Дом в Спасоналивковском

Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2005 – 2007

Здание расположено в глубине квартала, недалеко от Якиманки и принадлежащего французскому посольству дома Игумнова. Оно со всех сторон обстроено и застеснено соседними домами, чередующими в своих не слишком изысканных нарядах современный красный кирпич с облицовочной плиткой модерна начала XX века. Однако от Спасоналивковского переулка дом неплохо видно – потому что здесь находится маленький одноэтажный домик, тоже начала XX в., который не может ничего загородить.

Итак, в 1912 году в глубине одного из дворов недалеко от Якиманки был построен четырехэтажный доходный дом с большими окнами и покрытыми светлой плиткой вертикальными простенками между ними, с большими квартирами по две штуки на этаж и с проездной аркой посередине, ведущей дальше во двор. Затем в 1932 г. его надстроили двумя этажами, протянув вертикали прежнего фасада выше, но уже с помощью одной лишь штукатурки. Арку заложили, а в квартирах сделали коммуналки. В таком виде дом простоял до 2002 года – после чего его реконструировали.

При реконструкции были сохранены все внешние стены здания 1912 года, и почти все что оставалось от скромного и строгого южного фасада, выходящего в сторону переулка. Парадную лестницу внутри заменили монолитной железобетонной конструкцией, объединяющей лестницу и лифт. Поэтому эркер южного фасада, включавший в себя часть лестничной клетки, убрали, заменив на вертикальный ряд сплошных витражей, освещающих новую лестницу. Этот фасад стал несколько более плоским и графичным, чем был. Заметим, что в остальном фасад остался очень похожим на прежний - даже оконные рамы сделаны темно-коричневыми, а не ярко-белыми, как нередко бывает.

С противоположной стороны дом, напротив, получил основательный новый выступ – кирпичный ризалит, увеличивший внутреннюю площадь квартир. Как и положено новообразованию, он имеет другой цвет и фактуру – старая часть дома желтовато-серая, новая – красно-кирпичная. В ней больше стекол – окна выше и шире и, кроме того, окнами по-конструктвистски заняты углы нового объема – таким образом, здесь квартиры получают максимум дневного света, который можно улучить на северной стороне. На уровне второго этажа устроен целиком остекленный полукруглый выступ – откуда открывается панорамный обзор прилегающего двора. Выдвигаясь во двор, ризалит стремится захватить еще чуточку пространства, выбрасывая, с промежутком с один этаж, закрытые консольные лоджии, оживляющие плоскость и добавляющие еще несколько метров.

Помимо переустройства лестницы, во время реконструкции были разобраны два надстроенных этажа 1932 года – и на их месте выстроены пять новых, четыре обычных и один аттиковый. Для того, чтобы воздать должное памяти разобранных двух этажей, в месте, где раньше здание заканчивалось, устроен карниз – выше него плиточная облицовка заканчивается, сменяясь штукатуркой.

Самый верхний этаж, украшен круглыми колоннами и отступает от плоскости фасада, с юга несильно, а с севера – значительно, образуя со стороны двора глубокую и удобную террасу, которая достанется владельцам самых роскошных верхних квартир. Эти два пентхауза будут двухъярусными, им принадлежат восьмой и девятый аттиковый этажи, упомянутая терраса и открывающиеся с нее виды на город – прямо и непосредственно в сторону Кремля. Остальные квартиры возвращаются к своим размерам эпохи модерна, с добавкой благодаря пристроенному ризалиту. Можно сказать, что доходный дом буквально возродился в удвоенном размере, для того, чтобы стать частью элитной застройки возобновленного капитализма.

Получившееся здание, совершенно очевидно, относится в разряду реконструкций с расширением. Однако в ряду себе подобных оно выделяется редкостным спокойствием и целостностью архитектурного решения проблемы, которое представляет из себя очень аккуратный симбиоз остатков подлинного образца рационального модерна, стилизации под него же, элементов очень сдержанного постмодернизма – его представителями выступают колонны аттикового этажа и приемов архитектуры конструктивизма – в виде угловых окон. За стилизацию отвечают прежде всего чугунные решетки с геометрическим орнаментом пересекающихся линий, удачно сочетающие простоту и ажурность. Они ограждают верхние террасы и все высокие окна, начинающиеся от пола, совмещая таким образом функцию обеспечения безопасности и главного элемента фасадной декорации. Очень похожими ограждениями украшена новая лестница, которая в общих чертах повторяет формы старой. Решетки появляются перед выстроенными в вертикальную линию лестничными витражами на южном фасаде и почти перед всеми окнами на северном, связывая дом, состоящий из двух частей, старой и новой, в одно целое. Рассматривая сочетание решеток, аккуратной геометрии кирпича и старой плитки, консолей, угловых окон и колонн вверху, можно сказать, что объединение происходит где-то на уровне стиля ар-деко – что отчасти логично, потому что если сложить начало XX и XXI века, а потом разделить пополам, то примерно так и получится.

Реконструкция жилого дома в 1-м Спасоналивковском переулке в Москве. Архитектурная мастерская «Александров и партнеры». Александров Дмитрий Всеволодович - руководитель
Южный фасад до реконструкции
проект реконструкции . Вид с северо-запада
Северный фасад до реконструкции


Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Реконструкция жилого дома в 1-ом Спасоналивковском переулке
Россия, Москва, 1-ый Спасоналивковский пер, вл. 18 стр. 2

Авторский коллектив:
Архитекторы: Александров Д.В., Еремеева В.А.
конструктор: Лопаткина Н.В., ГИП Кленов В.Г.

2005 – 2007

13 Июня 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.