English version

Дом в Спасоналивковском

Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

13 Июня 2007
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2002 — 2005 / 2005 — 2007

Здание расположено в глубине квартала, недалеко от Якиманки и принадлежащего французскому посольству дома Игумнова. Оно со всех сторон обстроено и застеснено соседними домами, чередующими в своих не слишком изысканных нарядах современный красный кирпич с облицовочной плиткой модерна начала XX века. Однако от Спасоналивковского переулка дом неплохо видно – потому что здесь находится маленький одноэтажный домик, тоже начала XX в., который не может ничего загородить.

Итак, в 1912 году в глубине одного из дворов недалеко от Якиманки был построен четырехэтажный доходный дом с большими окнами и покрытыми светлой плиткой вертикальными простенками между ними, с большими квартирами по две штуки на этаж и с проездной аркой посередине, ведущей дальше во двор. Затем в 1932 г. его надстроили двумя этажами, протянув вертикали прежнего фасада выше, но уже с помощью одной лишь штукатурки. Арку заложили, а в квартирах сделали коммуналки. В таком виде дом простоял до 2002 года – после чего его реконструировали.

При реконструкции были сохранены все внешние стены здания 1912 года, и почти все что оставалось от скромного и строгого южного фасада, выходящего в сторону переулка. Парадную лестницу внутри заменили монолитной железобетонной конструкцией, объединяющей лестницу и лифт. Поэтому эркер южного фасада, включавший в себя часть лестничной клетки, убрали, заменив на вертикальный ряд сплошных витражей, освещающих новую лестницу. Этот фасад стал несколько более плоским и графичным, чем был. Заметим, что в остальном фасад остался очень похожим на прежний - даже оконные рамы сделаны темно-коричневыми, а не ярко-белыми, как нередко бывает.

С противоположной стороны дом, напротив, получил основательный новый выступ – кирпичный ризалит, увеличивший внутреннюю площадь квартир. Как и положено новообразованию, он имеет другой цвет и фактуру – старая часть дома желтовато-серая, новая – красно-кирпичная. В ней больше стекол – окна выше и шире и, кроме того, окнами по-конструктвистски заняты углы нового объема – таким образом, здесь квартиры получают максимум дневного света, который можно улучить на северной стороне. На уровне второго этажа устроен целиком остекленный полукруглый выступ – откуда открывается панорамный обзор прилегающего двора. Выдвигаясь во двор, ризалит стремится захватить еще чуточку пространства, выбрасывая, с промежутком с один этаж, закрытые консольные лоджии, оживляющие плоскость и добавляющие еще несколько метров.

Помимо переустройства лестницы, во время реконструкции были разобраны два надстроенных этажа 1932 года – и на их месте выстроены пять новых, четыре обычных и один аттиковый. Для того, чтобы воздать должное памяти разобранных двух этажей, в месте, где раньше здание заканчивалось, устроен карниз – выше него плиточная облицовка заканчивается, сменяясь штукатуркой.

Самый верхний этаж, украшен круглыми колоннами и отступает от плоскости фасада, с юга несильно, а с севера – значительно, образуя со стороны двора глубокую и удобную террасу, которая достанется владельцам самых роскошных верхних квартир. Эти два пентхауза будут двухъярусными, им принадлежат восьмой и девятый аттиковый этажи, упомянутая терраса и открывающиеся с нее виды на город – прямо и непосредственно в сторону Кремля. Остальные квартиры возвращаются к своим размерам эпохи модерна, с добавкой благодаря пристроенному ризалиту. Можно сказать, что доходный дом буквально возродился в удвоенном размере, для того, чтобы стать частью элитной застройки возобновленного капитализма.

Получившееся здание, совершенно очевидно, относится в разряду реконструкций с расширением. Однако в ряду себе подобных оно выделяется редкостным спокойствием и целостностью архитектурного решения проблемы, которое представляет из себя очень аккуратный симбиоз остатков подлинного образца рационального модерна, стилизации под него же, элементов очень сдержанного постмодернизма – его представителями выступают колонны аттикового этажа и приемов архитектуры конструктивизма – в виде угловых окон. За стилизацию отвечают прежде всего чугунные решетки с геометрическим орнаментом пересекающихся линий, удачно сочетающие простоту и ажурность. Они ограждают верхние террасы и все высокие окна, начинающиеся от пола, совмещая таким образом функцию обеспечения безопасности и главного элемента фасадной декорации. Очень похожими ограждениями украшена новая лестница, которая в общих чертах повторяет формы старой. Решетки появляются перед выстроенными в вертикальную линию лестничными витражами на южном фасаде и почти перед всеми окнами на северном, связывая дом, состоящий из двух частей, старой и новой, в одно целое. Рассматривая сочетание решеток, аккуратной геометрии кирпича и старой плитки, консолей, угловых окон и колонн вверху, можно сказать, что объединение происходит где-то на уровне стиля ар-деко – что отчасти логично, потому что если сложить начало XX и XXI века, а потом разделить пополам, то примерно так и получится.

Реконструкция жилого дома в 1-м Спасоналивковском переулке в Москве. Архитектурная мастерская «Александров и партнеры». Александров Дмитрий Всеволодович - руководитель
Южный фасад до реконструкции
проект реконструкции . Вид с северо-запада
Северный фасад до реконструкции


Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2002 — 2005 / 2005 — 2007

13 Июня 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».