14.04.2008

По земле, воде и воздуху

Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое

информация:

открыть большое изображение

Компания «Миракс», известная прежде всего по башне «Федерация», ведет сейчас очень много проектов вокруг Сити, в том числе и непосредственно рядом с ним. С внешней стороны Третьего кольца Норман Фостер проектирует здание в форме яйца, уже не первое в обширном портфолио лорда; на противоположном берегу Москвы-реки полным ходом идет строительство комплекса «Миракс-плаза» Сергея Киселева, о котором мы писали недавно. Откровенно говоря, все два квартала на этой стороне реки, между Третьим кольцом, Кутузовским проспектом, Филевской линией метро и улицей 1812 года – реконструируются «Мираксом»: в западной части разместится дом Кионори Кикутаке, (который обсуждался на общественном совете в ноябре прошедшего года), в центре будет построен административно-деловой комплекс «Гелион» по проекту Алексея Воронцова. В южной, рядом с проспектом, с участием Сергея Киселева перестроят целый «институтский» квартал сталинского времени. Размах сам по себе и имена архитекторов, участвующих в его реализации, не оставляют сомнений в том, что в ближайшем будущем эта часть Москвы определенно преобразится.

Недавно был проведен закрытый архитектурный конкурс на обустройство набережной, к которой примыкают названные кварталы. В сущности, это часть речного берега между строящимся «Миракс-плаза» и будущим домом Кикутаке, который на прошедшей в Каннах выставке MIPIM был показан под названием Paradise living – райская жизнь. Райскому дому нужна соответствующая набережная – и надо сказать, что берег реки это последний «неопределившийся» проект для данной территории. До финального рассмотрения дошли четыре проекта: Дмитрия Александрова, Александра Асадова, ирландской архитектурной компании Марри О Лира (Murray Ó Laoire) и собственной архитектурной мастерской компании «Миракс». В итоге был выбран проект мастерской А. Асадова. О нем мы надеемся рассказать позднее, а сейчас представляем Вашему вниманию проект мастерской Дмитрия Александрова.

Прежде всего надо сказать, что участок сложен, он обладает почти что всеми теми же проблемами, что и место, на котором строится «Миракс-плаза». Здесь проходит линия напорной канализации, газовые трубы и высоковольтная проводка. Здесь же с некоторым отступом от берега проходит филевская линия метро – собственно, ее планируется включить в ансамбль многофункционального комплекса, она станет его южной границей, отделяющей комплекс от города. Над метро пройдет автодорога, а также монорельс или «легкое метро» – на этом отрезке, таким образом, смыкаются сразу три дороги. Далее монорельс будет сворачивать к северу и по мосту над Москвой-рекой, следуя к будущему зданию Фостера. Параллельно монорельсу пройдет еще один мост, автомобильный. Таким образом, здесь архитекторы столкнулось со специфически градостроительной задачей – уже исходя из самых общих условий ясно, что перед нами не дом и не улица и даже не квартал, а узел – прежде всего транспортный, но также общественный и природный, если так можно сказать. Сейчас у этой территории есть статус «природной зоны», но в реальности берег заполнен вытянутыми вдоль реки промышленными бараками с несколькими чахлыми деревьями между ними. Территория наглухо отгорожена – попасть туда простому смертному невозможно. Набережной нет – напротив самой статусной стройки деловой Москвы речной берег грязноват, но девственен.

Решение, предложенное Дмитрием Александровым, можно назвать спокойным и лаконичным. Комплекс образует вдоль прибрежной полосы слоистое пространство, полуоткрытое в сторону воды. Изгиб реки слегка подчеркнут, усилен контурами построек и разделен тремя зданиями-пирсами. «Носы» этих пирсов поворачивают к западу, против речного течения, и образуют бухты. Этот поворот любопытен – вероятно, он задуман для того, чтобы вода в бухтах не застаивалась.

Вообще говоря, реке в этом проекте уделено особенное внимание, река его основная тема. Для Москвы это необычно, Москва такой город, где рек, речушек и разной подземной воды вроде бы очень много, но это не ощущается. Московские реки по преимуществу представляются местом грязным, промышленным и неуютным – не то что в Питере, который буквально пронизан культом рек и мостов.

В проекте Дмитрия Александрова все наоборот, он не закрывается от воды, а включает ее в себя, причем достаточно активно. У такого подхода есть свои основания – река здесь еще не очень грязная, здесь еще сравнительно недалеко от Серебряного бора. Вокруг пирсов запланирован яхт-клуб. Над самым большим пирсом нависает, опираясь на поставленные под углом металлические «ножки», здание апарт-отеля, совмещенного с бизнес-центром, на крыше которого задумана вертолетная площадка. Его стеклянный фасад (в проекте дан намек на веселые цветные стекла) становится речным фасадом комплекса. Над вторым и третьим пирсами – общедоступные кафе. Зимой – если Москва-река когда-нибудь вновь замерзнет – запланированы ледовые шоу.

После воды вторая тема проекта – земля. Строго говоря, в современной архитектуре существует три подхода к земле – ее либо перекапывают и уничтожают полностью, либо переносят на крышу, либо наоборот, не трогают и аккуратно культивируют. Нередко в одном проекте совмещаются все три подхода. Здесь, похоже, так и произошло. С одной стороны, в его обосновании написано, что объемы «экскавационных работ» минимальные – это значит, что копать будут только там, где очень-очень надо. С другой стороны, если посмотреть на комплекс в разрезе, то видно, что весь берег превращен в протяженную многоярусную нору из бетонных перекрытий, возвышающихся над землей: линия метро, сейчас открытая, забирается в коробку туннеля, на крыше которого пройдет автодорога и будут установлены столбы, поддерживающие монорельс. Далее к реке – магазины, кафе и паркинги, на крыше которых будет устроен бульвар. Зеленая кровля тянется вдоль всех построек и вдвое увеличивает площади рекреаций. Планируется насыпать около метра грунта, чтобы посадить не только траву, но и неприхотливые деревья с кустарниками. Возникает полноценный бульвар, приподнятый над «настоящим» берегом реки на высоту двух этажей, но при этом расположенный на уровне земли соседнего квартала. Фактически, весь комплекс тщательно вписан в склон речной излучины и использует естественный перепад высот.

«Третий элемент» проекта – люди, точнее, их перемещение. На «разведении потоков» сделан специальный акцент: дело в том, что не все пространства комплекса будут общедоступны – часть из них станет «клубной зоной», куда можно будет попасть по каким-нибудь членским билетам нашего времени (хотя время от времени клубные зоны планируется открывать для широкой публики). Поэтому было необходимо предусмотреть, каким образом будут перемещаться обычные и необычные люди и где будут размещаться автомобили. Машин внутри комплекса не будет, если не считать упомянутую автодорогу на крыше метро, проходящую по его границе. Задумано два въезда: с востока со стороны «Миракс-плаза» и с запада со стороны дома Кикутаке; перед каждым въездом будет устроена парковка – дальше предполагается движение на электромобилях, велосипедах или пешком. Передвигаться между ярусами надо будет по вертикали – на лифтах.

Такая «элементарность» – от слова элемент – не означает упрощения, а скорее наоборот: проект, с одной стороны, сдержан по архитектурным формам – а с другой в нем прочитывается развернутая работа, которая как раз и нужна для «узлового» места – с землей, водой, людьми. Как будто бы раздумывая надо комплексом архитекторы задумывались над каждой из составляющих его «материй» по очереди, что в конце концов привело к рождению неброской, но внутренне сложной структуры.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Ситуационный план
Ситуационный планоткрыть большое изображение
Генеральный план
Генеральный планоткрыть большое изображение
Схема транспорта, благоустройства, озеленения
Схема транспорта, благоустройства, озелененияоткрыть большое изображение
Функциональная схема
Функциональная схемаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марк Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Курков
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Ладыгин
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Асадов
  • Илья Машков
  • Станислав Белых
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Антон Барклянский
  • Юрий Сафронов
  • Александр Скокан
  • Василий Крапивин
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Евгений Герасимов
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи