English version

По земле, воде и воздуху

Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Апреля 2008
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Тендерный проект на архитектурную идею многофункционального рекреационного комплекса на набережной р. Москвы
Россия, Москва, территория проектируемого проезда 1824

Авторский коллектив:
Д.Александров, А. Вартапетова, К. Канунникова, А. Иванов
при участии: А. Гераскина, И. Кеслер

2007 — 2008

Заказчик - компания "Миракс-групп"

Компания «Миракс», известная прежде всего по башне «Федерация», ведет сейчас очень много проектов вокруг Сити, в том числе и непосредственно рядом с ним. С внешней стороны Третьего кольца Норман Фостер проектирует здание в форме яйца, уже не первое в обширном портфолио лорда; на противоположном берегу Москвы-реки полным ходом идет строительство комплекса «Миракс-плаза» Сергея Киселева, о котором мы писали недавно. Откровенно говоря, все два квартала на этой стороне реки, между Третьим кольцом, Кутузовским проспектом, Филевской линией метро и улицей 1812 года – реконструируются «Мираксом»: в западной части разместится дом Кионори Кикутаке, (который обсуждался на общественном совете в ноябре прошедшего года), в центре будет построен административно-деловой комплекс «Гелион» по проекту Алексея Воронцова. В южной, рядом с проспектом, с участием Сергея Киселева перестроят целый «институтский» квартал сталинского времени. Размах сам по себе и имена архитекторов, участвующих в его реализации, не оставляют сомнений в том, что в ближайшем будущем эта часть Москвы определенно преобразится.

Недавно был проведен закрытый архитектурный конкурс на обустройство набережной, к которой примыкают названные кварталы. В сущности, это часть речного берега между строящимся «Миракс-плаза» и будущим домом Кикутаке, который на прошедшей в Каннах выставке MIPIM был показан под названием Paradise living – райская жизнь. Райскому дому нужна соответствующая набережная – и надо сказать, что берег реки это последний «неопределившийся» проект для данной территории. До финального рассмотрения дошли четыре проекта: Дмитрия Александрова, Александра Асадова, ирландской архитектурной компании Марри О Лира (Murray Ó Laoire) и собственной архитектурной мастерской компании «Миракс». В итоге был выбран проект мастерской А. Асадова. О нем мы надеемся рассказать позднее, а сейчас представляем Вашему вниманию проект мастерской Дмитрия Александрова.

Прежде всего надо сказать, что участок сложен, он обладает почти что всеми теми же проблемами, что и место, на котором строится «Миракс-плаза». Здесь проходит линия напорной канализации, газовые трубы и высоковольтная проводка. Здесь же с некоторым отступом от берега проходит филевская линия метро – собственно, ее планируется включить в ансамбль многофункционального комплекса, она станет его южной границей, отделяющей комплекс от города. Над метро пройдет автодорога, а также монорельс или «легкое метро» – на этом отрезке, таким образом, смыкаются сразу три дороги. Далее монорельс будет сворачивать к северу и по мосту над Москвой-рекой, следуя к будущему зданию Фостера. Параллельно монорельсу пройдет еще один мост, автомобильный. Таким образом, здесь архитекторы столкнулось со специфически градостроительной задачей – уже исходя из самых общих условий ясно, что перед нами не дом и не улица и даже не квартал, а узел – прежде всего транспортный, но также общественный и природный, если так можно сказать. Сейчас у этой территории есть статус «природной зоны», но в реальности берег заполнен вытянутыми вдоль реки промышленными бараками с несколькими чахлыми деревьями между ними. Территория наглухо отгорожена – попасть туда простому смертному невозможно. Набережной нет – напротив самой статусной стройки деловой Москвы речной берег грязноват, но девственен.

Решение, предложенное Дмитрием Александровым, можно назвать спокойным и лаконичным. Комплекс образует вдоль прибрежной полосы слоистое пространство, полуоткрытое в сторону воды. Изгиб реки слегка подчеркнут, усилен контурами построек и разделен тремя зданиями-пирсами. «Носы» этих пирсов поворачивают к западу, против речного течения, и образуют бухты. Этот поворот любопытен – вероятно, он задуман для того, чтобы вода в бухтах не застаивалась.

Вообще говоря, реке в этом проекте уделено особенное внимание, река его основная тема. Для Москвы это необычно, Москва такой город, где рек, речушек и разной подземной воды вроде бы очень много, но это не ощущается. Московские реки по преимуществу представляются местом грязным, промышленным и неуютным – не то что в Питере, который буквально пронизан культом рек и мостов.

В проекте Дмитрия Александрова все наоборот, он не закрывается от воды, а включает ее в себя, причем достаточно активно. У такого подхода есть свои основания – река здесь еще не очень грязная, здесь еще сравнительно недалеко от Серебряного бора. Вокруг пирсов запланирован яхт-клуб. Над самым большим пирсом нависает, опираясь на поставленные под углом металлические «ножки», здание апарт-отеля, совмещенного с бизнес-центром, на крыше которого задумана вертолетная площадка. Его стеклянный фасад (в проекте дан намек на веселые цветные стекла) становится речным фасадом комплекса. Над вторым и третьим пирсами – общедоступные кафе. Зимой – если Москва-река когда-нибудь вновь замерзнет – запланированы ледовые шоу.

После воды вторая тема проекта – земля. Строго говоря, в современной архитектуре существует три подхода к земле – ее либо перекапывают и уничтожают полностью, либо переносят на крышу, либо наоборот, не трогают и аккуратно культивируют. Нередко в одном проекте совмещаются все три подхода. Здесь, похоже, так и произошло. С одной стороны, в его обосновании написано, что объемы «экскавационных работ» минимальные – это значит, что копать будут только там, где очень-очень надо. С другой стороны, если посмотреть на комплекс в разрезе, то видно, что весь берег превращен в протяженную многоярусную нору из бетонных перекрытий, возвышающихся над землей: линия метро, сейчас открытая, забирается в коробку туннеля, на крыше которого пройдет автодорога и будут установлены столбы, поддерживающие монорельс. Далее к реке – магазины, кафе и паркинги, на крыше которых будет устроен бульвар. Зеленая кровля тянется вдоль всех построек и вдвое увеличивает площади рекреаций. Планируется насыпать около метра грунта, чтобы посадить не только траву, но и неприхотливые деревья с кустарниками. Возникает полноценный бульвар, приподнятый над «настоящим» берегом реки на высоту двух этажей, но при этом расположенный на уровне земли соседнего квартала. Фактически, весь комплекс тщательно вписан в склон речной излучины и использует естественный перепад высот.

«Третий элемент» проекта – люди, точнее, их перемещение. На «разведении потоков» сделан специальный акцент: дело в том, что не все пространства комплекса будут общедоступны – часть из них станет «клубной зоной», куда можно будет попасть по каким-нибудь членским билетам нашего времени (хотя время от времени клубные зоны планируется открывать для широкой публики). Поэтому было необходимо предусмотреть, каким образом будут перемещаться обычные и необычные люди и где будут размещаться автомобили. Машин внутри комплекса не будет, если не считать упомянутую автодорогу на крыше метро, проходящую по его границе. Задумано два въезда: с востока со стороны «Миракс-плаза» и с запада со стороны дома Кикутаке; перед каждым въездом будет устроена парковка – дальше предполагается движение на электромобилях, велосипедах или пешком. Передвигаться между ярусами надо будет по вертикали – на лифтах.

Такая «элементарность» – от слова элемент – не означает упрощения, а скорее наоборот: проект, с одной стороны, сдержан по архитектурным формам – а с другой в нем прочитывается развернутая работа, которая как раз и нужна для «узлового» места – с землей, водой, людьми. Как будто бы раздумывая надо комплексом архитекторы задумывались над каждой из составляющих его «материй» по очереди, что в конце концов привело к рождению неброской, но внутренне сложной структуры.

zooming
Ситуационный план
Генеральный план
Схема транспорта, благоустройства, озеленения
Функциональная схема


Архитектор:
Дмитрий Александров
Проект:
Тендерный проект на архитектурную идею многофункционального рекреационного комплекса на набережной р. Москвы
Россия, Москва, территория проектируемого проезда 1824

Авторский коллектив:
Д.Александров, А. Вартапетова, К. Канунникова, А. Иванов
при участии: А. Гераскина, И. Кеслер

2007 — 2008

Заказчик - компания "Миракс-групп"

14 Апреля 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.