросил, чтобы авторам было поручено работать в уже отрегулированной ландшафтно-визуальным анализом зоне.     
Владимир Ресин не сомневался в успехе проекта, вспомнив материалы, представленные по нему на последней MIPIM.

Самыми сложными оказались по традиции объекты, размещенные в конце повестки дня. Многие из них рассматривались повторно, что почти везде было связано со строительством в историческом окружении.

О проекте музея частной коллекции музыкальных инструментов (автор Дмитрий Александров) мы писали некоторое время назад. До недавнего времени это место занимала некая шашлычная, которую многие на совете вспомнили. А еще раньше участок относился к Воспитательному дому, главный корпус которого с флигелями работы Жилярди расположен выше по улице Солянка. Небольшой новый музейчик возникает на оживленном углу квартала, ограниченного Солянкой, Устьинским, Китайгородским и Солянским проездами.

Частная коллекция русской бронзы и уникальных самоиграющих музыкальных инструментов располагается в основном объеме на площади в 4 тыс. кв.м. В цокольной части разместятся реставрационные мастерские. Композицию здания составляют две разновысокие части, объединенные стилобатом, который закрепляет границы владения и «красные линии» старинной застройки. Левая часть, в 2-3 этажа по Устьинскому проезду – это выставочные залы, правая 3-хэтажная по Солянке – выставочные и административные помещения. Домик аккуратно вписывается в отведенный ему угловой участок и имеет скругленный угол, откуда устроен вход.  

Краткость в докладе Александра Кузьмина, свидетельствующая, как правило, о его желании проекту помочь, не удержала некоторых членов совета от критики. Юрию Гнедовскому в этом проекте захотелось «успокоить архитектуру, сделать ее менее многотемной и по масштабу привязать к историческим памятникам». Юрию Платонову  показалось, что это скромное здание на углу оживленного места не очень точно отвечает ситуации. Похожий по расположению дом у церкви Петра и Павла, например, не имеет входа на повороте, вход осуществляется через внутреннюю территорию, поэтому «не надо суетиться здесь, не надо создавать ощущения, что это вход в магазин», - заключил Платонов. Михаил Посохин одобрил саму возможность создания такого музея и предложенные объемы. Но такое маленькое здание, по его мнению, не требует решения в крупных формах, в виде спаренных колонн, например. Посохин посоветовал «сделать его архитектуру созвучнее архитектуре улицы».  По словам Андрея Бокова, «едва ли это место становится поводом для акцента. Скорее это должно быть здание, связывающее распавшийся контекст». По мнению Бокова, большую ценность должна иметь «музыка интерьеров», нежели внешний вид, пока она не прочитывается. Музей, считает Боков, это особое место, сюда нужно правильно войти, поэтому идею Платонова перенести вход он поддерживает.

Выслушав всех, Владимир Ресин, резюмировал, что присутствующие все-таки одобрили проект, хотя и с некоторыми замечаниями. По его мнению, строить такой музей «дело очень хорошее, тем более что в этом музее мы разместим свою историю…».

Единственным объектом, вокруг которого силами защитников наследия (главным образом, Алексея Клименко) разгорелись страсти, стал проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Комплекс усадьбы занимает участок, ограниченный, помимо Бронной, Сытинским переулком и Тверским бульваром. Находится он на заповедной территории и в целом, по словам Кузьмина, выполнен «Моспроектом-2» с учетом рекомендаций ЦИГИ.

Идея «полного воссоздания исторического облика» предполагает реставрацию и включение существующих на участке зданий в общую структуру. Она состоит из двух 3-4-хэтажных блоков: гостиницы – апартаментов с торговым предприятием в заново выстроенном здании и художественной школы для детей-инвалидов в существующем ныне, которое занимала раньше библиотека им. А. Н. Некрасова.

Александр Кузьмин не стал рассказывать о проекте много – и в тот момент, когда Владимир Ресин уже готов был его одобрить, у микрофона появился ярый защитник старины Алексей Клименко. В очень эмоциональной форме он попытался доказать председателю, что проект в таком виде не готов и его надо изменить. Дело в том, что на Тверской бульвар «усадьба» выходит единым протяженным фасадом с проездами, в 2 этажа, накрытых сверху массивной мансардой, дабы не терять еще один полноценный этаж. Вот на эту-то мансарду и ополчился Алексей Клименко, заметив, что окна-велюкс разрешаются сегодня только во двор, но никак не на улицу. Другого рода опасения возникли у него в связи с соседней усадьбой, домом № 25 по Тверскому бульвару, где ныне размещается Литературный институт: «Что будет, когда над нею вырастет это гигантское корыто? Где господин Шевчук?». На вызов появился Валерий Шевчук, и подтвердил, что Алексей Клименко с его окнами-велюкс прав. И в целом председатель Москомнаследия заверил, что раз это памятник федерального значения, то и все работы должны проводиться в соответствии с законом.

На защиту проекта встал Александр Кузьмин, заметив, что инвестор пошел на значительные уступки охранителям наследия, отказавшись от первоначальной идеи перекрывать двор. Поддержать проект собирались и Юрий Григорьев и Виктор Логвинов, заявивший, что такая мелочь, как велюксы вообще не достойна обсуждения в столь высоком собрании, в то время как грубых ошибок он здесь не видит.

Однако речь Алексея Клименко, видимо, возымела свое действие на председателя – Владимир Ресин усомнился и в мансарде, и в велюксах, и в переуплотнении: «Перебор в мансарде, я не архитектор, но мне кажется, что это больше подходит к австрийским и немецким городам…». В итоге саму идею воссоздания исторических фасадов одобрили, но проект не приняли, посоветовав его доработать. 

Последним обсудили, вернее, безоговорочно приняли, проект второй очереди медиацентра на Озерковской набережной для сотрудников канала «ТВ центр». Частично производственная зона, ограниченная набережной, Озерковским переулком и Бол. Татарской улицей, уже переда «3 каналу», который в глубине этого участка выстроил 1-ую очередь современного аппаратно-студийного комплекса. Площадка под вторую часть свободна, там предполагается выстроить прямоугольное в плане 13-15 этажное здание. Александр Кузьмин попросил совет дать архитекторам «добро» на разработку фасадов и одобрить предложенные объемы, что не вызвало возражений.

Концепция цветочного оформления города
Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Концепция развития терриории завода «Москвич». ЗАО «ПФ Градо» и Nikken Sekkei (Япония)
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.

23 Апреля 2009

Александров и партнеры: другие проекты
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Детский сад: архитектурное решение
Весной этого года нескольких известных московских архитекторов пригласили поучаствовать в проектировании новых детских садов в центре столицы. Мастерская Дмитрия Александрова представляет три проекта, сделанных по этому заказу – на Новокузнецкой улице, в Котельниках и на Большой Грузинской. Планировочные находки в этих проектах похожи, а здания – разные
Трансформация жанра
Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой
По земле, воде и воздуху
Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое
Образ Кремля
Многофункциональный комплекс на Ленинградском шоссе – это архитектурная концепция, сделанная мастерской Дмитрия Александрова в 2005 году, но оставшаяся, как это нередко бывает, в «подвешенном» состоянии – работу то ли продолжат, то не продолжат. Поэтому проект не публиковался, хотя, если вдуматься, в нем обнаруживается достаточно любопытное сочетание масштаба и лаконизма, отсылающее зрителя то ли к произведениям одного из лучших архитекторов модернизма брежневского времени Леонида Павлова, то ли к проектам знаменитого авангардиста Ивана Леонидова, то ли вообще к Леду
Бизнес-парк «Балтия»
Бюро «Александров и партнеры» разработало проект элитного бизнес-парка с офисами класса А и А+, который должен расположиться на 11 километре трассы «Балтия», совсем недалеко от Рублевского шоссе. Проект, учитывая высокий уровень комфорта, предполагает неплотную застройку с обширной зеленой зоной и каскадом прудов. Необходимый объем квадратных метров будет получен за счет введения в малоэтажную композицию двух высотных доминант – башен в 21 и 25 этажей
Бастион XXI века
Проект под названием «Зеленый бастион» получил вторую премию открытого конкурса на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне. Его особенность – в том, что, стремясь деликатнее вписаться в окружение, архитекторы предложили сумму двух подходов – исторического и экологического
Конструктивная пара
Комплекс из двух домов в Тружениковом переулке обещает стать ярким и хорошо заметным акцентом в ряду пестрой и разновременной застройки на склоне перед Москва-рекой. Он по-своему, в формах несколько резковатых, но эффектных разыгрывает тему пары, инь и янь, мужского и женского начала – а некоторых своих жителей обещает обеспечить почти экстремальными видами на московские окрестности
Новый вариант музыкального музея
Проект музея музыкальных инструментов, о котором мы писали некоторое время назад, существенно изменился – он вырос на один этаж и стал более цельным, обогатившись букетом новых ассоциаций
Дом в Спасоналивковском
Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году
«Марфино»
Микрорайон, проектирование которого находится в стадии разработки идеи, расположится на северо-востоке Москвы за Ботаническим садом. Он состоит из блоков-кварталов с большими внутренними дворами, силуэт и фасады которых варьируются, делая застройку гигантского пространства в 25 га «более человечной». Корреспондент Агентства архитектурных новостей задал несколько вопросов архитекторам
В честь шестидесятых
Небольшой дом сочетает простоту архитектурного решения, навеянного модернизмом 60-х, и технологии, свойственные жилым небоскребам. Это позволит, вписав здание в миниатюрный участок, сохранить почти нетронутым существующий сквер, хорошо осветить квартиры и предоставить жильцам особенные возможности по части свободной планировки. Корреспондент ААН задал несколько вопросов авторам
Эксперимент и традиция
10 ноября Дмитрий Александров получил из рук Винки Дубблдам, главы американского бюро Archi-Tectonics и эксперта премии ARX awards награду за лучший экспериментальный проект. Мы решили разобраться в чем же состоит эксперимент, и задали несколько вопросов автору – в ответ возник образ очень примечательного проекта и очень приятного места
Московский дворик по-многоэтажному
На берегу Москва-реки в Строгино идет строительство элитного микрорайона «Янтарный город»: две из пяти башен выстроены больше чем наполовину – 18 этажей из тридцати. Монолитные каркасы возводимых зданий раскрывают взгляду свою «начинку», позволяя оценить архитектурные хитрости, заложенные в проекте
Тайны московского двора
Даже сейчас, когда здание на Большой Дмитровке 18\10 строение 2 еще закрыто строительной пленкой, можно заметить, что рядом со своими соседями оно выглядит изящной дамой миниатюрного сложения, одетой в розово-фиолетовое одеяние в псевдобарочном стиле
Музыка у Яузских ворот
Напротив высотного здания на Котельнической набережной, на месте окруженной стихийной растительностью стекляшки-пельменной  в начале Солянки будет построен новый музей. Частный музей музыкальных инструментов, в котором помимо выставок будут проходить концерты
Перфоратор
Дмитрий Александров построил административное здание на улице Большая Дмитровка, 16, стр. 2-2Б.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».