Детский сад: архитектурное решение

Весной этого года нескольких известных московских архитекторов пригласили поучаствовать в проектировании новых детских садов в центре столицы. Мастерская Дмитрия Александрова представляет три проекта, сделанных по этому заказу – на Новокузнецкой улице, в Котельниках и на Большой Грузинской. Планировочные находки в этих проектах похожи, а здания – разные

Автор текста:
Анна Герасименко

09 Августа 2008
mainImg

Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Проект реконструкции детского сада в 1-ом Котельническом пер.
Россия, Москва, 1-й Котельнический пер., вл.4, стр.1

Авторский коллектив:
Александров, Холковский П.П. – ГАП,при участии Иванова А.А.

2008
Реконструкции с расширением детского сада на улице Б. Грузинская
Россия, Москва, ул.Большая Грузинская, вл.60, стр.2

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, И.М. Кеслер (ГАП)

2008

заказчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Реконструкция детского сада на ул. Новокузнецкой
Россия, Москва, Новокузнецкая ул., вл. 40-42

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, О.А. Ванцкул (ГАП), М.С. Корначева

2008

Демографический кризис в Москве постепенно излечивается, будучи напрямую зависим от достатка. А детсадовский кризис все никак не пройдет, хотя на окраинах садики строят и перестраивают достаточно активно. Этой весной очередь дошла до центра города. По распоряжению московского департамента образования и лично мэра главный архитектор Москвы пригласил известных московских архитекторов и предложил им подумать над проектами реконструкции (или полной замены) двадцати детских садов в черте Садового кольца. В роли заказчика «архитектурных» детсадов, таким образом, выступает сама Москомархитектура. Три проекта досталось мастерской Дмитрия Александрова.  

Большинство детсадовских зданий, о которых идет речь, построены в 1950-1960-х гг. и были весьма прогрессивны для своего времени. Но те дети, для которых они были построены, уже водят сюда своих внуков, а здания обветшали и кроме того детей там сейчас вдвое больше чем положено. Последнее определило главную задачу для архитекторов – надо предложить такое решение, чтобы вместимость детских садов увечилась как минимум вдвое, а также использовать по максимуму прилегающую территорию для обустройства игровых площадок.

Одна из особенностей проектов Дмитрия Александрова состоит в том, что все 3 садика не ломают и строят заново, а реконструируют, достраивая некоторые объемы. Причем по словам Дмитрия Александрова, «с трудом удалось уговорить заказчика, что в данном случае реконструкция – более выгодное и быстрое мероприятие, чем снос».

Архитекторы внимательно отнеслись как к существующим зданиям, так и к деревьям вокруг них, городскому ландшафту и – что важно – к запросам самих детских садов. Перед началом проектирования архитекторы беседовали с директорами и выяснили их пожелания. И в итоге сформировался общий для трех проектов замысел. Одна из его главных особенностей – пространственной разделение детских групп временного пребывания (которым не требуются спальни) и постоянного пребывания (тех, кому спальни требуются). Группы разделяются, но между ними остается соединительное звено – общая территория со столовой, игровыми комнатами, физкультурными залами и бассейном.    

В проекте детского сада во дворе на Большой Грузинской улице архитекторы предприняли попытку сделать из здания детского сада «парковый павильон», т.е. максимально озеленить территорию. Вокруг здания будут организованы три прогулочные территории для разных видов групп, каждая перед своим корпусом. Для групп временного пребывания архитекторы предложили реконструировать старое здание, надстроив третий этаж, а напротив него построить новый корпус для временных групп, вторящий по высоте и модулю уже существующей постройке. Между двумя корпусами расположилась стеклянная галерея в два этажа с более крупным модулем – это общее пространство для всех детей независимо от группы, где находится столовая, физкультурные и музыкальные залы, бассейн. Этот корпус просматривается насквозь и не создает препятствия для визуального перетекания одного зеленого пространства в другое, а остекление дает много естественного света именно тем помещениям, которые в этом нуждаются.
Фасады здания получили оранжевую облицовку, яркий цвет которой немного сдерживает общая строгость прямых линий. Внутри корпуса отделают максимально экологичными материалами – терракотовой плиткой и деревом.

Второй садик, на Новокузнецкой улице – самый маленький из трех. В первом варианте его предполагалось снести и построить заново состоящим из пяти разноцветных объемов. Каждый объем имел асимметричную двускатную кровлю с разным углом наклона плоскостей. Эти кровли похожи, правда, не на крышу, а на скосы верхней части стен – фактура вертикальных и наклонных плоскостей одинаковая. В местах «перелома» стен устраивались окна, и в поверхностях стен-кровель тоже были задуманы ряды окон, освещающие интерьеры сверху. Все вместе, особенно при взгляде сверху, напоминает детскую игрушку, состоящую из фигур разного цвета и немного разной формы, нанизанных на одну ось. В игрушке такие фигурки можно крутить – здесь же кажется, что надетые на одну булавку домики кто-то покачал, и они застыли в процессе игры. Что в данном случае вполне уместно.

Во втором (утвержденном) варианте детский сад на Новокузнецкой предполагается не сносить, а реконструировать и достроить эркерами, небольшими боковыми крыльями и аттиковым этажом. Старые объемы облицовываются кирпичом, новые оказываются либо белыми, либо светло-желтыми, каменными. В пристройках разместятся спортивный и музыкальный залы и бассейн. Детские спальни, в старом здании разбитые на маленькие комнаты, полностью перепроектированы по просьбе воспитателей – после реконструкции они станут крупнее и в каждую спальню уместится одна группа целиком.

Детский сад в Котельническом переулке стоит на крутом склоне в сторону Москвы-реки. Поэтому существующее здание в одну сторону выходит двухэтажным фасадом, а на другую – четырехэтажным. Это натолкнуло авторов на идею разделения групп временного и постоянного пребывания, условно говоря, по высоте. Зона постоянных групп разместилась в основном здании наверху, а для групп временного пребывания предполагается построить небольшой новый корпус со стороны реки, связав его специальными переходами с основными игровыми и спортивными залами. За счет перепада рельефа архитекторы выгадали пространство для размещения бассейна – в полуподземном этаже, осветив его по периметру естественным светом. Сверху над бассейном зеленеет газон, на котором могут играть дети и даже подъезжать машины, обслуживающие детский сад. Архитекторы также сохранили растущие вокруг садика полувековые деревья, и взяли их за основу нового ландшафтного решения. Встроенность в ландшафт и пейзаж, трава на крыше и благородный темный кирпич делают здание похожим, например, на бывшую школу при немецком посольстве на Мосфильмовской улице, придают ему некоторую степень строгости и традиционности, свойственной облику европейских учебных заведений.

Детские сады у нас давно уже строят по типовым проектам. Недавно начали появляться индивидуальные, архитектурные проекты школ – теперь вероятно очередь дошла и до младших детей. Найти замену серым «детским хрущовкам», придумать такой – это, надо признать, тема для архитектурных размышлений. Поэтому, строго говоря, это неплохо, что к проектированию детсадов в центре города власти привлекли известных архитекторов. Очень вероятно, что в процессе проектирования возникнут новые идеи и приемы; может быть, потом эти идеи будут перенесены в типовое строительство… А может быть, в эту сферу вообще придет частное проектирование – кто знает.

Проект реконструкции детского сада на ул. Большая Грузинская
Проект реконструкции детского сада на ул. Большая Грузинская
Проект реконструкции детского сада на ул. Большая Грузинская
Проект реконструкции детского сада на Новокузнецкой ул. Вариант 1
zooming
Проект реконструкции детского сада на Новокузнецкой ул. Вариант 1
Проект реконструкции детского сада на Новокузнецкой ул. Вариант 2
Проект реконструкции детского сада на Новокузнецкой ул. Вариант 2
Проект реконструкции детского сада на Новокузнецкой ул. Вариант 2
zooming
Проект реконструкции детского сада в 1-м Котельническом переулке
Проект реконструкции детского сада в 1-м Котельническом переулке
Проект реконструкции детского сада в 1-м Котельническом переулке
Проект реконструкции детского сада в 1-м Котельническом переулке


Архитектор:

Дмитрий Александров

Мастерская:

Александров и партнеры

Проект:

Проект реконструкции детского сада в 1-ом Котельническом пер.
Россия, Москва, 1-й Котельнический пер., вл.4, стр.1

Авторский коллектив:
Александров, Холковский П.П. – ГАП,при участии Иванова А.А.

2008
Реконструкции с расширением детского сада на улице Б. Грузинская
Россия, Москва, ул.Большая Грузинская, вл.60, стр.2

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, И.М. Кеслер (ГАП)

2008

заказчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Реконструкция детского сада на ул. Новокузнецкой
Россия, Москва, Новокузнецкая ул., вл. 40-42

Авторский коллектив:
Д.В. Александров, О.А. Ванцкул (ГАП), М.С. Корначева

2008

09 Августа 2008

Автор текста:

Анна Герасименко

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.