English version

Конструктивная пара

Комплекс из двух домов в Тружениковом переулке обещает стать ярким и хорошо заметным акцентом в ряду пестрой и разновременной застройки на склоне перед Москва-рекой. Он по-своему, в формах несколько резковатых, но эффектных разыгрывает тему пары, инь и янь, мужского и женского начала – а некоторых своих жителей обещает обеспечить почти экстремальными видами на московские окрестности

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

13 Августа 2007
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Многофукциональный комплекс в 1-м Тружениковом пер., вл. 12
Россия, Москва, 1-й Тружеников пер., вл. 12

Авторский коллектив:
Дмитрий Александров - руководитель мастерской, Андрей Иванов - ГАП

2007 — 2007

Район между Саввинской набережной и Пироговскими улицами – удивительное пестрое и активно развивающееся место. Здесь строили конструктивисты, строили розовые кирпичные дома в 1980-е, затем строили на протяжении 1990-х, очень разные вещи, в том числе и такие, которые попадали в профессиональные журналы. Одним из самых новых заметных сооружений в этом месте стал завершенный в прошлом году дом Сергея Киселева «Саввинское подворье», который отличает сдержанность форм и отточенность исполнения деталей.

Участок, для которого предназначен новый проект Дмитрия Александрова, расположен поблизости, но дальше от реки и спрятан в глубине дворов, выходящих в сторону 1-го Труженикова переулка, который тянется внутри квартала параллельно набережной. Однако это место приходится на сравнительно высокую отметку холма над рекой – берег здесь высокий, и дом будет хорошо видно, особенно если учесть, что его архитектура делает ставку именно на яркость решения.

Комплекс состоит из двух объемов, стоящих рядом на расстоянии метров пятнадцать – столько, сколько нужно для правильной инсоляции. Один из них повыше – 13 этажей, он должен быть покрыт яркой плиткой испанского происхождения, создающей мозаичный эффект: небольшие квадратики желтого цвета хаотично чередуются с разными оттенками желто-зеленого, создавая вместе пеструю ковровую поверхность. Второй корпус пониже, в нем 10 этажей, и его цветовое решение более сдержанное – это любимый сейчас в Москве темный кирпич, также варьирующий гамму от коричневого до рыжеватого. На поверхности двух корпусов возникает, таким образом, эффект некоторой цветовой «ряби», фактуры, созданной на плоскости в помощью цвета – из-за «неровного» рисунка стены кажутся более шершавыми, чем они в реальности будут на ощупь.

Цветастая «шершавость», выводящая наблюдателя из сферы правильной геометрии, поддержана ритмом окон. Во-первых, он тоже «сбитый», намеренно-хаотичный, очень узкие окна соседствуют с очень широкими, а средние – к проемами чуть-чуть побольше, словом, все сделано так, чтобы зритель потерялся в подсчете принципов расположения оконных проемов. Во-вторых – все окна обведены выступающими белыми рамками, что притягивает внимание к ним и к их композиции, делая танец разнообразных прямоугольников следующим шагом после коврового орнамента стенных поверхностей.
Некоторые закономерности в расположении проемов, однако, наблюдаются: окна тяготеют к углам, превращаясь на сломе формы в глубокие лоджии – что особенно хорошо на южном фасаде, дающем верхним этажам вид на Москва-реку. На противоположной северо-восточной стене, выходящей в переулок, проемы выстраиваются в тонкие вертикальные нити, лишь вверху – ближе к пентхаусам – превращаясь, опять же по-конструктивистки захватывая угол, в ленточные панорамные витражи.

Оба корпуса – архитекторы их называют «мальчик и девочка» (male&female), что достаточно точно, объединены в слитно-нераздельную композицию. Внутренние – обращенные друг к другу стены – плоские, а «наружные» углы срезаны большими плоскостями. То, что корпусов два, а не один – следствие осознанной необходимости. Участок почти квадратный, и застроить его целиком одним «толстым» объемом нельзя минимум по двум причинам – во-первых, суммарная плотность застройки, то есть отношение площади двора и площади основания дома, будет слишком большой для существующих норм, а во-вторых, в сердцевине такого объема образуется слишком много малорентабельного пространства внутренних холлов и прихожих, лишенных дневного света.
Так возник появился образ пары, соединенной стеклянными переходами, нависающими на уровне 7 и 10 этажей.

Об этих переходах надо сказать особо – в них запланированы зимние сады некоторых квартир. То есть это такие очень большие «застекленные лоджии», протянувшиеся на внушительную длину, заодно образовав зримые композиционные связи между двумя домами. Снаружи они схвачены металлическими фермами и немного напоминают стрелы строительных кранов, как будто бы застрявших в толще дома. Этот хай-тековский прием, надо сказать, в Европе и в Москве уже достаточно известен. Но виды из балконов-ферм должны открываться феерические – с одной стороны на реку, Киевский вокзал и Кутузовку, в другой – в сторону сквера Девичьего поля и Садового кольца. То есть, нависая над собственным двором на высоте больше 20 метров, счастливые обладатели зимних садов смогут любоваться окрестностями в полном отрыве от реальности.

Визуализация, вид с запада, со стороны реки
Встройка, вид с Бережковской набережной
Встройка, вид от церкви Воздвижения на углу 1-го Труженикова пер. и 2-го Вражского пер.
zooming
Развертка по 1-му Труженикову пер.
Вид с птичьего полета, со стороны 1-го Труженикова пер.
Вид с птичьего полета, со стороны набережной (с юго-запада)
Вид с северо-востока
zooming
Местоположение участка


Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Многофукциональный комплекс в 1-м Тружениковом пер., вл. 12
Россия, Москва, 1-й Тружеников пер., вл. 12

Авторский коллектив:
Дмитрий Александров - руководитель мастерской, Андрей Иванов - ГАП

2007 — 2007

13 Августа 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.