Дом в Спасоналивковском

Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2005 – 2007

Здание расположено в глубине квартала, недалеко от Якиманки и принадлежащего французскому посольству дома Игумнова. Оно со всех сторон обстроено и застеснено соседними домами, чередующими в своих не слишком изысканных нарядах современный красный кирпич с облицовочной плиткой модерна начала XX века. Однако от Спасоналивковского переулка дом неплохо видно – потому что здесь находится маленький одноэтажный домик, тоже начала XX в., который не может ничего загородить.

Итак, в 1912 году в глубине одного из дворов недалеко от Якиманки был построен четырехэтажный доходный дом с большими окнами и покрытыми светлой плиткой вертикальными простенками между ними, с большими квартирами по две штуки на этаж и с проездной аркой посередине, ведущей дальше во двор. Затем в 1932 г. его надстроили двумя этажами, протянув вертикали прежнего фасада выше, но уже с помощью одной лишь штукатурки. Арку заложили, а в квартирах сделали коммуналки. В таком виде дом простоял до 2002 года – после чего его реконструировали.

При реконструкции были сохранены все внешние стены здания 1912 года, и почти все что оставалось от скромного и строгого южного фасада, выходящего в сторону переулка. Парадную лестницу внутри заменили монолитной железобетонной конструкцией, объединяющей лестницу и лифт. Поэтому эркер южного фасада, включавший в себя часть лестничной клетки, убрали, заменив на вертикальный ряд сплошных витражей, освещающих новую лестницу. Этот фасад стал несколько более плоским и графичным, чем был. Заметим, что в остальном фасад остался очень похожим на прежний - даже оконные рамы сделаны темно-коричневыми, а не ярко-белыми, как нередко бывает.

С противоположной стороны дом, напротив, получил основательный новый выступ – кирпичный ризалит, увеличивший внутреннюю площадь квартир. Как и положено новообразованию, он имеет другой цвет и фактуру – старая часть дома желтовато-серая, новая – красно-кирпичная. В ней больше стекол – окна выше и шире и, кроме того, окнами по-конструктвистски заняты углы нового объема – таким образом, здесь квартиры получают максимум дневного света, который можно улучить на северной стороне. На уровне второго этажа устроен целиком остекленный полукруглый выступ – откуда открывается панорамный обзор прилегающего двора. Выдвигаясь во двор, ризалит стремится захватить еще чуточку пространства, выбрасывая, с промежутком с один этаж, закрытые консольные лоджии, оживляющие плоскость и добавляющие еще несколько метров.

Помимо переустройства лестницы, во время реконструкции были разобраны два надстроенных этажа 1932 года – и на их месте выстроены пять новых, четыре обычных и один аттиковый. Для того, чтобы воздать должное памяти разобранных двух этажей, в месте, где раньше здание заканчивалось, устроен карниз – выше него плиточная облицовка заканчивается, сменяясь штукатуркой.

Самый верхний этаж, украшен круглыми колоннами и отступает от плоскости фасада, с юга несильно, а с севера – значительно, образуя со стороны двора глубокую и удобную террасу, которая достанется владельцам самых роскошных верхних квартир. Эти два пентхауза будут двухъярусными, им принадлежат восьмой и девятый аттиковый этажи, упомянутая терраса и открывающиеся с нее виды на город – прямо и непосредственно в сторону Кремля. Остальные квартиры возвращаются к своим размерам эпохи модерна, с добавкой благодаря пристроенному ризалиту. Можно сказать, что доходный дом буквально возродился в удвоенном размере, для того, чтобы стать частью элитной застройки возобновленного капитализма.

Получившееся здание, совершенно очевидно, относится в разряду реконструкций с расширением. Однако в ряду себе подобных оно выделяется редкостным спокойствием и целостностью архитектурного решения проблемы, которое представляет из себя очень аккуратный симбиоз остатков подлинного образца рационального модерна, стилизации под него же, элементов очень сдержанного постмодернизма – его представителями выступают колонны аттикового этажа и приемов архитектуры конструктивизма – в виде угловых окон. За стилизацию отвечают прежде всего чугунные решетки с геометрическим орнаментом пересекающихся линий, удачно сочетающие простоту и ажурность. Они ограждают верхние террасы и все высокие окна, начинающиеся от пола, совмещая таким образом функцию обеспечения безопасности и главного элемента фасадной декорации. Очень похожими ограждениями украшена новая лестница, которая в общих чертах повторяет формы старой. Решетки появляются перед выстроенными в вертикальную линию лестничными витражами на южном фасаде и почти перед всеми окнами на северном, связывая дом, состоящий из двух частей, старой и новой, в одно целое. Рассматривая сочетание решеток, аккуратной геометрии кирпича и старой плитки, консолей, угловых окон и колонн вверху, можно сказать, что объединение происходит где-то на уровне стиля ар-деко – что отчасти логично, потому что если сложить начало XX и XXI века, а потом разделить пополам, то примерно так и получится.

Реконструкция жилого дома в 1-м Спасоналивковском переулке в Москве. Архитектурная мастерская «Александров и партнеры». Александров Дмитрий Всеволодович - руководитель
Южный фасад до реконструкции
проект реконструкции . Вид с северо-запада
Северный фасад до реконструкции


Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2005 – 2007

13 Июня 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.