14.04.2008

По земле, воде и воздуху

Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое

информация:

открыть большое изображение

Компания «Миракс», известная прежде всего по башне «Федерация», ведет сейчас очень много проектов вокруг Сити, в том числе и непосредственно рядом с ним. С внешней стороны Третьего кольца Норман Фостер проектирует здание в форме яйца, уже не первое в обширном портфолио лорда; на противоположном берегу Москвы-реки полным ходом идет строительство комплекса «Миракс-плаза» Сергея Киселева, о котором мы писали недавно. Откровенно говоря, все два квартала на этой стороне реки, между Третьим кольцом, Кутузовским проспектом, Филевской линией метро и улицей 1812 года – реконструируются «Мираксом»: в западной части разместится дом Кионори Кикутаке, (который обсуждался на общественном совете в ноябре прошедшего года), в центре будет построен административно-деловой комплекс «Гелион» по проекту Алексея Воронцова. В южной, рядом с проспектом, с участием Сергея Киселева перестроят целый «институтский» квартал сталинского времени. Размах сам по себе и имена архитекторов, участвующих в его реализации, не оставляют сомнений в том, что в ближайшем будущем эта часть Москвы определенно преобразится.

Недавно был проведен закрытый архитектурный конкурс на обустройство набережной, к которой примыкают названные кварталы. В сущности, это часть речного берега между строящимся «Миракс-плаза» и будущим домом Кикутаке, который на прошедшей в Каннах выставке MIPIM был показан под названием Paradise living – райская жизнь. Райскому дому нужна соответствующая набережная – и надо сказать, что берег реки это последний «неопределившийся» проект для данной территории. До финального рассмотрения дошли четыре проекта: Дмитрия Александрова, Александра Асадова, ирландской архитектурной компании Марри О Лира (Murray Ó Laoire) и собственной архитектурной мастерской компании «Миракс». В итоге был выбран проект мастерской А. Асадова. О нем мы надеемся рассказать позднее, а сейчас представляем Вашему вниманию проект мастерской Дмитрия Александрова.

Прежде всего надо сказать, что участок сложен, он обладает почти что всеми теми же проблемами, что и место, на котором строится «Миракс-плаза». Здесь проходит линия напорной канализации, газовые трубы и высоковольтная проводка. Здесь же с некоторым отступом от берега проходит филевская линия метро – собственно, ее планируется включить в ансамбль многофункционального комплекса, она станет его южной границей, отделяющей комплекс от города. Над метро пройдет автодорога, а также монорельс или «легкое метро» – на этом отрезке, таким образом, смыкаются сразу три дороги. Далее монорельс будет сворачивать к северу и по мосту над Москвой-рекой, следуя к будущему зданию Фостера. Параллельно монорельсу пройдет еще один мост, автомобильный. Таким образом, здесь архитекторы столкнулось со специфически градостроительной задачей – уже исходя из самых общих условий ясно, что перед нами не дом и не улица и даже не квартал, а узел – прежде всего транспортный, но также общественный и природный, если так можно сказать. Сейчас у этой территории есть статус «природной зоны», но в реальности берег заполнен вытянутыми вдоль реки промышленными бараками с несколькими чахлыми деревьями между ними. Территория наглухо отгорожена – попасть туда простому смертному невозможно. Набережной нет – напротив самой статусной стройки деловой Москвы речной берег грязноват, но девственен.

Решение, предложенное Дмитрием Александровым, можно назвать спокойным и лаконичным. Комплекс образует вдоль прибрежной полосы слоистое пространство, полуоткрытое в сторону воды. Изгиб реки слегка подчеркнут, усилен контурами построек и разделен тремя зданиями-пирсами. «Носы» этих пирсов поворачивают к западу, против речного течения, и образуют бухты. Этот поворот любопытен – вероятно, он задуман для того, чтобы вода в бухтах не застаивалась.

Вообще говоря, реке в этом проекте уделено особенное внимание, река его основная тема. Для Москвы это необычно, Москва такой город, где рек, речушек и разной подземной воды вроде бы очень много, но это не ощущается. Московские реки по преимуществу представляются местом грязным, промышленным и неуютным – не то что в Питере, который буквально пронизан культом рек и мостов.

В проекте Дмитрия Александрова все наоборот, он не закрывается от воды, а включает ее в себя, причем достаточно активно. У такого подхода есть свои основания – река здесь еще не очень грязная, здесь еще сравнительно недалеко от Серебряного бора. Вокруг пирсов запланирован яхт-клуб. Над самым большим пирсом нависает, опираясь на поставленные под углом металлические «ножки», здание апарт-отеля, совмещенного с бизнес-центром, на крыше которого задумана вертолетная площадка. Его стеклянный фасад (в проекте дан намек на веселые цветные стекла) становится речным фасадом комплекса. Над вторым и третьим пирсами – общедоступные кафе. Зимой – если Москва-река когда-нибудь вновь замерзнет – запланированы ледовые шоу.

После воды вторая тема проекта – земля. Строго говоря, в современной архитектуре существует три подхода к земле – ее либо перекапывают и уничтожают полностью, либо переносят на крышу, либо наоборот, не трогают и аккуратно культивируют. Нередко в одном проекте совмещаются все три подхода. Здесь, похоже, так и произошло. С одной стороны, в его обосновании написано, что объемы «экскавационных работ» минимальные – это значит, что копать будут только там, где очень-очень надо. С другой стороны, если посмотреть на комплекс в разрезе, то видно, что весь берег превращен в протяженную многоярусную нору из бетонных перекрытий, возвышающихся над землей: линия метро, сейчас открытая, забирается в коробку туннеля, на крыше которого пройдет автодорога и будут установлены столбы, поддерживающие монорельс. Далее к реке – магазины, кафе и паркинги, на крыше которых будет устроен бульвар. Зеленая кровля тянется вдоль всех построек и вдвое увеличивает площади рекреаций. Планируется насыпать около метра грунта, чтобы посадить не только траву, но и неприхотливые деревья с кустарниками. Возникает полноценный бульвар, приподнятый над «настоящим» берегом реки на высоту двух этажей, но при этом расположенный на уровне земли соседнего квартала. Фактически, весь комплекс тщательно вписан в склон речной излучины и использует естественный перепад высот.

«Третий элемент» проекта – люди, точнее, их перемещение. На «разведении потоков» сделан специальный акцент: дело в том, что не все пространства комплекса будут общедоступны – часть из них станет «клубной зоной», куда можно будет попасть по каким-нибудь членским билетам нашего времени (хотя время от времени клубные зоны планируется открывать для широкой публики). Поэтому было необходимо предусмотреть, каким образом будут перемещаться обычные и необычные люди и где будут размещаться автомобили. Машин внутри комплекса не будет, если не считать упомянутую автодорогу на крыше метро, проходящую по его границе. Задумано два въезда: с востока со стороны «Миракс-плаза» и с запада со стороны дома Кикутаке; перед каждым въездом будет устроена парковка – дальше предполагается движение на электромобилях, велосипедах или пешком. Передвигаться между ярусами надо будет по вертикали – на лифтах.

Такая «элементарность» – от слова элемент – не означает упрощения, а скорее наоборот: проект, с одной стороны, сдержан по архитектурным формам – а с другой в нем прочитывается развернутая работа, которая как раз и нужна для «узлового» места – с землей, водой, людьми. Как будто бы раздумывая надо комплексом архитекторы задумывались над каждой из составляющих его «материй» по очереди, что в конце концов привело к рождению неброской, но внутренне сложной структуры.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Ситуационный план
Ситуационный планоткрыть большое изображение
Генеральный план
Генеральный планоткрыть большое изображение
Схема транспорта, благоустройства, озеленения
Схема транспорта, благоустройства, озелененияоткрыть большое изображение
Функциональная схема
Функциональная схемаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Переслегин
  • Екатерина Кузнецова
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Александр Бровкин
  • Алексей Иванов
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Иван Кожин
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Александра Кузьмина
  • Михаил Канунников
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталья Сидорова
  • Магда Чихонь
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Екатерина Грень
  • Магда Кмита
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Никита Бирюков
  • Андрей Асадов
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Кузнецов
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Левон Айрапетов
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Владимир Плоткин
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Роман Леонидов
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи