English version

Бастион XXI века

Проект под названием «Зеленый бастион» получил вторую премию открытого конкурса на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне. Его особенность – в том, что, стремясь деликатнее вписаться в окружение, архитекторы предложили сумму двух подходов – исторического и экологического

26 Октября 2007
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Зеленый бастион. Конкурсный проект на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.А.Иванов, К.Ю. Каубрите, П.П. Холковский, Е.В. Раков

2007 — 2007

Как известно, конкурс проводился Управделами президента среди российских архитекторов, параллельно с другим конкурсом, в котором участвовали иностранцы. Об этой, мягко говоря, необычной для архитектурного конкурса ситуации мы уже писали – однако хотелось бы подчеркнуть, что перед нами – результаты первого конкурса очень высокого, условно говоря, «федерального» уровня.

Новое здание конгресс-центра должно расположиться на восток от Константиновского дворца, на запад от Академии им Макарова, а от берега Финского залива его участок отделен т.н. Консульской деревней – рядами одинаковых коттеджей дворцового типа, построенных архитектором Е.Ю. Меркурьевым в 2003 г. В сумме возникает довольно-таки разномастное окружение – с одной стороны памятник XVIII-XIX в., но не классицизм, а барокко, с другой – модернистские здания Академии, вокруг парк, частью регулярный французский, частью – просто зелень. Вдали – вода, но перед ней – ряды разросшихся коттеджей, с которыми тоже надо как-то архитектурно «раскланяться» - что поделаешь, таково задание!

В ответ на непростые условия в проекте мастерской Дмитрия Александрова возникло своеобразное контекстуальное решение, которое можно было бы назвать «двухчастным». Раз уж ближайшее историческое окружение пестро, то авторы обратились к истории Петербурга в широком смысле и вспомнили о петровских бастионах. Действительно, бастион для XVIII века – вещь сугубо функциональная, у бастиона нет шансов пластически поспорить с барочным дворцом. С другой стороны, для нас теперь эта тема – очень романтическая, ибо напоминает о петровских свершениях в духе всеми виденного разнообразного кино. Кроме того, бастион это по определению земляное сооружение и его очень логично зарывать в землю, а этот ход уже приводит нас ко второй части замысла – природной. Бастион-то не простой, а зеленый. Последнее может означать либо, что сооружение древнее и заросло травой самостоятельно, либо – напротив, оно современное, экологичное и незаметное, не портит драгоценный стрельнинский пейзаж. Заметим – справедливы оба замечания. Поросший мхом «петровский» бастион на равнине перед Финским заливом – такой сюжет успешно решает проблемы контекста: он и незаметен (с воды почти не видно), и историчен, и зелен – не просто вписан, а даже «вкопан» нижними ярусами в ландшафт. И главное – этот сюжет со своим абстрактным экологическим историзмом в конечном счете не оставляет сомнений в своей принадлежности XXI веку.

В сумме проект больше всего похож на современный «живописный» ландшафтный парк, который, однако же, учитывает соседство регулярного французского парка, так называемого «Нижнего константиновского». По словам одного из соавторов проекта Петра Холковского, из этого соседства возникли «строгие прямые линии, без завитков закруглений».

Вторая особенность проекта заключается в том, что авторы нарушили конкурсное задание – или же «превзошли» его, добавив комплексу функций, которые не значились в условиях. Парадоксально, но архитекторы убеждены в том, что доставшееся им почетное второе место они получили не вопреки, а благодаря этому нарушению правил.

Основной смысл допущенных в проекте несоответствий конкурсной программе заключается в том, что авторы сделали комплекс всерьез многофункциональным – задумавшись о том, каким образом это гигантское сооружение могло бы функционировать в периоды между серьезными мероприятиями международного класса. Архитекторы предложили: культуру – центр современного искусства и спорт – яхт-клуб и ледовую арену, а также – гостиницу на 400 мест. Посещать культурно-спортивные мероприятия можно было бы, приплывая из Пулково и Петербурга по морю, или по суше – по Таллиннскому шоссе.

Совмещение в одном комплексе функций конгресс-центра и яхт-клуба было довольно смелым и рисковым решением, однако вполне обоснованным, учитывая близость морской акватории и  возможность сообщения с ней через канал им. Макарова. Поэтому здесь возникает еще одно важное отступление – разделение зоны рецепции на два блока: для сухопутного и морского транспорта. Удобство этого разделения заключается в том, что гости могли бы заходить внутрь комплекса прямо на яхтах, оставляя их затем на хранение в специальных доках.

Центр современного искусства, присоединенный архитекторами к конгресс-центру,  представляет собой трапециевидную пандусную систему, чем-то напоминающую музей Гуггенхайма, он функционально создан как альтернатива подвальным  выставочным помещениям Константиновского дворца, куда переезжает знаменитая коллекция Растроповича.

К числу отступлений от программы относится также и то, что Морской ресторан, который предполагалось разместить непосредственно в главном здании, архитекторы решили вынести на границу участка, где, благодаря тщательно подобранным ракурсным точкам, открывается красивый вид на Финский залив и на Константиновский дворец, минуя  неудачную береговую застройку Консульской деревни.

В остальном условия конкурсной программы четко соблюдены, вследствие чего некоторые элементы структурно мало чем отличаются от проектов других конкурсантов, в том числе и победителей (проекта А.Купцова и С.Гикало). Например, основной блок здания – зал Конгрессов представляет собой систему с 3 уровнями и несколькими вариантами системы трансформации. Камерный зал решен классически, со стандартными местами, он расположен через VIP-фойе от зала Конгрессов. Связывающим звеном между этим блоком и гостиницей со своей внутренней рекреационной зоной является Конференц-зона и Пресс-центр со своим отдельным въездом и входом.

Как известно, на проектирование российским конкурсантам был отведен всего месяц – почти нереальный срок для серьезного проекта. Авторы «Зеленого бастиона» с сожалением говорят о его незавершенности – многое хотелось бы доделать, а в процессе додумывания, вероятно, могли бы возникнуть новые идеи и архитектурные решения.

zooming
Генплан
zooming
Транспортная схема
zooming
zooming
zooming


Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Зеленый бастион. Конкурсный проект на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.А.Иванов, К.Ю. Каубрите, П.П. Холковский, Е.В. Раков

2007 — 2007

26 Октября 2007

author pht

Авторы текста:

Анна Герасименко, Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.