«Марфино»

Микрорайон, проектирование которого находится в стадии разработки идеи, расположится на северо-востоке Москвы за Ботаническим садом. Он состоит из блоков-кварталов с большими внутренними дворами, силуэт и фасады которых варьируются, делая застройку гигантского пространства в 25 га «более человечной». Корреспондент Агентства архитектурных новостей задал несколько вопросов архитекторам

Автор текста:
Ирина Фильченкова

28 Марта 2007
mainImg

Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Жилой микрорайон «Марфино» (Дмитрий Александров)
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.А. Иванов, А.Г. Федосеенко, П.П. Холковский, О.Б. Корина - жилые группы;
Д.В. Александров, О.А. Ванцкул - генеральный план
А. Грушин, Е. Раков - визуализация проекта


2006

«Марфино» – это застройка целого нового микрорайона? Расскажите, пожалуйста, об особенностях проекта.

Д. Александров: Этот проект мы получили в ноябре, и поэтому сейчас проект находится на стадии разработки архитектурной идеологии. Заказчик проводил конкурс, в котором мы участвовали последними, предыдущим участникам не удалось отразить пожелания клиента, тогда позвали нас.

Отведенная для строительства территория находится на северо-восточной окраине Москвы, за Ботаническим садом, между будущим 4 транспортным кольцом и окружной дорогой. Участок большой, порядка 25 га, 350 на 700 метров; это бывшее агропромышленное хозяйство, поэтому городской среды здесь нет; в стороне, достаточно далеко, находится охранная зона усадьбы «Останкино» и огромный зеленый массив, никаких обременений это не влечет, хотя все равно принимаем это соседство во внимание.

В начальных стадиях проектирования принимали участие английская планировочная фирма «Джон Томпсон». Тогда возникла идея создать здесь «идеальный город», с геометричным планом. По мнению заказчика, для жилья класса «бизнес» и «бизнес+», которое здесь планируется построить, лучшая форма –  дом-квартал с большим внутренним двором, размноженный с учетом геометрии участка.

Мы скорректировали генплан, доведя его до простой системы сетки, и разработали несколько вариантов решения самих домов-кварталов. Мы решили отказаться от принципа «мой дом – моя крепость», изначально предложенного заказчиком и пошли следующим путем, разделив работу всей мастерской побригадно. Подробнее о своей работе расскажет автор одной из концепций.

А. Иванов: Заказчик высказал пожелание, чтобы периметр здания был замкнутым каре, однако такой подход нам показался не совсем верным, особенно если представить, что находишься во внутреннем дворе, где тебя окружает сплошная девятиэтажная стена. Так возникла идея сделать некие щели, провалы в этом каре и разделить весь дом на отдельные блоки, объединенные общим стилобатом на уровне двух-трех этажей. За счет просветов внутрь дома попадает больше света, лучше проветривается и инсолируется внутренний двор. Нам показалось, что эта идея человечнее, да и просто интересней.

Решение построено на контрасте: соединении эмоционального и рационального, темного и светлого. Ритм белокаменных фасадов сбит и напоминает разбросанные по склону ласточкины гнезда. Темный фасад, наоборот, придерживается регулярной схемы. Также здесь введен элемент скоса верхней части дома, напоминающий скат кровли, хотя это нормальный секционный дом. На кровле будут расположены террасы с озеленением.

По желанию заказчика в стилобате будут размещены таун-хаусы с отдельным входом из внутреннего двора, и общественные помещения, со входами снаружи – такой ход сохраняет идею замкнутости частного пространства дома.

Д. Александров: Можно еще добавить, что здесь появилась идея вертикального города. После того как мы раздробили объем и сделали световые лакуны, получилось подобие зубьев гигантской «короны» – и пропорции между домом и квадратом внутреннего двора стали более уравновешенными. Если бы это был единый замкнутый фронт, половина двора вне зависимости от времени суток была бы в тени, для нас это показалось недопустимым.

Вы говорили, что разработали несколько вариантов. В чем их отличия?

Другой вариант базируется на тех же принципах, но он более контастен – светлое светлее, темное темнее, а тема «крепостной стены» развивается выше – до уровня 5-7 этажа. Это более «квартирный» дом.

Таким образом, заказчик, который сейчас принимает решение относительно процентного соотношения тех или иных элементов застройки, получил в руки подобие конструктора, состоящий из набора элементов, взаимоувязанных на базе одной планировочной структуры. Этот подход позволяет менять фасады, силуэты и  масштаб зданий, вместо обезличивающего размножения типовой застройки. Он позволяет всю гигантскую территорию, которая подлежит застройке, как-то гуманизировать.

Были ли какие-либо особые требования со стороны заказчика к вашей работе?

Неожиданный момент состоял в подходе заказчика. Как правило, в московской практике последних лет, девелоперские компании в первую очередь ставят задачу маркетологическую – состав квартир, поэтажная планировка, количество санузлов и т.д. Здесь все было практически с точностью наоборот, в общем-то, мы на практике столкнулись с этим впервые и мы приветствовали это внутренне. Заказчик сказал, мол, у вас много реализованных жилых проектов, как в центре, так и вне его, и мы прекрасно понимаем, что у вас существует огромное количество наработок – возьмите их за основу.
И мы применили наработки, в частности из другого крупного жилого объекта, так называемого Рублево-Архангельское, «города миллионеров».

Так как это своего рода город, предполагает ли он строительство школ, больниц – то есть обустройство территории?

Да, конечно, в нем будут вся необходимая социальная инфраструктура, а также и коммерческие площади, но это уже не наша деятельность. Наша основная задача здесь достаточно локальная – сделать центральное «тело» жилых элементов. На следующей стадии, когда заказчик определит какой вариант он примет за основу, сейчас идет это обсуждение, посмотрим, как это будет трансформироваться.

И когда должен решиться этот вопрос?

Я думаю, что в течение следующего года будет интересно посмотреть, что от изначальной архитектурной идеи перешло собственно в стадию проектирования.

Вариант 2. Перспектива
Вариант 1. Перспектива
zooming
Вариант 1
zooming
zooming
zooming
Генплан. Первая очередь
zooming
Генплан 1


Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Жилой микрорайон «Марфино» (Дмитрий Александров)
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.А. Иванов, А.Г. Федосеенко, П.П. Холковский, О.Б. Корина - жилые группы;
Д.В. Александров, О.А. Ванцкул - генеральный план
А. Грушин, Е. Раков - визуализация проекта


2006

28 Марта 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.